Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Инфляция и формы ее проявления




 

Инфляция– это кризисное состояние денежной системы, что означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Выражается в обесценивании денег, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Термин (инфляция) появился в середине 19 века и связан с огромным выпуском бумажных долларов («гринбеков»), в годы Гражданской войны США (1861-1865гг).

Термин «инфляция» буквально означает «вздутие» и действительно, финансирование государственных расходов (в периоды экстремального развития экономики во время войн и революций) при помощи бумажно-денежной эмиссии, с прекращением размена банкнот на драгоценный металл приводило к «вздутию» денежного обращения и обесценивания бумажных денег.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики:

- между различными сферами народного хозяйства;

- между накоплением и потреблением;

- спросом и предложением;

- доходами и расходами государства;

- денежной массы в обращении и потребностями страны в деньгах.

 

Причины инфляции:

1) внутренние причины:

- не денежные факторы – это государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера (революции, войны и т.д.)



- денежные факторы - это кризис государственных финансов (дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия наличных денег, увеличение массы кредитных денег и уменьшение скорости обращения денег)

2) Внешние причины – это мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный и т.д.)

- валютная политика государств направленная на экспорт инфляции;

- нелегальный экспорт золота и валюты.

 

 

Виды инфляции.

 

Для оценки и измерения инфляций используют показатель индекса цен, который измеряет соотношение между ценой потребительской корзины (определённый набор потребительских товаров и услуг) в текущем и базовом периодах.

В зависимости от темпов роста цен различают инфляцию следующих видов:

- ползучая (рост цен 3-4% в год может быть до 10%)- характерно для развитых стран.

- галопирующая (рост цен 10-50% до 100%) – преобладает в развивающихся странах.

- гиперинфляция (рост цен более 100%) – свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку экономики страны (в т.ч. войны, революции и т.д.)

 

Типы инфляции

 

В зависимости от причины, которая преобладает, различают два вида инфляции:

1. Инфляция спроса – рост цен происходит под влиянием роста совокупного спроса, избытка денег. Спрос на товары больше, чем их предложение, что ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров вызывает образование «черного» рынка. Происходит увеличение денежной массы без увеличения объема товаров.

Причины:

- милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционирует на рынке, ее приобретает государство и направляет в запас.

- дефицит бюджета и рост государственного долга. Дефицит покрывается эмиссией денег, государственными займами;

- кредитная экспансия банков. Выпуск кредитных денег в качестве средства платежа.

- приток иностранной валюты, т.е. увеличение денежной массы без увеличения объема товаров.

 

2. Инфляция издержек производства (инфляция предложения) – рост цен происходит за счет уменьшения производимого объема товаров без увеличения денежной массы.

 

Причины:

- снижение производительности труда, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, сокращение предложения товаров и услуг, а, следовательно, и к уменьшению прибыли. В конечном итоге это сказывается на снижении объема производства, ведет к сокращению предложения товаров и к росту цен.

- рост заработной платы (повышение з/п вызывает рост цен и новое повышение з/п)

- высокие косвенные налоги

- энергетический и др. кризисы.

 

Основные методы борьбы с инфляцией.

1. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Методы проведения:

- нуллификация - объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введении новой;

- реставрация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (ФРГ, 1960 -1962 г.г.)

- девальвация - снижение золотого содержания в денежной единице или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;

- деноминация (метод зачёркивания нулей) – укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных единиц на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах в банках, балансы предприятий.

2. Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленной на борьбу с инфляцией. Существуют 2 основных пути такой политики:

- дефляционная политика – это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиление налоговой нагрузки, ограничение денежной массы. Эта политика ведет к замедлению экономического роста.

- политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

3. Особой формой борьбы с инфляцией, которую использовали страны (Польша, Израиль) при галопирующей инфляции, была шоковая терапия – это стимулирование развития рыночных отношений, свободное ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие – резкое снижение жизненного уровня населения.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)