Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 3. Античная философия




Ф И Л О С О Ф И Я

 

Учебно-методическое пособие

для студентов-заочников

 

Составители

А. С. Тихонов

Д. Н. Воробьев

 

Чебоксары 2015

ББК 87я73

УДК 1(075.8)

Ф 912

 

Философия : учебно-методическое пособие для студентов-заочников / сост. А. С. Тихо­нов, Д. Н. Воробьев. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 70 с.

 

Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

(протокол №11 от 26.06.2015)

 

Рецензенты:

 

Степанов А. Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»

 

Кузьмина Г. П., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

 

Учебно-методическое пособие содержит учебно-тематический план, тематику семинарских занятий и контрольных работ, методические указания по их выполнению. Составлено в помощь студентам-заочникам ЧГПУ им. И. Я. Яковлева всех направлений и профилей подготовки, изучающим дисциплину «Философия».

 

 

© Тихонов А. С., Воробьев Д. Н., составление, 2015

© ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педа­го­гический университет им. И. Я. Яковлева», 2015

Оглавление

 

1. Учебная программа: развернутый тематический план. 4

2. Тематика и планы семинарских занятий. 22

3. Методические указания по выполнению контрольных работ. 29

4. Тематика контрольных работ. 39

5. Учебная литература. 61

6. Перечень примерных вопросов к экзамену. 68

 

 

 

1. Учебная программа: развернутый тематический план

Тема 1. Философия: предмет, круг проблем и их специфика

Философия как знание, мудрость, стиль жизни, форма само­утверждения человека в мире, способ человека быть самим собой и нахождения ответов на жизненно-смысловые вопросы.

Культурно-исторические предпосылки и общественно-исто­рический характер философии.

Предмет философии и ее основные задачи. Современные дис­куссии о предмете философии.

Проблема «человек-мир» как центральная философская проблема, особенности ее постановки и решения в различных философских системах. Основной вопрос философии, его статус в системе философских проблем и способы решения. Материализм, идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, гностицизм и агностицизм. Многообразие, плюрализм, поли­морфизм и полифонизм философских взглядов, представлений и учений.

Философия как теоретический тип мировоззрения. Структура миро­воззрения. Мироощущение, мировосприятие, миропред­став­ление.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука. Особенности философского мировоззрения: предельная степень абстракции («абстракция абстракций») и обобщения, рациональность, системность, критичность и др. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Основные разделы философии: онтология, гносеология, эпи­с­темология, история философии, логика, диалектика, фило­софская антропология, социальная философия, этика, эстетика, аксиология, философия глобальных проблем.

Философия в системе культуры и философская культура. Роль философии в жизни человека и общества. Философия и идеология. Философия и политика. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство.

Функции философии: познавательная (гносеологическая), онто­логическая, мировоззренческая, критически-рефлексивная, мето­дологическая, ценностная (аксиологическая), гумани­стическая, культурно-просветительская, интеграционная, норма­тивно-регулятивная.

Часть I. История философии

Тема 2. Философия Древнего мира

Культурно-исторические предпосылки философии Древнего Вос­тока. Кризис родовой морали и мифологического мировоззрения.

Формирование восточного и западного стилей философ­ствования.

Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра­философии. Переход от пра-философии к философии.

Основные направления и школы древнеиндийской философии. Ведический этап и упанишады. Ортодоксальные (веданта, санкхъя, миманса, йога, нъяя, вайшешика) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята) учения.

Джайнизм о личности человека. Три драгоценности в этике джайнизма: правильная вера, правильное понимание, пра­вильное знание. Правильная жизнь как аскеза.

Буддийская картина мира. Учение о спасении. Четыре благород­ные истины. Понятие «благой восьмеричный путь». Нрав­ст­венные предписания (пять заповедей) буддизма. Возможность освобождения от сансары. Нирвана как конечная цель сущест­вования.

Специфика мировоззрения древних китайцев. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственная направленность. Централь­ные понятия китайской философии: Ци, Инь, Ян, Дао, Дэ. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, моизм, «школа законников» (легизм), школа имен. Учение Конфуция – своеобразный тип восточной мудрости. Антропоцентризм фило­софии Конфуция, размышления о природе человека, его основных достоинствах и условиях его развития. Разработка принципов доброго правления.

 

Тема 3. Античная философия

Античная философия – мировоззренческая революция во взглядах древних на устройство мира (космоса). Особенности античной философии: космоцентризм, стихийная диалектика, выделение двух направлений - материализма и идеализма, опора на разум, постановка коренных, фундаментальных проблем философии.

Проблема периодизации истории античной философии.

Чувственно-материальный космос как объект античной философии. Космоцентризм – основополагающий принцип античной философии. Поиск первоэлементов мира (вещест­венных и идеальных субстанций) как начало философско-теоретического мышления.

Доклассический этап древнегреческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит Эфесский. Пифагор и его школа. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Эмпедокл, Анаксагор, атомисты (Левкипп и Демокрит). Софисты (Протагор, Горгий), софизмы и софистика.

Классический этап древнегреческой философии. Школа Сократа – рождение философии нового типа. Проблема внутреннего мира человека, субъекта, морали, добродетели, души, познания и самопознания в этическом рационализме и диалектике Сократа. Философский метод Сократа и его структура: ирония, майевтика, индукция и дефиниция (понятийное определение общего).

Объективный идеализм Платона. Учение Платона об идеях, о душе, о происхождении и строении космоса, познании и категориях, о диалектике. Учение об обществе, законах, спра­ведливости. Теория «идеального государства» Платона.

Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии.

Онтология Аристотеля. Материя и форма, потенциальное и актуальное. Логика, методология и наукоучение Аристотеля. Классификация наук. Этические взгляды, учение об обществе и государстве.

Школы эллинизма: стоицизм (Марк Аврелий, Цицерон, Сенека, Плутарх), эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар), скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)