Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


В ЭПОХУ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ




(1901 – ОКТЯБРЬ 1917 г.)

И там, и здесь между рядами

звучит один и тот же глас:

– "Кто не за нас, – тот против нас!

Нет безразличных: правда с нами!"

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Максимилиан Волошин.

 

План:

1. В начале XX века.

2. Наш край в период революции 1905-1907 гг.

3. Столыпинская реформа и самарский край.

4. В годы первой мировой войны.

5. В период февральской революции 1917 г. и двоевластия.

 

Литература

– Годы и события. Хроника (К 150-летию Самарской губернии). Том I. 1851-1920, – Самара, 2000.

– Клейн Н.Л. Экономическое развитие Поволжья в конце XIX-начале XX века. – Саратов, 1981.

– Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древ­нейших времен до начала XX века. Кн. вторая. – Самара, 1993.

– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XIX-начало XX века. – М., 2000.

– Самарское Поволжье ж XX веке. Сборник материалов и документов. Колл. авторов. Ред.: Кабытова Н.Н., Храмков Л.В. Самара. 2000.

 

В начале XX века.

 

В начале XX века продолжалось интенсивное экономическое раз­витие Самарского края. Увеличивалось число предприятий, коли­чество рабочих и предпринимателей. В деревне развивалось тор­говое земледелие и скотоводство. Строились паровые мельницы, пивоваренные, винокуренные, кожевенные, кирпичные за­воды, красильни, шерстобитные и другие предприятия по перера­ботке сельскохозяйственной продукции. В помещичьих и крупных крестьянских хозяйствах все чаще применялись сельскохозяйствен­ные машины.

Развитию капиталистического производства способствовало железнодорожное строительство. К началу 70-х годов Моршано-Сызранская дорога доходила только до Сызрани. В 1876 году сдали в эксплуатацию железную дорогу Батраки-Оренбург, а в 1880 году открыли близ Сызрани мост через Волгу. В 1888 году завершилось строительство Самаро-Уфимской дороги (Кинель-Уфа) и железнодорожной ветки от станции Самара до пристаней на берегах рек Са­мары и Волги. Развернулось строительство великой сибирской ма­гистрали. В 1901 г. началось сооружение железной дороги от Орен­бурга до Ташкента. Железные дороги связали Самарский край с Центральной Россией, Средней Азией и Сибирью, способствовали втягиванию в торговый оборот отдаленных районов. С постройкой железных дорог возросло значение Самары как важного торгового центра на юго-востоке страны и в Поволжье.

Усилилось и пароходное движение. Пароходство связали губер­нию со всем Поволжьем. Прикамьем, а по реке Белой – с Уфой. С пристаней Самары, Хрящевки, Белого Яра, Духовницкого, Сызрани в средней по урожайности год вывозили до 40 миллионов пудов хлеба, 720 тысяч пудов льняного семени, около 225 тысяч пудов сала, 18 тысяч пудов овчины, 9,5 тысячи пудов кож, 15 тысяч пудов шерсти и множество другой продукции сельского хозяйства.

Развивалась промышленность. К 1900 году в губернии насчиты­валось уже 1110 промышленных заведений с 9980 постоянными ра­бочими и выработкой продукции более чем на 20 миллионов руб­лей. В Самаре открылись отделение Государственного, Волжско-Камского, Дворянского, Донского земельного банков, отделения 15 страховых обществ. В железнодорожных мастерских и депо станции Самары работали свыше тысячи человек. Крупными предприятиями стали чугунолитейный завод Молчанова, механический завод Лебе­дева, завод Шерстнева, паровые мельницы.

Однако в обществе росло социальное напряжение. Рабочий день длился 10-12 часов. Не соблюдались требования охраны труда и техники безопасности.

Заработная плата была низкой – 9-13 рублей в месяц. Женщины за одну и ту же работу получали меньше, чем мужчины. Но даже низкая заработная плата полностью не выплачивалась. Из нее удер­живали многочисленные штрафы, которым подвергались рабочие за малейшие нарушения установленного порядка.

В начале XX в. размеры крестьянских земельных наделов в губернии уменьшились в связи с естественным приростом населения. Очень малые наделы земли имели крестьяне Бузулукского, Бугульминского, Бугурусланского уездов. Здесь было много помещиков, "освободивших" крепостных почти без земли. Крестьяне были вы­нуждены арендовать у помещиков землю на кабальных условиях.

Так, например, помещик Мальцев сдавал землю на следующих условиях: арендатор обязан был, вне зависимости от урожая, платить за десятину пашни 22 пуда пшеницы либо 24 пуда овса или проса. В случае недорода весь урожай шел помещику, и арендатор, сле­довательно, работал на помещика даром. Если же собранного урожая не хватало для оплаты, недоимку помещик взыскивал с крестьянина через суд. Подобные условия были обычными. Многие крестьяне ра­ботали на полях помещиков и кулаков за хлеб, взятый взаймы в весеннее время. Общинное землевладение не задерживало процесса обезземеливания, бедности и роста кулацкого землевладения. Со­хранялись старые помещичьи латифундии.

Население края было отсталым в культурном отношении. Свыше 70 процентов жителей не знали грамоты. Среди женщин только 12 из 100 умели читать и писать. Еще меньше было грамотных среди нерусских национальностей – мордвы, чуваш, башкир, казахов и других.

Начавшаяся в 1904 г. война с Японией принесла новые бед­ствия трудящимся. Капиталисты удлинили рабочий день для выпол­нения срочных военных заказов. Снижались расценки. Возросли штрафы. Поднялись цены на предметы первой необходимости. Рос­ли налоги. Обострялись социальные противоречия.

Росли оппозиционные настроения. В Самаре немало было ссыль­ных поднадзорных (либерал А.К.Клафтон, социал-демократ А.Г. Шлихтер социалист-революционер М.И.Сутягин и другие). В Самаре действовало Бюро Русской организации "Искра" во главе с Г.М. Кржижановским.

К 1904 году возросла активность эсеров (социалисты-рево­люционеры) и эсдеков(социал-демократы). И те и другие исповедывали социализм, т.е. веру в идеальное, общество на основе обобществленных орудий и средств производства, плановой и планомерной экономики, централизованного распределения. Социал-демократы ориентировались на индустриально-городской, западно­европейский, а эсеры на земледельческо-индустриальный, само­бытно-русский путь развития. И те, и другие не сомневались в целесообразности насильственного ниспровержения существующего строя.

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)