Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 17. Философское учение о ценностях




Понятия «ценность», «ценностные отношения», «ценностные ори­ен­тации». Сущность ценностей. Ценностный (аксиоло­ги­ческий) аспект отношения человека к миру как струк­турообразующий компонент мировоззрения. Аксиология: возник­новение и развитие. Ценности как ядро культуры.

Типология ценностей. Материальные и духовные ценности, их связь и соотношение. Экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности. Ценности человека и ценности общества. Положительные и отрицательные, предметные и субъектные, классовые, нацио­нальные, общечеловеческие ценности. Современный мир и приоритет общечеловеческих ценностей. Труд и собственность как ценности. Человеческая жизнь как абсолютная ценность.

Единство и различие аксиологического и гносеологического подходов к явлениям действительности. Гуманитаризация, экологизация и интеграция науки как проявление общности познавательных целей и этических ценностей.

Философия, наука, знание, образование и воспитание как ценно-

сти. Этика науки. Свобода как важнейшая ценность человека. Моральные нормы и ценности науки (по Р. Мертону): уни­версализм, бескорыстность, всеобщность, организованный скеп­тицизм. «Контрнормы» (по Я. Митроффу): партикуляризм, при­страстность оценок, «организованный догматизм» в защите выбранной концепции.

Интересы, мотивы, потребности, убеждения, вера, установки, оценки, запреты, императивы, цели как формы выражения ценностных ориентаций и элементы ценностного содержания человеческой деятельности. Ценностные ориентации и внут­ренняя структура личности.

Типы личностного отношения к ценностям: конформизм, нонконформизм, лоялизм (солидаризм). Ценностно-норма­тив­ный механизм социальной регуляции.

 

Тема 18. Философия природы и глобальные проблемы современности

Понятие «природа». Природа как материальная система. Струк-

турные элементы природы и их взаимосвязь. Природа как предмет философского анализа. Формы восприятия природы в истории философии и культуры.

Глобальные проблемы современности: понятие, их возникнове-ние, содержание, особенности, динамика. Критерии глобаль­ности. Система и иерархия глобальных проблем, их типология.

Человек как глобальный фактор мирового развития. Человек и природа: исторические формы отношения, факторы детер­минации их взаимодействия, тенденции и направления раз­вития. Дискуссии о будущем природы и человеческого рода, о путях и методах гармонизации их взаимоотношения. Понятие о биосфере, ноосфере и техносфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Научно-философский, социально-этический и гуманистический аспекты глобальных проблем. Глобальное прогнозирование и моделирование. Научная и социальная стратегия решения гло­бальных проблем. Взаимодействие естественных, гума­ни­тарных, социальных и технических наук в решении глобальных проблем человечества.

Глобальная экологическая проблема. Экология природы, чело-века и общества. Проблемы экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры и эко­ло­гического сознания.

Экологизация науки и техники. Новые экологические направ­ления в науке.

Демографические проблемы в современном мире. Взаимовлия-ние темпов воспроизводства населения и их обеспечения необходимыми ресурсами жизнедеятельности. Национальные аспекты демографии.

Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия выживания человечества. Экологическая философия. Взаимодействие циви­лизаций и сценарии будущего. Глобальная мирная стратегия – ключ к сохранению человека и человечества. Новое политическое мышление. Экологическое и демографическое регулирование, ядерное разоружение, охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом. Угрозы и надежды наших дней.

 

2. Тематика и планы семинарских занятий

 

Занятие 1. Мировоззрение и предмет философии

 

1. Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

2. Специфика философских проблем, предмета и метода философии.

3. Основной вопрос философии и способы его решения.

4. Основные разделы и функции философии.

5. Роль философии в жизни человека и в обществе.

Литература

Агафонова, М. Ю. Философия : учеб. пособие для вузов / М. Ю.

Агафонова, Д. В. Обухов, С. Ф. Шефель. – Ростов н /Д. : Феникс, 2005. – 308 с.

Балашов, Л. Е. Философия : учеб. для вузов / Л. Е. Балашов. – 3-

е изд., испр. и доп. – М. : Дашков и К, 2008. – 612 с.

Философия : университетский курс / С. А. Лебедев и др. ; под общ. ред. С. А. Лебедева. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

Хаврак, А. П. Философия : учеб. пособие для вузов / А. П. Хав-

рак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2008. – 374 с.

Вольф, Р. П. О философии : учебник / Р. П. Вольф ; под ред. В.

А. Лекторского, Т. А. Алексеевой. – М. : Аспект ПРЕСС, 1996. – 415 с.

Аблеев, С. Р. История мировой философии : учебник / С. Р. Аб-

леев. – М. : ООО «Изд-во АСТ» ; «Изд-во Астрель», 2002. – 416 с.

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамар­дашвили. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)