Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 23 страница



2015-11-20 371 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 23 страница 0.00 из 5.00 0 оценок





390 Мин. Продолжение

танцами, борцовскими поединками, показом экзотических животных и музыкой. По совету Лю-цзиня император стал инкогнито бродить по улицам Пекина. Эти занятия, а так­же склонность к пьянству все больше отдаляли У-цзуна от государственных дел, вести которые он чаще поручал не правительству, а евнухам — преимущественно Лю-цзиню.

На протяжении трех лет этот человек, которому удалось сделать из евнухов инструмент государственной власти, на­водил ужас на страну. Чиновники, осмеливавшиеся ему про­тиворечить, лишались должностей, подвергались избиени­ям и пыткам, а высших сановников, которые не склонялись перед ним, за мелкие прегрешения — например, за исполь­зование паланкина без разрешения — заковывали в колод­ки, массивные деревянные брусья, которые вешались на шею. Лю-цзинь стремился повысить стремительно сокращавши­еся доходы казны. На продажу соли были установлены кво­ты, увеличилась добыча серебра, отвечавшие за зернохрани­лища и финансы чиновники безжалостно увольнялись в слу­чае малейших потерь или недостачи, во многих районах страны были повышены налоги. Повышение налогов косну­лось и военных, что стало причиной многочисленных мяте­жей в гарнизонах.

В 1510 году один из таких мятежей вылился в восстание, охватившее центральную часть провинции Шэнси. Восста­ние быстро подавили, но во время этой кампании один вы­сокопоставленный офицер из числа евнухов признался, что Лю-цзинь замышляет убить императора. Офицер выступил со своими обвинениями на пиру у императора, но У-цзун, к тому времени уже пьяный, отказался поверить в предатель­ство фаворита. Однако на следующий день он убедился в предательстве Лю-цзиня — при обыске в доме евнуха был обнаружен тайник, в котором хранились четверть миллиона слитков золота, почти два миллиона унций серебра, а также множество других ценностей и оружия. Среди оружия имел-


Мин. Продолжение 391

ся кинжал, который должен был использовать убийца, спря­тавшийся среди опахалыциков Лю-цзиня. Евнуха пригово­рили к мучительной казни — разрезанию на куски. Пытка продолжалась три дня, и рассказы о ней передавались из уст в уста. Все его распоряжения и указы были аннулированы.

Евнухи не утратили влияния на государственные дела, но теперь император предпочитал общество военных. Его лю­бимцем стал начальник императорской стражи, который жил во дворце и часто пьянствовал со своим повелителем, для развлечения последнего приводя своих любимых музыкан­тов, женщин-мусульманок из гарема и тибетских монахов, разбиравшихся в магии тантрического буддизма. За благо­склонность императора с начальником стражи соперничал еще один военный, который привлек внимание У-цзуна под­вигом во время стычки с бандитами: в него вонзились три стрелы, причем одна попала в лицо, выйдя около уха, но сол­дат выдернул стрелу и продолжал сражаться. Эти друзья из числа военных подогревали интерес императора к военным походам, который поначалу вылился в увлечение охотой и потешными сражениями в императорском парке. В1514 году во время охоты У-цзуна покалечил тигр, но страсть импера­тора к подобным развлечениям не угасла.

Вскоре после этого был устроен праздник фонарей — им­ператор всю жизнь увлекался изготовлением фонариков и специально для праздника придумал несколько новых кон­струкций. Фонари расставляли во дворе у палат императора и зажигали все сразу, так что ночь превращалась в день. Слу­чилось так, что во дворе были установлены шатры, причем в некоторых хранился порох, использовавшийся для потеш­ных сражений. Огонь каким-то образом попал на порох, и последовавший взрыв вызвал пожар, бушевавший всю ночь и полностью уничтоживший дворцы и приемные покои. Для их восстановления потребовалось тридцать тысяч солдат и семь лет упорного труда.


392 Мин. Продолжение

Тем временем император расположился в юртах, установ­ленных на территории Запретного города — с воротами, спальными домиками, кухнями, конюшнями и туалетами. Отправляясь в путешествие, У-цзун брал с собой весь этот импровизированный город. Он все чаще нарушал дворцо­вый протокол, присутствовал на различных ритуалах в до­машней одежде и перенес редкие аудиенции с утра на вечер, так что придворные были вынуждены весь день томиться в ожидании приема. Он не обращал внимания на критические замечания чиновников и отдал государственные дела в ве­дение евнухов.

В последние годы он много путешествовал, обычно дале­ко от Пекина — однажды даже участвовал в стычке с монго­лами неподалеку от Великой Китайской стены, — и доезжал до Нанкина, второй столицы империи. (Более сотни чинов­ников подверглись порке за то, что возражали против этого путешествия.) Южнее Нанкина дальний родственник им­ператора, принц Нин, поднял восстание, центром которого стала провинция Гуаньси. К мятежному войску присоеди­нились многие разбойники, пользовавшиеся покровитель­ством принца, а также часть влиятельных дворцовых евну­хов. Восстание было подавлено всего за месяц, принца за­хватили в плен и после двухлетнего заточения отпустили; заговорщиков из числа евнухов приговорили к казни разре­занием на куски — таким было наказание за государствен­ную измену.

Император к тому времени превратился в настоящего алкоголика — один из слуг должен был всегда сопровож­дать его с кувшином подогретого вина и ковшом, чтобы им­ператор мог в любой момент удовлетворить свою страсть. Однажды У-цзин в пьяном виде упал с лодки и чуть не уто­нул; здоровье его неуклонно ухудшалось. Он развлекался тем, что спаивал придворных, а также издавал нелепые ука­зы, например, предусматривающие бессрочную ссылку за


Мин. Продолжение 393

разведение и забой свиней, в то время как свинина была ос­новным элементом жертвоприношений и главным ингреди­ентом всех мясных блюд. Во время путешествий он похищал женщин — в гарем или ради выкупа, а случайно встреченная певица стала его любимой наложницей. Делая другим даже незначительный подарок — перо, кусок мяса, — он ожидал в ответ богатых подношений в виде золота или шелка. При­дворные были такими же недисциплинированными, как сам император.

В 1516 году португальский король назначил Томе Пире-ша, сына лиссабонского аптекаря, послом в Китай. Не жалея денег на подкуп евнухов, Пиреш добрался из Кантона в Пе­кин, куда прибыл в 1520 году. Но ему не суждено было уви­деться с императором, который заболел и умер в 1521 году в возрасте двадцати одного года — возможно, это была распла­та за распутную жизнь. Пиреша и его посольство изгнали из Пекина — так закончилась первая европейская миссия в Китай.

У-цзин умер бездетным, и в 1522 году после нескольких месяцев неопределенности трон занял его пятнадцатилетний двоюродный брат, взявший себе имя Ши-цзун (эпоха его правления названа Чи-цин). Его рождение сопровождалось благоприятными знаками — вода в Хуанхэ оставалась чис­той на протяжении нескольких дней, а в небе появились об­лака розового цвета. Однако эти предзнаменования не сбы­лись. Вскоре двор нового Сына Неба стал оспаривать закон­ность наследования престола, и этот эпизод является самой яркой иллюстрацией того, какое значение в Китае придава­лось предкам. Отец императора был сыном наложницы, ко­торая никогда не поднималась до ранга жены императора, и поэтому его потомки не имели прав на продолжение динас­тии. Приверженцы традиций заявляли, что такое право им­ператор мог приобрести только в том случае, если во всех установленных ритуалах обращался бы к своему дяде, им-


394 Мин. Продолжение

ператору У-цзину, и своей тетке-императрице как к родите­лям, а к своим настоящим родителям — как к дяде и тете. К числу запутанных династических вопросов также относи­лось право императора поместить в храм предков табличку с именем своего настоящего отца, а также исполнять поло­женные императору ритуалы и совершать жертвоприноше­ния. Спор все больше запутывался — в качестве аргументов приводились случаи из истории, а двор раскололся на враж­дующие фракции. В процессе этой борьбы сотни придвор­ных были подвергнуты порке — некоторых забивали до смер­ти, — а на посту канцлера сменился десяток сановников. Прошло более двадцати лет, прежде чем император смог ис­полнить свое желание и поместить табличку с именем отца среди имен других династических предков в заново отстро­енном храме предков. Все эти годы он вносил изменения в многочисленные ритуалы, посвященные Небу, Земле, солн­цу, луне и душе Конфуция. Он очень любил пышные двор­цовые церемонии.

Император также отличался мстительностью. Он считал, что тетка, вдовствующая императрица, пренебрежительно относится к его матери, и поэтому всеми способами старал­ся ей досадить — казнил одного ее брата, а второго уморил голодом в тюрьме. Начиная с 1539 года в его покоях несколь­ко раз вспыхивал пожар, и однажды он чуть не погиб. Эти пожары не были случайными. Вспыльчивость и жестокость Ши-цзуна вызывала ненависть многих людей из его окру­жения, и даже наложницы из гарема боялись визитов импе­ратора.

В одну из ночей 1542 года, когда император уснул в по­стели рядом с наложницей, женщина удалилась вместе со своими служанками, оставив опьяненного вином императо­ра в бессознательном состоянии. Затем в комнату вошла слу­жанка наложницы вместе с несколькими жившими во двор-


Мин. Продолжение 395

це женщинами. Они сорвали шелковый шнур с полога кро­вати, сделали петлю и стали душить императора, одновре­менно втыкая ему в пах длинные булавки для волос. Страж­ник из числа евнухов, встревоженный криком одной из жен­щин, которая испугалась, обнаружив, что император все еще жив, разбудил императрицу — одну из трех главных жен Ши-цзуна. Та ворвалась в покои и ослабила петлю на шее импе­ратора. Несмотря на сильнодействующие средства, пропи­санные императорским лекарем, Ши-цзун оставался без со­знания восемь часов. Очнувшись, он долго харкал кровью и не мог разговаривать. От его имени императрица издала указ, согласно которому все женщины, участвовавшие в попытке убийства императора, в том числе его любимая наложница, приговаривались к мучительной смерти. Тем не менее Ши-цзун не простил императрице казни своей любимой налож­ницы, и несколько лет спустя, когда в покоях императрицы случился пожар, он не разрешил ее спасать.

После покушения император стал затворником и вместе с женами и наложницами переселился в западный парк двор­цового комплекса, во Дворец вечной жизни. Он надолго от­казался от аудиенций и допускал к себе лишь небольшую группу доверенных лиц. В последующие тридцать лет его преследовала навязчивая идея достижения бессмертия при помощи эликсиров, ритуалов и эзотерических даосских диет.

Ши-цзун отстранил от дел большую часть евнухов, зани­мавших ключевые посты в правительстве его дяди, но на их место назначил других, и в целом евнухи сохранили свое влияние на государственный аппарат. Мирное течение жиз­ни нарушали восстания. Мятежи в гарнизонах в пределах Великой Китайской стены к востоку и западу от Пекина были быстро подавлены. Более серьезную угрозу представляли постоянные набеги монголов. Мир с кочевниками мог быть достигнут уступками в торговле, поскольку монголы нуж-


396 Мин. Продолжение

дались в китайском чае, изделиях из металла, тканях и ле­карственных травах, но Ши-цзун ненавидел кочевников и не соглашался на договор с ними. Набеги участились, и мон­голы проникали в глубь провинций Шаньси и Шэнси, появ­ляясь даже в окрестностях Пекина. На то, чтобы их сдержать, тратились огромные средства, причем финансовые трудно­сти усугублялись постоянными засухами и наводнениями, а также сильнейшим землетрясением, которое только в доли­не реки Вэй унесло жизни 800 тысяч человек.

Экономические трудности, которые переживала страна, требовали повышения доходов казны и мер по сокращению расходов. К числу последних относилось сокращение норм довольствия гарнизона в Нанкине, что послужило причиной мятежа. В 1560 году разъяренные бунтовщики вытащили министра доходов из его кабинета и убили, а обнаженное тело повесили в качестве мишени для стрел. Налоговые поступ­ления снижались из-за того, что большое количество возде­лываемой земли вывели из государственного реестра, а вновь осваиваемые земли не регистрировались. Как бы то ни было, экономика страны развивалась, а государство переживало трудности. Международная торговля, которая могла служить богатым источником налоговых поступлений, оставалась под запретом. Причиной этого запрета был страх перед иност­ранными шпионами и опасными союзами с влиятельными силами за рубежом. В результате восточное побережье стра­ны на протяжении тысячи миль к югу от Нанкина жило конт­рабандой и пиратством.

Евнухи и коррумпированные чиновники портовых горо­дов в большинстве своем нарушали запрет на международ­ную торговлю, а богатые семьи снаряжали флотилии чис­ленностью в сотни судов, и начиная с 40-х годов XV века с Японией шла оживленная торговля. Из Японии также при­бывали отряды бандитов, которые грабили прибрежные го-


Мин. Продолжение 397

рода даже к северу от Нанкина. Пиратство процветало и сре­ди китайцев, и нередко торговцы совмещали легальное ре­месло с пиратством и контрабандой. Стихийные бедствия, обрушившиеся на этот регион, вызвали поток беженцев, многие из которых присоединялись к пиратам. Бандиты за­хватывали даже укрепленные города и осмеливались отхо­дить от побережья на большое расстояние. Имперские вой­ска, отправленные против пиратов, время от времени доби­вались успеха — одна из карательных экспедиций привезла девятнадцать сотен голов. Однако в целом правительство не контролировало ситуацию вплоть до конца 60-х годов XVI ве­ка, когда большая правительственная армия постепенно уничтожила пиратов, а через несколько лет побережье офи­циально открыли для морской торговли.

В годы затворничества, последовавшие за неудачной по­пыткой покушения на его жизнь, император, давно увлекав­шийся алхимией и даосизмом, все свои решения принимал на основе пророчеств. Один из методов предсказания за­ключался в следующем: два медиума держали короткие лучи предмета в виде буквы Т, а длинный луч с торчащим из него острым стержнем помещался над блюдом с песком и чертил ответы на вопросы, которые записывались золотыми черни­лами на темно-синей бумаге, а затем сжигались, чтобы дым мог подняться к даосскому божеству, которому они были адресованы. Главный даосский советник императора, некто Дао Чжун-Вэн, прописал императору пилюли, усиливающие сексуальное влечение и состоявшие преимущественно из красного свинца и белого мышьяка. Император уже не мог обойтись без пилюль и постепенно отравлял свой организм. Для достижения бессмертия Дао также рекомендовал сек­суальные отношения с девственницами и в 1552 году ото­брал для этой цели восемьсот девушек в возрасте от восьми до четырнадцати лет, а в 1555 году к ним добавились еще сто


398 Мин. Продолжение

восемьдесят девственниц. Однако ничто не могло остановить действие эликсиров, разрушавших организм императора. Он страдал от бессонницы и резких перепадов настроения, мгно­венно переходя от депрессии к ярости. С 1564 года евнухи клали персики — символ долголетия — в его постель, утверж­дая, что это дары бессмертных. Разум Ши-цзуна слабел, и когда состояние императора ухудшилось, его переселили из Дворца вечной жизни в Запретный город, где он и умер око­ло полудня 23 января 1567 года. Так завершилось сорокаче­тырехлетнее правление, запомнившееся скорее странностя­ми, чем достижениями.

Старший сын Ши-цзуна, которому исполнилось двад­цать девять лет, взошел на трон под именем Му-цзун и деви­зом Лун-чян. Возможно, он был умственно отсталым, по­скольку отличался неаккуратностью, плаксивостью и нере­шительностью. В период своего правления, длившегося пять с половиной лет, он практически не вмешивался в управле­ние страной, но государственный аппарат под началом ком­петентных министров был настолько эффективен, что им­перия наслаждалась спокойствием и процветанием.

В 1573 престол унаследовал его сын, император Шэнь-цзун (эпоха его правления получила девиз Ан-ли). Это был девятилетний мальчик, умный и преждевременно повзрос­левший; влияние его матери, исповедовавшей буддизм, про­явилось в том, что он ни разу не утвердил смертный приго­вор. Однако его правление отмечено усиливающимися про­тиворечиями между монархом и чиновниками. В результате Шэнь-цзун превратился в настоящего затворника, нелюди­мого и тучного, а правительство империи состояло из тех, кто сумел победить в бесконечной борьбе за власть.

Самым известным из этих людей был Чжан Чу-чжень. В первые десять лет он единолично создал эффективную си­стему управления по всей стране и установил строгий фи-


Мин. Продолжение 399

нансовый контроль, сочетавший экономию расходов и тща­тельный учет доходов. Например, несмотря на то что про­шлые экономические трудности оставили страну без госу­дарственных резервов, Чжан Чу-чжень сумел накопить в хра­нилищах Пекина такое количество зерна, что его хватило на девять лет, а запасы серебра в казне составили несколько со­тен тысяч фунтов; даже провинции не испытывали недостат­ка в средствах. Чжан Чу-чжень умер в 1582 году, и ни один из его преемников не мог похвастаться такими успехами.

В 1596 году в провинции были отправлены представите­ли евнухов, чтобы наблюдать за сбором налогов с промыш­ленного производства, торговли и добычи полезных иско­паемых, что вызвало широкую волну возмущения среди чи­новников на местах, особенно с учетом того, что евнухи часто набирали себе штат из бандитов и авантюристов. На этот раз ареной идеологической борьбы стало не только правитель­ство, но и местные органы власти: ученые из академии Хань-линь вступили в противоборство с так называемой партией Дунлинь. Собственно, это была не партия, а просто группа лиц, исповедовавшая строгое следование принципам конфу­цианства.

Именно эти принципы заставили их противиться жела­нию императора назначить престолонаследником сына лю­бимой наложницы, который был младше сына императрицы. В этом ожесточенном споре победили строгие последователи Конфуция, что свидетельствовало об ограниченности власти императора. Сторонники партии Дунлинь — в 1603 году они основали академию с тем же названием — также принимали активное участие в инспектировании государственных слу­жащих, которых в случае выявления нарушений безжалост­но увольняли. Противоречия между сторонниками партии Дунлинь и ее противниками вылились в падение престижа государственной службы, которая тем не менее оставалась


400 Мин. Продолжение

единственной — торговля считалась низменным занятием — областью деятельности для представителей высшего класса общества.

Даже все писатели этой эпохи состояли на государствен­ной службе. Те, кто не обладал творческими способностями, просто предавались праздности, выставляя напоказ свое бо­гатство. Большая часть этого богатства не вкладывалась в дело, а тратилась на дорогие редкости вроде слоновьих бив­ней или рогов носорога, а также на посуду из драгоценных металлов, которую затем закапывали в землю как клад. Сель­ское дворянство окружало свои паланкины огромным эскор­том из слуг, а люди, купившие титул за деньги, ставили у сво­их домов флагштоки. Предметом зависти стали не достиже­ния, а статус.

Со временем качество управления постепенно ухудша­лось, и весомый вклад в этот процесс внес сам император, отказывавшийся сотрудничать с чиновниками. Так, напри­мер, он постоянно игнорировал просьбы утвердить новые назначения и отставки: в 1604 году министерство, занимав­шееся подбором государственных служащих, докладывало, что более половины должностей мировых судей остаются свободными; такая же ситуация сложилась в министерствах Пекина и Нанкина. Император почти не появлялся при дво­ре; нередко чиновники целыми группами становились на колени у дворца и громкими криками пытались привлечь внимание правителя; из оставшихся без ответа докладных записок вырастали целые горы. Внимания удостаивались только ведомства, занимавшиеся сбором налогов, — импе­ратор постоянно искал способы пополнения личной казны, приобретя репутацию самого алчного правителя в истории Китая.

Период его правления был отмечен несколькими восста­ниями внутри страны, а также приграничными войнами с монголами и бирманцами, которые, впрочем, не представ-


Мин. Продолжение 401

ляли особой угрозы для власти. Более серьезные последствия имело возвращение европейцев. В конце 60-х годов XVI века португальцам было пожаловано право торговли в Макао, где китайская таможня взимала с них пошлины; вокруг города построили стену, и за нее запрещалось выходить чужезем­цам. В 1578 году португальцам разрешили закупать китай­ские товары в Кантоне, куда вслед за этим переехала тамож­ня. Иностранцы были обязаны подчиняться строгим прави­лам: жить только в указанных районах и закупать товары не более одного раза в год. Нарушителей ждала конфискация товара и имущества.

Тем временем пример Португалии заставил обратить вни­мание на Дальний Восток и испанцев. В 1750 году они от­правили экспедицию для колонизации Манилы, где уже дав­но жили китайцы. Возникшие трения вынудили Испанию задуматься о вторжении в Китай, но затем король Филипп II отказался от этой идеи. Как бы то ни было, полномасштаб­ная война разгорелась на Филиппинах, и в 1603 году объ­единенные испано-филиппинские силы изгнали китайцев с архипелага; в этой войне погибли почти двадцать тысяч че­ловек.

Подозрительность, с которой китайцы относились к За­паду после этих событий, удалось несколько ослабить одно­му выдающемуся европейцу. Это был итальянский иезуит Маттео Риччи, построивший первую христианскую церковь в нескольких милях от Кантона и в 1602 году обосновавший­ся в Пекине. Переняв китайские обычаи и проявив безгра­ничное терпение, он установил дружеские отношения с пред­ставителями правящего класса, причем не в последнюю оче­редь благодаря тому, что распространял научные знания Запада — он сам был выдающимся математиком — и пере­водил на китайский язык труды Евклида и других ученых по гидравлике и астрономии. Он обратил в христианство не­скольких аристократов, но его миссионерская деятельность


402 Мин. Продолжение

наталкивалась на серьезное сопротивление: высшие слои общества стремились к индивидуальному совершенствова­нию, а низшие погрязли в суевериях и верили в идолов, так что ни тех ни других не интересовала чужеземная религия. Более того, считалось, что прерогатива слышать веления Неба принадлежит одному императору. В 1610 году, вскоре после смерти Риччи, христианская церковь в Китае впервые подверглась гонениям, хотя и не очень сильным.

Вторая половина правления Шэнь-цзуна отмечена не­сколькими военными кампаниями. Одна экспедиция была направлена против непокорного племени мяо на южной гра­нице провинции Сычуань. Восстание не утихало все 90-е годы XVI века, и для его подавления имперской армии при­шлось прибегнуть к психологической войне, в которой при­менялись информационные бюллетени и листовки. Второй поход имел своей целью далекий северный Ордос, где ар­мия взбунтовалась из-за задержки жалования. Мятежники укрылись в городе и оказывали ожесточенное сопротивле­ние осаждавшим его императорским войскам, пока вокруг всего города не был вырыт ров длиной три мили и глубиной до девяти футов. В этот ров осыпались оборонительные сте­ны, и вождь мятежников, монгол по национальности, совер­шил самоубийство — сжег себя заживо.

Велись военные действия и против японцев, которые в 1592 году вторглись на территорию Кореи, — конечной их целью был Китай. Китайцы контратаковали, в свою очередь нацелившись на Японию. В результате семилетней войны на суше и на море ни одной из сторон не удалось реализовать свои планы — удача сопутствовала то китайским, то япон­ским войскам, и все закончилось тем, что японцы отступили из Кореи, оставив лишь небольшой гарнизон в одном корей­ском городе. Любопытный эпизод во время одного из много­численных перемирий в этой войне иллюстрирует убеждение китайцев в том, что их император является Сыном Неба и,


Мин. Продолжение 403

следовательно, повелителем всех народов, а остальные го­сударства должны быть его вассалами. Китайцы предложи­ли пожаловать японскому полководцу титул царя Японии, если тот согласится вывести войска, но когда китайские по­слы прибыли в лагерь противника с императорским патен­том и шелковым халатом для церемонии, японский воена­чальник гневно отверг саму мысль о том, что он станет вас­салом, выплачивающим дань китайскому императору. На протяжении многих веков китайцы верили во всемирный характер своей империи и доминирующее влияние, исходя­щее из ее столицы.

Еще одной военной кампании было суждено сыграть ре­шающую роль в падении династии и бросить тень на бли­жайшее будущее страны. Племенной союз монголов и тун­гусов (общее название — чжурчжэни), в XII веке основавший на обломках Северной Сун империю Цзинь, был вытеснен сыном Чингисхана далеко на северо-восток. Там к ним при­соединились свежие силы за счет мигрантов на запад из их родных земель на севере Кореи, и они стали называться мань­чжурами. Их армия была составлена из отрядов, которые назывались «знаменами». В 1583 году под руководством од­ного из вождей, некого Нурхаци, которому в то время было двадцать четыре года, маньчжуры начали создавать империю, которая вскоре объединила всю Маньчжурию и проживав­шие в ней монгольские племена. Поначалу они довольство­вались торговлей с Китаем, добившись монополии на постав­ку жемчуга, соболя и женьшеня, и выплачивали китайской империи дань. Однако Нурхаци неприязненно относился к Китаю и стремился избавить свой народ от вассальной зави­симости от соседа. После нескольких удачных стычек с ки­тайскими войсками он опубликовал список претензий — так называемые «семь жалоб» — к Китаю, потребовав отдать часть территории и ежегодно выплачивать дары в виде золота, се­ребра и шелка.


404 Мин. Продолжение

Эти требования заставили Китай предпринять каратель­ную акцию. В 1619 году 100-тысячная армия, в составе кото­рой было крупное подразделение корейских стрелков, во­оруженных мушкетами, вторглась в Маньчжурию. Ее коман­дующий совершил ошибку, разделив свое войско на четыре колонны, тогда как маньчжуры, армия которых была вполо­вину меньше китайской, при каждом столкновении с про­тивником собирали силы в единый кулак. В результате мань­чжуры в течение одной недели одержали серию блестящих побед. Только в одной битве китайцы потеряли 25 тысяч че­ловек убитыми, а после другого поражения китайский глав­нокомандующий покончил жизнь самоубийством, подорвав себя при помощи пороха.

Результатом энергичного отпора со стороны маньчжуров стало массовое дезертирство из китайской армии. Кроме того, для компенсации затрат на неудачную кампанию правитель­ство повысило налоги — даже несмотря на то, что импера­тор наконец согласился расстаться с запасами серебра, за ко­торые он упорно держался. Здоровье его резко ухудшилось, и летом 1620 года он умер. Шэнь-цзун правил китайской им­перией сорок семь лет.

Население страны к тому времени достигло 150 миллио­нов человек. После того как в конце 60-х годов XVI века был дан зеленый свет морской торговле, порты Нагасаки и Манилы превратились в главные торговые центры для китайских купцов. Оттуда их товары расходились по всему миру — шелк носили в Киото и Лиме, хлопок продавался на рынках Филлипин и Мексики, фарфором пользовались в Сакаи и Лондоне. В обмен на товары Китай получал из Японии и Испании серебро, приток которого позволил пра­вительству уменьшить налоги, укрепить армию, стабили­зировать положение на границах, создать ощущение мира и процветания.


Мин. Продолжение 405

Но все это быстро закончилось. Повышение цен, неконт­ролируемый рост городов и спекуляции на рынке увеличи­ли разрыв между богатыми и бедными. Военные кампании, такие как война с японцами в Корее, а также крупные затра­ты на расширение сети каналов и строительство Великой Китайской стены истощили ресурсы казны. Ситуацию усу­губляли и другие факторы, такие как расточительность им­ператора, тратившего огромные суммы на личные нужды, нестабильность производства серебра в Перу, Мексике и Японии, усилившееся пиратство и череда неурожаев, вы­званных неблагоприятной погодой. Резкое повышение на­логов стало причиной недовольства, и вскоре после смерти Шэнь-цзуна в стране начались восстания.

Новым императором стал сын Шэнь-цзуна, взявший себе имя Гун-цзун (эпоха его правления называлась Тя-чян). Однако через месяц он умер — предположительно от оши­бочно прописанного снадобья, так называемых «красных пилюль». Поэтому в сентябре 1621 года на трон взошел один из его шестнадцати сыновей, четырнадцатилетний Ся-цзун (эпоха его правления была названа Тэн-чи). Это был физи­чески слабый, необразованный мальчик с сомнительными умственными способностями. Он не вмешивался в дела пра­вительства, отдавая предпочтение любимым занятиям — уединившись в императорских покоях, он занимался изго­товлением мебели и моделированием.

Императорский двор буквально кипел от фракционной борьбы, а все важные решения принимали доверенные лица императора. Один из них, евнух по имени Вэй Чжун-чен, действовавший в союзе с бывшей нянькой императора гос­пожой Го, сумел стать самой влиятельной фигурой при дво­ре. Он безжалостно изгнал сторонников партии Дунлинь и установил режим террора, лишивший правительство дее­способности. Тем временем маньчжуры постоянно вторгались


406 Мин. Продолжение

на китайскую территорию, голландские и китайские каперы угрожали торговле в Тайваньском проливе и Южно-Китай­ском море, а внутри страны вспыхивали крестьянские вос­стания.



2015-11-20 371 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 23 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 23 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)