Психология малой группы
Человек живет в обществе, среди других людей и находится с ними в определенных отношениях. Общество же само состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется психика входящих в них людей. Особый интерес представляет психологические явления, возникающие именно в малых группах, где прежде всего живут и работают люди. Возникновение малых групп обусловлено двумя причинами: общественно-экономическими, т.к. общество и его экономика создают для себя те первичные «ячейки», в которых формируются начальные ценности (экономические и социальные); психологическими, т.к. каждый человек, находясь в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения. В конечном итоге на высшем уровне своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, здоровый морально нравственный климат, сплоченность, отсутствие конфликтов и добропорядочные отношения между людьми. Именно в коллективе наиболее успешно и всесторонне происходит развитие человека. Малые группы – это небольшие по численности общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении). Такие группы могут быть реальными либо условными. Условные группы создают по какому-то общему признаку (полу, возрасту и т.п.), например, с целью социологического исследования. В реальныхже группах люди постоянно находятся и взаимодействуют в повседневной жизни и деятельности. Реальные группы могут быть естественными и лабораторными, первые – сформировались и существуют самостоятельно, вторые – специально (искусственно) созданы в интересах научного изучения. Реальные группы различаются также принципом их организации. При этом можно выделить формальные группы, имеющие официально заданную извне структуру, и неформальные группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Сюда можно отнести также диффузионные группы, которые возникают случайно и существуют непродолжительное время, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Реальные малые группы классифицируют также по уровню их развития. При этом выделяют слаборазвитые группы, которые находятся на начальном этапе своего существования, высокоразвитые группы, которые существуют долго и отличаются наличием единых целей и интересов, сплоченностью и высокоразвитой системой отношений, и коллективы, представляющие собой высшую форму объединения людей, создающую наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. По оказываемому влиянию на человека группы делятся на референтные(эталонные) и нереферентные(группы членства). Референтные группы – это такие, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях, нереферентные группы – это группы, в которых люди реально взаимодействуют друг с другом. Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает в себя следующие компоненты: · композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы (количественный и качественный состав, национальное и социальное происхождение, неформальные микрогруппы, статус и позицию людей и т.п.); · подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, и существующих между людьми симпатий и антипатий; · коммуникативную подструктуру, т.е. совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков внутри группы и в ее связях с внешней средой; · подструктуру функциональных отношений, т.е. совокупность проявления различных взаимосвязей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.
Рис. 6.8. Виды малых групп.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди по причине различия их индивидуально- и социально-психологических качеств занимают неодинаковое положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенные отношения друг к другу. Рассматривая малую группу как некоторый целостный организм ( а именно таковым она и является), можно говорить о психологии малой группы, которая не сводится в сумме проявлений индивидуально-психологических особенностей людей – членов группы. Психология малой группы функционирует и существует в виде следующих психологических явлений: · взаимоотношений(межличностных отношений), т.е. связей между людьми, возникающих в результате их взаимодействия и сопровождаемых различными эмоциональными реакциями индивидов, которые в них участвуют. Взаимоотношения обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения членов группы; · групповых устремлений, т.е. целей, задач, потребностей и мотивов, лежащих в основе поведения и совместной деятельности членов группы; · групповых мнений, т.е. сложных эмоциональных состояний, совокупности переживаний, овладевших в определенный период членами группы и в значительной мере определяющий направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы, а также отдельных ее членов; · групповых традиций,т.е. норм, правил и стереотипов поведения людей в группе, которые сложились на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и соблюдение которых стало потребностью каждого члена группы. Структура основных компонентов, составляющих психологию малой группы показана на рис. 6.9. Психология группы не представляет собой некоторую статичную систему, она динамична, постоянно изменяется и развивается в процессе существования группы. Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий: · на первой стадии люди знакомятся и осмысливают перспективы сближения; · на второй стадии обычно появляются зачатки системы межличностных отношений, начинает формироваться групповое самосознание, зарождается актив малой группы; на третьей стадии отношения между членами группы приобретают стабильный характер, происходит интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, появляется сплоченность и слаженность в действиях людей; · на четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», групповыми целями и интересами, которые все в группе поддерживают, появляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты и т.д.
Рис. 6.9. Психология малой группы (структура основных компонентов).
Однако следует заметить, что названная последовательность этапов представляет собой некоторую идеальную модель развития малой группы. В реальной жизни процесс образования и развития группы намного сложнее и противоречивее. Нередко развитие может задержаться на той или иной стадии, далеко не каждая группа достигает четвертой стадии развития, общая продолжительность процесса и время нахождения на той или иной стадии развития определяются условиями и обстоятельствами как внутренними, так и внешними. Тем не менее важно знать и правильно понимать те психологические процессы, которые могут происходить в малой группе в ходе ее образования и развития. К таким процессам относятся: · сплочение малой группы, т.е. формирование такого типа связей и отношений между ее членами, которые характеризуются их ценностно-ориентационным единством, наилучшими результатами работы, отсутствием конфликтов и конфронтаций; · руководство и лидерство.Первое представляет собой процесс управления группой официальным руководителем на основе правовых полномочий, данных ему, а второе – процесс межличностного влияния; · принятие решений, т.е. групповое обсуждение проблем с целью прояснения позиций членов группы, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения; · групповое давление, т.е. психологическое воздействие группы на отдельных ее членов с целью вынудить их принимать и соблюдать нормы и ценности группы; · конфликт,т.е. отсутствие согласия между членами группы по тем или иным вопросам.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |