Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и формы обучения (виды учебных заданий)



2015-11-20 744 Обсуждений (0)
Методы и формы обучения (виды учебных заданий) 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая программа

Литературного чтения

По учебному курсу «Дети-читатели»

Для 4 класса

На 2014-2015 уч.год.

Учитель: Идалова Лариса Жандаровна

Пояснительная записка

1. Курс разработан в русле авторской системы литературного образования младших школьников (авторы-разработчики Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова; программа издана: Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. 1--4 классы. Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова. М.: Мнемозина, 2001.Гриф Министерства образования РФ)) и является органической частью всей образовательной системы (1—4 классы). Адаптация курса к очно-дистанционной форме обучения осуществлена Т.С. Троицкой (научный руководитель курса) и Г.В. Самыкиной (учитель курса).

Курс строится на материале русской и зарубежной детской литературы (рассказы и лирические миниатюры М. Пришвина; детская лирическая поэзия в вариантах поэтических переводов; басни разных народов; рассказы В. Драгунского, К. Паустовского, Ю. Коваля и др.). В центр внимания на учебных занятиях попадает проблема движения текста, развития его от авторского замысла (черновика, наброска) к воплощению.

Курс строится на коммуникативно-деятельностной основе, что предполагает активные формы творческой деятельности учащихся как на очных, так и на дистанционных занятиях (иллюстрирование, сочинительство, обсуждение творческих работ и читательских мнений одноклассников, подготовка книжек-самоделок, инсценирование и др.), помогает детям освоить различные формы общения и сотрудничества.

1. Курс предполагает межпредметные связи с уроками русского языка (поскольку материалом литературы и фольклора является язык), изобразительного искусства и музыки (так как литература является видом искусства и во многом подчиняется общим законам искусства). Из общеучебных навыков наиболее активно на данном этапе обучения формируются:

· способность проникать в авторский замысел любого произведения (в том числе нехудожественного типа – научного, промышленного и др.);

· умение выразить (в слове, рисунке, схеме) собственное наблюдение и сравнить его с наблюдениями одноклассников и учителя; объяснить свой способ выражения, сравнить его со способами выражения, к которым обратились одноклассники или учитель;

· умение описать и отрефлексировать учебные траектории разных участников учебного коллектива;

· способность проявить инициативу на учебном занятии (предложив свой поворот в обсуждении, привлекая знакомый текст из своего читательского опыта и др.), а также поддержать инициативу одноклассника;

· умение разводить форму и содержание высказывания или формулировки;

· представление об исторической изменчивости произведения искусства;

· навык соотнесения собственного или чужого высказывания с предметом обсуждения (в нашем случае с текстом).

Из профильных умений и навыков, формируемых на данном этапе, отметим:

· умение сравнивать разные варианты одного и того же произведения, интерпретировать происходящие в тексте изменения;

· навык работы с литературными произведениями, разрабатывающими общий мировой сюжет;

· опыт интерпретации авторского замысла;

· способность сравнить собственную интерпретацию с интерпретацией одноклассника или учителя, «оправдать» (объяснить) чужую точку зрения;

· умение сравнить разные переводы поэтического произведения, определить особенности того или иного перевода;

· умение сравнить произведения разных видов искусства, разрабатывающих общий сюжет;

· умение сравнить произведение кино- или театрального искусства с литературным произведением, лежащим в их основе, объяснить режиссерские решения;

· сформированность интереса и вкуса к чтению;

· наработка адекватного возрасту читательского опыта;

· сформированность индивидуального читательского репертуара;

· первоначальный опыт размышлений над авторским замыслом (по поводу отдельных элементов произведения).

Способы организации познавательного интереса и организация досуга учащихся связаны с проектной деятельностью (подготовка и представление в классе коллективных и индивидуальных книжек-самоделок, подготовка виртуальных выставок, мини-спектаклей), а организация досуга учащихся – с культурной средой, сопровождающей процесс обучения (книжные вставки, в том числе виртуальные; посещение театральных спектаклей, музеев; просмотр фильмов и мюзиклов, привлечение аудио-ресурсов и др.).

 

Цели и задачи

Цели и задачи данного курса соответствуют целям и задачам всей образовательной системы:

Ведущие цели данной образовательной системы:

— введение ребенка в мир художественной словесности;

— формирование полноценных читательских позиций школьников, соответствующих возрасту.

На этом этапе обучения происходит «запуск» индивидуальных читательских биографий, а также механизмов, обеспечивающих их дальнейшее развитие.

Достижение поставленных целей требует решения следующих образовательных задач:

— формирование навыка чтения;

— литературное образование школьников;

— формирование читательского кругозора и интереса к чтению;

— развитие читательских позиций школьников.

Предполагается формирование навыка чтения во всех актуальных для читательской деятельности аспектах: темп, правильность, осознанность, выразительность, умение ориентироваться в тексте, чтение вслух и про себя, чтение по ролям, чтение-исполнение.

Чтение регулярно опосредуется решением субъективно более значимых для начинающего школьника задач — иллюстрированием, выбором роли для чтения по ролям, выбором фрагмента для инсценирования и т. д. Поиски ответов на вопросы, сформулированные в соответствии с художественной природой произведений, требуют постоянного обращения к тексту и стимулируют навык беглого чтения-просматривания и ориентировки в тексте.

Навык выразительного чтения формируется в процессе чтения по ролям, инсценирования, в результате цитирования (выборочного чтения) произведений в ходе учебного диалога.

Литературное образование предполагает освоение элементов художественного языка (пропедевтически, без введения терминов); знакомство с жанрами фольклора и литературы, представленными в детском чтении; знакомство с творческими историями отдельных произведений детской литературы и с творческими биографиями детских писателей; введение ребенка в мир книжной культуры.

«Открытые» на том или ином материале элементы художественной формы остаются в поле зрения на всех последующих этапах обучения. Так происходит развитие и углубление первоначальных учебных знаний, обогащение учебного опыта.

Учебный материал осваивается в практической деятельности, в том числе в процессе создания творческих подражаний.

Каждый блок учебного материала завершается заданиями диагностического характера. Для их выполнения необходимо распознать освоенные элементы художественного языка, определить принадлежность произведений к тем или иным жанрам, узнать произведения знакомого автора.

Формирование читательского кругозора и интереса к чтению осуществляется как в рамках учебных занятий (специальные задания, направленные на «размыкание» учебника и обращение к книгам из домашней и других библиотек, организация книжных выставок), так и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях и в процессе специально организованного домашнего чтения (списки литературы, рекомендованной для самостоятельного чтения и чтения с родителями, ведение читательских дневников, проведение читательских конференций, организация книжных выставок и др.).

 

 

Методы и формы обучения (виды учебных заданий)

Уроки литературного образования:

— сравнение чернового и чистового вариантов литературного произведения;

— анализ эволюции литературного героя (от замысла и черновых набросков — к окончательным редакциям);

— сравнительный анализ нескольких редакций литературного произведения;

— создание собственного наброска, черновика будущего рассказа (подражание дневниковым записям М. Пришвина) по личным впечатлениям и наблюдениям;

— сочинение собственного рассказа (подражание рассказам М. Пришвина) по наброску-черновику;

— обсуждение письменных творческих работ; доработка учебных произведений в процессе и по результатам обсуждения;

— сравнение нескольких произведений, созданных на общий сюжет;

— сравнение нескольких поэтических переводов детского иноязычного стихотворения;

— сравнение подстрочного и поэтического перевода детского иноязычного стихотворения;

— выполнение поэтического перевода небольшого иноязычного стихотворения (по подстрочнику);

— сравнение своего перевода стихотворения с переводами одноклассников и с переводами поэтов-профессионалов;

— знакомство с воспоминаниями писателей, связанных с процессом создания художественных произведений (по материалам учебника и рассказам учителя);

— сравнение произведений разных жанров, принадлежащих одному автору;

— выявление круга художественных задач, свойственных писателю;

— узнавание произведений знакомых авторов среди близких по жанру произведений разных писателей;

— работа с книгами из домашней, школьной и других библиотек;

— подготовка и представление в классе сообщения о своем любимом писателе;

— сравнение нескольких лирических произведений, созданных на одну тему; выявление индивидуальных художественных замыслов и способов их воплощения;

— выполнение письменных творческих работ аналитического и рефлексивного характера, а также работ по читательским впечатлениям.

Уроки формирования читательских позиций:

— анализ (интерпретация) отдельных глав, фрагментов и произведений в целом в опоре на предыдущий учебный опыт;

— сопоставление собственных читательских впечатлений с впечатлениями одноклассников, а также учителя, критиков-профессионалов и других авторитетных взрослых;

— критика неадекватных читательских реакций (через проверку текстом);

— прогнозирование развития сюжета по содержанию, названию книги и отдельных глав, предисловию, эпилогу;

— устное сочинение и обсуждение «ненаписанных глав» (в местах разрыва условной художественной реальности);

— критика и восстановление деформированных участков текста (по заданиям рабочих тетрадей);

— письменные творческие работы художественного, аналитического и рефлексивного характера; работы по читательским впечатлениям;

— иллюстрирование (в том числе метафорических образов); рисование карикатур;

— драматизация;

— создание замыслов спектаклей по фрагментам произведений;

— составление календаря (наблюдения над художественным временем);

— работа с картой (анализ художественного пространства);

— знакомство с биографическими материалами, а также с материалами воспоминаний, дневников, переписки;

— организация книжных выставок, посвященных одной книге («Три толстяка», «Недопесок»): разные издания, разные иллюстраторы, портреты и фотоматериалы, фрагменты воспоминаний и др.

Планируемые результаты обучения

Результаты обучения прописаны в пункте 2.2 – («общеучебные и профильные умения и навыки…»).

Необходимо подчеркнуть, что основной результат обучения связан не с суммой полученных знаний или даже навыков, но с приобретением опыта действования в пределах художественной реальности, представленной в данном учебном курсе без свойственного традиционной школе смешения с реальностью житейской. Крайне важен также опыт соотнесения собственного репертуара, собственных наблюдений и читательских реакций с репертуарами, наблюдениями и реакциями одноклассников, а также первые шаги в формировании рефлексивной позиции по отношению к собственной деятельности, собственной читательской индивидуальности. Эти базовые приобретения становятся фундаментом дальнейшего литературного развития и читательской культуры наших учеников.



2015-11-20 744 Обсуждений (0)
Методы и формы обучения (виды учебных заданий) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и формы обучения (виды учебных заданий)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.063 сек.)