Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности, блага и ограниченность ресурсов



2015-11-20 757 Обсуждений (0)
Потребности, блага и ограниченность ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребность - это объективная и осознанная нужда людей в чем-либо не­обходимом для поддержания жизнедеятельности личности, от­дельно взятой фирмы или общества в целом. Потребность руко­водит всеми действиями человека.

Именно состояние определенной неудовлетворенности, нуж­ды в чем-либо толкает человека к активной производственной деятельности для удовлетворения своих экономических потреб­ностей. Для классификации потребностей в социологии и психологии часто используют пирамиду А. Маслоу. Классификация потребностей с позиций экономики представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

 

Первичные - потребности в средствах суще­ствования, которые нельзя ничем заменить (пита­ние, одежда, жилье). Вторичные - потребности, которые могут быть заменены, или потребности выбора (книги, путеше­ствия, украшения и т.п.).
Духовные - потребности в знаниях, общении, чтении, посещении музеев, театров и т.п. Материальные - потребности в одежде, метал­лах, нефти, транспорте, станках и т.п.
Производственные - потребности производ­ства в сырье, электроэнергии, материалах, обору­довании. Непроизводственные - непосредственные по­требности людей в предметах потребления.
Действительные - потребности, которые мо­гут быть удовлетворены в данный момент, при дан­ном уровне развития производства. Абсолютные - потребности, которые могут быть удовлетворены только в будущем.
Личные и семейные - потребности отдельного человека и семьи. Общества в целом - потребности в средствах производства, обороне страны, развитии фундамен­тальной науки и т.п.

 

С развитием человека и общества происходит переход от бо­лее низшего уровня потребностей - к более высшему. Создается противоречие между тем, что имеет человек, и тем, что ему становится необходимым, - проявляется действие экономического закона возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностейпоказывает, что в ходе эко­номического и технического развития общества круг потребнос­тей меняется. Потребности высшего порядка по мере их насыщения через определенное время становятся обычными, а обычные меняют свой статус и попадают в разряд низших потребностей.

Постоянно возрастающие потребности заставляют искать пути их удовлетворения через создание высокотехнологического оборудования и рациональное использование сырья. В любом обществе производство призвано решать вопросы удовлетворения коллективных и личных эконо­мических потребностей. В случае нарушения этого правила об­щество ставит себя на грань разрушения.

В то же время ресурсы общества (труд, земля, капитал, предпринимательство), имеющиеся в распоряжении людей для удовлетворения их по­стоянно растущих потребностей, ограничены. Разрыв между потребностями и ресурсами постоянно увеличивается, т.е. по мере развития общества ограниченность экономических ресурсов возрастает. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрас­тают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих, в свою очередь, новых ресурсов (рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Ограниченность ресурсов

 

Следствия ограниченности ресурсов:

- необходимость эффективного и полного использования ресурсов;

- появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам общества;

- возникновение необходимости решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов, поиска лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается мак­симальное удовлетворение потребностей.

Средством удовлетворения потребностей выступают блага. Блага– это все то, что удовлетворяет потребности людей: продукты в материально-вещественной форме и услуги - нематериальные блага, имеющие форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процесс создания и потребления их совпадает. Существует множество критериев, на основе которых выде­ляют различные группы благ.

1. Экономические блага,которые являются результатом эконо­мической деятельности людей и обладают ценой. К экономическим относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности.

2. Неэкономические блага, которые являются результатом дарения и предоставлены природой. Неэкономические блага предоставляются природой без приложения усилий че­ловека.

3. Материальные блага, имеющие материально-веществен­ную форму (товар - уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.). Материальные блага включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.). Материальные блага подразделяются на предметы потребле­ния, непосредственно необходимые для жизнедеятельности людей (пища, одежда, обувь и т.д.), и средства производства для изготовле­ния предметов потребления.

4. Нематериальные блага,неимеющие материально-вещест­венную форму (услуги, научные открытия, образование и т.д.). Нематериальные блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоох­ранении, образовании, искусстве и т.д.

Блага- товары и услуги, предназначенные для удовлетворе­ния личных и общественных потребностей. Товарами являются материальные блага, предназначенные для купли-продажи на рын­ке. Различают следующие типы товаров: взаимозаменяемые (сли­вочное масло и маргарин, чай и кофе); взаимодополняемые (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка); независимые (бананы и мясо, блуза и наручные часы).

 



2015-11-20 757 Обсуждений (0)
Потребности, блага и ограниченность ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности, блага и ограниченность ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)