Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начало средневековой философской мысли. Проблемы и особенности философской мысли периода патристика. Августин Аврелий и его трактаты «О Граде Божием», «Исповедь»



2015-11-23 1249 Обсуждений (0)
Начало средневековой философской мысли. Проблемы и особенности философской мысли периода патристика. Августин Аврелий и его трактаты «О Граде Божием», «Исповедь» 0.00 из 5.00 0 оценок




Начало средневековой философской мысли

Начало средневековой философии традиционно именуется апологетикой, т.е. появлением философов, которые обосновывали верность христианского учения и защищали его от нападок со стороны философов язычников. Наиболее значительными апологетами были Юстин Мученик, Тертуллиан и Ориген. В сущности, апологеты заложили основы христианского богословия. Время расцвета апологетики приходится на II—III вв. н.э. После того, как христианство стало официальной религией, надобность в апологетике отпала.

Апологетику сменила патристика, т.е. учение «отцов» или «учителей» церкви. Ее появление совпало с апологетикой, но патристика занималась решением другой задачи — систематизации церковной доктрины. Патристика прошла несколько этапов своего существования:

Первый период (II—III вв.) представлен деятельностью апологетов.

Второй период (IV—V вв.), высшей точкой которого является деятельность кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе.

Третий период (2-я половина Vв.), когда появляются «Ареопагитики» (сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту). Для этого периода характерна попытка истолковать мир как систему символов.

Четвертый период (V—VIII вв.) характеризуется стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии. Этот период заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.

Проблемы и особенности философской мысли периода патристика

Одним из первых представителей патристики – учения «отцов церкви» – был Тертуллиан (ок. 150-ок. 222 гг.), уроженец Карфагена. До 35 лет он занимался юриспруденцией в Риме, около 195 года принял христианство, вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной церкви. Написал немало статей, направленных против язычников. Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других античных мыслителей Тертуллиан объявляет «патриархами еретиков».

Тертуллиан приходит к выводу, который на несколько столетий утвердился и стал ведущим в средневековом сознании, о том, что силы человеческого разума малы и невразумительны, они должны быть подчинены вере.

Климент Александрийский (150 ─ 215 гг.) считал, что философия не противоречит религии и является подготовкой к ней, ступенькой к более совершенному способу познания – вере.

Другой представитель патристики - Ориген (185 — 254 гг.), написавший огромное количество сочинений (их перечень насчитывает до двух тысяч названий, среди них те, которые обосновывают христианское учение о святой троице) также прямо противоположен Тертуллиану. Ориген считал, что христианство является логическим завершением всей античной философии и изучение философии необходимо, чтобы полностью понять христианские идеи.

Августин Аврелий и его трактаты «О Граде Божием», «Исповедь»

Аврелий Августин (354 – 430).

Перу Аврелия Августина принадлежит большое число произведений. Главные его труды: «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем». Ключевой идеей философских размышлений

Августина была тема Бога, души, человека и роли церкви в жизни общества. Познай Бога и собственную душу; Бога – через душу, душу - через Бога – таков предмет исследования

Августина. Он оказался одним из первых, кто проявил интерес к метафизике «душевных глубин» не человека вообще, а конкретной личности. Человеком, чье духовное состояние подвергается тщательному анализу, стал сам Аврелий. Долгое время его мучили сомнения, его дух находился в поисках истины. Особую роль в разрешении его сомнений сыграла встреча в Милане с епископом Амвросием – выдающимся христианским деятелем, почитаемым ныне, как и Августин, одним из Отцов церкви. После этой беседы, ранее недоступный и непонятный текст Библии, само христианское учение, как утверждал Августин, стали ясны и понятны. Он понял, что путь к Богу сложен, он требует погружения в глубины собственного «я».

В «Исповеди» Августин исповедуется перед Богом, рассказывая Ему о своих родителях, переживаниях, о дорогих людях и отношении к ним. Исповедуясь, Августин как будто движется в глубь собственного «Я», но на самом деле он двигался к Богу, шаг за шагом, сверяя свои чувства и мысли с Божественным образом. Он первый, кто пытается понять

духовные глубины верующего человека и детально рассматривает сложную аналитическую работу, постепенный путь духовного восхождения человека к Богу. «…Когда человек живет по человеку, а не по Богу, - писал Августин в работе «О граде Божием», - он подобен дьяволу».

Философия Возрождения: новые направления философской мысли, представители. Николай Кузанский и его диалог «Об ученом незнании». (Гуманизм, антропоцентризм, новая эстетика, неоплатонизм).

Философия Возрождения: новые направления философской мысли, представители

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека.

Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека. Наиболее яркими представителями этого периода являются Франческо Петрарка (1304 – 1374) – неутомимый собиратель и исследователь древних рукописей и памятников, Джованни Боккаччо (1313 – 1375), прославлявший пытливый разум и остроумие, Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – великий художник, мыслитель, математик, механик и инженер, Альбрехт Дюрер (1478 – 1521) – художник, гравер, скульптор, архитектор, инженер и мыслитель, Николо Макиавелли (1469 – 1527) – тончайший дипломат, государственный деятель, историк, писатель, поэт, социолог, Уильям Шекспир (1564 – 1616). Эпоху Возрождения осветили ярким светом разума два таких великих гения, как Николай Коперник и Галилео Галилей, с которых начинается принципиально новый период развития научного знания.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку.

Николай Кузанский и его диалог «Об ученом незнании»

Младшим современником философов-гуманистов был Николай Кузанский (1401 – 1464). Он отличается от других философов эпохи Возрождения мощью ума и глубиной проблем, которые он ставил. Николай Кузанский поразительно отличается от всех этих философов. Это действительно самобытный, гениальный мыслитель. Он больше философ, чем богослов, хотя сам он считал себя богословом.

После выхода работы «Об ученом незнании» на Николая Кузанского посыпались разные обвинения. Его оппонентом был католический священник Венк, работа которого называлась «Невежественная ученость». После выхода ее в свет Николай Кузанский выпускает «Апологию ученого незнания», где пытается защитить свои взгляды. Нападки на Николая со стороны многих священнослужителей совсем не мешали его успешному продвижению по иерархической лестнице римокатолической Церкви, что свидетельствует о специфике того времени, когда свободомыслие проникало даже в круги высокопоставленных и влиятельных людей.

Основное положение книги «Об ученом незнании» и всего творчества Кузанского состоит в возврате к богословию ранних отцов Церкви (ранних по сравнению с Фомой Аквинским и другими столпами католической Церкви). Николай Кузанский старается вернуться к духу Оригена и особенно Дионисия Ареопагита. В их философии, утверждает кардинал, заложено понимание истины и Бога.

В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Но если максимум таков, то он не может быть меньше сам себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, - следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число - это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть. Существование этого высшего единого максимума провозглашается Николаем Кузанским как высшая истина.

Этот максимум и есть Бог. Исследуя максимум, Кузанский обнаруживает, что максимум включает в себя также и равенство с самим собой и связь с самим собой. Именно таков смысл христианской Троицы. Кузанский даже дерзает утверждать, что слова «Единство», «Равенство» и «Связь» лучше показывают природу Бога, чем слова «Бог Отец», «Бог Сын» и «Бог Дух Святой». Правда, в скобках он добавляет, что было бы лучше, если бы богодухновенные авторы включили эту мысль в Священное Писание.

Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Аналогии с чувственными предметами не могут быть надежными, поскольку само чувственное достаточно шатко. Самыми надежными и несомненными являются сущности более абстрактные (здесь явно видно влияние платоновской традиции), но абстрактные аналогии не должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические предметы, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через математические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство, Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть бесконечный абсолютный треугольник. Бесконечный треугольник - это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности, т.е. это треугольник о трех прямых углах. Кроме того, Бог есть и бесконечная прямая линия, бесконечная окружность, и все это, собственно говоря, совпадает, ибо окружность, стремясь к бесконечности, становится все менее и менее кривой. Кривизна ее приближается к нулю, и бесконечная окружность совпадает с прямой.

Поскольку окружность бесконечна, центр ее не может находиться в одном месте. Центр такой окружности находится везде, а граница - нигде. Поскольку Бог есть бесконечная окружность, центр которой везде, то Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует весь целиком.

Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя. Но кроме абсолютного максимума есть относительный максимум - это мир. Будучи бесконечным, Бог бесконечно содержится в каждой конкретной вещи, поэтому и мир является бесконечным. Мир, как и Бог, есть окружность, центр которой везде, а граница нигде.

Николай Кузанский отвергает распространенную в то время аристотелевско-птолемеевскую картину мира замкнутой вселенной, на границе которой находится сфера неподвижных звезд, и утверждает, что вселенная имеет равномерную структуру. Земля не имеет никакого преимущественного места в этом мире; Земля есть такая же точка во вселенной, как и все другие ее точки.

Аргументы Кузанского идут от природы Бога и связи Его с миром. Поскольку связь Бога с миром мыслится именно таким образом, как сказано выше, то Николай Кузанский вынужден каким-то образом рассматривать и концепцию сотворения мира. Если Бог весь содержится во всем мире (и даже более того, как утверждает Кузанский, мир вечен, а не сотворен в определенный момент времени), то Николай Кузанский вынужден бороться с неоплатоническим эманативизмом, чтобы избежать вывода о сотворении мира Богом по некоторой необходимости (как мы помним, согласно плотиновской концепции, мир творится в силу эманации из Бога, и эманация есть некоторый момент необходимости, являющейся сущностью Бога и, следовательно, превышающей Его).

Николай Кузанский не разделяет ни концепцию творения мира во времени, ни концепцию эманации. Он утверждает, что мир есть развертывание Бога - экспликация. Бог есть единство всего, Он есть бытие-возможность; Бог развертывается в некоторую актуальность, в действительность.

Гуманизм, антропоцентризм, новая эстетика, неоплатонизм

Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием «человечность». Это слово Колюччо Салютати и Леонардо Бруни нашли у Цицерона и видели в нем наилучшее определение отличия своего времени от Средних веков. Они понимали его как такое «свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию». Гуманизм (лат. человеческий) в широком смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства, а также исследовательская работа по возрождению утраченных старых текстов и в целом культуры Древней Греции и Рима.

Подлинным «отцом гуманизма» признается великий итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Исходный пункт философии Петрарки – отрицание «схоластической учености».

Философия Возрождения антропоцентрична. Гуманисты Возрождения ставят личность человека как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения. Наиболее ярко новое понимание человека прозвучало у Пико делла Мирандолы (1462-1494) в речи «О достоинстве человека». Он утверждал, что человек сам распоряжается своим моральным обликом. Идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя

явилась примером нового толкования христианской антропологии – идеи богоподобия. Образ Бога – это не дар, а подвиг, который человеку еще предстоит совершить: он должен быть осуществлен самим человеком. Если ангелы и другие небожители свое совершенство получили от Бога, то человек после грехопадения должен сам подняться к Богу на основании своей свободы.

Эстетизм гуманизма эпохи Возрождения, его художественная форма, оказали принципиальное влияние на всю художественную культуру Ренессанса. Образ эпохи Возрождения нельзя представить вне ее художественных достижений. Наиболее знамениты живописные полотна таких мастеров, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и др. Большинство сюжетов художественных произведений Ренессанса взято из Библии, преимущественно из Нового Завета. Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем Христом, но мадонны художников того времени не

имеют ничего общего с прежними изображениями, на которые молились, ждали чудес. На полотнах появились портреты, часто с самыми реалистическими и даже натуралистическими подробностями, все более наполняемые психологизмом человеческих переживаний, страдания и радости. Живописцы Ренессанса стремились не принижать божественное, а напротив, возвысить земное до божественного. Евангельские сюжеты

придавали возвышенный тон земным проявлениям человека, утверждали идею его причастности к божественному – совершенному и великому. Художественные произведения великих творцов эпохи Возрождения и в настоящее времени вызывают восхищение и несут глубокую тайну миросозерцания, облаченную в художественную форму, которая наполнена мистическими знаками и символами переживания прошлого и

будущего.

Неоплатонизм как направление философской мысли сформировалось в период поздней античности и в свое время явилось мощным теоретическим источником мистицизма и христианства. Неоплатонизм эпохи Возрождения приобрел несколько иные черты. Опираясь на идею возрождения философских идей Платона, гуманисты пытались сформировать теоретическую оппозицию схоластике, в которой бы уживались «живое ощущение божественной природы» и некое рациональное основание мира. Они предложили новую картину мира, в которой уменьшили роль Бога, дали возможность человеку достигать высшего идеального мира, быть частью высшей красоты и совершенства, рассматривали его как самостоятельный микрокосм. Философы эпохи Возрождения искали в античности подходящую основу для своих теоретических построений. Такой основой оказался неоплатонизм, на его теоретическом фундаменте они создают новую целостную философскую онтологию.

Ярким представителем неоплатонизма называют Пьетро Помпонацци, его «Трактат о бессмертии души» и трактат «О причинах естественных явлений или чародействе». А также Джованни Пико делла Мирандола, который написал «900 тезисов», в которых попытался объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования и уточнения с платоновской философией.



2015-11-23 1249 Обсуждений (0)
Начало средневековой философской мысли. Проблемы и особенности философской мысли периода патристика. Августин Аврелий и его трактаты «О Граде Божием», «Исповедь» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начало средневековой философской мысли. Проблемы и особенности философской мысли периода патристика. Августин Аврелий и его трактаты «О Граде Божием», «Исповедь»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)