Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Немецкая классическая философия. И.Кант, его гносеология и понятие «чистого разума». Этика И.Канта – понятие «практического разума» и «нравственного императива»



2015-11-23 1049 Обсуждений (0)
Немецкая классическая философия. И.Кант, его гносеология и понятие «чистого разума». Этика И.Канта – понятие «практического разума» и «нравственного императива» 0.00 из 5.00 0 оценок




Немецкая классическая философия

Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679 – 1754), который систематизировал и популяризировал учение Г.Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В. Ломоносов, учились у Х.Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватившую основные области философской культуры.

К этому времени было создано выдающееся произведение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы (работы и открытия Л.Гальвани, А.Вольта, Х.К. Эрстеда, Г.Дэви, М.В. Ломоносова, Дж.Пристли, А.Л. Лавуазье в области физики и химии; работы Ж.Б. Ламарка, А.Галлера, Р.Броуна и др. в области изучения органической природы). Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б. Ламарка, по сути предшественника Ч.Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества, - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Выдающуюся роль в развитии немецкой философской культуры сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, немецкие философствующие романтики – прежде всего Ф.Шлегель, теолог и философ Ф.Шлейермахер, крупные ученые-мыслители В. и А. Гумбольдты. Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов мысли и художественно-эстетической культуры, как И.В. Гете и Ф.Шиллер.

И.Кант, его гносеология

Роль Иммануила Канта (1724 — 1804) в истории философии трудно переоценить. Этого мыслителя называют основателем немецкой классической философии, являющейся вершиной европейской рационалистической философии. Наряду с И.Кантом, другими выдающимися представителями немецкой классической философии считаются И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель

Центральная проблема философии И.Канта состояла в нахождении всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей. Кант перевернул традицию, идущую со времен античности. Считается, что он совершил в области гносеологии переворот, сравнимый по значению с революцией, проделанной Коперником в области астрономии. Данный переворот оценивается по-разному. Например, у нас в стране этот философ не пользовался признанием. Так, у страстного читателя произведений этого автора Ф.М.Достоевского, в романе “Братья Карамазовы”, его философию излагает никто иной как черт. Русский философ нач. ХХ в. П.Флоренский называл его “духом злобы поднебесной”. Практически все дореволюционные философы нашей страны пытались опровергнуть этого автора. Однако значение его столь велико, что практически вся современная философия, в той или иной степени, базируется на его идеях. Трудно найти еще одного такого мыслителя, за философское наследие которого философские направления ведут борьбу, стараются интерпретировать его философию в свою пользу, представить его мыслителем, разделяющим их взгляды.

Иммануил Кант был скромном преподавателем Кенигсбергского университета. Его жизнь бедна внешними событиями. Он никогда не покидал пределы Вост. Пруссии (хотя, великолепно зная географию, мог увлекательно рассказывать о любых уголках земли), не был женат (хотя в молодости увлекался женщинами). Зато внутренняя жизнь Канта была напряженной и содержательной.

В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В первый период своего творчества он выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Переломным для Канта был 1781 г., когда вышло в свет его главное произведение “Критика чистого разума”. Начался новый — основной, “критический” период его творчества, отмеченный великими открытиями в основных разделах философии. Во втором периоде своего творчества Кант провел в своих работах критический анализ всей предшествующей ему философии, проведя оценку возможностей и способностей человека. Этому периоду принадлежат еще две основные работы “Критика практического разума”(1788), “Критика способности суждения” (1790).

В области теории познания Кант решил труднейшую интеллектуальную задачу своего времени, которая представлялась совершенно невыполнимой: примирить притязание науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлениями философии о том, что опыт не способен стать основание для подобного знания. В гносеологии Кант преодолел ограниченность существовавших до него концепций. Вся предшествующая Канту философия отличалась одной особенностью. Процесс познания рассматривался как простая фиксация поступающих извне сигналов, источником которых могли быть материальные предметы или импульсы духовных сил. До Канта философы полагали, что человек это существо страдательное. Он пассивно воспринимает опытные данные.

Понятие «чистого разума»

«Критику чистого разума» Кант опубликовал в двух изданиях: первое появилось в 1781, второе — в 1787 г. «Критика чистого разума» принадлежит к числу великих произведений философии, содержание и смысл которых всегда остаются неисчерпаемыми. С тех по как она появилась, не было сколько-нибудь значительного философа, который бы не обратился к изучению этой работы и не пытался бы дать ей свою интерпретацию. Каждый вдумчивый читатель способен открыть в этой работе чтото новое и интересное для себя. И почти каждая эпоха "читает" «Критику чистого разума» по-своему, видит в ней свою актуальность. Но дело не только в философах. «Критика чистого разума» Канта занимала умы многих представителей творческой интеллигенции — ученых, художников, писателей. На «Критику чистого разума» откликались и откликаются моралисты, политики, люди многих других занятий и профессий.

Кант видит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Это значит: не критику каких-то отдельных положений или, как он говорит, "не критику книг и систем", хотя такую критику тоже можно и подчас нужно осуществлять. Но критика по адресу отдельных людей, тех или иных произведений, вряд ли может быть, согласно Канту, по-настоящему основополагающей. Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.

В предисловии ко второму изданию «Критики чистого разума» Кант с самого начала стремится выразить свое отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек, не оставляя при этом никаких сомнений в том, почему его так интересует данная проблематика. Им движет не чисто академический, философско-теоретический интерес, как бы он ни был важен для Канта-исследователя. Кант показывает, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства — тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Наука и искусство — яркие взлеты, впечатляющие воплощения исконного человеческого творчества, т.е. той самой свободы, которой проникнуто любое в сущности созидательное действие. Нельзя понять человека ни как свободное, ни как моральное существо, если просто связать его в качестве пассивного и зависимого предмета с природой, ее вещами и процессами. Свобода — некий скачок из царства естественной необходимости. Между научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении все большей свободы есть несомненная связь.

Этика И.Канта – понятие «практического разума» и «нравственного императива»

В практической философии И. Канта разум занимается определяющими основаниями воли, а воля - «это способность или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для произведения их, т.е. свою причинность». Практический разум, по И. Канту,- это разум, пытающийся установить правила и нормы поведения человека не только в области морали, но и в области права, политики, религии и т.п. В широком смысле слова в практическую сферу своего учения кенигсбергский мыслитель включает этику, учение о праве и государстве, педагогику, философию истории и философию религии. Но в узком смысле слова практический разум у И. Канта - это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения, с которыми должны согласовываться правила и нормы правового, политического, религиозного и т.п. поведения. Поэтому второй вопрос И. Канта - «Что я должен делать?» - вопрос практический, он касается сознательного выбора человеком своей линии поведения. Вся до кантовская философия утверждала примат разума теоретического над разумом практическим. Это означало, что для мыслителей проблема познания человеком окружающего мира казалась более важной, чем проблема его изменения. В учении Канта впервые в истории мировой философии акцент смещается на исследование разума практического, который в его системе имеет первенство перед разумом теоретическим.

Нравственный императив – это общий закон, высшее требование, важнейший принцип, которому надо следовать безоговорочно, без рассуждения, без сомнения. Это та нравственная максима, которая распространяется на все человечество без исключения. Термин введен И. Кантом (XVIII в.). Кант считал, что нравственный закон благодаря свободе является каузальным (причинным) законом и предписывается безусловно, категорически, не считаясь ни с эмпирическими целями, ни с эмпирическими условиями.



2015-11-23 1049 Обсуждений (0)
Немецкая классическая философия. И.Кант, его гносеология и понятие «чистого разума». Этика И.Канта – понятие «практического разума» и «нравственного императива» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Немецкая классическая философия. И.Кант, его гносеология и понятие «чистого разума». Этика И.Канта – понятие «практического разума» и «нравственного императива»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1049)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)