Каган «Философия культуры»
Система, структура, элемент, функция, целостность • Система– [целое, состоящее из частей]совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. • Система – совокупность объектов, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими новое качество (называемое эффектом системы), которым не обладают ни отдельные эти объекты, ни другие их совокупности.
• Элемент – составная часть системы. Критерием выбора элемента служит то, насколько он фиксирует целостные свойства объекта, его структуру, динамику. • Структура– строение, внутреннее устройство; упорядоченное множество подсистем и связей между подсистемами. • Функция– работа элемента в системе.
• Целостность системы подразумевает, что в некотором существенном аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды. • Граница - наиболее совершенный механизм защиты (граница), способный оградить систему от сигналов, переработка которых выходит за пределы адаптационных возможностей.
Принципы системного подхода Принцип целостности. • Свойства системы принципиально несводимы к сумме свойств ее эелементов. • Каждый элемент системы, его свойства, отношения зависят от места и функций внутри системы.
“Целое всегда больше суммы своих частей”
• Системный эффект (эммерджентность)– возникновение у системы новых свойств, которыми ни один из элементов не обладает. Принцип структурности • Для описания системы очень важно описание ее структуры. • Поведение системы обусловлено не столько поведением элементов, сколько свойствами структуры. • В структуре таится «тайна целостности» системы.
Принцип иерархичности • Каждый компонент системы, в свою очередь, может быть исследован как система (подсистема). • Структура системы включает строится на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. (Управляющая система и объект управления)
Принцип взаимозависимости системы и среды Система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой.
Системное исследование в самом общем виде можно представить как три взаимосвязанных пути • Предметный (элементный) анализ: выяснение компонентов элементов (компонентов, подсистем) и связей между ними. Морфология культуры и архитектоника культуры. • Функциональный анализ: (место и роль). Важнейший принцип системного подхода – движение от целого к части. • Исторический анализ (хроноструктурный подход). Изучение процесса развития системы. Процесса изменений, при которых система остается тождественна.
Важнейшая задача С.П. – выработка общей модели (культуры), все другие трактовки которого являлись бы частным случаем этого определения. «Культура – форма бытия, образованного человеческой деятельностью». Каган М.С. Философия культуры. 1996. «Культура - всеобщая технология человеческой деятельности» Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. 1971.
Критика (ограниченность) системного подхода к исследованию культуры • Нацеленность на инвариантные модели (вариативность ускользает или описывается в очень абстрактной форме). • Операции расчленения исследуемого материала ведут к схематизации, а, значит, к упрощению. • Формализация исследуемого материала.
Каган «Философия культуры» Рассматривал культуру как систему Метасистема «бытие» - в неё входит культура как система. Бытие в обыденном смысле – объективная реальность. Культура – одна из форм бытия, как и человек, общество, природа. Природа – сложившаяся форма существования материи. Вторая форма бытия – общество людей. Отличие от животных – общественные отношения, не детерминированные биологически, не транслируемые генетически. Третья форма – человек, синтезирующий природные и социальные закономерности. Единство сущности и существования. Человек стремится передать накопленный опыт последующим поколениям à возникает четвертая форма бытия – культура. Деятельность человека опредмечивается.
Культура охватывает человеческую деятельность: 1. качества самого человека как субъекта деятельности 2. способы деятельности 3. многообразие предметов (опредмечивание) 4. вторичные способы деятельности (распредмечивание) 5. человек как продукт культуры и её творец 6. связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением людей
Опредмечивание: накапливает опыт в отторгнутом от себя виде.
3 подсистемы культуры: духовная, материальная, художественная
3 сферы отношений Культура – Природа: 1. культура – вторая природа 2. Противоборство К и П внутри человека 3. Человек посредством мифа и искусства рисует идеяльный мир
Процесс превращения природы в культуру: 1. человек ощущает себя гармоничной частью природного мира 2. рождение цивилизации, человек освобождается от власти природы над собой 3. гармоничные отношения природных и культурных сил (в будущем)
3 подсистемы: Духовная: результаты, продукты духовной деятельности: 1. познание 2. ценностное осмысление и идеальное преобразование 3. общение Материальная: 1. физическая культура (человеческая телесность) 2. техническая культура (мир предметов, технологий) 3. социально-организационная культура (институты, учреждения) Художественная культура
Культура как целое Системный взгляд Все элементы зависят друг от друга
Художественная культура – слой, кристаллизующийся вокруг искусства
Трехмерное пространство художественной культуры. 1. морфологическое – строение, виды, жанры, взаимоотношения 2. духовно-содержательное 3. функциональное
Никифорова спрашивала про функции культуры по Кагану, говорила, что они есть в Философии культуры, я не нашла. Если кто найдет – допишите, пожалуйста!
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1074)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |