Тема 17. Философское учение о ценностях
Понятия «ценность», «ценностные отношения», «ценностные ориентации». Сущность ценностей. Ценностный (аксиологический) аспект отношения человека к миру как структурообразующий компонент мировоззрения. Аксиология: возникновение и развитие. Ценности как ядро культуры. Типология ценностей. Материальные и духовные ценности, их связь и соотношение. Экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности. Ценности человека и ценности общества. Положительные и отрицательные, предметные и субъектные, классовые, национальные, общечеловеческие ценности. Современный мир и приоритет общечеловеческих ценностей. Труд и собственность как ценности. Человеческая жизнь как абсолютная ценность. Единство и различие аксиологического и гносеологического подходов к явлениям действительности. Гуманитаризация, экологизация и интеграция науки как проявление общности познавательных целей и этических ценностей. Философия, наука, знание, образование и воспитание как ценно- сти. Этика науки. Свобода как важнейшая ценность человека. Моральные нормы и ценности науки (по Р. Мертону): универсализм, бескорыстность, всеобщность, организованный скептицизм. «Контрнормы» (по Я. Митроффу): партикуляризм, пристрастность оценок, «организованный догматизм» в защите выбранной концепции. Интересы, мотивы, потребности, убеждения, вера, установки, оценки, запреты, императивы, цели как формы выражения ценностных ориентаций и элементы ценностного содержания человеческой деятельности. Ценностные ориентации и внутренняя структура личности. Типы личностного отношения к ценностям: конформизм, нонконформизм, лоялизм (солидаризм). Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.
Тема 18. Философия природы и глобальные проблемы современности Понятие «природа». Природа как материальная система. Струк- турные элементы природы и их взаимосвязь. Природа как предмет философского анализа. Формы восприятия природы в истории философии и культуры. Глобальные проблемы современности: понятие, их возникнове-ние, содержание, особенности, динамика. Критерии глобальности. Система и иерархия глобальных проблем, их типология. Человек как глобальный фактор мирового развития. Человек и природа: исторические формы отношения, факторы детерминации их взаимодействия, тенденции и направления развития. Дискуссии о будущем природы и человеческого рода, о путях и методах гармонизации их взаимоотношения. Понятие о биосфере, ноосфере и техносфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Научно-философский, социально-этический и гуманистический аспекты глобальных проблем. Глобальное прогнозирование и моделирование. Научная и социальная стратегия решения глобальных проблем. Взаимодействие естественных, гуманитарных, социальных и технических наук в решении глобальных проблем человечества. Глобальная экологическая проблема. Экология природы, чело-века и общества. Проблемы экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры и экологического сознания. Экологизация науки и техники. Новые экологические направления в науке. Демографические проблемы в современном мире. Взаимовлия-ние темпов воспроизводства населения и их обеспечения необходимыми ресурсами жизнедеятельности. Национальные аспекты демографии. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия выживания человечества. Экологическая философия. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Глобальная мирная стратегия – ключ к сохранению человека и человечества. Новое политическое мышление. Экологическое и демографическое регулирование, ядерное разоружение, охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом. Угрозы и надежды наших дней.
2. Тематика и планы семинарских занятий
Занятие 1. Мировоззрение и предмет философии
1. Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика. 2. Специфика философских проблем, предмета и метода философии. 3. Основной вопрос философии и способы его решения. 4. Основные разделы и функции философии. 5. Роль философии в жизни человека и в обществе. Литература Агафонова, М. Ю. Философия : учеб. пособие для вузов / М. Ю. Агафонова, Д. В. Обухов, С. Ф. Шефель. – Ростов н /Д. : Феникс, 2005. – 308 с. Балашов, Л. Е. Философия : учеб. для вузов / Л. Е. Балашов. – 3- е изд., испр. и доп. – М. : Дашков и К, 2008. – 612 с. Философия : университетский курс / С. А. Лебедев и др. ; под общ. ред. С. А. Лебедева. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с. Хаврак, А. П. Философия : учеб. пособие для вузов / А. П. Хав- рак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2008. – 374 с. Вольф, Р. П. О философии : учебник / Р. П. Вольф ; под ред. В. А. Лекторского, Т. А. Алексеевой. – М. : Аспект ПРЕСС, 1996. – 415 с. Аблеев, С. Р. История мировой философии : учебник / С. Р. Аб- леев. – М. : ООО «Изд-во АСТ» ; «Изд-во Астрель», 2002. – 416 с. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |