Роман «Евгений Онегин»
Задания I уровня Закончив восьмую главу, в сентябре 1830г., Пушкин на другой день составил план полного издания романа, озаглавил каждую главу и разбил весь роман на три части. Часть 1. Предисловие 1 песнь. Хандра. Кишинёв, Одесса, 1823г. 2 песнь. Поэт. Одесса, 1824г. 2 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское, 1824г. Часть 2. 4 песнь. Деревня. Михайловское, 1825г. 5 песнь. Именины. Михайловское, 1825г. 6 песнь. Поединок. Михайловское, 1826г. Часть 3. 7 песнь. Москва. Михайловское, П.Б.Малинники, 1827-1828гг. 8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, 1829г. 9 песнь. Большой свет. Болдино, 1830г. Кишинёв Болдино 1823 год 9 мая 1830 год 25 сентября 7 лет 4 месяца 17 дней Обратите внимание на длительность работы над произведением: она объясняет сложную эволюцию образов. Объясните названия глав романа, данные самим поэтом. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Прочитайте эпиграфы к каждой главе. Обратите внимание на выбор Пушкиным авторов. Какой вывод вы можете сделать о широте литературных симпатий Пушкина, о его литературной эрудиции? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Сопоставьте названия глав и эпиграфы к ним. Как связан эпиграф с главой: по теме, идее, образам героев и т.п.? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите любую строфу, «свяжите» дугой рифмующейся строки и подпишите тип рифмы по положению в строфе: перекрёстные, парные, кольцевые. Какую роль играют в строфе две последние строки? Определите размер стиха. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сопоставьте онегинскую строфу с формой сонета. Для справки: сонет– форма стихотворения в 14 строк. Итальянский сонет состоит из двух катренов (4 строки) и двух терцетов (3 строки), английский – из трёх катренов и куплета (2 строки). В катренах рифма перекрёстная, а в терцетах – перекрёстная или парная. В чём новаторство Пушкина в создании онегинской строфы? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задание II уровня Пушкин писал: «Я пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». В чём эта разница? Для справок. Роман– повествовательный жанр, описывающий жизнь во всей её сложности. Стихотворение– форма поэтической речи, сравнительно небольшое произведение, повествующее о чувствах лирического героя (в основном). Роман в стихах– одна из редких форм лиро-эпической поэзии. Придерживаясь требования романа как повествовательного жанра, описывающего человеческую жизнь во всей её сложности, автор романа в стихах должен соблюдать все нормы, присущие поэтическому языку. Сделайте вывод о том, как выбор Пушкиным жанра произведения «Евгений Онегин» помогает читателю определить главного героя. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Подтвердите положение о том, что автор – главный герой романа. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите темы лирических отступлений в первой главе. Что вы узнали об авторе? Для справок: лирическое отступление- композиционно-стилистический приём главным образом в поэзии: автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанными или совсем не связанными с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они замедляют развитие фабулы, с другой – позволяют писателю в скрытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Определим, к кому из героев первой главы (Онегину или автору) относится эпиграф «И жить торопится, и чувствовать спешит». Рассмотрим таблицу. Онегин Автор I этап развития героя II этап развития героя III этап развития героя Увлечение высшим светом, изображённым автором сатирически. Русский Чайльд Гарольд, друг автора Не изменился Декабристские взгляды Демократические позиции Истинный, зрелый, деревенский романтик. Какие можно сделать выводы? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня В пушкиноведении существует утверждение, что в образах Онегина, Татьяны, Ленского автор изобразил этапы эволюции собственной души. Так ли это? Что общего у автора с этими тремя героями? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Перечитайте III-XVII, XXI-XXVI строфы первой главы романа. Сравните Онегина и Чацкого – ведь они современники. Сопоставлены или противоположны это герои? В чём? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня В.Г.Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Приведём доказательства. Определите хронологические рамки изображенного в романе. Правильно определите самое раннее событие, названное в романе. ____________________________ ____________________________ ____________________________ Определите географические рамки событий романа. Выпишите те, которые упоминаются или где происходит действие произведения. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ О каких слоях русского общества рассказывается в романе? ____________________________ ____________________________ ____________________________ О каких деятелях искусства (России) говорится в романе? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Сделайте (на выбор) выписки по следующим темам: о каких сторонах жизни русского общества рассказывает роман? О каких видах искусства даются суждения? Какие жанры литературы упоминаются? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Почему автор называет Татьяну своим милым идеалом? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Проследите, каких героев сопровождает луна (спутник романтика), в какой ситуации, когда она для героя «исчезает»? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сравните два сна: Софьи в «Горе от ума» и Татьяны. Похожи ли они? Чем? Какую роль играют в произведении? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сравните два письма: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Найдите признаки параллелизма. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сравните две отповеди: Онегина Татьяне и Татьяны Онегину. Найдите признаки параллелизма. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Найдите параллели в судьбах няни, матери Татьяны и самой Татьяны. Как соотносятся эти образы? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня В.Г.Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом». Как вы понимаете эти определения? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Пушкин дал в своих произведениях полную картину национального языка его эпохи во всем разнообразии его отдельных речевых стилей. Состав русского литературного языка эпохи Пушкина был сложен – сложен поэтому и язык романа. Найдите в нем следующие элементы. а) архаизм– старинные слова. Они могут быть церковнославянскими или славянизмами, словами, взятыми из языка летописей, старинных документов. Выпишите 3-5 примеров (из 2-4 строк). ____________________________ ____________________________ ____________________________ б) европеизмы - слова, заимствованные из европейских языков, например, галлицизмы – слова, взятые из французского языка. Дайте 3-5 примеров. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ в) разговорно-бытовой языкобразованной часть русского общества. Приведите примеры речи Онегина и Татьяны, языка мелкопоместного дворянства, языка высшего света (по 2 примера на каждый). ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ г) просторечия, элементы народного языка (3-5 примеров). ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Интересен синтаксис романа. а) Приведите примеры переноса: предложение не заканчивается строфой, перенесено на следующую строфу. Почему поэт переносит конец предложения в следующую строфу? Выпишите конец предыдущей, начало следующей. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ б) Какими по размеру и составу предложениями передан страх Татьяны перед приездом Онегина? ____________________________ ____________________________ ____________________________ в) Сколько стихотворных строк занимает бег Татьяны? А сколько в них предложений? Каким приёмом передаёт Пушкин длительность бега и стремительность Татьяны? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ г) Перечитайте строфу 38 главы 7, описание пути Татьяны по Москве. Какую художественную, изобразительную роль играет перечисление существительных? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ д) Перечитайте строфу 39 главы 7. Проследите за её ритмом, за тем, как она долго тянется и как неожиданно заканчивается длинным глаголом из 5 слогов. Что передаёт такой ритм фразы? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ е) Для контраста сравним ритм стиха в строфе 2 главы 1, где описывается танец балерины Истоминой. В чём особенность этого ритма, что он передаёт? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Огромной изобразительной силой обладают эпитеты Пушкина. Выпишите эпитеты к слову «лорнет» из текста романа (лучше 2-4 строки). О чём вам рассказали эти эпитеты? Этот вопрос может быть темой сочинения, доклада, части реферата. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите описание мазурки на именинах Татьяны. Подчеркните повторяющиеся звуки (аллитерацию). Какая картина создаётся? Приведите другие примеры аллитерации, объясните их смысл. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня А.М.Горький дал простое и точное определение реализма: «Реализмом именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни». Докажем реалистичность романа «Евгений Онегин», причём принадлежность его именно к критическому реализму. Для справки. Реализм критический– это реализм писателей, который видели деление общества на классы и «умели изображать, обличать грязный, циничный, отвратительный порядок жизни, основанной на беспощадном угнетении людей…» (М.Горький). а) в романе выдвинут и принцип народности (важный признак критичности реализма). Для справки. Принцип народности: оценка героев произведения даётся в зависимости от того, насколько они близки к народу, к народной жизни и мировоззрению. Кто из героев романа близок к народу? В чём? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ б) Говоря о сущности реализма, Ф. Энгельс писал: «…реализм предполагает помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Для справки. Тип– это обобщённый образ, художественно объединяющий характерные черты группы людей. Докажите типичность одного из героев романа. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ в) А. Фадеев очень точно заметил: «…образ Татьяны, обобщённый, собранный из этих разрозненных черт в единый идеализированный образ русской женщины и девушки, есть величайшая победа романтизма…» Вдумайтесь: реализм не означает безразличного воспроизведения действительности в художественном произведении. Пушкин создаёт образ Татьяны как образ идеальный. Докажите эту мысль строками романа. В чём идеален образ Татьяны? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ д) Задачам объяснения поведения человека подчинено в романе Пушкина и изображение быта. Сравните два описания одной комнаты ( во 2 и 7 главах): комнату дяди и кабинет Онегина. Чем отличаются эти интерьеры? Как они характеризуют своих хозяев? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Составьте сложный план на одну из данных тем: 1) Провинциальное дворянство в характеристике Д.И.Фонвизина (по комедии «Недоросль») и А.С.Пушкина (роман «Евгений Онегин»). 2) Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский). 3) Черты реализма в романе «Евгений Онегин». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания III уровня Напишите сочинения на одну из данных тем. Татьяна и её няня. Онегин и Чацкий. Онегин и Ленский. Образ автора в романе. Татьяна и Ольга Ларины. Мотив луны в романе. Пейзажные картины в романе. Пушкин о культурной жизни эпохи. Образ Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.С.Пушкина «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов (1814-1841) В Лермонтове «выразился исторический момент русского общества». В.Г.Белинский. СЛОВАРЬ Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: пафос свободы, мотив одиночества, «поэт дневной» и «поэт ночной», демонические мотивы, оригинальная композиция, «поэт сверхчеловечества», психологизм романа. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Внимательно прочитайте стихотворение «Смерть поэта». Выпишите лексику (отдельные слова и словосочетания), характеризующие Поэта и «толпу», высший свет. Сравните эту лексику. Поэт Высший свет Задания I уровня Дайте определения интонациям автора в каждой части стихотворения. Как изменяются эти интонации? С помощью каких изобразительно-выразительных средств они выражены? План Интонации 1) «Погиб поэт!» 2) Убийца поэта 3) Сравнение Пушкина с Ленским 4) «Зачем?..» 5) «Замолкли звуки чудных песен...» «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!» Последние 16 строк стихотворения были написаны позже. Это инвектива – гневная отповедь. Сравните интонации этого заключения с интонациями первой часть стихотворения. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Как вы понимаете разницу между «венцом терновым» и венком лавровым? Как в этих образах читается судьба Пушкина? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сравните два стихотворения: «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова. Как в прочтении одной темы двумя поэтами отразились реалии двух эпох – декабристской и эпохой реакции? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сравните два стихотворения: «Нищий» М.Ю.Лермонтова и «Нищий» И.С.Тургенева. Что в них общего – в изображении нищего, в чувстве поэта, в интонациях? Чем, кроме формы, они отличаются? Определите тему и основную мысль каждого произведения. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выпишите из стихотворений Лермонтова строки со словами «один», «одинокий», «одиночество». Определите, к какой теме лирики относится стихотворения (пейзажной, любовной, философской, освободительной и т.п.). Сделайте вывод: Лермонтов – певец одной темы или многих. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Сопоставьте два стихотворения: А.С.Пушкина «Я вас любил» и М.Ю.Лермонтова «К» («Я не унижусь перед тобою…»). Какие мысли и чувства вызывает у вас такое разное прочтение темы любви двумя поэтами? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Некоторые лермонтоведы считают, что многие стихотворения Лермонтова о любви к женщине на самом деле – о любви к Богу. Прочтите с этой точки зрения стихотворение «Благодарность». Найдите подобные мотивы в других стихотворениях. Согласны ли вы с этим утверждением? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Перечитайте внимательно стихотворение «Ангел». Вдумайтесь в смысл стихотворения. Выпишите слова, с которого начинается и которым заканчивается стихотворение. Расположите их на схеме. Определим, какое пространство стихотворения «отдано» небу, какое – земле. Сосчитайте строки, отданные этим двум топосам (пространствам) и обозначьте на схеме, проведите условную разделяющую линию.
Теперь определим, как охарактеризованы небо и земля. Выпишите лексику, относящуюся к этим двум пространствам. В каких взаимоотношениях находится эта лексика? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Найдите эпитеты, относящиеся к песне ангела. Почему младая душа, которую ангел нес для жизни на земле, не могла забыть песню ангела? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Определите идею стихотворения: о чём оно? Что прославляет? Почему? Что отвергает? Почему? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Докажите, что стихотворение «Ангел» музыкально. Для этого в двух первых строках сосчитайте: количество открытых слогов _____ количество закрытых слогов _____ количество всех звуков _____ количество глухих согласных _____ количество звонких согласных и гласных _____ Сделайте вывод о соотношении открытых слогов (они придают музыкальность) и закрытых, звонких согласных и гласных (они придают музыкальность) и глухих согласных. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Перечитайте стихотворения «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…». Каким предстаёт перед читателем поколение современников Лермонтова? А лирический герой стихотворений? Каковы интонации этих произведений? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Внимательно перечитайте стихотворение «Поэт». Из каких частей оно состоит? Как бы вы их озаглавили? В чём смысл сопоставления поэзии и кинжала? А судьбы кинжала и поэзии, современной Лермонтову? Сопоставьте это стихотворение со стихотворением «Кинжал». ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Сопоставьте стихотворение «Прощай, немытая Россия» и «Родина»: в чём они противопоставлены? Почему поэт рисует такие разные чувства к родной стране? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Выразительно перечитайте стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Выпишите главные (знаковые) образы. В чем их поэтический смысл? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания I уровня Перечитайте стихотворение Поэт». В нем рисуется два образа. Какие? Какие строки отданы каждому образу? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания II уровня Как меняется образ моря в стихотворении «Парус»? Какие его состояния показаны? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ В стихотворении дана формула романтизма. Найдите её. Почему счастье для романтиков недостижимо? ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания III уровня В.Соловьёв, Д.Мережковский, В.Розанов, К.Бальмонт (поэты, философы, критики начала XX века) считают, что лирика Лермонтова пронизана идеями сверхчеловечества. По мнению Мережковского, Лермонтов – «единственный человек в русской литературе, не поддавшийся вечному призыву к смирению». В.Розанов считает, что главная черта лирики Лермонтова – это дух противоречия. Согласны ли вы с этими высказываниями? Приведите примеры за или против. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задания III уровня Напишите сочинение по 1 из данных тем: «Люблю отчизну я, но странною любовью»… Судьба поколения в лирике Лермонтова. Образ поэта в лирике А.С.Пушкина и Лермонтова. 2 стихотворения о любви: Пушкин и Лермонтов (произведения по выбору). Проблема личности и её отражения в лирике Лермонтова.
Напишите реферат на одну из тем: Трагическое в лирике Лермонтова. Мотив одиночества в лирике Лермонтова. Образ кинжала в русской поэзии XIX в.. Образ звезды в лирике Пушкина и Лермонтова. Тема дороги в лирике Лермонтова. Жанр баллады в лирике Пушкина и Лермонтова.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |