Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Художественное произведение




I. Художественное произведение как форма социального бытия искусства

1. Художественный текст — первая ступень бытия искусст­ва.

1. Художественный текст — первая ступень бытия искусст­ва.Художественный текст — носитель концептуально нагруженной и ценностно ориентированной информации, физическое бытие социально значимой художественной мысли. Вне потребления существование худо­жественного текста неполноценно, он существует лишь как потенциаль­ное произведение.

Художественный текст несет в себе мысль и в пластической форме, и в форме идей, не опосредованных изображением. Смысловой центр текста может смещаться в сторону изобразительного, или непластического, соб­ственно интеллектуального начала. Нельзя ни отвергать, ни преувеличи­вать ни одно из этих начал в тексте. Так, в живописи или скульптуре на­звание заключает в себе непластический аспект содержания. В литератур­ном тексте наряду с изобразительным началом всегда присутствует и не­пластическое. Последнее особенно развито в интеллектуальной литера­туре (Фриш, Дюрренматт) и в символических образах. Лессинг убеди­тельно опроверг положение «поэзия — говорящая живопись».



Существуют три разновидности текста:

Научный текст

Научный текст (научный труд, доклад, сообщение, лекция) не тре­бует интерпретации он прочитывается однозначно благодаря одно­значности смысла и определенности значения научных терминов

Практический, деловой текст

Практический, деловой текст (письмо, документ, репортаж), ин­терпретация которого обусловливается коммуникативной ситуацией

Художественный текст

Художественный текст, интерпретация которого предполагает а) выявление его аналогии с действительностью «посредством подо­бия», б) понимание в контексте культурной традиции Художественный текст может иметь множество прочтений Но его многозначность (амплитуда колебаний вокруг «оси» смысла) имеет пределы За предела­ми крайних точек этой амплитуды прочтение становится неадекват­ным тексту Восприятие художественного текста вариативно, но

текст содержит инвариант этих разночтений и дает устойчивую про­грамму художественного восприятия, обусловленную его объективным содержанием (художественная концепция и ценностные ориентации). Для художественного текста характерно: 1) завершенность, невоз­можность вмешательства извне, 2) изменчивость смысла благодаря из­менчивости исторического и культурного контекста, а также благода­ря «диалогу» текста с разными рецепционными группами с разным лич­ностным сознанием; реципиент, воспринимая художественный текст, вовлекается в сотворчество, рождающее дополнительный смысл; 3) об­разование поля сообщения как специфической среды художественного общения, 4) предмет, о котором идет речь в тексте, вне этого текста не существует, 5) поле отношений, на основе которого возникает обще­ние реципиента с художественным текстом, не существует до восприя­тия этого текста Отношение к тексту реципиента толкование (ин­терпретация).

Знак

Знак — минимальная единица художественного текста. Знак должен быть узнан, а высказывание — понято. Система высказываний составляет художественный текст, несущий художественную концепцию, подлежа­щую интерпретации и оценке.

Художественный текст складывается из художественных образов, а последние — из знаков. Однако на каждом этапе перехода на более высо­кий уровень (от знака — к художественному высказыванию, то есть к об­разу, от системы образов — к художественному тексту) происходит каче­ственный скачок, снятие предшествующего уровня, возникновение и при­ращение нового смысла и новых значений художественной мысли.

Художественный текст — замкнутая система.

2. Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства.

2. Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства.Художественный текст в процессе социального бытия обретает статус произведения (замкнутая система становится разомкнутой, социально функционирующей). В худо­жественном произведении сочетается знаковое и незнаковое: из знаков путем качественного скачка складывается художественное высказывание — художественный образ (незнаковое образование); из образов склады­вается художественный текст (новый скачок), включение которого в соци­альное функционирование превращает его в произведение (метазнак ху­дожественной культуры). Произведение отличается от текста тем, что оно есть функционирующий разгереметизированный текст, имеющий смысл (художественная концепция) и предметное значение (ценность для чело­вечества). Текст становится произведением, если не ждет своего часа в столе писателя, не пылится на полке книжного магазина или в запаснике музея, а социально функционирует, читается публикой, обретает вокруг

себя поле общественного мнения. Произведение — форма социального бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Это микро­мир, в котором живет макромир, это модель личности и окружающей ее действительности. Произведение вырастает на почве реальности, восп­ринятой сквозь призму культуры. Произведение включает в себя фило­софские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура произведения столь емка, что может включать и эти идеи, и подобную жизни систему пластических образов, воплощающих эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в произведении не идет ни в какое сравнение ни с каким другим феноменом культуры.

Политика сосредоточивается на взаимоотношениях между социальными силами обще­ства, философия — на отношении мышления и бытия, мораль — на отношениях человека с другими людьми и обществом. Искусство же интересует вся система отношений человека и мира: отношение личности к себе, к другим людям, к обществу, человечеству и его истории, к природе, к материальной и духовной культуре, к Вселенной и Богу. Эти отношения слож­нее и богаче самых глубоких идей. Когда идеи, установки художника противоречат сложно­сти бытия, чуткий к реальности художник изменяет не правде реальных отношений, а этим установкам. В этом причина того, что даже увлеченные революционно-утопическими идея­ми писатели (И. Бабель, Вс. Иванов, М. Шолохов) создавали яркие произведения, а искусст­во социалистического реализма, несмотря на жесткую идеологизированность, оказалось не бесплодным.

Каждое художественное направление создает свой тип художествен­ного произведения со своей моделью мира, выражающий художествен­ную концепцию через различные смысловые пласты. В каждом из них за­печатлевается один из типов взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами. Вот почему произведение оказывает­ся сложнее других феноменов культуры. Сложность его объясняется и тем, что за художественным текстом стоят и реальность породившей его эпохи, и реальность эпохи, современной реципиенту, и личность автора, и то, что он хотел сказать, и то, что сказалось, и смысл темных мест, сокры­тых от прямого понимания. Социальное бытие произведения — беско­нечное потребление его публикой, в процессе диалога читателя и автора (вернее, авторской мысли, заключенной в тексте). Произведение, остава­ясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с но­вым жизненным и художественным опытом и обретая новые смысловые и ценностные характеристики. Каждым новым поколением оно прочитыва­ется «свежими и нынешними очами». Различные прочтения художествен­ного текста обусловлены тем, что его восприятие протекает по принципу диалога автора и реципиента (читателя, зрителя, слушателя).

Сложность произведения проявляется и в его исторической изменчи­вости. Оно не равно себе. Исторически подвижные великие творения — наши вечные спутники и современники на все времена.

Но как же осуществляется историческое движение произведения? Что именно его движет, какая сила? Различное восприятие? Но по отношению к произведению это фактор внешний, нуждающийся в опоре на некое внутреннее качество, которое позволяет произведению быть исторически изменчивым и не равным себе.

Шедевры художественного творчества развиваются вместе с человечеством. Их исто­рическая изменчивость заключена во внутренних противоречиях самого художественного феномена, в напряженности его гармонической структуры. Каковы же эти противоречия?

1. Произведение — нечто материальное и в то же время духовное. Оно материальный предмет, способный в поле культуры выявлять свои духовные (художественные) свойства.

2. Произведение подчинено моральному началу, и одновременно оно предмет разума.

3 Произведение личностно и социально: оно и самовыражение художника, и решение общественных проблем.

4. В произведении сочетаются идеи и пластические образы, создающие художествен­ную реальность.

5. Произведение — сосуществование идеального и реального; художественный текст и его язык относятся, с одной стороны, к воображаемому миру, с другой — к конкретным объ­ектам.

6. Произведение — целостная система художественных образов. Последние же являют­ся противоречивым единством: рационального и эмоционального, объективного и субъек­тивного, сознательного и подсознательного, индивидуального и общего.

7. Произведение — единство смысла и ценности. Оно запечатлевает мир в его отноше­нии к личности и к человечеству.

Внутренние противоречия произведения становятся пружиной его са­моразвития (произведение обретает новый смысл в новую эпоху), и дви­жущей силой развития художественного процесса (появляются новые ху­дожественные направления).

Все типы отношения личности к миру берутся искусством в их эсте­тическом значении, в их соотнесенности с человечеством. Это и обуслов­ливает гуманистический характер искусства, его эстетическую природу.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)