Методы и формы обучения (виды учебных заданий)
Рабочая программа Литературного чтения По учебному курсу «Дети-читатели» Для 4 класса На 2014-2015 уч.год. Учитель: Идалова Лариса Жандаровна Пояснительная записка 1. Курс разработан в русле авторской системы литературного образования младших школьников (авторы-разработчики Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова; программа издана: Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. 1--4 классы. Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова. М.: Мнемозина, 2001.Гриф Министерства образования РФ)) и является органической частью всей образовательной системы (1—4 классы). Адаптация курса к очно-дистанционной форме обучения осуществлена Т.С. Троицкой (научный руководитель курса) и Г.В. Самыкиной (учитель курса). Курс строится на материале русской и зарубежной детской литературы (рассказы и лирические миниатюры М. Пришвина; детская лирическая поэзия в вариантах поэтических переводов; басни разных народов; рассказы В. Драгунского, К. Паустовского, Ю. Коваля и др.). В центр внимания на учебных занятиях попадает проблема движения текста, развития его от авторского замысла (черновика, наброска) к воплощению. Курс строится на коммуникативно-деятельностной основе, что предполагает активные формы творческой деятельности учащихся как на очных, так и на дистанционных занятиях (иллюстрирование, сочинительство, обсуждение творческих работ и читательских мнений одноклассников, подготовка книжек-самоделок, инсценирование и др.), помогает детям освоить различные формы общения и сотрудничества. 1. Курс предполагает межпредметные связи с уроками русского языка (поскольку материалом литературы и фольклора является язык), изобразительного искусства и музыки (так как литература является видом искусства и во многом подчиняется общим законам искусства). Из общеучебных навыков наиболее активно на данном этапе обучения формируются: · способность проникать в авторский замысел любого произведения (в том числе нехудожественного типа – научного, промышленного и др.); · умение выразить (в слове, рисунке, схеме) собственное наблюдение и сравнить его с наблюдениями одноклассников и учителя; объяснить свой способ выражения, сравнить его со способами выражения, к которым обратились одноклассники или учитель; · умение описать и отрефлексировать учебные траектории разных участников учебного коллектива; · способность проявить инициативу на учебном занятии (предложив свой поворот в обсуждении, привлекая знакомый текст из своего читательского опыта и др.), а также поддержать инициативу одноклассника; · умение разводить форму и содержание высказывания или формулировки; · представление об исторической изменчивости произведения искусства; · навык соотнесения собственного или чужого высказывания с предметом обсуждения (в нашем случае с текстом). Из профильных умений и навыков, формируемых на данном этапе, отметим: · умение сравнивать разные варианты одного и того же произведения, интерпретировать происходящие в тексте изменения; · навык работы с литературными произведениями, разрабатывающими общий мировой сюжет; · опыт интерпретации авторского замысла; · способность сравнить собственную интерпретацию с интерпретацией одноклассника или учителя, «оправдать» (объяснить) чужую точку зрения; · умение сравнить разные переводы поэтического произведения, определить особенности того или иного перевода; · умение сравнить произведения разных видов искусства, разрабатывающих общий сюжет; · умение сравнить произведение кино- или театрального искусства с литературным произведением, лежащим в их основе, объяснить режиссерские решения; · сформированность интереса и вкуса к чтению; · наработка адекватного возрасту читательского опыта; · сформированность индивидуального читательского репертуара; · первоначальный опыт размышлений над авторским замыслом (по поводу отдельных элементов произведения). Способы организации познавательного интереса и организация досуга учащихся связаны с проектной деятельностью (подготовка и представление в классе коллективных и индивидуальных книжек-самоделок, подготовка виртуальных выставок, мини-спектаклей), а организация досуга учащихся – с культурной средой, сопровождающей процесс обучения (книжные вставки, в том числе виртуальные; посещение театральных спектаклей, музеев; просмотр фильмов и мюзиклов, привлечение аудио-ресурсов и др.).
Цели и задачи Цели и задачи данного курса соответствуют целям и задачам всей образовательной системы: Ведущие цели данной образовательной системы: — введение ребенка в мир художественной словесности; — формирование полноценных читательских позиций школьников, соответствующих возрасту. На этом этапе обучения происходит «запуск» индивидуальных читательских биографий, а также механизмов, обеспечивающих их дальнейшее развитие. Достижение поставленных целей требует решения следующих образовательных задач: — формирование навыка чтения; — литературное образование школьников; — формирование читательского кругозора и интереса к чтению; — развитие читательских позиций школьников. Предполагается формирование навыка чтения во всех актуальных для читательской деятельности аспектах: темп, правильность, осознанность, выразительность, умение ориентироваться в тексте, чтение вслух и про себя, чтение по ролям, чтение-исполнение. Чтение регулярно опосредуется решением субъективно более значимых для начинающего школьника задач — иллюстрированием, выбором роли для чтения по ролям, выбором фрагмента для инсценирования и т. д. Поиски ответов на вопросы, сформулированные в соответствии с художественной природой произведений, требуют постоянного обращения к тексту и стимулируют навык беглого чтения-просматривания и ориентировки в тексте. Навык выразительного чтения формируется в процессе чтения по ролям, инсценирования, в результате цитирования (выборочного чтения) произведений в ходе учебного диалога. Литературное образование предполагает освоение элементов художественного языка (пропедевтически, без введения терминов); знакомство с жанрами фольклора и литературы, представленными в детском чтении; знакомство с творческими историями отдельных произведений детской литературы и с творческими биографиями детских писателей; введение ребенка в мир книжной культуры. «Открытые» на том или ином материале элементы художественной формы остаются в поле зрения на всех последующих этапах обучения. Так происходит развитие и углубление первоначальных учебных знаний, обогащение учебного опыта. Учебный материал осваивается в практической деятельности, в том числе в процессе создания творческих подражаний. Каждый блок учебного материала завершается заданиями диагностического характера. Для их выполнения необходимо распознать освоенные элементы художественного языка, определить принадлежность произведений к тем или иным жанрам, узнать произведения знакомого автора. Формирование читательского кругозора и интереса к чтению осуществляется как в рамках учебных занятий (специальные задания, направленные на «размыкание» учебника и обращение к книгам из домашней и других библиотек, организация книжных выставок), так и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях и в процессе специально организованного домашнего чтения (списки литературы, рекомендованной для самостоятельного чтения и чтения с родителями, ведение читательских дневников, проведение читательских конференций, организация книжных выставок и др.).
Методы и формы обучения (виды учебных заданий) Уроки литературного образования: — сравнение чернового и чистового вариантов литературного произведения; — анализ эволюции литературного героя (от замысла и черновых набросков — к окончательным редакциям); — сравнительный анализ нескольких редакций литературного произведения; — создание собственного наброска, черновика будущего рассказа (подражание дневниковым записям М. Пришвина) по личным впечатлениям и наблюдениям; — сочинение собственного рассказа (подражание рассказам М. Пришвина) по наброску-черновику; — обсуждение письменных творческих работ; доработка учебных произведений в процессе и по результатам обсуждения; — сравнение нескольких произведений, созданных на общий сюжет; — сравнение нескольких поэтических переводов детского иноязычного стихотворения; — сравнение подстрочного и поэтического перевода детского иноязычного стихотворения; — выполнение поэтического перевода небольшого иноязычного стихотворения (по подстрочнику); — сравнение своего перевода стихотворения с переводами одноклассников и с переводами поэтов-профессионалов; — знакомство с воспоминаниями писателей, связанных с процессом создания художественных произведений (по материалам учебника и рассказам учителя); — сравнение произведений разных жанров, принадлежащих одному автору; — выявление круга художественных задач, свойственных писателю; — узнавание произведений знакомых авторов среди близких по жанру произведений разных писателей; — работа с книгами из домашней, школьной и других библиотек; — подготовка и представление в классе сообщения о своем любимом писателе; — сравнение нескольких лирических произведений, созданных на одну тему; выявление индивидуальных художественных замыслов и способов их воплощения; — выполнение письменных творческих работ аналитического и рефлексивного характера, а также работ по читательским впечатлениям. Уроки формирования читательских позиций: — анализ (интерпретация) отдельных глав, фрагментов и произведений в целом в опоре на предыдущий учебный опыт; — сопоставление собственных читательских впечатлений с впечатлениями одноклассников, а также учителя, критиков-профессионалов и других авторитетных взрослых; — критика неадекватных читательских реакций (через проверку текстом); — прогнозирование развития сюжета по содержанию, названию книги и отдельных глав, предисловию, эпилогу; — устное сочинение и обсуждение «ненаписанных глав» (в местах разрыва условной художественной реальности); — критика и восстановление деформированных участков текста (по заданиям рабочих тетрадей); — письменные творческие работы художественного, аналитического и рефлексивного характера; работы по читательским впечатлениям; — иллюстрирование (в том числе метафорических образов); рисование карикатур; — драматизация; — создание замыслов спектаклей по фрагментам произведений; — составление календаря (наблюдения над художественным временем); — работа с картой (анализ художественного пространства); — знакомство с биографическими материалами, а также с материалами воспоминаний, дневников, переписки; — организация книжных выставок, посвященных одной книге («Три толстяка», «Недопесок»): разные издания, разные иллюстраторы, портреты и фотоматериалы, фрагменты воспоминаний и др. Планируемые результаты обучения Результаты обучения прописаны в пункте 2.2 – («общеучебные и профильные умения и навыки…»). Необходимо подчеркнуть, что основной результат обучения связан не с суммой полученных знаний или даже навыков, но с приобретением опыта действования в пределах художественной реальности, представленной в данном учебном курсе без свойственного традиционной школе смешения с реальностью житейской. Крайне важен также опыт соотнесения собственного репертуара, собственных наблюдений и читательских реакций с репертуарами, наблюдениями и реакциями одноклассников, а также первые шаги в формировании рефлексивной позиции по отношению к собственной деятельности, собственной читательской индивидуальности. Эти базовые приобретения становятся фундаментом дальнейшего литературного развития и читательской культуры наших учеников.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |