Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 19 страница



2015-11-20 373 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 19 страница 0.00 из 5.00 0 оценок





ГЛАВА 19

Пять династий, Десять царств и Суп

Человека, который в 903 году устроил резню евнухов, а год спустя организовал убийство предпоследнего императора династии Тан, звали Чжу Вэнь. Он происходил из семьи учи­телей и ученых, но предпочел военную службу, превратив­шись в жестокого, безжалостного и погрязшего в грехе вое­начальника, о котором ходили слухи, что он поддерживает кровосмесительные отношения со всеми восемью своими невестками. Он начинал карьеру у предводителя мятежни­ков Хуан Чао, но затем переметнулся на сторону правитель­ства и сражался в рядах императорских войск, пока не со­здал собственную армию. В 907 году, свергнув последнего императора династии Тан и контролируя значительные тер­ритории на севере и востоке страны, он объявил себя осно­вателем новой династии. Так начался период в истории Ки­тая, получивший название «эпохи пяти династий и десяти царств»: первые существовали в северной части страны, а вторые — в южной. Империя распалась в третий раз.

Пять династий быстро сменяли одна другую. Первая из них, Поздняя Лянь, название которой дал ее основатель Чжу Вэнь, уступила место сначала тюркской династии Поздняя Тан, а затем династии Поздняя Цзинь. Но вскоре после это-


Пять династий, Десять царств и Суп 321

го воспрянувшие кидани создали свою империю, простирав­шуюся от Монголии и Маньчжурии, и основали династию Ляо, которая из столицы, расположенной вблизи современ­ного Пекина, контролировала весь север Китая. К югу от империи киданей обширные земли находились под властью династий Поздняя Хань и Поздняя Чжоу. Нет смысла под­робно описывать эти династии, просуществовавшие, за ис­ключением Ляо, в общей сложности около полувека, и оста­навливаться на приобретениях и потерях территорий от Ян­цзы до Великой Китайской стены. Достаточно сказать, что в ту эпоху большая часть севера страны находилась в руках чужеземцев, и хотя китайские солдаты и знать, а также ки­тайская культура продолжали играть решающую роль в жиз­ни страны, бурные времена привели к обнищанию населе­ния. На юге Китая ситуация была совсем другой.

Здесь образовались маленькие независимые государ­ства, так называемые «десять царств», во главе которых встали бывшие военные наместники — разного происхож­дения, от плотника до деревенского вора, — теперь назы­вавшие себя князьями. Подвластные им территории про­цветали — в основном за счет торговли и добычи полезных ископаемых. Особенно благоприятная экономическая си­туация сложилась в провинции Сычуань, известной свои­ми чайными плантациями и соляными копями. Ее прави­телем стал властный военачальник, начинавший службу простым солдатом и пользовавшийся покровительством печально известного евнуха Тянь Лин-ци. Он взял за обра­зец режим Тянь Лин-ци и сумел привлечь к себе правящую элиту династии Тан, а также многих поэтов и художников. Именно в этом царстве печатались священные книги дао­сизма, и оттуда искусство книгопечатания стало распрост­раняться на восток. В 932 году началась двадцатилетняя ра­бота по составлению библиотеки классических произведе­ний конфуцианства — всего на деревянных дощечках было


322 Пять династий, Десять царств и Суп

вырезано сто тридцать томов, — и процесс распространения книг значительно ускорился.

Весенней ночью 960 года один китайский полководец спал в своей ставке поблизости от столицы северного царства, города Кайфын, расположенного на берегу Великого канала неподалеку от Хуанхэ, в ста пятидесяти милях от Лояна. Он был выходцем из семьи потомственных военных, проживав­ших к югу от современного Пекина, и дослужился до поста главнокомандующего последней из пяти династий, Поздней Чжоу. На заре полководца разбудили солдаты. Они облачи­ли его в желтую мантию, символ царской власти, и, невзи­рая на протесты, объявили императором. Последовавший за этими событиями государственный переворот положил ко­нец династии Поздняя Чжоу, и полководец Чжао Гуань-инь стал основателем новой династии Сун, взяв себе тронное имя Тай-цзу.

Эта династия, просуществовавшая 319 лет, во многих от­ношениях стала одной из самых известных династий Китая. Прежде чем приступить к повествованию о ее достижениях, следует вкратце очертить историю этой династии.

Первый период, до 1126 года, когда столица государства находилась в Кайфыне, носит название Северная Сун. Ук­репив свою власть в столице, Тай-цзу занялся воссоедине­нием Китая. Он попытался победить врага на севере, но ки-даньская династия Ляо оказалась слишком сильна, и ему пришлось сосредоточиться на южном направлении. Следу­ющие двадцать лет ушли на подчинение десяти южных царств, которые одно за другим признавали власть Тай-цзу. Основная часть Китая объединилась под его властью, хотя независимыми еще оставались обширные территории на се­вере страны (Ляо), на северо-западе, где тангуты, объединив­шись, создали могущественное царство Ся, а также в юго-западных районах, находившихся под властью бирманских и тибетских племен.


Пять династий, Десять царств и Сун 323

В периодических стычках с «варварами», которые втор­гались в страну с севера и запада, имперская армия действо­вала не очень успешно, и поэтому сдерживать врага прихо­дилось при помощи внушительной дани. Так, например, с 1004 года империя ежегодно выплачивала империи киданей Ляо 100 тысяч унций серебра и 200 тысяч рулонов шелка, что составляло около двух процентов дохода государствен­ной казны и оказалось гораздо дешевле и эффективнее во­енных действий.

Примерно в 1110 году, в период правления императора Хуэй-цзуна, который прославился как художник и коллек­ционер произведений искусства, события стали развиваться в благоприятном, на первый взгляд, для династии Сун на­правлении. Племена тангутов из Маньчжурии заключили союз (они назвали себя чжурчжэнями), отказались призна­вать власть киданей и выступили против династии Лян. Од­нако вскоре события приняли неприятный оборот и для ди­настии Сун. Чжурчжэни не только уничтожили киданьское царство Ляо, захватив в 1125 году его столицу, располагав­шуюся в окрестностях современного Пекина. В следующем году они напали на Кайфын. Любитель искусства Хуэй-цзун отрекся от престола в пользу своего сына, и они оба попали в плен к чжурчжэням. Нового императора увезли на север, и поначалу ему воздавали императорские почести. Однако постепенно он лишился всего — власти, имущества, приви­легий — и умер в жалкой хижине. Династия Северная Сун прекратила свое существование, и на ее развалинах чжур­чжэни основали свою династию, которую назвали Цзинь («золото»).

Тем не менее после катастрофы 1126 года брат плененно­го императора сумел бежать на юг. Там он основал динас­тию Южная Сун, столицей которой стал город Ханькоу. Несмотря на то что весь север страны находился в руках чу­жеземцев — правда, в областях, контролируемых династией


324 Пять династий, Десять царств и Суп

Цзинь, численность этнических китайцев достигла сорока миллионов человек, а китаизированная система управления и культура превратили их во «второй Китай», — империя продолжала существовать в усеченном виде. Имея пятьде­сят миллионов человек населения и сохранив наиболее вли­ятельные кланы, она обладала огромной экономической мо­щью. Переход от Северной Сун к Южной Сун прошел прак­тически безболезненно.

Стычки на северной и западной границах не прекраща­лись, но войны с империей чжурчжэней Цзинь привели к подписанию мирных соглашений, согласно которым Южная Сун считалась вассалом Цзинь и была обязана ежегодно выплачивать дань. Однако в 1204 году группа чиновников из правительства Сун под руководством некого Хань До-вэя, которого поддерживали военные, захватила власть и начала военную кампанию против Цзинь. Война закончилась сокру­шительным поражением. Империя Сун запросила мира — отрубленную голову Хань До-вэя покрыли лаком и в специ­альной шкатулке отправили чжурчжэням, которые выстави­ли ее в часовне, посвященной императорским предкам. На смену старому мирному договору пришел новый.

Именно в этот период в степях на дальнем севере и севе­ро-востоке появилось маленькое облачко, которое впослед­ствии разрослось до невиданных размеров тучи, накрывшей земли от Японского моря до самой Европы. В эпоху пяти династий тюркские племена шато покинули Китай и верну­лись в Монголию, влившись в тюркско-монгольский союз, давший начало государственному образованию, которое впоследствии получит название «великой монгольской им­перии». В 1185 году к власти у монголов пришел Чингис­хан. Он прошел всю Центральную Азию до самого Черного моря, а затем повернул назад и обрушился на тангутскую империю Ся у северо-западной границы Китая; в 1227 году после длительной осады его войска захватили столицу тан-


Пять династий, Десять царств и Суп 325

гутов. Как раз в это время сам Чингисхан погиб, упав с ло­шади, в результате чего была вырезана большая часть насе­ления города — как объясняли монголы, чтобы обеспечить умершему хану должное сопровождение в загробную жизнь.

Чингисхан уже совершал набеги на империю чжурчжэ-ней Цзинь, и при его наследнике Угэдэе, взявшем себе титул каган («император»), война разгорелась в полную силу. Ее кульминацией стала осада столицы чжурчжэней Кайфына. Осада города, среди защитников которого было много ки­тайцев, длилась целый год и была примечательна тем, что обе воюющие стороны использовали порох. Гранаты, кото­рые метали при помощи катапульт, наносили огромный урон живой силе и лошадям противника; кроме того, китайские ремесленники изготавливали похожие на ракеты «огненные копья». Они представляли собой трубки из нескольких скле­енных между собой слоев бумаги, набитые древесным углем, железными опилками, размолотым фарфором, серой и се­литрой и прикрепленные к копьям — при поджигании из них вырывался сноп огня на расстояние до десяти футов, и их можно было использовать повторно. После того как город наконец пал, империя Цзинь просуществовала всего шесть месяцев.

За смертью Угэдэя последовало два периода регентства и краткое правление его сына, после чего правителем монго­лов стал один из внуков Чингисхана, Мункэ (1251 г.). Он строил планы покорения империи Сун. Мункэ действовал очень осторожно, поручив это непростое дело своему брату, Хубилаю. Сначала были укреплены западные границы Сун и построен флот. В 1268 году монгольские орды — в их со­ставе помимо тюрков и монголов были китайцы, персы и уйгуры — тремя колоннами обрушились на Южную Сун. Первой крупной целью монголов был город на реке Хань, притоке Янцзы. Здесь стояла крепость с мощными оборони­тельными укреплениями, и ее защитники успешно отража-


326 Пять династий, Десять царств и Сун

ли все атаки врага. Хубилай бросил на крепость сто тысяч человек и пять тысяч судов, а для управления осадными ору­диями привез из Персии сведущих в инженерном деле му­сульман. Активное использование метательных снарядов и огромных камней, запускаемых с катапульт, позволило мон­голам после пятилетней осады взять город. Затем они дви­нулись в глубь страны, выигрывая битву за битвой, а войска Сун отступали на юго-восток. Шесть лет упорно и отважно они сражались с врагом, но все их усилия оказались тщет­ными: монголы неуклонно продвигались вперед — их не могли остановить даже непроходимые джунгли, — пока не достигли юго-восточных районов империи. Здесь, недалеко от Кантона, в середине 1279 года утонул последний импера­тор династии Сун, малолетний Сян-син. Воды, сомкнувши­еся над его головой, погубили и саму династию.

Тем не менее достижения династии Сун заслуживают того, чтобы мы, прежде чем вернуться к победоносным мон­голам, подробнее рассказали об этой эпохе. Китай в период с XI по XIII век можно причислить, наряду с исламским ми­ром, к одним из самых цивилизованных государств плане­ты, и именно тогда в стране совершился переход от средне­вековья к современности.

Во многих отношениях тон был задан основателем дина­стии, императором Тай-цзу. Он проявлял благородство по отношению к побежденным врагам и в каждой войне запре­щал излишнюю жестокость; кроме того, ни один смертный приговор не мог быть приведен в исполнение без его согла­сия. Он любил науку и тщательно отбирал чиновников из круга образованных людей. Своей бережливостью он пода­вал пример подданным. Его сердечность в отношениях с людьми может продемонстрировать глубокая преданность брату: подчиняясь воле матери, он, назначив сына престоло­наследником, одновременно выпустил указ о том, что сна­чала трон должен унаследовать брат. Однажды, когда врачи


Пять династий, Десять царств и Суп 327

назначили брату императора прижигание, Тай-цзу настоял, чтобы процедуру сделали и ему — он хотел разделить боль брата.

Успех династии в значительной степени определялся ста­бильностью. Так, например, в династии Северная Сун на­считывается всего семь императоров, а средний срок прав­ления составляет более двадцати лет, — и только последний император правил недолго, попав в плен к чжурчжэням. Двор не сотрясали никакие скандалы, хотя один из императоров династии сошел с ума, и некоторое время страной правила императрица, пока не подрос их сын Чжэнь-цзун (1022-1063), самый талантливый и гуманный император династии.

Такая же стабильность была характерна и для государ­ственного аппарата: верхние эшелоны не разрушались мас­совыми самоубийствами и казнями, которые в прошлом ста­новились следствием ожесточенной борьбы группировок, и только к концу правления династии в правительстве возник­ли разногласия. Принцип верховенства гражданских влас­тей в государстве был заложен еще в самом начале правле­ния Тай-цзу. Через год с небольшим после восшествия на трон он устроил пир для высших военачальников. Когда, как повествует историческая хроника, они уже достаточно вы­пили и пребывали в приподнятом настроении, император обратился к ним с речью.

«Я плохо спал ночью», — сообщил император, и полко­водцы поинтересовались причиной его бессонницы. «Об этом нетрудно догадаться, — ответил правитель Поднебес­ной. — Кто из вас не жаждет занять мой трон?» Полководцы склонились в глубоком поклоне и запротестовали: «Зачем Ваше Величество так говорит? Мандат Неба установлен. Раз­ве кто-то замышляет государственный переворот?» «Я не сомневаюсь в вашей преданности, — ответил император. — Но если однажды утром кого-то из вас поднимут и облачат в желтую мантию, даже против его воли, сможет ли он укло-


328 Пять династий, Десять царств и Сун

ниться от обязанности свергнуть Сун (как меня против моей воли обязали свергнуть Цзинь)?» Полководцы отвечали, что ни один из них не обладает достаточным талантом, чтобы даже подумать об этом, и попросили у императора совета. Император ответил: «Жизнь человека коротка. Повезло то­му, кто богат, имеет возможность наслаждаться жизнью и оставить состояние своим потомкам. Если вы, мои военачаль­ники, откажетесь от военной службы и удалитесь в провин­цию, выбрав лучшие земли и лучшие дома, и проведете оста­ток жизни в покое и наслаждениях, пока не покинете этот мир в преклонном возрасте, не будет ли это лучше, чем пол­ная опасностей и неопределенностей жизнь? Чтобы на от­ношения между императорским домом и министрами боль­ше не ложилась тень подозрений, мы свяжем наши семьи узами брака, и тогда правитель и подданные, соединенные любовью и дружбой, будут наслаждаться миром и покоем». На следующий день все военачальники подали в отставку под предлогом вымышленных болезней и удалились в сель­скую местность, а император преподнес им богатые дары и назначил на высокие должности в провинциях.

С тех пор управление страной осуществляли гражданские власти без участия армии, как это было прежде, хотя чинов­ники набирались в том числе и из военных, имевших соб­ственную систему подготовки и экзаменов. Этот порядок соответствовал конфуцианской идее правительства, состоя­щего из компетентных и добродетельных людей. Государ­ственный совет, в котором насчитывалось от пяти до девяти членов, под председательством императора определял общее направление политики, а ученая палата составляла официаль­ные документы. Решение принимались только после тщатель­ного обсуждения, а император видел свою роль как человека, который утверждает принятое решение или которому принад­лежит решающий голос. Огромные усилия предпринимались для того, чтобы люди любого ранга по всей стране получили


Пять династий, Десять царств и Сун 329

возможность высказывать свое мнение, не опасаясь репрес­сий, и чтобы их предложения были услышаны. Проведение в жизнь решений государственного совета возлагалось на одно из трех главных министерств — экономики и финан­сов, военного министерства и секретариата. Секретариат от­вечал в том числе за правосудие и кадровую политику — на­бор чиновников, назначения на должности, продвижение по службе.

Центральному правительству подчинялись около трехсот префектур, на которые была поделена страна, и в каждой префектуре имелась администрация, подотчетная сначала Кайфыну, а затем Ханькоу. Префектуры, в свою очередь, были поделены на районы, в каждом из которых имелись по три государственных служащих, а также около сотни секре­тарей и тюремщиков. Им подчинялись старосты деревень, которые работали бесплатно и которым помогали избирае­мые на три года «главы семей». В их обязанности входил сбор налогов, и они отчитывались перед так называемыми ста­рейшинами, которые отвечали за поддержание законности и порядка, ремонт дорог и строительство мостов. Выбор этих должностных лиц определяла, как правило, местная аристо­кратия.

С самого начала было признано, что для слаженной рабо­ты государственного аппарата и обеспечения спокойствия в стране, а также социального прогресса и экономического процветания жизненно необходим класс высокообразован­ных чиновников. В результате в империи Сун сформирова­лась беспрецедентная по своему охвату экзаменационная система. Судьба отдельных людей, семей и даже общин не­редко зависела от результатов экзаменов. Общественное по­ложение, власть и богатство были связаны с государствен­ной службой, на которую можно было попасть двумя путями: по рекомендации высокопоставленных чиновников после сдачи экзамена для поступления на должность (таких пре-


3 30 Пять династий, Десять царств и Суп

тендентов называли «защищенными») или, что считалось более престижным, после сдачи экзаменов различных сте­пеней, и особенно высшей ученой степени цзиныии.

Весь процесс сдачи экзаменов представлял собой строгий церемониал и, будучи чрезвычайно важен для карьеры и даже для возможности вступить в брак, вызывал массу эмоций. Так, например, в 1002 году, когда 14 500 кандидатов собра­лись в столице для сдачи экзаменов и подавляющее боль­шинство не прошло предварительный отбор, они направили свое негодование на директора экзаменационной комиссии: его критиковали в песенках, его портреты разрисовывались кровью, а вдоль дорог висели высмеивающие его плакаты. Через двести лет в одной из южных префектур кандидаты на должности взбунтовались, ворвались в экзаменационный зал и бамбуковыми и деревянными палками жестоко изби­ли принимавших экзамены чиновников. Страсти накалялись до такой степени, что давка возникала даже тогда, когда пре­тенденты входили в зал и пытались найти себе место, при­чем людей могли затоптать насмерть.

Развитие образования значительно ускорилось — если точнее, стало возможным — в результате развития книгопе­чатания. Оживленная книготорговля сделала книги менее дорогими и более доступными. Появилось большое коли­чество типографий — при династии Южная Сун их насчи­тывалось 173. Росло число библиотек, а крупнейшая из них, основанная в 978 году в императорском дворце, содер­жала восемьдесят тысяч томов, часть которых была разме­щена на огромных вращающихся стеллажах. Распростране­ние книгопечатания в Европе четыре века спустя привело к появлению народной библии и к Реформации, а в Китае оно стало основой для внедрения классических произведе­ний в экзаменационную систему. Курс обучения состоял из шести классических разделов — трудов Конфуция, истории, поэзии, ритуалов, «Книги перемен» и летописи «Весны и


Пять династий, Десять царств и Сун 331

Осени». На заключительном экзамене кандидаты должны были составить реферат о принципах политики и филосо­фии, а также ответить на вопросы о специальных аспектах деятельности правительства. От них требовалось сочинять стихотворения и поэтические описания, строго придержи­ваясь канонов, и кроме ответов на вопросы по избранным классическим произведениям они должны были анализиро­вать труды Конфуция и Мэн-цзы. Все это требовало глубо­кого знания текстов.

Детей начинали обучать в раннем возрасте — дома, в не­больших семейных или общественных школах. Учебники знакомили ребенка с наиболее часто употреблявшимися при письме иероглифами, а также преподносили основы морали и политической философии, а поучительные рассказы учи­ли хорошим манерам и правильному поведению в семье. С восьми до пятнадцати лет ребенок мог учиться дома, по­сещать частную или чаще всего государственную школу. Все­го в стране насчитывалось около 1100 государственных школ, в которых обучались 200 тысяч учеников, в том числе 3800 в Императорском университете. В школу принимали по ре­зультатам экзаменов, а успехи в учебе оценивались при по­мощи ежемесячных и ежегодных проверок. Школьника ждал тяжелый труд: при изучении классической литературы он был обязан выучить наизусть текст, состоявший в общей сложности из 431 386 иероглифов.

Окончание школы не означало завершения образования. Для получения желанной высшей степени цзиныии требова­лось сдать так называемый дворцовый экзамен, к которому допускались выдержавшие ведомственный экзамен, также проводившийся в столице. Но еще раньше требовалось по­лучить степень цзюйжэнъ. В начале правления династии Сун предварительные экзамены одновременно принимались у нескольких десятков тысяч кандидатов как в столице, так и в провинции, но постепенно их число увеличилось до не-


332 Пять династий. Десять царств и Суй

скольких сот тысяч человек. Экзамены проводились один раз в три года осенью и зимой, и каждый кандидат должен был доказать отсутствие преступников в роду (особенно обвинен­ных в одной из «десяти мерзостей») и представить поручи­тельства, доказывающие, что он безгрешен, не запятнан пре­ступлениями или непочтительным отношением к родителям. Кроме того, он не мог быть ремесленником или писцом, а также буддийским или даосским священнослужителем.

В ожидании предварительных экзаменов претендент мог посещать занятия в одной из множества академий, чтобы заручиться поддержкой покровителей из ученых кругов, преподавать в семьях богачей или помогать в управлении семейным поместьем. Если он сдавал предварительные эк­замены и получал степень цзюйжэнъ, в его честь местными чиновниками устраивался праздник, и он, получив помощь от общины или правительства, ехал в столицу, где проводил две или три ночи в специальном общежитии для экзаменую­щихся. Там ему выдавали чернильный камень, кисти, черни­ла, кувшин для воды, глиняный ночной горшок, еду, постель и ширму, и он присоединялся к тысячам других желающих попасть в экзаменационные классы. Отвечая на экзаменаци­онные вопросы, претендент должен был сдать только черно­вик, указав сначала имя и возраст. Тем не менее эта информа­ция скрывалась от членов комиссии, чтобы они не могли определить принадлежность работ, и в экзаменационную комиссию попадала лишь сделанная писцом копия.

Эти попытки гарантировать беспристрастность оценок не могли предотвратить сговор между экзаменатором и экза­менуемым, которые заранее договаривались об условном шифре. Распространенным явлением был и обман, когда на экзамен приходил другой человек или когда кандидат пользовался шпаргалкой. Кроме того, в те времена, как и в наши дни, процветала торговля готовыми ответами на воп­росы, которые кандидаты вызубривали перед экзаменом.


Пять династий. Десять царств и Суп 333

Успешная сдача экзамена в столице открывала дорогу к последнему тесту, так называемому дворцовому экзамену, введенному основателем династии Сун, который был страст­ным поклонником образования. Тот, кто не сумел преодо­леть этот последний барьер, мог пытаться снова и снова, при­чем каждый раз нужно было преодолевать сито предвари­тельных экзаменов. Поэтому неудивительно, что средний возраст кандидатов, добивавшихся высшей степени цзинь-ши, составлял тридцать пять лет. Мужчины могли потратить целую жизнь на эти попытки, описывая свое занятие как цзиныии. Многие сдавались, превращаясь в опустившихся пьяниц, а другие, освободившись от смирительной рубашки конфуцианского учения, становились успешными торговца­ми, монахами или учителями. Пожилые кандидаты, много раз терпевшие неудачу, сдавали более легкий дворцовый экзамен и получали «облегченную» степень.

Существовали также специальные экзамены — напри­мер, по правоведению или для писцов с двадцатилетним стажем работы. Они были доступны не для всех, и по важно­сти ни один из них не мог сравниться с цзиныии. Соци­альный статус удостоенных этой ученой степени — их коли­чество варьировалось от всего нескольких до нескольких сотен человек — резко повышался. Они не только поступа­ли на государственную службу с почти гарантированным продвижением до самых высоких должностей (всего насчи­тывалось девять рангов государственных чиновников), но и получали многочисленные права и привилегии. К внешним атрибутам относились знаки отличия на одежде и право строить дома, отличавшиеся от домов менее удачливых со­седей формой черепицы на крыше, узорами на дверях и во­ротах и даже размером комнаты для приема гостей, а также специальный флажок, свидетельствовавший об обладании степенью цзиныии. Вместе с остальными государственными служащими они работали девять дней из каждых десяти, и


334 Пять династий, Десять царств и Сун

ежегодно им полагался месячный отпуск. К числу много­численных привилегий обладателей степени цзиныии отно­сились освобождение от воинской повинности и от уплаты налогов. Они уходили с государственной службы в семьде­сят лет, и при династии Сун их пенсия была значительно повышена, превышая половину жалования (правда, ее не получали вдовы).


ГЛАВА 20

Сун

(960-1279 гг.)

Империя Сун добилась значительных успехов в области со­циальной политики. В 1098 году было создано специальное управление, которое занималось приютами для стариков и бездомных; другое управление, сформированное в 1102 году, нанимало на работу врачей, лечивших бедняков на дому и в государственных больницах, масштабная реорганизация ко­торых была проведена в 1143 году. С 1167 года крестьяне обрели возможность получать государственные кредиты под низкий процент; в 1247 году появились государственные приюты для детей-сирот, а еще через год бедняки стали бес­платно получать лекарства. Поддерживалась система госу­дарственных зернохранилищ, служившая для создания за­пасов зерна в урожайные годы и продажи их по сниженным ценам в годы неурожайные, хотя в некоторых регионах гра­мотное применение законов рынка приводило к тому, что цены на зерно из государственных запасов в тяжелые време­на не снижались, а повышались, что вынуждало купцов уве­личивать импорт — в результате цены резко падали. В круп­ных городах были созданы противопожарные службы, и с 1141 года правительство принимало меры по предотвраще­нию пожаров, в том числе путем открытия в столице два-


336 Суп

дцати трех домов гейш для солдат, расквартированных вдали от дома. Публичные бани, существовавшие и раньше, допол­нились банями при буддийских храмах. Повсеместное распро­странение государственных школ и библиотек внесло свой вклад в формирование класса просвещенных чиновников.

Работой администрации, подчиненной Государственно­му совету, руководили способные и компетентные министры. Самым известным из них был Ван Ань-ши, возвышение ко­торого началось примерно через сто лет после правления первого императора династии Сун. Коридоры власти были наводнены выходцами из ученых кругов и знати, представ­лявших самые влиятельные семьи купцов и землевладель­цев, но Ван, происходивший из простой семьи, превзошел их всех. Признанный потомками одним из величайших ре­форматоров в истории Китая, он не пользовался уважением современников, поскольку носил грязную одежду и никогда не умывался — и был абсолютно уверен в своей правоте. Тем не менее он использовал свое положение личного советника императора, обладавшего широкими полномочиями, для осуществления радикальных мер, которые, как он утверж­дал, были основаны на правильной интерпретации класси­ческих канонов — без их авторитета (или исторического пре­цедента) не могла быть принята ни одна реформа. Новые указы касались, в частности, распоряжения натуральным налогом — вместо того чтобы отправлять товары в столицу, где они зачастую реализовывались по сниженным ценам, их теперь продавали на местах, а деньги вносили в казну. Крес­тьяне получили возможность брать кредит под залог буду­щего урожая; значительное сокращение армии компенсиро­валось созданием ополчения, в которое каждая семья, имев­шая больше двух сыновей, должна была направить одного сына; денежные выплаты можно было заменить принуди­тельным трудом. Ван Ань-ши также усилил контроль цент­рального правительства за провинциями и внес изменения


 

Государспенные границы Столица государства


 

нго
ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ -

лы /



2015-11-20 373 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 19 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 19 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)