А.С.Грибоедов (1795-1829)
ТЕТРАДЬ на печатной основе учении__ 9 _ класса
_________________________
_________________________
_________________________ 9 класс ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку Игореве» Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое по-новому, и они всегда современны. Д.С.Лихачёв СЛОВАРЬ Составьте предложение с данными словами и выражениями: литературный памятник, лирический отклик на конкретное событие, хула, слава и плач, остропублицистический, композиция поэмы, зачин, лирическое отступление, кульминационный момент боя, заключительный аккорд, фрагмент. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Составьте полный план «Слова о полку Игореве», выделив основные части поэмы. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Какую смысловую нагрузку несут рефрены: «… ища себе чести, а князю славы» и «О, Русская земля! Уже ты за холмами!»? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Выпишите сравнения, сопоставляющие события поэмы и жизнь природы. В чём смысл этих сравнений? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Почему произведение заканчивается славой князьям и дружине? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Русский классицизм Всё, что я пишу, пишу по должности гражданина, Отбивая всё то, что согражданам моим вредно, Быть может. А.Кантемир СЛОВАРЬ Составьте предложение с данными словами и выражениями: писатель-классицист, общественные пороки, тирания, «злонравие» на троне и в помещичьей усадьбе, программное произведение, ода, сатира, дидактичность, нравственные идеалы. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Составьте цитатный план «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В.Ломоносова. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сформулируйте идею «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В.Ломоносова. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите устаревшие слова, формы, выражения (7-8 приёмов). В чём их смысловая нагрузка? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите из сатиры Г.Р.Державина «Властителям и судиям» лексику, эмоционально окрашенную положительно и отрицательно. Положительно Отрицательно Восстал всевышний бог, долг, законы… Неправедных и злых В чём смысл такого противопоставления? Сделайте вывод об основном композиционном приёме сатиры. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Сопоставьте сатиру Г.Р.Державина с псалмом 81 «Библии». Найдите параллели. Зачем Державин «пересказывает» «Библию»? Псалом 81 Бог стал во сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятия нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых Не знают, не разумеют, во тьме уходят; все основания земли колеблются. Я сказал; вы – боги, и сына Всевышнего – все вы. Но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей. Восстань Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Сопоставьте стихотворение Г.Р.Державина «Памятник» и послание Горация «К Мельпомене». Чем похожи эти произведения? Чем отличаются? Почему Державин «пересказывает» Горация? Гораций К Мельпомене Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет – время бегущее. Нет, весь я не умру, лучшая часть меня Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем, доколь по Капитолию. Жрец верховный ведёт деву безмолвную. Назван буду везде – там, где неистовый Авфид ропщет, Где Давн, скудный водой, царём Был у грубых селян. Встав из ничтожества, Первым приобщил песню Эолии К италийским стихам. Славой заслуженной, Мельпомена, гордись и, благосклонная, Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу. Примечания. Мельпомена– муза трагедии. Аквилон– северный ветер.
«Жрец верховный ведет деву безмолвную»- обряд освящения Рима, совершаемый верховным понтификом и старшей весталкой, которая по ритуалу должна была хранить молчание. Этот обряд представлен Горацием как символ вечности Рима. Авфид– река в Апулии, на родине Горация. Давн– мифический царь Апулии. Песни Эолии– греческая лирика, стихи Сапфо и Алкея, писавших на эолийском диалекте греческого языка. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Назовите черты классицизма комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня По словам Шекспира, комедия – «несовместимого соединитель». В чём комедийность пьесы «Недоросль»? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сформулируйте идею комедии «Недоросль». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Сентиментализм «…во знак чувствительной души». М.Н.Муравьёв. СЛОВАРЬ Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: писатель-сентименталист, ориентирующийся на вкусы демократического читателя, культ чувства, оттенки всевозможных настроений, сентиментально-реалистическая линия в творчестве А.Н.Радищева, сентиментально-романтическая линия в творчестве Н.М.Карамзина. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Перечислите черты сентиментализма в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите традиционные для жанра путешествия мотивы и приемы (укажите главу, эпизод). - культ дружбы; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - прием «найденной рукописи»; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - описание разговора с несчастной девушкой; ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ - встреча с нищим; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - посещение крестьянской избы. ____________________________ ____________________________ ____________________________ В книге Радищева эти мотивы и приёмы служат иным целям, нежели в обычном сентиментальном путешествии. Каким? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите в «Путешествии…» традиционные для фольклора жанры (укажите главу, эпизод). - хороводная песня; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - плач по рекруту; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - духовный стих. ____________________________ ____________________________ ____________________________ Почему писателя привлекли жанры фольклора? Для чего писатель располагает их в начале глав? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите в «Путешествии…» традиционные для средневековой литературы жанры (укажите главу, эпизод). - видение; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - знамение; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - прославление; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - поучение. ____________________________ ____________________________ ____________________________ Какова цель обращения писателя к этим жанрам? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите в «Путешествии…» традиционные для новой русской литературы жанры (укажите главу, эпизод). - разговор; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - письмо; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - портрет; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - анекдот. ____________________________ ____________________________ ____________________________ Для чего писатель использует эти жанры? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите в «Путешествии…» научно-публицистические формы и жанры (укажите главу, эпизод). - законодательный проект; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - историко-публицистический трактат; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - литературно-критическая статья. ____________________________ ____________________________ ____________________________ Что дает писателю обращение к этим жанрам? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Приведите примеры лексики из различных пластов. - высокие церковно-славянские слова; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - архаизмы; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - экспрессивная лексика; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - просторечия; ____________________________ ____________________________ ____________________________ - сниженная лексика. ____________________________ ____________________________ ____________________________ Какие возможности перед писателем открывает такое стилевое разнообразие? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Сюжетное время «Путешествия…» занимает 7 суток. Как писатель раздвинул эти временные рамки? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Художественное пространство «Путешествия…» состоит из двух пластов: внешнего (историко-географический тракт «Петербург – Москва») и метафорического (мир души героя). Каков нравственный путь героя? Человеком с какими взглядами он начинает и заканчивает путешествие? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Назовите черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Каков смысл эпитета, помещённого писателем в заглавие? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Какую роль играют в повести пейзажи? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания III уровня Чем отличается отношение к простым людям у Радищева и Карамзина? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Романтизм А он, мятежный, ищет бури, Как будто в бурях есть покой! М.Ю.Лермонтов. СЛОВАРЬ Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: бурный порыв, свобода, исключительные личности, экзотическая природа, историческое прошлое, острая неудовлетворённость социальной действительностью, смутный, но притягательный идеал, трагический поединок личности и судьбы. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Распределите лексику стихотворений К.Ф.Рылеева «Я ль буду в роковое время…» на положительно и отрицательно эмоционально окрашенную. Изнеженное племя Гражданин сан... Отрицательно Положительно В чём смысл такой антитезы? Какова идея произведения? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Назовите черты романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Чем отличается романтизм Жуковского от романтизма Рылеева? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Жизнь человека издавна ассоциировалась с представлениями о пути, дороге. Какой жизненный этап героини отражён в балладе? С какими чувствами героини связаны начало и конец пути? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Действие разворачивается в определённом пространстве и времени. В каком пространстве? В чём смысловое значение пространства? Чем и как знаменуется художественное время? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Все мотивы и образы баллады призваны раскрыть внутреннее состояние героини. В соответствии с этим слова произведения призваны раскрыть не столько предметный, сколько эмоциональный смысл и значение. Докажите это на 1-2 примерах. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Докажите, что баллада связана со сказкой и подчиняется законам сказки. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Как в образе героини и в сюжете баллады показано, что народные представления сочетаются с религиозными? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания III уровня Письменно подготовьте ответ на вопрос (или составьте сложный план) «В чём новаторство Жуковского-романтика?». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ А.С.Грибоедов (1795-1829) «Горе от ума» (1825) «Горе от ума…», я думаю, гениальнейшая русская драма…». Оно является произведением «непревзойдённым, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца…» А.Блок. СЛОВАРЬ Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: пьеса, комедия, драматург, драматический конфликт, монолог, диалог, реплика, ремарка, внесценический персонаж, кульминация, фамусовское общество. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Перечислите черты классицизма комедии «Горе от ума». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Перечислите черты реализма комедии «Горе от ума». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задание I уровня Расположите героев комедии (в том числе тех, кто в ней только упоминается) по группам. - главные; ____________________________ ____________________________ - второстепенные; ____________________________ ____________________________ - внесюжетные; ____________________________ ____________________________ - внесценические. ____________________________ ____________________________ Какую роль в пьесе играют внесюжетные персонажи? А внесценические? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сравните реплику Чацкого в черновике и в окончательном варианте комедии. В чём и как изменилась речь Чацкого? Что это давало автору? Черновик - Но, боже мой! Кого вы поискали! Когда размыслю я, кого вы предпочли? Чистовик - А вы! О, боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите в комедии Грибоедова реплики, подобные ниже данным. Выделите в них просторечные слова. - Ах! Уж ты давно и сюда выйти изволил. («Недоросль» IV д.) - Это и давеча приметил. («Недоросль» IV д.) - Я знала наперёд, что это не про вас. (А.Шаховской «Урок кокеткам или Липецкие воды») -Изрыскал целый свет! (там же) О чём говорит обилие просторечных слов в комедии? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите в тексте комедии и выпишите пословицы, переделанные автором (здесь даются подлинные пословицы). Слово не обух, а от него гибнут. Тебе смешно, а мне к сердцу дошло. Нет! Я в Моздок не ездок. Беда не беда, лишь бы не было греха. Долог волос, ум короток. Языком кружево плести. С умом жить – мучиться, без ума – тешиться.
О чём говорит обилие пословиц в комедии? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите 8-10 примеров предложений, в которые автор ввёл фразеологизмы. Например, «ни на волос любви», «…она не ставит в грош его». Что даёт автору обилие фразеологизмов в речи персонажей? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите 8-10 примеров афоризмов, звучащие в устах героев комедии, например, «Счастливые часов не наблюдают». Какова роль афоризмов в ком
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |