Потребности, блага и ограниченность ресурсов
Потребность - это объективная и осознанная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности личности, отдельно взятой фирмы или общества в целом. Потребность руководит всеми действиями человека. Именно состояние определенной неудовлетворенности, нужды в чем-либо толкает человека к активной производственной деятельности для удовлетворения своих экономических потребностей. Для классификации потребностей в социологии и психологии часто используют пирамиду А. Маслоу. Классификация потребностей с позиций экономики представлена в таблице 2.1. Таблица 2.1
С развитием человека и общества происходит переход от более низшего уровня потребностей - к более высшему. Создается противоречие между тем, что имеет человек, и тем, что ему становится необходимым, - проявляется действие экономического закона возвышения потребностей. Закон возвышения потребностейпоказывает, что в ходе экономического и технического развития общества круг потребностей меняется. Потребности высшего порядка по мере их насыщения через определенное время становятся обычными, а обычные меняют свой статус и попадают в разряд низших потребностей. Постоянно возрастающие потребности заставляют искать пути их удовлетворения через создание высокотехнологического оборудования и рациональное использование сырья. В любом обществе производство призвано решать вопросы удовлетворения коллективных и личных экономических потребностей. В случае нарушения этого правила общество ставит себя на грань разрушения. В то же время ресурсы общества (труд, земля, капитал, предпринимательство), имеющиеся в распоряжении людей для удовлетворения их постоянно растущих потребностей, ограничены. Разрыв между потребностями и ресурсами постоянно увеличивается, т.е. по мере развития общества ограниченность экономических ресурсов возрастает. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих, в свою очередь, новых ресурсов (рис. 2.1). Рисунок 2.1. Ограниченность ресурсов
Следствия ограниченности ресурсов: - необходимость эффективного и полного использования ресурсов; - появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам общества; - возникновение необходимости решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов, поиска лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей. Средством удовлетворения потребностей выступают блага. Блага– это все то, что удовлетворяет потребности людей: продукты в материально-вещественной форме и услуги - нематериальные блага, имеющие форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процесс создания и потребления их совпадает. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ. 1. Экономические блага,которые являются результатом экономической деятельности людей и обладают ценой. К экономическим относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. 2. Неэкономические блага, которые являются результатом дарения и предоставлены природой. Неэкономические блага предоставляются природой без приложения усилий человека. 3. Материальные блага, имеющие материально-вещественную форму (товар - уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.). Материальные блага включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.). Материальные блага подразделяются на предметы потребления, непосредственно необходимые для жизнедеятельности людей (пища, одежда, обувь и т.д.), и средства производства для изготовления предметов потребления. 4. Нематериальные блага,неимеющие материально-вещественную форму (услуги, научные открытия, образование и т.д.). Нематериальные блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранении, образовании, искусстве и т.д. Блага- товары и услуги, предназначенные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Товарами являются материальные блага, предназначенные для купли-продажи на рынке. Различают следующие типы товаров: взаимозаменяемые (сливочное масло и маргарин, чай и кофе); взаимодополняемые (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка); независимые (бананы и мясо, блуза и наручные часы).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |