Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Познавательные процессы личности



2015-11-20 7161 Обсуждений (0)
Тема 4. Познавательные процессы личности 4.83 из 5.00 6 оценок




1. Ощущение.

2. Восприятие.

3. Память.

4. Мышление.

5. Воображение.

6. Представление.

7. Внимание.

8. Речь.

 

 

Одним из важнейших компонентов сознания человека являются познавательные или когнитивные процессы. К ним относят: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь, воображение и внимание. Именно эти процессы позволяют человеку получать знания об окружающем мире и, в конечном итоге, успешно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке.

 

Ощущение

 

Простейшим психическим познавательным процессом является ощущение, состоящее в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущения – это основной источник наших знаний о внешнем мире и собственном теле, а органы чувств – единственные каналы, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Именно с ощущений начинается процесс познания. Они возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель (предмет или явление действительности) и как всякое психическое явление имеют рефлекторный характер.

Человеку всё время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Этому состоянию противостоят информационная перегрузкаи информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьёзным функциональным нарушениям в организме.

Ощущение принято делить на три основных типа:

˗ интероцептивные, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов и органов человека;

˗ проприоцептивные, обеспечивающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу регуляции движений;

˗ экстероцептивные,дающие информацию о внешнем мире и являющиеся основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

 

 

Рис. 4.1. Классификация ощущений

 

Процесс возникновения ощущений можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 4.2):

Общими свойствами ощущений являются:

качество –основная характеристика ощущения, отличающая его от других видов ощущений;

интенсивность – количественная характеристика ощущения, определяемая силой действующего раздражителя;

длительность – временная характеристика ощущения, определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств.

Органы чувств человека имеют определённую чувствительность, диапазон которой ограничен снизу и сверху соответственно нижним и верхним абсолютными порогами чувствительности.

 

 

 

Рис. 4.2. Схема процесса возникновения ощущений.

 

Нижний абсолютный порог чувствительности равен той минимальной величине воздействия, которая способна вызвать ощущение. Верхний абсолютный порог чувствительности соответствует такой максимальной величине воздействия, при которой еще сохраняется ощущение данного вида. Если этот порог превысить на одну ступень, то у человека, как правило, возникает болевое ощущение. Область величин воздействия, границами которой являются названные пороги, определяет диапазон чувствительности соответствующего анализатора.

Органы чувств человека не только воспринимают те или иные воздействия, но и различают воздействия одного вида. Способность анализатора различать сигналы (воздействия) одного вида определяется разностным (дифференциальным) порогом чувствительности.Такой порог соответствует такой минимальной разнице в величине воздействующих стимулов, при которой человек способен их различать.

Чувствительность анализаторов человека не постоянна, она может изменяться под влиянием ряда физиологических и психологических условий, прежде всего таких явлений, как адаптации и взаимодействия ощущений.

Адаптация –это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Она бывает трёх видов:

1) адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжающемся действии раздражителя;

2) адаптация как притупление ощущения (то есть уменьшение чувствительности) под влиянием действия сильного раздражителя (например, световая адаптация зрения);

3) адаптация, как повышение чувствительности при воздействии слабого раздражителя (например, темновая адаптация зрения).

Взаимодействие ощущений состоит в изменении чувствительности одних анализаторов под влиянием раздражения других. Например, чувствительность зрения (а именно, световое различие) ухудшается при воздействии шума. Сильные болевые раздражители иногда вызывают повышение зрительной, слуховой, тактильной или обонятельной чувствительности, поэтому, например, многие больные характеризуются повышенной чувствительностью к различным раздражителям.

 

Восприятие

 

Однако человеку недостаточно отражать только отдельные свойства внешнего мира, ему необходимо отражать мир предметно, то есть, как совокупность свойств. Это становиться возможным благодаря процессу восприятия.

Восприятие –это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятия и ощущения у человека тесно и неразрывно связаны. Восприятие как бы интегрирует ощущения и создают на их основе целостные образы предметов и явлений.

Восприятия обладают рядом определённых свойств, а именно:

˗ предметностью,выражающейся в соотнесении образов внешнего мира с его реалиями;

˗ целостностью,заключающейся в том, что образы восприятия всегда целостны;

˗ константностью, состоящей в создании относительно постоянных образов предметов при существенном изменении условий восприятия;

˗ структурностью, заключающейся в способности отражать характеристику целого – структуру;

˗ избирательностью, состоящей в способности перестраивать субъективный образ внешнего мира в зависимости от цели восприятия;

˗ осмысленностью, заключающейся в том, что все образы восприятия у человека являются осмысленными.

 

 

 

 

Рис. 4.3. Свойства восприятия

 

Восприятие зависит не только от объекта-раздражителя, но и от субъекта. Воспринимает не изолированный глаз или ухо, а человек, поэтому в восприятии всегда проявляются особенности его личности.

Зависимость восприятия от особенностей личности называется апперцепцией. Люди могут находиться в одной и той же ситуации, но воспринимать ее будут каждый по-своему. На процесс восприятия оказывают влияние следующие 3 группы факторов:

· особенности субъекта восприятия,

· особенности объекта восприятия,

· особенности контекста.

Когда человек (субъект) пытается интерпретировать то, что он видит, на это в значительной степени влияют особенности его личности. Личностные характеристики субъекта восприятия создают так называемую критериальную основу восприятия, которая оказывает существенное воздействие на данный процесс.

Критериальная основа восприятия – это система не всегда четко осознаваемых внутренних критериев, формируемых на основе прошлого опыта человека, оказывающая влияние на процесс и результат восприятия. Такую основу составляют расположения,потребности, мотивы, прошлый опыт, ожидания, цели и задачи деятельности субъекта и др..

Расположения– это устойчивая система отношений личности к окружающему миру, которая определяется основными компонентами структуры личности: темпераментом и характером, способностями, направленностью личности. Расположения обычно проявляются в предпочтениях, которые отдает личность тем или иным условиям и обстоятельствам.

Например, студент А. предпочитает малочисленные аудитории для занятий, так как он любит задавать множество вопросов преподавателю. Студент Б. наоборот, предпочитает большие аудитории, он редко задает вопросы и предпочитает анонимность, которая возможна только при большом количестве людей. Когда оба в начале семестра узнают, что будут заниматься в большом потоке, их восприятие будет различным. Студент А – расстроен, а студент Б – рад. Они по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию, так как у них различные представления относительно больших аудиторий.

Потребности. Неудовлетворенные потребности стимулируют личность и могут существенно сказаться на результатах восприятия. Например, когда в эксперименте с голоданием люди-участники находились без пищи от 2 до 16 часов, то результаты восприятия ими стертых картинок были существенно разными – продолжительность голодания повлияла на интерпретацию изображения. Чем дольше люди находились в состоянии голодания, тем чаще они воспринимали картинки за изображения пищи.

Мотивы. Одним из видов мотивов являются интересы человека. Они формируются в том числе и условиями профессиональной деятельности. Личные интересы как бы сужают фокус восприятия. Например, пластический хирург с большей вероятностью обратит внимание на нос несовершенной формы, чем слесарь–сантехник.

Прошлый опыт и знания. Предшествующий опыт как бы сужает фокус восприятия. Очень часто прошлый опыт как бы аннулирует интерес к объекту. То, что нам знакомо, менее интересно и привлекательно, чем что-то новое. Именно поэтому, когда в постоянной компании появляется новичок, он всегда привлекает к себе внимание. При этом внимание к нему обусловлено не его исключительными достоинствами, а часто только тем, что он здесь новое, свежее лицо.

В то же время прошлый опыт и знания могут существенно обогатить и расширить результаты восприятия. Чем больше человек знает об объекте, тем больше сторон, особенностей, нюансов он в нем способен увидеть.

Например, если показать один и тот же объект – лист с фрагментом программы для компьютера разным людям, то они по-разному дадут интерпретацию увиденному. Тот, кто не знает английского языка и языка программирования – затруднится с ответом, тот, кто знает английский, но не знает языка программирования - скажет, что узнает знакомые английские слова, знающий язык программирования даст ответ, что это фрагмент программы на языке “ПАСКАЛЬ”, а опытный программист скажет, что это программа на языке “ПАСКАЛЬ”, написанная начинающим программистом, так как порядок команд неудачен.

Ожидания. Зачастую люди видят то, что им хочется увидеть или услышать.

На восприятие существенно влияют также эмоции и чувства, испытываемые субъектом. Положительные эмоции и чувства приводят к тому, что воспринимающий видит только достоинства и не замечает недостатков (эффект “розовых очков”), а отрицательные – приводят к обратному результату (эффект “черной призмы”).

Восприятие зависит также от стоящей перед человеком задачи или цели его деятельности. Например, когда мы просто слушаем музыку оркестра, мы воспринимаем музыку и мелодию в целом, не выделяя в ней звучание отдельных инструментов. Если же мы ставим перед собой задачи проследить партию того или иного инструмента, то восприятие звучания этого же оркестра станет существенно иным. Звук отслеживаемого инструмента как бы выделится, а все остальные звуки станут чем-то вроде фона.

Существенным фактором, влияющим на процесс восприятия, является установка субъектов. Примером искажения восприятия под влиянием установки является сюжет комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.

Еще одной особенностью восприятия является то, что человек всегда дополняет воспринимаемую информацию чем-то своим, приносит в нее что-то субъективное.

Например, если задать вопрос компьютеру “Какой номер телефона был у Пушкина?”, то компьютер потребует уточнения вопроса. Если же этот же вопрос адресовать аудитории, то в большинстве случаев мы получим ответ “У Пушкина не было телефона”. Такой ответ обусловлен тем, что человек дополнил вопрос, привнес в него свое собственное суждение типа: поскольку в вопросе не называют, какого Пушкина имеют в виду, значит, речь идет обо всем известном Пушкине Александре Сергеевиче.

Восприятие зависит также от особенностей объекта. Например, внешние особенности человека влияют на его восприятие. Люди с громким голосом или высокого роста заметнее, чем люди с тихим голосом или среднего роста. То же самое относится и к внешне привлекательным или внешне отталкивающим людям. Именно поэтому внешний вид панков, (представителей одного из молодежных движений) их прически, одежда и макияж есть не что иное, как средство привлечения к себе внимания, есть способ воздействия на восприятие.

Движение, звуки, размер объекта и другие атрибуты также способствуют лучшему восприятию. Именно поэтому все женщины стремятся одеваться и выглядеть индивидуально и неповторимо. Они интуитивно понимают, что любой атрибут внешности, отличающий их от других, способствует привлечению внимания и лучшему восприятию.

Восприятие зависит также от контекста, то есть тех условий, в которых происходит процесс восприятия. Объекты чаще всего находятся не в изоляции, поэтому их восприятие всегда сопряжено с воздействием фона, это приводит к тому, что мы группируем схожие и близкие вещи.

Именно поэтому справедливо отмечено, что в театре на сцене король не может играть сам себя, короля всегда играет свита.

Объекты, которые находятся либо в пространственной, либо во временной близости друг к другу, имеют тенденцию быть воспринятыми вместе, а не раздельно.

Например, в отделе одновременно увольняются несколько сотрудников. Оценивая ситуацию, мы склонны искать общую причину, хотя события могут быть никак не связаны.

Влияние контекста на результаты восприятия хорошо иллюстрирует следующая ситуация.

Мы можем не обратить внимание на юную прелестницу в облегающем вечернем платье с ярким макияжем в ночном клубе в субботу, но она обязательно привлечет всеобщее внимание, если появится в таком виде в понедельник в вузовской аудитории.

Все сказанное о факторах, влияющих на процесс восприятия, говорит о том, что восприятие – активный процесс, которым можно управлять.

Закономерности восприятия проявляют себя во всех ситуациях, в том числе при восприятии людьми друг друга. Например, первое впечатление о другом человеке формируется следующим образом. Существует несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека. Они в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнёра по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знания этих схем позволяет понять, как формируется первое впечатление о человеке.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнёров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них.

В данном случае схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен, если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чём-то превосходим, то мы его недооцениваем. При этом превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Такие ошибки восприятия часто называют фактором превосходства.

Другим видом ошибок восприятия являются те, которые связаны с тем, нравится ли нам внешне наш партнёр по общению или нет. Их суть заключается в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более добрым, умным, интересным и т.д. (т.е., опять-таки переоценивать его многие психологические качества). Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности –чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он кажется нам во всех отношениях, если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Третья схема проявляется в том, что те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора отношения к нам. Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнёра и выделять отрицательные.

Рассмотренные три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом Ореола. Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека.

 

Память

Для того, чтобы успешно ориентироваться в окружающем мире, человеку недостаточно получать с помощью органов чувств информацию о его состоянии. Чтобы окружающий, быстро изменяющийся мир не воспринимался человеком каждый раз как что новое и незнакомое, он (человек) должен обладать способностью сохранять и накапливать информацию. Такую способность человеку обеспечивает его память.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его индивидуального опыта. Она включает в себя следующие процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Различают следующие виды памяти:

а) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память;

б) по характеру целей деятельности – непроизвольную и произвольную;

в) по продолжительности сохранения информации – кратковременную, оперативную и долговременную.

 

 

Рис.4.4. Классификация видов памяти.

 

Двигательная память – это память на движения. Люди, обладающие хорошей двигательной памятью характеризуются физической ловкостью, сноровкой в труде, они легко и быстро усваивают новые виды деятельности, требующие хорошей координации движений. В том, что мы умеем ходить, писать, управлять автомобилями, играть на гитаре, и т.д. и т.п., основную роль играет двигательная память.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях. Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранённые в памяти эмоции выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от неё.

Образная память– это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности. Он хорошо развит у людей художественных профессий.

Словесно-логическая память – это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами.

Непроизвольной памятью называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить. Соответственно произвольная память – это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации.

В кратковременной памяти в течение долей секунд сохраняется вся поступившая информация. Оперативная память обеспечивает хранение промежуточных результатов, необходимых до конца решения текущей задачи, в долговременной памяти информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации имеет ряд закономерностей, поэтому можно выделить ряд законов памяти:

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

 

 

Рис.4.5. Уровни усвоения знаний

 

В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Именно мысли первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста.

В зависимости от количества и характера работы, потраченной на изучение (осмысление) материала, можно выделить несколько уровней усвоения знаний.

 

I - знания – узнавания, когда материал можно узнать при повторном восприятии;

II - знания – копии, когда материал можно воспроизвести словами оригинала (или источника);

III - знания – трансформации, когда материал можно воспроизвести своими словами и применить для решения задач по образцу;

IV - знания – умения, когда материал может использоваться для решения новых, оригинальных задач.

Для улучшения запоминания важно должным образом организовать информацию в момент запоминания. Для этого целесообразно использовать опорные слова, схемы, диаграммы, таблицы. Хорошие результаты дает прием прогнозирования, состоящий в том, что, начав читать новый материал, следует попытаться после выдвижения автором нескольких аргументов, сделать самостоятельно вывод. Возникающие при этом эмоции (положительные, если прогноз правильный и отрицательные, когда нет) улучшают запоминание.

Если требуется запомнить большие объемы информации, целесообразно материал разбить на части (смысловые фрагменты), озаглавить их и связать заголовки по смыслу, т.е. составить план. Проработанный таким образом материал запомнится значительно лучше.

2. Закон интереса: интересное запоминается легко, так как для этого не требуется много усилий.

Поэтому следует предлагаемый для запоминания материал делать интересным. Для этого его следует излагать в яркой, образной, проиллюстрированной убедительными примерами форме, что определит непосредственный интерес и улучшит запоминание.

Основа формирования опосредованного интереса к материалу – это осознание его действительной значимости. Поэтому всегда важно показывать, для чего этот материал будет нужен, где его потом можно будет использовать в будущей работе.

3. Закон установки: запоминание происходит лучше в том случае, если имеется установка «запомнить».

Такая установка может задаваться извне, например, словами лектора «обратите на это внимание», «запомните, пожалуйста», «главное здесь то …» и т.п., или когда сам человек ставит перед собой задачу «запомнить всерьез и надолго».

В обоих случаях такая установка актуализирует произвольную память, что способствует лучшему запоминанию.

4. Закон действия первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от материала, тем прочнее он запоминается.

Первое впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении можно направить информацию по нескольким каналам: прослушать и записать, зарисовать, проговорить, например, обсудить ее с кем-либо. При этом особенно полезно обсуждение с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения.

При эмоциональном усилении следует вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако при этом следует помнить, что отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

Контекст, в котором происходит то или иное событие и впечатление, им (контекстом) создаваемое, существенно улучшает запоминание и последующее воспроизведение. Поэтому всегда надо обращать внимание на контекст или даже специально создавать его, облекая запоминаемую информацию в какой-либо сюжет и тем самым увеличивая его число связей с другим материалом. Возникающие в результате этого ассоциации облегчают запоминание и воспроизведение.

6. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше длина запоминаемого ряда стимулов превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

Для того чтобы человек мог запомнить и воспроизвести как можно больше информации, необходимо, чтобы одновременно предъявляемый ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти (7±2). Например, если человеку предложить для запоминания два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то он сможет воспроизвести больше слов из первого ряда.

7. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Поэтому лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим попытаться запомнить схожий материал. Любая информация, чтобы быть хорошо запомненной, должна «отстояться».

При этом следует иметь в виду, что на запоминание влияет не только последующая, но и предшествующая деятельность, то есть здесь как бы имеет место явление интерференции.

Иными словами, если до момента запоминания или после него человек осуществляет деятельность, связанную с запоминанием сходного материала, это приведет к ухудшению сохранения информации. Это связано с тем, что соседствующие по времени события человек воспринимает как закономерно связанные, поэтому возникает множество связей с предшествующей или последующей информацией, в результате она как бы «размывается».

8. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано, представлено и т.п.) в начале и особенно в конце ряда (фрагмента) информации, и хуже запоминается середина.

Поэтому то, что должно быть хорошо усвоено, следует в процессе сообщения помещать в начало или в конец информационного фрагмента.

9. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Повторение способствует сохранению информации в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и переведена в долговременную память.

Народная мудрость зафиксировала эту закономерность в известной пословице: «Повторение – мать учения».

Известный немецкий психолог Г. Эббингауэз, много внимания уделявший исследованию памяти, установил, что большая часть информации «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации.

 

 

 

 

Рис. 4.6. Виды мнемических действий (по В.Д. Шадрикову).

 

Если что-либо следует хорошо и надолго запомнить, то необходимы как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй раз – через 20-30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели.

Различные виды повторения приводят к неодинаковым результатам. Лучший вид – активное повторение, когда оно осуществляется в виде воспроизведения, это в несколько раз эффективнее, чем в виде пассивного повторения (дополнительного чтения, прослушивания, просмотра). Иными словами, в процессе повторения воспроизведение важно не подменять узнаванием, поскольку последнее требует меньше усилий и соответственно не обеспечивает лучшего запоминания.

10. Закон преимущества цели деятельности: цель деятельности запоминается лучше, чем ее условия.

Это означает, что для того чтобы лучше запомнить материал, нужно организовать работу с ним так, чтобы запоминаемое в ней было целью, а не условием.

 

 

 

Рис.4.7. Факторы, определяющие продуктивность памяти.

В целом рассмотренные закономерности процессов памяти определяют факторы ,обеспечивающие запоминание. Их структура показана на рис.4.7.

Мышление

В окружающем человека мире существует много объектов и явлений, которые недоступны непосредственному чувственному познанию, то есть их нельзя обнаружить с помощью органов чувств, так как возможности последних ограничены. Например, человек не может увидеть молекулы и атомы, не воспринимает ультрафиолетовое излучение, не может услышать инфра- и ультразвук.

Чувственное познание (процессы ощущения и восприятия) не может обеспечить глубокого и всестороннего отражения объектов и явлений окружающего мира. Оно имеет ряд существенных ограничений, важнейшими из которых являются следующие:

1) ограниченные пределы чувствительности органов чувств;

2) невозможность познания процессуальных явлений, т.е. таких, которые не могут быть представлены одномоментно;

3) невозможность познания явлений, не имеющих собственно материальной природы (связей, отношений, закономерностей).

 

Однако для успешной жизнедеятельности человеку исключительно важно познавать все, что реально существует, и такую возможность дает человеку его мышление.

Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Мышление – такой компонент познавательной действительности, который позволяет открыть главные, существенные связи предметов и явлений окружающего мира.

Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность такого отражения всегда проверяется практикой.

Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания. В ней почти не расчленены сложнейшие взаимосвязи различных предметов, событий и явлений, их причин и следствий, а также взаимопереходов друг в друга.

В восприятии вещи и явления, а также их свойства даны сплошь и рядом в случайных единичных связях. В чувственной картине представлено вместе: и случайное, и закономерное, и единичное, и общее,˗ все это выступает перед нашими органами чувств в нерасчлененном виде.

Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные, абстрактные их свойства.

Задачей мышления является выявление существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений в той или иной частной ситуации.

Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Это означает, что мышление всегда осуществляется в обобщениях, только то, что существенно связано, является общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому, раскрывая существенные связи, мышление всегда обобщает, оно идет от единичного к общему и от общего к единичному.

Следовательно, можно сказать, что мышление – это опосредованное основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание действительности. Все мыслительные операции возникли и выполнялись сначала как практические операции – действия и лишь затем перешли во внутренний план и стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.

Мышление современного человека – это продукт и результат длительного эволюционного процесса развития его психики. В ходе эволюционного развития психики мышление прошло следующие основные стадии: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Можно сказать, что это «ручное» мышление.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения. Такое мышление позволяет соединить в образе непривычные «невероятные» сочетания предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств.

Понятие– это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.

В ходе онтогенетического развития психики (с момента рождения и дальше) мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преобладает словесно-логическое мышление.

Можно выделить по разным основаниям и другие виды мышления (см. рис.4.8.)

Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями, которыми она задана.

Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса является сознание проблемной ситуации, которая проявляется как рассогласование между известными человеку принципами и способами выполнения действий и новыми условиями, исключающими их применение. Затем проблемная ситуация переформулируется в задачу (цель, данную в определенных условиях). Следует сказать, что очень часто процесс преобразования проблемной ситуации в задачу недостаточно осознается человеком и ему кажется, что все начинается с задачи.

Далее идет процесс решения задачи, включающий в себя выдвижение и анализ гипотез, и формирование общей схемы решения.

Заключительной фазой мыслительного процесса является решение проблемы или формулирование результата.

Элементами, с которыми оперирует мышление, являются образы, представления, понятия, суждения и умозаключения, а к основным операциям мышления относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, абстрагирование и конкретизацию.

Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. При помощи анализа человек может выделить явления из тех случайных и несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез – восстановление расчлененных анализом частей целого, со вскрытием при этом существенных связей и отношений между выделенными анализом элементами.

Сравнение – сопоставлен



2015-11-20 7161 Обсуждений (0)
Тема 4. Познавательные процессы личности 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Познавательные процессы личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)