Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Научные учреждения и высшая школа




 

Послевоенное развитие научных учреждений и высшей школы об­ласти шло и вглубь, и вширь. В машиностроение и энергетику, неф­тедобычу, автомобилестроение, в авиационные и аэрокосмические комплексы направлялись тысячи инженеров, подготовленных в самар­ских вузах. Увеличился выпуск педагогов, врачей, специалистов сельского хозяйства. Значительный рост квалификации научно-педагогических кадров позволил активизировать и научную деятельность вузов, прежде всего в интересах промышленности.

Авторитет Самары как вузовского и научного центра способство­вал открытию новых высших учебных заведений. В 1956 г. был создан Электротехнический институт связи. В 1969 г. возрождается Самар­ский государственный университет. Острая потребность в кадрах работников культуры явилась причиной открытия в 1971 г. Институ­та культуры. Самара является железнодорожным узлом, центром од­ной из важных железных дорог страны. Правомерным было создание в 1973 г. в Куйбышеве Института инженеров железнодорожного транспорта. В послевоенные годы число студентов в 10 самарских вузах возросло в 6 раз, а количество преподавательских кадров почти в 8 раз.

Наряду с дневной подготовкой широко было развито вечернее и заоч­ное обучение, позволяющее тысячам самарцев получить высшее обра­зование.

Самара – студенческий город. Здесь работает 14 высших учеб­ных заведений, в их числе государственный классический и 4 отрас­левых университета, более 40 техникумов и колледжей. В 2001 году открыт второй государственный университет (в г.Тольятти).

Остановимся на характеристике отдельных вузов и их роли в подготовке кадров.

Самарский политехнический институт (ныне преобразованный в технический университет) – крупнейший технический вуз об­ласти и Поволжья. На восьми его факультетах обучается одно­временно до 10-15 тыс. студентов, из которых почти две трети -на дневных отделениях. Подготовка ведется по широкому набору специальностей в области машиностроения, электротехники, теп­лотехники, автоматики и измерительной техники, добычи и пере­работки нефти, химической технологии.

Вуз располагает хорошо оборудованной учебно-лабораторной базой. Традиционны его тесные связи с промышленностью. Большое место уделено применению электронно-вычислительной техники. Сотни студентов участвуют в хоздоговорных научно-исследователь­ских работах.

Исследовательская работа в техническом университете ведется как отраслевыми лабораториями, так и научными группами на ка­федрах. Среди основных научных направлений – разработка высо­коэффективных технологических процессов, поиски путей повыше­ния производительности, надежности и долговечности машин и аппаратов. Широко велись работы над созданием теории основ постро­ения и исследования автоматизированных систем сбора, хранения и переработки информации, по проектированию автоматизированных систем управления производством, по исследованию прочности и пластичности металлов и сплавов. Важными были работы по повы­шению нефтеотдачи пластов применительно к району Средней Вол­ги. Широко были известны научные школы профессоров Л.Ф.Кули­ковского, В.П.Михеева, Г.М.Саркисова, Д.Д.Папшева, М.К.Клебанова, М.Е.Левинтера, В.П.Косолапова, О.Я.Новикова, В.П.Самари­на и других.

Созданный в годы Великой Отечественной войны авиационный институт (ныне Самарский аэрокосмический университет) получил быстрое развитие благодаря тесным связям с авиационной и аэро­космической промышленностью.

Научная работа вуза охватывает широкий спектр проблем. Одни связаны с увеличением прочности, надежности и долговечности эле­ментов авиационных конструкций, исследованием рабочих процессов двигателей летательных аппаратов с целью повышения их надежности и экономичности; другие – с исследованием вихревого эффекта и его практического применения в технике, совершенствованием ра­диоустройств и радиоэлектронной аппаратуры. Велась и работа над созданием автоматизированных систем управления. Три десятилетия коллектив вуза возглавлял Заслуженный деятель науки России про­фессор В.П.Лукачев. В институте плодотворно трудились академик Н.Д.Кузнецов, профессора С.И.Иванов, А.П.Меркулов, Г.В.Филиппов, Н.Е.Конюхов, Х.С.Хазанов В.П.Шорин, В.А.Сойфер и другие видные ученые. Самарский медицинский институт (преобразованный в медицин­ский университет) – одно из видных учебных и научных учреждений здравоохранения страны. Высококвалифицированный состав коллек­тива, солидная лечебная база, активная практическая работа в раз­личных областях медицины позволяют институту не только готовить врачей на самом высоком уровне, но и плодотворно развивать ряд важных направлений медицины. Широко известны научные школы про­фессоров А.Ф.Краснова, Т.И.Ерошевского, И.Б.Солдатова, А.М.Аминева, Г.А. Ратнера и других выдающихся ученых.

Важную роль в подготовке строителей, а также в научной работе по исследованию надежности строительных конструкций и сооружений и созданию новых строительных материалов играет коллектив Архитектурно-строительного института (преобразован в архитектурно-строительную академию).

Плановый институт ныне преобразован в экономическую акаде­мию. Значительны заслуги в подготовке экономистов и финансистов профессоров К.А.Фавстова, Я.П.Агеева, Л.И.Фоминых, Е.Е.Лысова, А.И.Носкова.

Подготовку педагогов для средней школы ведет коллектив Самар­ского педагогического университета (старейшего в Поволжье, бывше­го педагогического института). Серьезные научные результаты были достигнуты под руководством профессоров Б.М.Бредихина, Д.Н.Фло-рова, К.П.Ланге, М.П.Меркулова, В.А.Бочкарева, А.А.Дементьева, С.П.Пулькина, Н.Н.Яковлева, С.В.Фроловой, Я.А.Ротковича, Е.И.Мед­ведева и других замечательных педагогов-ученых.

Важную роль в подготовке кадров играют Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики, академия искусств и культуры. Институт инженеров желез­нодорожного транспорта.

В 1992 г. начали подготовку кадров высшие негосударственные учебные заведения – Самарская гуманитарная академия. Самарский институт управления. Самарский институт журналистики.

В 1969 г. был возрожден Самарский государственный универси­тет. За тридцать лет было подготовлено 15 тыс. специалистов высшей квалификации для научно-исследовательских учреждений, промышленных предприятий и вузов, учителей, работников культуры и государственного аппарата. В структуре СГУ 12 факультетов (механико-математический, физический, химический, биологический, исторический, социологический, филологический, юридический, спецфак, дающий второе высшее образование, и другие), 45 кафедр, научно-исследовательский сектор, информационно-вычислительный центр, ботанический сад площадью 40 га. При университете открыта гимназия. В нем работали и работают немало известных ученых: профессора В.Е.Воскресенский, А.А.Жирнов, В.Н.Борисов, В.А.Ко­нев, Е.С.Скобликова, Л.А.Финк, В.П.Скобелев, Н.А.Меркулова,Б.Д. Козенко, П.С.Кабытов, Н.М.Матвеев, В.И.Астафьев, Е.И.Медведев, С.А.Шейфер, В.А.Катулин и многие другие.

В вузах города обучается до 70 тыс. студентов и почти столь­ко же учащихся в средних специальных учебных заведениях (технику­мах и училищах). Ежегодно 100-150 человек завершают обучение в аспирантуре 13 вузов города.

Широко ведутся хоздоговорные научно-исследовательские рабо­ты учеными вузов. Свыше 70% их объема составляют работы, выпол­ненные по постановлениям правительства и координационным планам Министерства науки России и Министерства образования.

В послевоенный период многократно ускорился процесс концент­рации в Самаре и области промышленного производства. Естествен­но и возрастание потребности в прикладных научных исследованиях и проектных работах.

Все эти изменения повлекли за собой качественный сдвиг. Ес­ли прежде научное обеспечение в значительной мере осуществлялось из центра, то уже в первые послевоенные годы был создан ряд крупных проектных институтов. В 1946 г. был создан отраслевой науч­но-исследовательский институт Гипровостокнефть. Он сыграл ог­ромную роль в освоении нефтяных богатств области, а также Башки­рии. Оренбуржья и Сибири. В 1956 г. образован Всесоюзный науч­но-исследовательский институт Оргэнергострой, в 1958 г. – Всесоюзный научно-исследовательский цементного машиностроения. Комплекс научных и проектных работ с 1957 года активно ведет научно-исследовательский институт нерудных строительных мате­риалов.

В 1958 г. в Самаре был открыт научно-исследовательский ин­ститут нефтяной промышленности, впоследствии разделенный на два института, в 1963 г. – НИИ керамзит, а в 1965 г. – филиал Все­союзного института подшипниковой промышленности.

В последующие годы были открыты Волжское отделение инсти­тута геологии и разработки горючих ископаемых, научно-исследо­вательский институт сельского хозяйства (Безенчук). Пер­вым академическим учреждением в городе стал филиал физического научно-исследовательского института имени П.Н.Лебедева (ФИАН). Основная его задача – внедрение лазерной технологии. Ведется подготовка специалистов по лазерной технологии в университете и технических вузах области.

Развертывается работа НИИ машиноведения, института истории и археологии Поволжья, Самарского филиала Инженерной академии, Самарского центра АН России, Института социальных технологий, института экологии.

Промышленные предприятия, научные учреждения и вузы города имеют обширные и прочные связи с институтами Российской акаде­мии наук, ведут с ними совместные исследования: физическим, проблем механики, радиоэлектроники, органической химии, хими­ческой физики, машиностроения, проблем передачи информации, экономики, теплофизики, тепло- и массообмена, технической ки­бернетики, цитологии, археологии, отечественной и всеобщей истории и многими другими.

Важные результаты, внедренные в практику, получили научно-производственные коллективы академиков Н.Д.Кузнецова и Н.И. Козлова.

Некогда закрытые для средств массовой информации темы се­годня становятся доступными. И не просто доступными, а ими по праву гордятся коллективы всех бывших "закрытых" предприятий и "почтовых ящиков", внесших весомый вклад в обороноспособность нашего государства и поднятия престижа страны. Таким же закры­тым предприятием ранее являлся и Самарский металлургический завод. Сегодня его коллектив горд тем, что при создании всех серии ракетно-космических систем "Восток", "Союз", Энергия" с орбитальным кораблем "Буран" и транспортного корабля типа "Прогресс", орбитальных космических станций типа "Салют", а также знаменитой станции "Мир" – широко использовались изде­лия и полуфабрикаты, изготовленные на Самарском металлурги­ческом заводе.

И космический корабль, пилотируемый первым космонавтом пла­неты Юрием Гагариным, поднялся на околоземную орбиту на ракете-носителе "Восток" сделанного из металла, прокатанного на Самарском метал­лургическом заводе. Сегодня это детище отечественного машиностро­ителей выставлено перед павильоном "Космос" на Всероссийском выставочном центре как напоминание о вкладе нашего народа в по­корение Вселенной.

Даже в сложнейшие для страны и завода времена самарские металлурги выпускали свою продукцию и выполняли самые сложные заказы. Точно и в назначенный срок. В том числе и так называе­мые "специальные заказы" для оборонной и космической промышлен­ности. А это штамповки из спецсплава 1201 для советского кос­мического корабля многоразового пользования "Буран", так называемые "лепестки" для самой мощной ракеты-носителя в мире "Энергия", детали зенитно-ракетного комплекса С-300, комплек­са 17К18, космического аппарата видовой разведки "Орлец-1" и других оборонных "изделий".

Крупным научным центром стал г.Тольятти, где работают двад­цать пять научных, отраслевых и проектных организаций. Тольяттинский политехнический институт – объединение двух структур высше­го образования: государственного (Центр технического образования) и негосударственного (Центр гуманитарно-экономического образо­вания). Это единственный в стране вуз, где подготовка специалис­тов осуществляется по многоуровневой системе: квалифицированный рабочий – техник – бакалавр – инженер. Такая ступенчатость обу­чения помимо глубокого освоения специальности надежно защищает студентов от превратностей судьбы, гарантируя им трудоустройст­во после любого курса. В Центр технического образования инсти­тута входили техникумы, профессионально-технические училища, кол­леджи и школы Тольятти, Жигулевска, Димитровграда. В 2001 году в Тольятти создан Государственный университет.

Постоянную целенаправленную работу ведет коллектив старей­шего института города ВНИИцеммаш по созданию нового и совер­шенствованию работающего оборудования для цементной промышлен­ности и родственных по конструкции агрегатов для черной и цвет­ной металлургии, угледобывающей промышленности.

Научно-исследовательский институт нерудных материалов -головная организация в стране, ведущая разработку технологий обогащения и добычи коалина, графита, талька и нерудных строи­тельных материалов. Институт – мощное связующее звено между академическими институтами, вузами и предприятиями.

В Тольятти создан Институт экологии Волжского бассейна Рос­сийской академии наук. Составлена долгосрочная целевая програм­ма сохранения и рационального использования природных ресурсов бассейна Волги в условиях интенсивного развития производитель­ных сил.

В Сызрани работает филиал Самарского политехнического уни­верситета. Там осуществляется подготовка бакалавров по направ­лением: "Электроника, электромеханика и электротехнологии" и "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств". А на вечернем отделении готовят инженеров по спе­циальностям: "Электроснабжение", "Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов", "Техноло­гия машиностроения".

Старейшим вузом является Самарский сельскохозяйственный ин­ститут (ныне академия). Созданный на базе Самарского (Кинельского) среднего сельскохозяйственного училища (основано в 1890 г.) и агрономического факультета Самарского государственного университета (с 1919 г.), институт с 1922 г. является само­стоятельным учебным заведением.

За восемь десятилетий Самарский СХИ подготовило около 30 тыс. ученых – агрономов, инженеров-механиков, лесоводов, зо­отехников и зооинженеров. С 1992 г. при институте начал рабо­тать колледж по подготовке фермеров и лицей. С историей вуза связаны имена академиков П.Н.Константинова, Н.М.Тулайкова, А.И.Бараева, И.С.Рабочева, М.А.Ольшанского, В.И.Евсеева, A.M. Медведева, В.М.Пинчукова, П.И.Ладкова. Среди его выпускников -Герои Социалистического Труда А.А.Аксенов, А.А.Щербинин, А.И.Вергодяева, В.Г.Савостин и много других замечательных органи­заторов сельскохозяйственного производства, прославивших Са­марскую область.

Вузы области обладают значительным научным потенциалом. Ученое звание профессора в 1996 г. имели 412 и доцентов 2217 че­ловек. На кафедрах и в лабораториях работали 397 докторов и 2981 кандидат наук. На одного преподавателя приходится 11 сту­дентов, в негосударственных вузах – 3.

В области в 1995 г. функционировали девять негосударствен­ных высших учебных заведений, в которых обучалось 2114 человек (3% от всего числа студентов). Чему же учат ж новых вузах? Пять­десят процентов студентов изучают юриспруденцию, экономику и управление (менеджмент, банковское дело, информационные системы), 35% —гуманитарно-социальные дисциплины (журналистику, филологию, психологию). 15% станут медиками.

В январе 1991 г. Самара стала научным центром Российской академии наук. В области насчитывается 20 крупных НИИ и КБ, 14 государственных вузов, 4 научных института Российской академий наук. В Самарской области производится 23% всей про­мышленной продукции Поволжья.

 

Народное просвещение

 

В послевоенные годы самарцы уделяли постоянное внимание под­растающему поколению, подготовке молодежи к жизни и труду. После окончания войны органам народного образования были возвращены все здания, которые использовались для военных нужд. К началу 50-х годов был завершен переход к всеобщему семилетнему образо­ванию.

В 50-60-х годах создается единая система дошкольного воспи­тания детей до 7 лет. Вдвое возросло число детских дошкольных учреждений.

К 1963 г. осуществляется восьмилетний всеобуч. В школах го­рода были открыты десятки учебных кабинетов, школьных мастер­ских, созданы условия для производственного обучения школьников. Для учащихся школ на базе промышленных предприятий оборудовано 15 учебных цехов, 38 участков, 27 лабораторий и кабинетов.

В 60-70х годах в области был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Значительно улучшилось оснащение школ учеб­ным оборудованием и техническими средствами обучения. Почти все школы были кинофицированы и перешли на кабинетную систему обуче­ния. К началу 80-х годов свыше 90% учителей-предметников, все руководители средних и восьмилетних школ имели высшее педагоги­ческое образование. В Самаре были созданы межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации школьников.

В области в 60-70-е годы появилось много новых школьных зда­ний. Только в 1971-1975 гг. их было построено 167 почти на 100 тыс. ученических мест. К середине 80-х годов четверо из пяти го­родских и сельских учащихся занимались в современных типовых школьных зданиях. Улучшалось оснащение школ учебным оборудовани­ем и техническими средствами обучения. В 70-80-е годы в школах области работали в среднем 23-23,5 тыс. учителей, а в их числе свыше 300 имели звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". Сотни педагогов были награждены орденами и медалями. Почетными знаками за заслуги в развитии народного просвещения. В воспитании уча­щихся активно использовались 150 школьных музеев, 580 уголков и комнат боевой и трудовой славы.

В начале 90-х годов в Самаре работали 142 средние школы, 15 девятилетних, 5 начальных, 2 английские, 1 французская, 1 не­мецкая, 1 гимназия, 1 колледж, 2 лицея, 13 школ. К середине 90-х годов усилился процесс преобразования некоторых средних школ и средних специальных учебных заведений, особенно в городах, в кол­леджи, лицеи, гимназии. Их в 1996 г. насчитывалось уже свыше сорока.

Так, при Самарском университете работает гимназия № 1. Она имеет в основном гуманитарное направление. Учебный план наряду с традиционными предметами включает новые: культуру речи и основы стилистики, зарубежную литературу, историю искусства, европейские языки, историю религии и другие. При гимназии рабо­тает школа искусств, есть хорошая спортивно-оздоровительная база. Прием в гимназию проводится на основе тестирования и собеседова­ния.

Многие выпускники гимназии успешно продолжают обучение на филологическом, историческом, юридическом и социологическом фа­культетах университета, в педагогическом институте и академии культуры и искусств. Часть гимназистов, имеющих склонность к ес­тественным и точным наукам, углубленно изучают физику, математи­ку, вычислительную технику.

Готовит для себя абитуриентов в лицее и аэрокосмический уни­верситет. В нем углубленно изучаются физика, математика, основы информатики и вычислительной техники. Наряду с этим вводятся специальные предметы по профилю вуза: основы самолетостроения, математическое моделирование и основы программирования, основы авиационной технологии, лазерная техника, основы радиотехники, космонавтика.

Самарский технический университет также создал средний об­щеобразовательный технический лицей для молодых людей, имеющих склонность к изучению технических дисциплин и программированию. Учащиеся также изучают два иностранных языка.

Свыше двадцати школ города имеют специальные математические классы, в восьми школах созданы физические классы, в пяти – хи­мические, в четырех – биологические, в семи – литературные, в четырех- исторические. Свыше десятка школ имеют английские, не­мецкие, французские или англо-немецкие и англо-французские клас­сы. В ряде школ функционируют экономические, медицинские классы, классы авиационного конструирования, по подготовке будущих инже­неров и другие.

Школами накоплен значительный опыт по эстетическому разви­тию личности, компьютеризации учебно-воспитательного процесса, по организации исторического и художественного творчества уча­щихся .

Многоплановая краеведческая работа ведется в школе № 57, на базе которой действует экспериментальная площадка по пробле­мам школьного краеведения экспериментального Центра краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования России.

Очень важную роль в пропаганде и внедрении в повседневную практику современных методов обучения играет Самарский институт повышения квалификации работников образования.

Педагогические кадры для школ города готовятся в Самарском государственном университете и Государственном педагогическом университете.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)