Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония



2015-11-23 2346 Обсуждений (0)
Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония 4.67 из 5.00 3 оценки




Существуют следующие основные модели рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая кон­куренция, монопсония.

Когда на рынке имеется только один продавец, он обладает абсолютной монопольной властью. На таком рынке продавец, варьируя объемами продаж, способен устанавливать свою монопольную цену и получать свои монопольные прибыли, контролируя вход на рынок.

Монополия(греч. моно - один, полео - продаю) - в широком смысле слова – это рынок, на котором господствую­щее, доминирующее положение занимает один хозяйствующий субъект в какой-либо сфере деятельности, вход на рынок для конкурентов закрыт барьерами, а продавец обладает высокой степенью монопольной власти, продавая уникальный товар, не имеющий близких заменителей. В российском законодательстве к монополии относятся фирмы, доминирующие на рынке и имеющие долю рыночных продаж 35% и более.

Монопольная власть - это возможность монопо­листа устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти от­дельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.

Облада­ние монопольной властью отнюдь не означает, что данная фир­ма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, пони­жать) на свой товар посредством изменения объема продаж, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это сво­бода устанавливать цену на свой товар.

Если конкурентная фирма может максимизировать при­быль, лишь варьируя объемом выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя и объемом выпуска и уровнем цен.

В качестве измерителя монопольной власти считается ве­личина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения мо­нопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера: L=(P-MC)/P.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находит­ся между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть. Данный коэффициент монопольной власти может быть так­же выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталки­вается фирма: L= (P-MC)/P = -l/Ed, где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыноч­ного спроса.

В зависимости от путей монополизации рынка различают несколько видов монополий.

Искусственная (предпринимательская) монополия- монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях путем слияний и поглощений. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия.Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие средние (на единицу товара) издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (в России это водо-, газо-, элек­троснабжение, телефонная связь, железнодорожные перевозки, транспортировка газа и т.п.), порождают естественную монополию – такой тип рынка, на котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции и дает возможность устанавливать более низкие тарифы,чем те цены, которые были бы в условиях конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение средних (на единицу товара) издержек производства. Такой эффект получил название – положительный эффект масштаба. При этом товары, производимые естественной монопо­лией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Естественная монополия – это такой рынок, на котором одна фирма способна удовлетворить весь рыночный спрос при положительном эффекте масштаба, то есть с минимальными средними издержками производства. В России тарифы естественных монополий контролирует государство.

Временная монополия -монополия,порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе моно­польного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Та­кая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия –монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на государственное регулирование, на предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку и продажу вооружения, добычу золота, атомную энергетику и т.п.

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополииилиформы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн и др.

Картель- простейшая форма монополистического объ­единения. В отличие от других, более устойчивых форм монопо­листических структур, картели сохраняют финансовую, производительную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влия­ния, условия продаж, использования патентов. Действуют, как правило, в рамках одной отрасли. Попадают под действие анти­монопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществ­ляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением).

Синдикат- организационная форма монополисти­ческого объединения, при которой вошедшие в него промышленные предприятия теряют коммерческую сбытовую само­стоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Здесь сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Синдикаты были широко распространены в дореволюционной России. Возникли между­народные синдикаты, такие, например, как алмазный синдикат «Де Бурс», сосредоточивший в своих руках реализацию прак­тически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Рос­сия, как и многие страны мира, была вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

Трест- форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют производственную и коммерческую самостоятельность, руководство которым осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий, вхо­дящих в него. Трест создается в отраслях, производящих одно­родную продукцию.

Концерн- организационная форма объединения предприя­тий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме про­изводственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируют­ся и управляются единым центром компании.

Пул- форма объединения соглашения между предприни­мателями, получившая распространение в области использова­ния проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным со­глашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступ­лении в пул.

Холдинг- головная компания закрытого типа, компания, владеющая контрольным пакетом акций других компаний, что позволяет контролировать и управлять их деятельностью с целью максимизации прибыли. Холдинг имеет решающее право голоса, действия по средствам механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для про­ведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций.

Предпосылками возникновения монополии являются:

- производство уникальной продукции (отсутствия заменителей);

- наличие низких издержек, связанных с эффектом масштаба;

- исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;

- наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.

Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями или барьерами для проникновения на данный рынок других фирм.

В неоклассической теории считается, что монополизация эко­номики несет отрицательный импульс, ведет к сокращению объе­мов производства и росту цен. Однако существует и противопо­ложная точка зрения. Австрийский экономист Й. Шумпетер кри­тиковал совершенную конкуренцию и защищал монополию при помощи следующих аргументов:

- фирмы в рамках совершенной конкуренции при попытках усовершенствовать технологию могут действовать неэф­фективно, поскольку в их положении труднее оценить и ис­пользовать новые возможности;

- внедрение новых товаров несовместимо с конкуренцией;

- монополизация может увеличить сферу деятельности бо­лее умных людей и уменьшить сферу действия менее ум­ных;

- в распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или малодоступные для его конкурентов;

- мнение о том, что власть монополиста безгра­нична неверно;

- наличие усовершенствованных способов производства и большого управленческого аппарата сдвигает оптимальную для монополиста цену в сторону конкурентной цены.

Олигополия (греч. олиго - немногие и полео - продаю) - это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Част­ным случаем олигополистического рынка является дуополия - рынок, на котором действуют две фирмы. В России большинство отраслей промышленности представлено олигополией – автопром, сотовая связь, машиностроение, добыча полезных ископаемых и пр.

Автором термина «олигополия» является английский писатель XVI в. и один из первых утопистов Томас Мор.

Олигополистические рынки обладают следующими при­знаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации рынка – это процентное отношение про­даж четырех крупнейших фирм к общему отраслево­му объему выпуска продукции.

Второй показатель – это индекс Херфиндаля, характеризующий уровень концентрации рынка.Он рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат про­центных долей рыночных продаж каждой фирмы, реализующей продукцию на данном рынке:

H = S12+S2 2 + S 3 2...+ Sn2,

где — S1 доля рынка (в %) у фирмы, обеспечивающей наи­больший объем поставок; S2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

Критическим значением индекса Херфиндаля является 1400. Индекс выше 1400 свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне концентрации рынка (отрасли).

Действия участников олигополии включают в себя попытки установить контроль над ценами, рекламирование продукции и установление желаемой величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Отсюда в олигополии возникает всеобщая взаимозависимость. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые устанавливаются монопольными фир­мами. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм.

Выделяются следующие типы олигопольных рынков:

- независимая олигополия - конкуренты не вступают в сго­вор;

- явная, или открытая, или некооперированная олигополия -конкуренты вступают в сговор между собой открыто;

- тайная, скрытая или кооперированная олигополия - кон­куренты вступают в сговор между собой тайно;

- плотная, или компактная, олигополия - 4 ведущих пред­приятия реализуют не менее 60% продукции на рынке;

- просторная олигополия - 4 ведущих предприятия реали­зуют менее 40% продукции на рынке.

Олигопсония - это такая структура рынка факторов производ­ства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Олигопсония сходна с оли­гополией в том, что конкурирующие фирмы осознают свою взаи­мозависимость.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференциро­ванный продукт, конкурируют между собой. Каждая фирма обладает небольшой дозой монопольной власти, имея свой сегмент рынка, своих покупателей. Вход на рынок для конкурентов относительно свободный.

Термин «монополистическая конкуренция» впервые появился в книге американского экономиста Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.). Предлагая термин «монополистическая конкуренция», ученый из Нового Света применил стилистическую фигуру «оксюморон», означающую сочетание слов с противопо­ложным значением (например, «белые ночи», «женатый холостяк», «мертвые души», «вор в законе», «обыкновенное чудо»). Действи­тельно, нет ничего в экономике более противоположного, чем кон­куренция и монополия.

Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовер­шенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Про­дукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупа­тели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Дифференциа­ция продукта означает, что товар, продавае­мый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциа­ция может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий. В тех случаях, когда существует возможность дифференциа­ции, объем сбыта продукции зависит от того, насколько удачным является отличие данного товара от товара конкурента и насколько данное отличие способно заинте­ресовать покупателей.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монополь­ной (хотя и ограниченной) власти за счет дифференциации продукта и возможность воздействия на цены снижают эффективность использо­вания ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удо­влетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Монопсония - разновидность монополии. Это способность единственного покупателя на рынке определенного товара (или ресурса) влиять на цену товара или услуги у множества товаропроизводите­лей-продавцов. Монопсония - зеркальное отражение монополии, здесь действуют такие же правила, как и для монополии.

Особенность монопсонии заключается в том, что покупатель, а не продавец назначает цену на товар. Подобное положение иногда наблюдается на рынках факторов производства. В России есть небольшие города, где существует только одно предприятие, где можно продать свою рабочую силу. В данном случае предп­риятие является монопсонистом. По законам экономики цена должна нести в себе прибыль для товаропроизводителя. Исходя из этого, устанавливается зарплата рабочим и служащим этого предприятия. Нарушение этого правила со стороны монопсониста может привести к развалу ряда сегментов на рынке и к массовым увольнениям.

 

Таблица 3.1

Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции

Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизованный или дифференци-рованный Дифференцированный
Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Незначительный
Условия вступления в отрасль Вступление блокировано барьерами   Существенные препятствия Сравнительно легкие
Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника Пищевая, легкая промышленности, розничная торговля, сфера мелких услуг

 



2015-11-23 2346 Обсуждений (0)
Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)