Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
|
| Цель урока
| Характеристика учебной деятельности
| У У Д
|
| Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света», «Пролог». Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.
| Учить ориентироваться в учебнике
| самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
определять основную тему и главную мысль произведения.
Работать над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Знакомиться с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдать над языком художественных произведений. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному.
подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)
повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
составлять устные рассказы о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
| Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
|
| Раздел 1. Любимые книги
|
| Вн.чт. Книги, прочитанные летом. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Анализ произведения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
| Развивать читательские умения
|
| Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника» (гл. 1, ч 1 и 2). «Диалог с автором». Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| Что может электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника» (гл. 1, ч 3). Работа над образами литературных героев. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
| Учить составлять простой план
|
| Наука как искусство. Е. Велтистов «Приключения Электроника» (гл. 1, ч 4) Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
| Развивать читательские умения
|
| Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» Работа над выразительным чтением. Обобщение по разделу. Тематический тест1 «Любимые книги». Деление текста на части. Ключевые и опорные слова.
| Работать над выразительным чтением контроль знаний
|
|
|
|
| Что такое детская литература. Формирование главной мысли произведения. Региональный компонент. П. В. Засодимский «Раннее детство» (отрывок).
| Учить строить рассуждения
|
| Вн.чт. Книги о ребятах-сверстниках. Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения. Информационное пространство образовательного учреждения.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Раздел 2. У истоков русской детской литературы
|
|
| Введение в раздел. Летопись и летописцы. А Пушкин «Борис Годунов» отрывок. Книга как особый вид искусства. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение.
| Развивать читательские умения
|
| Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой». Сравнительный анализ произведений.
| Развивать читательские умения
|
| «Повесть временных лет». «Расселение славян». Словарная работа. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой, в том числе цифровыми словарями, справочниками.
| Учить строить рассуждения
|
| Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Выразительное чтение. Первые книги на Руси и начало книгопечатания.
| Учить строить рассуждения
|
| «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Комментированное чтение Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
| Развивать читательские умения
|
| Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? «Поучение» Владимира Мономаха детям. Комментированное чтение. Виды информации в книге: научная, художественная.
| Учить строить рассуждения
|
| Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий - первый детский поэт. Наблюдать над языком художественных произведений. Культура информационных источников как продолжение книжной культуры.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
| Вн.чт. Книги о книгах. Книга учебная, художественная, справочная.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Выразительное чтение.Обобщение по разделу. Тематический тест 2 «У истоков русской детской литературы».
| Работать над выразительным чтением. Контроль знаний
|
|
|
|
| Путешествие 2. Конец 18 века. Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова - внука» гл 1. Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Умение находить в тексте необходимую информацию.
| Развивать читательские умения
|
| Традиция семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука» гл 2, 3. Составлять устные рассказы о героях на основе самостоятельно собранного материала.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| «Жизнь и приключения Андрея Болотого». Автобиографическая книга и мемуары. Показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, имён героев.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
| Нравоучительные статьи. Н. Новиков «Детское чтение для сердца и разума». Определение главной мысли текста.
| Развивать читательские умения
|
| Творческая работа .Р/Р сочинение в стиле нравоучительной статьи
| Учить строить рассуждения
|
| Вн.чт. Писатели о себе. Автобиографические книги . Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Образ «идеального ребенка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь». Выразительное чтение. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
| Обобщение по разделу. Тематический тест 3. «Зарождение, становление и развитие детской литературы в 11 – 16 веках.»
| Контроль знаний
|
| Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…
|
|
| Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? Иван Крылов «Слон и Моська».Анализ текста и разучивание наизусть. Характерные особенности жанра басни. Иван Крылов « Свинья под дубом», «Квартет». Анализ текста.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| Обобщение. Басни И.А. Крылова. Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
| Контроль знаний
|
| 1828 год. Первая русская литературная сказка А.Погорельский «Черная курица». Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2,3). «Диалог с автором» Особенности диологического общения.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя Учить прогнозированию
|
| Вн.чт. Литературные сказки XIX века.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| А. Погорельский «Черная курица». Встреча с подземными жителями (ч. 4 – 5). Главный герой сказки ( ч. 6 ). Работа над образами литературных героев. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
| Составлять рассказ-характеристику героя. Учить составлять простой план.
|
| Лето 1831 года. Как писать для детей? Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
| Учить строить рассуждения
|
| Знакомство с героями сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (1-3 ч.). Разучивание отрывка наизусть. Интерпретация текста: инсценирование.
| Учить декламировать отрывок
|
| А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (4-6 ч.) Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом. Ориентировка в литературных понятиях, отношение автора к герою.
| Анализировать текст
|
| А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (7-15 ч.)Царь Салтан и князь Гвидон. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Выделение опорных или ключевых слов. Озаглавливание.
| Словарная работа по ход у чтения Учить составлять простой план.
|
| Вн.чт. РК О путешествиях и приключениях. В.Астафьев «Васюткино озеро». Деление текста на части.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (финал) В чем главный смысл сказки? Отражение основной мысли текста в высказывании.
| Составлять рассказ-характеристику героя
|
| В. Жуковский «Спящая царевна». Выразительное чтение. Обобщение. Литературные сказки. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимы, антонимы и др.
| Учить формулировать главную мысль текста. Контроль знаний.
|
| В.Даль «Война грибов с ягодами», «Кузовок»(игра) Р/р Устное сочинение, обработка народной сказки (подражание В. Далю.) Интерпретация текста: чтение по ролям.
| Развивать читательские умения. Учить строить рассуждения
|
|
|
| Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне» Обобщение. Тематический тест 4 «XIX век. Путешествие продолжается».
| Развивать читательские умения Контроль знаний
|
|
|
| Вн.чт. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем. РК: А. Романов «Северное диво». Составление проекта.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
|
|
| Мир природы приходит на страницы книг Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова - внука». Комментированное чтение. Характеристика героя произведения.
| Развивать читательские умения Учить формулировать главную мысль текста.
|
| Поэты 19 века о природе. Стихи Толстого и Плещеева. Анализ текста и разучивание наизусть. Устное словесное рисование. Региональный компонент. В. И. Аринин «Астра в космосе». Передача впечатлений в рассказе.
| Работать над выразительным чтением
|
|
|
| Стихи Майкова и Тютчева о природе. Анализ текста и разучивание наизусть (по выбору). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей (ритм, рифма).
| Работать над выразительным чтением
|
| Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении Дедушка Мазай – добрый охотник. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
| Развивать читательские умения Учить формулировать главную мысль текста.
|
46.
| Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне Л. Толстой как учитель. Сказка «Два брата». Подробный пересказ текста, определение главной мысли фрагмента.
| Учить строить рассуждения Учить формулировать главную мысль текста.
|
|
|
| Вн.чт. Волшебные сказки народов России. РК В. Хлебов «Лопух и Укроп», «Бобер и Лиса».
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Простые, непростые тексты. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» Обучение чтению художественной прозы. Освоение разного вида пересказа художественного текста
| Учить формулировать главную мысль текста. Развивать читательские умения.
|
|
|
| Учебная книга К. Ущинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город») Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
| Учить строить рассуждения
|
|
|
| К. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному.
| Развивать читательские умения
|
| Р/Р сочинение в форме путевого очерка
|
|
| Как помочь детям полюбить свою родную землю? К. Ушинский «Наше отечество» Осознание понятий «Родина», представления о проявлении любви к Родине.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| Вн.чт. Мир детства в рассказах К. Ушинского
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Творческая работа . Р/Р сочинение- подражание Ушинскому (К. Ушинский «Жалобы зайки»).
| Учить строить рассуждения
|
| А. Куприн «Слон» ( ч. 1-3) Непонятная болезнь. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
| А. Куприн «Слон» (ч. 4-6) Можно ли выполнить желание Нади? Самостоятельный, выборочный пересказ по заданному фрагменту.
| Составлять рассказ-характеристику героя. Учить составлять простой план
|
| Обобщение по разделу. Путешествие продолжается…
| Контроль знаний
|
|
|
| Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями.
|
|
| Путешествие 8. Загадки Лидии Чарской. «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии». Комментированное чтение. Определение микротем.
| Учить строить рассуждения. Развивать читательские умения.
|
| Вн. чт. Мир детства в рассказе А. Чехова «Мальчики» Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средст языка: пересказ.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
|
|
| Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10-11) Образ Лены Икониной. Составлять устные рассказы о героях на основе самостоятельно собранного материала. Обобщение. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средст.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя Учить составлять простой план.
|
| Путешествие 9. Петроград 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному.
| Развивать читательские умения
|
|
|
| Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».Выявление первичного восприятия текста
| Составлять рассказ-характеристику героя
|
| Гимназисты Корнея Чуковского («Телефон»). Выборочное чтение.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| Обэриуты. Стихи Даниила Хармса Стихи Ю. Владимирова и А, Введенского. Анализ произведений и разучивание наизусть (по выбору) Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
| Учить строить рассуждения Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
| Вн.чт. Региональный компонент. Стихи вологодских поэтов. О Фокина «В недоверчивый старый лес». Произведения устного народного творчества
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
|
|
| Путешествие 10. Вокруг Маршака. Выборочное чтение.
| Работать над выразительным чтением
|
| Е. Шварц «Два брата» (гл. 1-4) Живой мир и мир вечного покоя. Комментированное чтение. Литературная (авторская) сказка.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
| Е. Шварц «Два брата» (гл. 5-8). Обобщение. Мудрые сказки Шварца. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
| Составлять рассказ-характеристику героя Учить составлять простой план.
|
| Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по – своему». Выборочный пересказ.
| Развивать читательские умения
|
|
|
| Рассказ о сказке и детских фантазиях. А. Толстой «Фофка».Выявление жанровых особенностей.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| Удалось ли А. Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? А. Толстой «Кот сметанный рот». Выразительное чтение по ролям.
| Составлять рассказ-характеристику героя
|
| Вн. чт. «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках – иллюстраторах. Самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель» Так кто же он – Михаил Пришвин. Подготовка к пересказу (с опорой на план). Статья Маршака «Сила жизни». Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
| Учить формулировать главную мысль текста Развивать читательские умения.
|
| С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Выразительное чтение. Обобщение.
| Учить строить рассуждения Контроль знаний.
|
|
|
| Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Выразительное чтение.
| Развивать читательские умения
|
|
|
| Ю. Олеша «Три толстяка», гл. «Кукла с хорошим аппетитом» Живая кукла наследника Тутти. Комментированное чтение.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
| Ю. Олеша «Три толстяка». (ч 3, 4) Три толстяка и другие герои сказки. Обобщение. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя Учить составлять простой план.
|
| Вн. чт. Произведения современной отечественной литературы о природе. РК: А. Яшин «Твоя Родина»
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Обучение работе с научно-популярным текстом». Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» Определение особенностей учебного и научно-популярного текста.
| Учить строить рассуждения
|
|
|
| Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» Р. Фраерман «Гайдар и дети» А. Гайдар «Тимур и его команда». Этот чердак был обитаем. Формирование главной мысли текста. Нормы письменной речи: соответствие содержанию заголовка.
| Учить формулировать главную мысль текста. Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя.
|
| А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или серьезное дело. Анализ, мотивы поступка персонажа.
| Учить восприятию на слух текста в исполнении учителя
|
|
|
| А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и его тимуровцы. Составление рассказа-характеристики героя по простому плану. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
| Составлять рассказ-характеристику героя. Учить составлять простой план.
|
| Вн. чт. Смешные книжки. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
|
|
| Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача» Монолог как форма речевого высказывания.
| Контроль знаний
|
| Юмористический рассказ на серьезную тему. В. Драгунский «Что любит мишка» Подробный пересказ текста.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| Стихи А. Барто. Сатира или юмор? Выразительное чтение.
| Развивать читательские умения
|
| Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. Анализ произведений и разучивание наизусть (по выбору)
| Работать над выразительным чтением
|
| Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира, Э, Мошковской и Э Успенского. Анализ произведений и разучивание наизусть (по выбору)
| Работать над выразительным чтением
|
| Стихи Саши Черного и В. Долиной. Выразительное чтение.
| Работать над выразительным чтением
|
|
|
| Вн. чт. Любимые стихи.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Миниатюры Г. Цыферова. Выразительное чтение. Отбор и использование выразительных средств языка с учетом особенностей монологического высказывания
| Работать над выразительным чтением
|
| Стихи Н. Матвеевой. Наблюдать над языком художественных произведений
| Учить видеть языковые средства
|
| Стихи Н. Матвеевой. Работа над выразительным чтением. Обучение чтению лирического текста». Обобщение по разделу «Книжкины именины» во Дворце пионеров.
| Работать над выразительным чтением. Учить строить рассуждения. Контроль знаний.
|
| Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок» (Картины 1, 2) Знакомство с героями. Чтение по ролям. Жанровое разнообразие произведений.
| Развивать читательские умения
|
|
|
| Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок» (Картины 3, 4) Поиски снежного цветка. Анализ произведения.
| Учить формулировать главную мысль текста
|
| Вн. чт. РК: Спешите делать добрые дела. А. Яшин «Спешите делать добрые дела».
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
| Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок» (Картины 5- 8) Мудрая сказка для малышей. Анализ произведения
| Работать над выразительным чтением
|
| Путешествие 15.Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай» Творческая манера Ксении Драгунской. «Ерунда на постном масле!» Чтение по ролям. Осознание диалога как вида речи.
| Развивать читательские умения
|
|
|
| Стандартизированная контрольная работа.
|
|
| Интервью с Тимом Собакиным (Стихи и проза Тима Собакина) Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему.
| Учить строить рассуждения. Контроль знаний.
|
| Обобщение. Берем интервью у детских писателей. Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.
| Учить пользоваться разными видами чтения
|
|
|
| Вн. чт. О чем можно, о чем хочется читать. Представленность разных видов книг: историчекая, приключенческая и другие, детские периодические издания.
| Рекомендовать литературу для чтения в каникулы
|
|
|