Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация углеводов. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального



2015-11-20 499 Обсуждений (0)
Классификация углеводов. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

 

ПЕДИАТРИЧЕСКИИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра медицинской химии

 

 

Сычева И.М., Хидирова Л.Д.

 

 

ОБМЕН УГЛЕВОДОВ

 

 

Для студентов 2-го курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

 

Под редакцией профессора Потеряевой О.Н.

 

Новосибирск - 2012

 

1


 

Cычева И.М., Хидирова Л.Д.

Обмен углеводов – Новосибирск, 2012.

Под редакцией профессора О.Н. Потеряевой

 

 

В настоящем учебно-методическом пособии рассмотрены особенности строения, функции, метаболизма углеводов. Включает лекционно-теоретический материал по углеводному обмену с кратким описанием патологии обмена.

Пособие предназначено для студентов 2 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов для подготовки к практическим занятиям, коллоквиумам, экзамену по биологической химии.

 

Рецензенты:

д.м.н., профессор, зав.лаборатории медицинской биотехнологии НИИ биохимии СОРАМН

 

д.м.н., профессор НГМУ

 

Утверждено на заседании кафедры биологической химии протокол № от

 

Утверждено и рекомендовано к печати ЦМК фармацевтического факультета НГМУ (протокол № 2012г.)

 

 


 

Предисловие

 

Биологическая химия, наука, изучающая состав организмов, структуру, свойства и локализацию обнаруживаемых в них соединений, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также их биологическая и физиологическая роль. Цель этого методического пособия состоит в том, чтобы представить накопленную информацию в наиболее упрощенной форме. В данном пособии даны основные сведения темы: «Обмен углеводов» в объеме университетского курса, т.е. рассмотренные вопросы включены в типовые и рабочие программы по биологической химии, на основании которых ведется подготовка специалистов в ГОУ ВПО Новосибирском государственном медицинском университете по всем специальностям. Дополнением учебно-методического пособия является наличие приложения в виде таблиц, рисунков, схем, ситуационных тестовых задач с эталонами ответов для самоконтроля, что существенно повышает возможности усвоения представленного материала

Настоящее пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по биохимии для студентов 2 курсов всех факультетов по теме «Обмен углеводов», и подготовки к коллоквиуму и экзамену по курсу биохимии, выполнению контрольных работ.

Для углубленного представления о роли углеводного обмена можно использовать литературу, представленную в конце пособия.

 


 

Углеводы

 

 

Углеводы (сахара) — группа природных полигидроксиальдегидов и полигидроксикетонов с общей формулой (CH2O)n. Группа включает простые сахара (моносахариды) и их высокомолекулярные аналоги, олигосахариды и полисахариды.

В пище человека в основном содержатся полисахариды — крахмал, целлюлоза растений, в меньшем количестве - гликоген животных. Источником сахарозы служат растения, особенно сахарная свѐкла, сахарный тростник. Лактоза поступает с молоком млекопитающих (в коровьем молоке до 5% лактозы, в женском молоке — до 8%). Фрукты, мѐд, соки содержат небольшое количество глюкозы и фруктозы. Мальтозаесть в солоде, пиве. Углеводы пищи являются для организма человека в основном источником моносахаридов, преимущественно глюкозы. Некоторые полисахариды: целлюлоза, пектиновые вещества, декстраны, у человека практически не перевариваются, в ЖКТ они выполняют функцию сорбента (выводят холестерин, желчные кислоты, токсины и д.р.), необходимы для стимуляции перистальтики кишечника и формирования нормальной микрофлоры. Углеводы — обязательный компонент пищи, они составляют 75% массы пищевого рациона и дают более 50% необходимых калорий. У взрослого человека суточная потребность в углеводах 400г/сут, в целлюлозе и пектине до 10-15 г/сут. Рекомендуется употреблять в пищу больше сложных полисахаридов и меньше моносахаров.

 

Классификация углеводов

 

 

По классификации, углеводы подразделяются на три основные группы: моносахариды, олигосахариды и полисахариды.

 

 

Моносахариды как производные многоатомных спиртов, содержащие карбонильную (альдегидную или кетонную) группу. Если карбонильная группа находится в конце цепи, то моносахарид представляет собой альдегид и называется альдозой; при любом другом положении этой группы моносахарид является кетоном и называется кетозой.

Простейшие представители моносахаридов – триозы: глицеральдегид и диоксиацетон. При окислении первичной спиртовой группы трехатомного спирта – глицерола – образуется глицеральдегид (альдоза), а окисление вторичной спиртовой группы приводит к образованию диоксиацетона (кетоза).

 

4


 

 

Олигосахариды – углеводы, молекулы которых содержат от 2 до 10 остатков моносахаридов, соединенных гликозидными связями. В соответствии с этим различают дисахариды, трисахариды и т.д.

Дисахариды – сложные сахара, каждая молекула которых при гидролизе распадается на две молекулы моносахаридов. Дисахариды наряду с полисахаридами являются одними из основных источников углеводов в пище человека и животных. По строению дисахариды – это гликозиды, в которых 2 молекулы моносахаридов соединены гликозидной связью.

Среди дисахаридов наиболее широко известны мальтоза, лактоза и сахароза. Мальтоза, являющаяся α-глюкопиранозил-(1–>4)-α-глюкопиранозой, образуется как промежуточный продукт при действии амилаз на крахмал (или гликоген), содержит 2 остатка α-D-глюкозы (название сахара, полуацетальный гидроксил которого участвует в образовании гликозидной связи, оканчивается на «ил»).

 

В молекуле мальтозы у второго остатка глюкозы имеется свободный полуацетальный гидроксил. Такие дисахариды обладают восстанавливающими свойствами.

Одним из наиболее распространенных дисахаридов является сахароза – обычный пищевой сахар. Молекула сахарозы состоит из одного остатка D-глюкозы и одного остатка D-фруктозы. Следовательно, это α-глюкопиранозил-(1–>2)-β-фруктофуранозид:

 

 

5


 

 

В отличие от большинства дисахаридов сахароза не имеет свободного полуацетального гидроксила и не обладает восстанавливающими свойствами. Гидролиз сахарозы приводит к образованию смеси, которую называют инвертированным сахаром. В этой смеси преобладает сильно левовращающая фруктоза, которая инвертирует (меняет на обратный) знак вращения правовращающего раствора исходной сахарозы.

Среди природных трисахаридов наиболее известна рафиноза, содержащая остатки фруктозы, глюкозы и галактозы. Рафиноза в больших количествах содержится в сахарной свекле и во многих других растениях. В целом олигосахариды, присутствующие в растительных тканях, разнообразнее по своему составу, чем олигосахариды животных тканей.

— общее название класса сложных высокомолекулярных углеводов, молекулы которых состоят из десятков, сотен или тысяч мономеров — моносахаридов.

Полисахариды необходимы для жизнедеятельности животных и растительных организмов. Они являются одним из основных источников энергии, образующейся в результате обмена веществ организма. Они принимают участие в иммунных процессах, обеспечивают сцепление клеток в тканях, являются основной массой органического вещества в биосфере.



2015-11-20 499 Обсуждений (0)
Классификация углеводов. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация углеводов. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)