Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям



2015-11-23 415 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок




В центре современного занятия со студентами-бакалаврами должны находится не только преподавание, а обучение, самостоятельная и ответственная работа студента над материалом. Результаты этой самостоятельной работы можно увидеть в ходе проведения семинарских занятий.

Семинарские занятия проводятся с целью определения степени освоенности материала и углубления знаний по каждой конкретной теме всеми студентами очной формы обучения.

Цель проведения семинарских занятий определяют его задачи:

- выявление уровня знаний и степени понимания студентами материалов конкретной темы;

- формирование и развитие навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми документами и научной литературой;

- развитие способности студентов-бакалавров к самостоятельному правовому мышлению;

- умение анализировать различные дискуссионные позиции ученых и правоприменителей относительно предмета изучения;

- приобретение бакалаврами практических навыков оформления и составления уголовно-процессуальных документов.

Проведение семинарских занятий, в зависимости от его специфики и вида, может включать в себя различные активные и интерактивные формы проверки знаний:

- фронтальный экспресс-опрос группы;

- выступление с докладом (мини конференция);

- решение задач с использованием уголовно-процессуального законодательства;

- научная дискуссия;

- коллоквиум;

- семинар в диалоговом режиме;

- разбор конкретных ситуаций;

- игровой судебный процесс;

- разбор результатов работы студенческой исследовательской группы;

- решение тестовых заданий в письменной или устной форме.

Предложенные формы проведения интерактивных семинарских занятий могут комбинироваться, а также сочетаться друг с другом по усмотрению преподавателя.

Подготовка к семинарскому занятию должна начинаться с определения его задач, которые, как правило, вытекают из вопросов, выносимых для обсуждения на семинарском занятии.

Семинарские занятия в интерактивной форме проводятся согласно предусмотренному сценарию и регламенту. Каждое занятие начинается со вступительного слова преподавателя и заканчивается подведением итогов семинарского занятия.

 

Фронтальный экспресс опрос.

Для проведения семинарского занятия в данной форме необходимо разделение группы на «минигруппы» по 3-5 человек, в каждой группе избирается эксперт, в обязанности которого входит фиксация всех идей и отбор наиболее удачных.

В ходе фронтального экспресс-опроса студенты дают чёткие и краткие ответы на вопросы преподавателя по заданной теме.

В опросе принимают участие все студенты группы.

Регламент обсуждения ответа на поставленный вопрос решается преподавателем в зависимости от сложности вопроса, но не более 5 минут.

 

Выступление с докладом (мини конференция).

Проведение семинарского занятия в форме мини конференции предполагает выступление студентов группы с докладами по проблемным, актуальным и дискуссионным вопросам обозначенной преподавателем темы.

Доклады на семинарское занятие готовят все студенты группы. Очередность выступающих устанавливается преподавателям по его усмотрению. Выступающему задаются вопросы как преподавателем, так и студентами группы.

Регламент выступления в среднем – 5 минут.

 

Решение задач с использованием уголовно-процессуального законодательства.

В ходе семинарского занятия в данной форме студенты письменно решают предложенные преподавателем задачи в рамках изучаемой и ранее изученных уголовно-процессуальных тем. Для этого каждому студенту выдается персональная карточка с номером задачи и условием (задачи у всех студентов разные). Для решения задач студенту разрешается пользоваться уголовно-процессуальным кодексом и уголовным кодексом (в случае необходимости), решение задачи оформляется письменно, ответ должен быть грамотно мотивирован.

По окончании решения задач, решение сдается преподавателю для проверки, после чего группа приступает к коллективному обсуждению вариантов решения данных задач под контролем преподавателя.

Регламент: решение задачи – 30-40 минут, оставшееся время группа обсуждает решение.

Семинарское занятие в форме научной дискуссии.

Семинарское занятие в форме групповой дискуссии представляет собой групповое обсуждение изучаемой темы. В процессе дискуссии студенты высказывают сформировавшееся в процессе изучения вопросов темы мнение, делятся своими выводами, предположениями и научными интересами в сфере обозначенной темы, обсуждают выявленные проблемы и формулируют, на их взгляд, оптимальные пути их разрешения.

В обсуждении участвуют все студенты группы.

Коллоквиум.

Семинарское занятие в форме коллоквиума представляет собой беседу преподавателя с каждым студентом группы персонально с целью выяснения его уровня знаний, а так же с целью установления пробелов в знаниях каждого из студентов группы.

Преподаватель заранее обговаривает со студентами группы перечень тем выносимых на коллоквиум.

Семинар в диалоговом режиме с представлением научных докладов.

Интерактивная форма проведения семинарского занятия в данной форме представляет собой научную полемику между студентами группы, обсуждения докладов по проблемным и дискуссионным темам, прослушанным в ходе занятия.

Для проведения семинарского занятия в диалоговом режиме с представлением научных докладов назначаются ответственные студенты-докладчики в количестве 4-7 человек, которые готовят научные доклады по заданной теме. Остальные студенты группы изучают тему семинарского занятия и задают вопросы докладчикам, участвуют в обсуждении обозначенных проблем.

Регламент выступления: докладчики – 5 минут; обсуждение – 10 минут.

 

Семинарское занятие в форме мини конференции с разбором конкретной ситуации.

Для проведения подобного семинарского занятия, студенты делятся на несколько групп, каждая из которых подробно изучает проблемные вопросы по заданной теме. На основе изучения теоретического материала, студенты каждой группы готовят научные тезисы для выступления на семинаре.

Представитель студенческой группы выступает с тезисами, после чего студенты оставшихся групп задают свои вопросы, ответы на которые может давать как докладчик, так и члены его группы.

Вторая часть семинарского занятия отводится для решения и разбора конкретных ситуаций вследствие чего студентами всех групп решаются уголовно-процессуальные задачи, составленные преподавателем на основе судебной практики. Группа первой решившая и разобравшая предложенную ситуацию поднимает руку и предлагает свой вариант решения, который может обсуждаться другими участниками в поиске единственно верного варианта ответа.

В разборе конкретной ситуации и научной дискуссии принимают участие все студенты группы.

Регламент выступления: научные тезисы – 4 минуты, 5-7 минут – дискуссия. Оставшееся время отводится для разбора предложенных ситуаций.

 

Игровой судебный процесс.

Интерактивная форма проведения семинарского занятия в форме игрового судебного процесса представляет собой моделирование судебного разбирательства в суде с участием присяжных заседателей.

Ролевая игра проводится отдельно в каждой группе. К непосредственному участию в игре привлекаются все студенты группы.

Между студентами распределяются роли участников уголовного судопроизводства и предоставляются материалы учебного уголовного дела.

Преподаватель осуществляет оценку работы участников деловой игры, отражая ее результаты в журнале учета успеваемости.

 

Разбор результатов работы студенческой исследовательской группы.

Для проведения семинарского занятия в данной форме студенты группы заранее разделяются на 3-4 исследовательские группы и определяют для себя актуальную тему исследования в зависимости от темы предусмотренной учебным планом. Образованные исследовательские группы осуществляют научную разработку проблем в рамках обозначенных ими тем исследований.

На семинарском занятии студенты освещают методы исследования выбранной темы, обосновывают актуальность и новизну исследования, проблемы и возможные варианты их устранения.

Результаты студенческих работ на семинарском занятии подлежат всеобщему обсуждению.

Регламент: 10-15 минут на выступление и полемику по одной исследовательской группе.

Решение тестовых заданий в письменной или устной форме.

В ходе семинарского занятия студенты группы решаю предложенные преподавателем тестовые занятия по обозначенной теме. Для этого каждому студенту выдается индивидуальное тестовое задание с таблицей для заполнения ответами.

В зависимости от объема и сложности тестовых заданий, время может варьироваться от 30 минут до окончания семинарского занятия.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства РФ. Основные категории уголовно-процессуального права.

 

Семинар в диалоговом режиме

 

1. Понятие и сущность уголовно-процессуального права.

2. Понятие, назначение уголовного судопроизводства.

3. Стадии уголовного процесса: общая характеристика.

4. Процессуальная форма уголовного процесса.

5. Типы (формы) уголовного процесса.

6. Уголовно-процессуальные правоотношения.

7. Уголовно-процессуальные нормы и их толкование уголовно-процессуальные нормы.

8. Уголовно-процессуальные функции.

9. Уголовно-процессуальные гарантии.

 

Нормативно-правовые акты:

Конституция РФ.

УПК РФ.

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. / В кн.: Права человека. Основные международные документы. – М.: Международные отношения, 1989.

Официальные акты высших судебных органов:

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан. // СЗ РФ. 2005. № 14. Ст. 1271.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». // Бюллетень Верховного Суда РФ (далее - БВС РФ). 1996. № 1.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». // РГ. 2003. 2 дек.

Литература:

Уголовно-процессуальное право. Учебник. Бакалавр. Углубленный курс. / Под.ред: Лебедев В.М. - Изд-во: М., Юрайт. 2013. *

Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Практическое пособие. / Под. ред.: Лебедева В. М., Божьев В. П. – М.: Юрайт-Издат, 2010. *

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. 1-е издание / Под. ред. Петрухин И.Л., Михайловская И.Б. – М.: Проспект, 2009.*

Уголовный процесс: Учебник / А.И. Глушков, А.В. Земскова, В.В. Мельник; Отв. ред. А.В. Гриненко. - 3-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. **

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.: Лупинская П.А., Л. А. Воскобитова. - М.: Норма Инфра-М, 2013. **

Зорькин В. За правовой диалог между Европейским Судом и европейскими конституционными судами. // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2005. № 5.

Козлов А.П., Учение о стадиях преступления. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. *

Козявин А. А. Социальное назначение и функции уголовного судопризводства. – М.: Юрлитинформ, 2010.

Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма). - М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Радько Т. Н. Основы уголовно-процессуального права. – М.: Проспект, 2010.

Тулянский Д. В. Стадия исполнения приговора в уголовном судопроизводстве. – М.: Юрлитинформ, 2010.

 

 

Семинар 2. Источники уголовно-процессуального права.

1. Понятие источников уголовно-процессуального права РФ.

2. Развитие отечественного уголовно-процессуального законодательства.

3. Конституция РФ как источник уголовно-процессуального права РФ.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, его место в системе законодательства РФ, структура.

5. Федеральные законы как источники уголовно-процессуального права РФ.

6. Уголовно-процессуальное законодательство РФ и международное право.

7. Решения Конституционного Суда РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, их роль и значение в уголовном судопроизводстве.

 

Нормативно-правовые акты:

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. / В кн.: Права человека. Основные международные документы. – М.: Международные отношения, 1989.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, вступившая в силу 10.12.1994 г. – раздел IV. // СЗ РФ. 1995 г. №17, ст.1472.

Конституция РФ.

УПК РФ,

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // РГ. 1995. № 229. / СПС КонсультантПлюс.

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ, 1994. № 13. Ст. 1447. / СПС КонсультантПлюс.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // РГ. 1997. № 3. / СПС КонсультантПлюс.

Официальные акты высших судебных органов:

Постановление ЕСПЧ от 15.07.2010 Дело «Владимир Кривоносов (Vladimir Krivonosov) против Российской Федерации» (жалоба № 7772/04) По делу заявитель жалуется на негуманные условия содержания под стражей до суда, на чрезмерную длительность и отсутствие эффективного механизма обжалования продления сроков содержания его под стражей, длительность производства по уголовному обвинению в ряде тяжких преступлений. По делу допущено нарушение требований ст. 3, п. п. 3, 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2011. № 5.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международных договоров Российской Федерацией». // РГ. 2003., 2 дек.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан. // СЗ РФ. 2005. № 14. Ст. 1271.

Литература:

Уголовно-процессуальное право. Учебник. Бакалавр. Углубленный курс. / Под.ред: Лебедев В.М. - Изд-во: М., Юрайт. 2013. *

Уголовный процесс: Учебник / А.И. Глушков, А.В. Земскова, В.В. Мельник; Отв. ред. А.В. Гриненко. - 3-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. **

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.: Лупинская П.А., Л. А. Воскобитова. - М.: Норма Инфра-М, 2013. **

Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Практическое пособие. / Под. ред.: Лебедева В. М., Божьев В. П. – М.: Юрайт-Издат, 2010. *

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. 1-е издание / Под. ред. Петрухин И.Л., Михайловская И.Б. – М.: Проспект, 2009.*

Алексеева Л.Б. Практика применения статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека. Право на справедливое правосудие и доступ к механизмам судебной защиты. - М.: Рудомино, 2000.

Демидов В. В., Боровиков В. Б., Галахова А.В. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного суда Российской Федерации. Сборник материалов судебной практики. Изд-во: М., «Норма». 2011.

Зименко Б.Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции: Справочное пособие. – М.: Статут; РАП, 2005.*

Еникеев З. Д. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях конституционного суда Российской Федерации. Практическое пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2011.

Ковтун Н.Н. Иерархическое место Конвенции о защите прав человека и основных свобод в системе источников уголовно-процессуального права России. // Мировой судья. 2006. №7.

Лебедев В. М. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2011.

Дорошков В. В. Законопроекты об изменениях норм УК и УПК РФ поступают нам каждый день // Уголовный процесс. 2011. № 12.

 

 

Семинар 3. Принципы уголовного судопроизводства.

 

Мини-конференция с элементами научной дискуссии

 

1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.

2. Система принципов уголовного судопроизводства.

3. Законность как общеправовой принцип.

4. Публичность.

5. Осуществление правосудия только судом.

6. Уважение чести и достоинства личности;

7. Неприкосновенность личности;

8. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

9. Неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

10. Презумпция невиновности.

11. Состязательность сторон.

12. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

13. Свобода оценки доказательств.

14. Язык уголовного судопроизводства.

15. Право на обжалование действий и решений.

16. Разумный срок судопроизводства.

 

Нормативно-правовые акты:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод. // СЗ РФ, 2001. №2, ст.163.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10 декабря 1984 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. (далее - Конвенция против пыток).

Всеобщая Декларация прав человека (Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989; // РГ. 1998. 10 дек.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

Конституция РФ.

УПК РФ.

Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ ( в ред. от 29.06.2015) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». // РГ. 2010. № 94.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» (Ст. 15. Тайна связи). // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст.3697.

Официальные акты высших судебных органов:

Постановление ЕСПЧ от 20 января 2005 года (вынесено I Секцией) «Майзит против России» (по жалобам о нарушениях ст.3 Конвенции). // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. -2005. -№6.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Постановление КС РФ) от 12 мая 2005 г. № 182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой С.В. на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2005. №28. Ст.2904.

Литература:

Уголовно-процессуальное право. Учебник. Бакалавр. Углубленный курс. / Под.ред: Лебедев В.М. - Изд-во: М., Юрайт. 2013. *

Уголовный процесс: Учебник / А.И. Глушков, А.В. Земскова, В.В. Мельник; Отв. ред. А.В. Гриненко. - 3-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. **

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.: Лупинская П.А., Л. А. Воскобитова. - М.: Норма Инфра-М, 2013. **

Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Практическое пособие. / Под. ред.: Лебедева В. М., Божьев В. П. – М.: Юрайт-Издат, 2010. *

Бородинов В.В. Нарушение принципов уголовного процесса – основание отмены приговора // Российская юстиция. – 2002. - №8.

Бурмагин С. Принцип состязательности в теории и судебной практике. // Российская юстиция. 2001. №5.

Лопаткина И. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве. // Российская юстиция. 2002. №11. *

Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно – процессуальная форма). – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Проценко В. Критерии систематизации принципов уголовного судопроизводства. // Российская юстиция. 2005. № 1-2. *

Панькина И. Ю. Презумпция невиновности: теория и практика реализации в Российском уголовном процессе. – М.: Юрлитинформ, 2010.

Радутная Н.В. Состязательность в уголовном судопроизводстве России. – М.: РАП, 2005.

Радутная Н.В. Особенности воплощения принципа состязательности и равноправия сторон в уголовно-процессуальном законодательстве. - М.: РПА МЮ РФ, 2003.*

Шестакова С.Д. Состязательность уголовного процесса. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

Мельников В. Ю. Структурная характеристика механизма обеспечения и реализации защиты прав личности в уголовном судопроизводстве. // Российский судья. 2011. № 7.

 

 



2015-11-23 415 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)