Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности и мотивы деятельности личности



2015-11-20 3812 Обсуждений (0)
Потребности и мотивы деятельности личности 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Свойства личности формируются в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром. Активность личности обнаруживается в ее деятельности. Источник активности личности – ее потребности. Потребность – это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.

Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и связанных в основном с биологическими нуждами, потребности человека все время изменяются и развиваются. В этом постоянном обновлении потребностей немалую роль играет общественное производство: предлагая все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и новые потребности, которых не было у предшествующих поколений.

Потребности человека имеют общественно-личный характер, они формируются в процессе его воспитания. Например, потребность посмотреть по телевизору вечером программу новостей – это всегда чья-то конкретно личная потребность, но она есть у этого человека потому, что он живет в современную эпоху, в нынешних общественно-исторических условиях (потребности посмотреть программу телевизионных новостей не было у деда или прадеда нашего героя, прежде всего потому, что они жили в другую общественно-историческую эпоху, когда телевидения не было).

Характерными особенностями потребностей является:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанный обычно с определенным предметом, которым человек стремится обладать, или с конкретной деятельностью, которая должна доставлять человеку удовольствие (определенная работа, игра и т. д.);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, что сопровождается характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта потребности и неудовольствие, или даже страдание от неудовлетворения потребности);

в) наличие хотя часто и слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск путей возможного удовлетворения потребности;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение вышеназванных состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее испытываемой потребности (например, после удовлетворения потребности в пище вид, ее может вызывать даже чувство отвращения);

д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать.

По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. У человека и естественные потребности имеют общественно-исторический характер (например, использование при еде вилок, ложек, ножей в Европе или специальных палочек – во многих восточных странах).

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, предметах быта), в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания (музыки, литературы, кино и т.д.).

Потребности человека могут быть также нравственно-оправданными и безнравственными. Первые – это те, которые отвечают требованиям общества.

 

               
   
 
   
   
 
     
 
 
 
     
 
     
 

 


 

Рис.3.2 Основные потребности личности (по В.Д.Шадрикову).

 

Существует множество подходов к классификации потребностей. Один из них подразделяет потребности на три группы по числу структур человека: биологическую, психологическую и социальную. В первой структуре возникают биогенные потребности, во второй - психогенные, в третьей – социогенные потребности. Например, В.Д.Шадриков предлагает следующую классификацию потребностей (рис.3.2).

В настоящее время широко известна и практически общепринята структура личных потребностей человека, предложенная известным американским психологом А.Маслоу, отражающая количественное убывание потребностей от простых физиологических к сложным духовным.

Физиологические потребности – самые насущные, самые мощные. Если они не удовлетворены, то все остальные могут даже не ощущаться человеком. Если же физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, и не представляют проблемы для организма, то они перестают активно воздействовать на поведение человека.

 

 

 

Рис. 3.3 Структура личных потребностей человека (по А.Маслоу)

 

Потребность в безопасности включает также и потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке и законе.

Неудовлетворенность потребности в принадлежности и любви переживается как чувство одиночества, отверженности, отсутствия родственной души.

Потребность в уважении и признании проявляется как стремление получить высокую оценку от окружающих и ощутить собственную полезность и значимость.

Потребность в познании проявляется как стремление навстречу непознанному и необъясненному, стремление к пониманию, систематизации информации, выявлению взаимосвязей между отдельными событиями.

Эстетическая потребность – это потребность в красоте, порядке, симметрии, завершенности, структуре.

Потребность в самоактуализации – стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности, это «желание соответствовать собственной природе», быть тем, кем ты можешь быть, стремление заниматься тем, к чему предрасположен.

 

По мнению А.Маслоу, проявление личных потребностей характеризуются следующими закономерностями:

- потребности личности образуют иерархическую структуру, которая определяет все поведение человека;

- потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда, когда удовлетворены хотя бы частично потребности более низких ступеней; В то же время человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое любовь, уважение и самореализация, как правило, ценит эти потребности больше, чем физиологические.

- высшие потребности генетически являются более поздними;

- чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дольше может быть отодвинуто ее удовлетворение, и тем легче от нее на время отказаться;

- высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные;

- удовлетворение высших потребностей способствует развитию личности, чаще приносит счастье и радость и обогащает внутренний мир;

- жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую ее биологическую эффективность (большую продолжительность жизни, меньше болезней и т.д.). Следствием тревоги, страха, отсутствия любви, становятся крайне нежелательные физические и психологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечном итоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту и развитию.

В процессе жизни человека его потребности не остаются постоянными, они развиваются и изменяются.

В зависимости от конкретных условий существования личности, потребности человека выступают в виде системы мотивов.

Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Деятельность человека может определяться одним мотивом, но чаще – системой мотивов.

Мотивы отличаются видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются.

Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, а также они могут быть устойчивыми (свойственными данной личности длительное время) или ситуативными (определяемыми текущими условиями).

К осознаваемым мотивам относят интересы, убеждения, стремления.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно они проявляются в положительном эмоциональном фоне, который окрашивает процесс познания. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного мотива процесса познания. Их можно классифицировать по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По цели интересы могут различаться на непосредственные (вызванные эмоциональной привлекательностью объекта) и опосредованные (вызванные значимостью его для конкретной личности). Например, когда мы просматриваем полки в книжной лавке, наше внимание привлекают книги в ярких, красивых обложках (это непосредственный интерес), а когда мы берем невзрачные на вид книги по специальности и подолгу их листаем, то это уже проявление интереса опосредованного.

Интересы – высшая сторона мотивации деятельности личности, но далеко не единственная. Существенным моментом поведения человека являются его убеждения.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. У каждого человека в системе его потребностей есть потребность самоуважения, которая и побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами, а не вести себя как флюгер во время неустойчивой погоды.

Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности.

Стремления могут приобретать различные психологические формы:

мечта – созданный фантазией образ желаемого;

идеал– пример, принятый личностью за образец;

страсть– мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой.

Когда человек осознает не только условия, в которых он испытывает потребность, но и средства их достижения, то такой мотив поведения называется намерением.

Интересы, убеждения, стремления – это осознаваемые мотивы. Но кроме них есть и неосознаваемые, такие как установка и влечение.

Установка– это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности.

Влечение– это побуждение к деятельности, в котором проявляется недифференцированная, недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

Осознаваемые мотивы, рассмотренные со стороны их содержания, составляют цели личности.

Когда цели осознаются и результаты деятельности предвосхищаются, а также осознается реальность достижения цели, то такое состояние рассматривается как перспектива личности.

Состояние личности, противоположное состоянию перспективы, называется фрустрацией. Фрустрация возникает тогда, когда на пути к цели человек сталкивается с препятствиями, которые являются непреодолимыми или воспринимаются как таковые. Возникающая фрустрация может привести к изменениям в поведении личности, например, агрессии, проявляющейся во враждебности, угрозах, грубости.

 



2015-11-20 3812 Обсуждений (0)
Потребности и мотивы деятельности личности 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Потребности и мотивы деятельности личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)