Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония
Существуют следующие основные модели рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония. Когда на рынке имеется только один продавец, он обладает абсолютной монопольной властью. На таком рынке продавец, варьируя объемами продаж, способен устанавливать свою монопольную цену и получать свои монопольные прибыли, контролируя вход на рынок. Монополия(греч. моно - один, полео - продаю) - в широком смысле слова – это рынок, на котором господствующее, доминирующее положение занимает один хозяйствующий субъект в какой-либо сфере деятельности, вход на рынок для конкурентов закрыт барьерами, а продавец обладает высокой степенью монопольной власти, продавая уникальный товар, не имеющий близких заменителей. В российском законодательстве к монополии относятся фирмы, доминирующие на рынке и имеющие долю рыночных продаж 35% и более. Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема продаж, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это свобода устанавливать цену на свой товар. Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объемом выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя и объемом выпуска и уровнем цен. В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера: L=(P-MC)/P. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть. Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма: L= (P-MC)/P = -l/Ed, где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. В зависимости от путей монополизации рынка различают несколько видов монополий. Искусственная (предпринимательская) монополия- монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях путем слияний и поглощений. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Естественная монополия.Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие средние (на единицу товара) издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (в России это водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь, железнодорожные перевозки, транспортировка газа и т.п.), порождают естественную монополию – такой тип рынка, на котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции и дает возможность устанавливать более низкие тарифы,чем те цены, которые были бы в условиях конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение средних (на единицу товара) издержек производства. Такой эффект получил название – положительный эффект масштаба. При этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Естественная монополия – это такой рынок, на котором одна фирма способна удовлетворить весь рыночный спрос при положительном эффекте масштаба, то есть с минимальными средними издержками производства. В России тарифы естественных монополий контролирует государство. Временная монополия -монополия,порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Государственная монополия –монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на государственное регулирование, на предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку и продажу вооружения, добычу золота, атомную энергетику и т.п. В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополииилиформы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн и др. Картель- простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур, картели сохраняют финансовую, производительную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют, как правило, в рамках одной отрасли. Попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением). Синдикат- организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него промышленные предприятия теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Здесь сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Синдикаты были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, такие, например, как алмазный синдикат «Де Бурс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, была вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Трест- форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют производственную и коммерческую самостоятельность, руководство которым осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий, входящих в него. Трест создается в отраслях, производящих однородную продукцию. Концерн- организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Пул- форма объединения соглашения между предпринимателями, получившая распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул. Холдинг- головная компания закрытого типа, компания, владеющая контрольным пакетом акций других компаний, что позволяет контролировать и управлять их деятельностью с целью максимизации прибыли. Холдинг имеет решающее право голоса, действия по средствам механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций. Предпосылками возникновения монополии являются: - производство уникальной продукции (отсутствия заменителей); - наличие низких издержек, связанных с эффектом масштаба; - исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам; - наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п. Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями или барьерами для проникновения на данный рынок других фирм. В неоклассической теории считается, что монополизация экономики несет отрицательный импульс, ведет к сокращению объемов производства и росту цен. Однако существует и противоположная точка зрения. Австрийский экономист Й. Шумпетер критиковал совершенную конкуренцию и защищал монополию при помощи следующих аргументов: - фирмы в рамках совершенной конкуренции при попытках усовершенствовать технологию могут действовать неэффективно, поскольку в их положении труднее оценить и использовать новые возможности; - внедрение новых товаров несовместимо с конкуренцией; - монополизация может увеличить сферу деятельности более умных людей и уменьшить сферу действия менее умных; - в распоряжении монополиста могут находиться способы производства, недоступные или малодоступные для его конкурентов; - мнение о том, что власть монополиста безгранична неверно; - наличие усовершенствованных способов производства и большого управленческого аппарата сдвигает оптимальную для монополиста цену в сторону конкурентной цены. Олигополия (греч. олиго - немногие и полео - продаю) - это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Частным случаем олигополистического рынка является дуополия - рынок, на котором действуют две фирмы. В России большинство отраслей промышленности представлено олигополией – автопром, сотовая связь, машиностроение, добыча полезных ископаемых и пр. Автором термина «олигополия» является английский писатель XVI в. и один из первых утопистов Томас Мор. Олигополистические рынки обладают следующими признаками: а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт; в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок; г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации рынка – это процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции. Второй показатель – это индекс Херфиндаля, характеризующий уровень концентрации рынка.Он рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рыночных продаж каждой фирмы, реализующей продукцию на данном рынке: H = S12+S2 2 + S 3 2...+ Sn2, где — S1 доля рынка (в %) у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д. Критическим значением индекса Херфиндаля является 1400. Индекс выше 1400 свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне концентрации рынка (отрасли). Действия участников олигополии включают в себя попытки установить контроль над ценами, рекламирование продукции и установление желаемой величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Отсюда в олигополии возникает всеобщая взаимозависимость. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые устанавливаются монопольными фирмами. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Выделяются следующие типы олигопольных рынков: - независимая олигополия - конкуренты не вступают в сговор; - явная, или открытая, или некооперированная олигополия -конкуренты вступают в сговор между собой открыто; - тайная, скрытая или кооперированная олигополия - конкуренты вступают в сговор между собой тайно; - плотная, или компактная, олигополия - 4 ведущих предприятия реализуют не менее 60% продукции на рынке; - просторная олигополия - 4 ведущих предприятия реализуют менее 40% продукции на рынке. Олигопсония - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы осознают свою взаимозависимость. Монополистическая конкуренция - рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт, конкурируют между собой. Каждая фирма обладает небольшой дозой монопольной власти, имея свой сегмент рынка, своих покупателей. Вход на рынок для конкурентов относительно свободный. Термин «монополистическая конкуренция» впервые появился в книге американского экономиста Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.). Предлагая термин «монополистическая конкуренция», ученый из Нового Света применил стилистическую фигуру «оксюморон», означающую сочетание слов с противоположным значением (например, «белые ночи», «женатый холостяк», «мертвые души», «вор в законе», «обыкновенное чудо»). Действительно, нет ничего в экономике более противоположного, чем конкуренция и монополия. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Дифференциация продукта означает, что товар, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий. В тех случаях, когда существует возможность дифференциации, объем сбыта продукции зависит от того, насколько удачным является отличие данного товара от товара конкурента и насколько данное отличие способно заинтересовать покупателей. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти за счет дифференциации продукта и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства. Монопсония - разновидность монополии. Это способность единственного покупателя на рынке определенного товара (или ресурса) влиять на цену товара или услуги у множества товаропроизводителей-продавцов. Монопсония - зеркальное отражение монополии, здесь действуют такие же правила, как и для монополии. Особенность монопсонии заключается в том, что покупатель, а не продавец назначает цену на товар. Подобное положение иногда наблюдается на рынках факторов производства. В России есть небольшие города, где существует только одно предприятие, где можно продать свою рабочую силу. В данном случае предприятие является монопсонистом. По законам экономики цена должна нести в себе прибыль для товаропроизводителя. Исходя из этого, устанавливается зарплата рабочим и служащим этого предприятия. Нарушение этого правила со стороны монопсониста может привести к развалу ряда сегментов на рынке и к массовым увольнениям.
Таблица 3.1 Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |