Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Носов Н. Е. Указ. соч., с. 57



2015-11-27 855 Обсуждений (0)
Носов Н. Е. Указ. соч., с. 57 0.00 из 5.00 0 оценок




Христоматия, вы п.

II, с. 154.

Судебники

XV —XVI вв.,

с. 253—255;

Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с. 304.

588 Смирнов И. И.

Судебник 1550года, с. 296.

Российское законодательство X — XX веков

589 Тамже, с. 269.

Христоматия.вып. II, с. 154—155.

Веселовский С. Б. К вопросу о

происхождении

вотчинного

режима. М., 1926,

с. 103—106.

Пресняков А. Е. Вотчинный режим

и крестьянская

крепость. ЛЗАК.

Вып. 34. Л., 1927,

с. 190.

Смирнов И. И.

Судебник 1550

года, с. 302.

594 Подробнее см.:

Судебники XV—XVI вв.,

с. 255—264.

Судебники

XV — XVI вв.,

с. 264.

тей боярских не судити ни в чем опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным5119. Во всех других случаях дети бояр­ские получали право непосредственного царского суда, т. е. приравнивались к боярству. Таким образом, наместники лиша­лись судебных прав в отношении детей боярских и должны бы­ли судить их по нынешним царевым государевым жаловалным вопчим грамотам. Эта последняя фраза, особенно вопчие гра­моты, стала предметом длительной дискуссии. Так, М. Ф. Влади-мирский-Буданов, трактуя термин вопчие как сместные, прихо­дит к выводу о расширении наместничьего суда над детьми бо­ярскими, что не согласуется с другими статьями Судебника590.С. Б. Веселовский относил к вопчим делам лишь те, которые дети боярские не могли решить полюбовно. Такие дела, по его мнению, становились обязательно подсудными наместникам, а дети боярские лишались права переносить их на суд царя и бо­яр в Москву591. Возражая С. Б. Веселовскому и М. Ф. Влади-мирскому-Буданову, А. Е. Пресняков предложил толкование

s 592

вопчих грамот как общих для служилых землевладельцев Основываясь на этом толковании и подкрепляя его содержани­ем ст. 100, предоставлявшей право непосредственного царского суда в делах между детьми боярскими московскими и удельны­ми, И. И. Смирнов приходит к выводу, что ст. 64 зафиксирова­ла и законодательно закрепила итоги борьбы служилых людей против наместников и за расширение своих привилегии Этот процесс завершился ликвидацией в 1555—1556 гг. наме­стничьего управления, когда дела дворян по наиболее опасным преступлениям передавались на суд царя и бояр в Москву594.

В ст. 65, повторяющей текст ст. 40 Судебника 1497 года, за­меняется в последней фразе эпитет отпустные словом полные. По мнению Б. А. Романова, это более уместно, так как в отли­чие от Судебника 1497 года, который предусматривает разрыв зависимости холопа от господина, отпускавшего его на волю, Судебник 1550 года рассматривает обратный случай — оформ­ление похолопления^91.

Статья 66, определяя компетенцию кормленщика без бояр­ского суда, в отличие от ст. 63, дополняет ст. 20 Судебника 1497 года словами полных и докладных не давати, а также вво­дит санкцию за нарушение установленного порядка. Помимо того, что решение, вынесенное некомпетентным судьей, не име­ет юридической силы, судья (в данном случае наместник или волостель) возмещает понесенные господином холопа или рабы убытки в двойном размере, а дело передается на новое рассмо­трение другого, вероятно, центрального суда.

Статья 67 дополняет ст. 41 Судебника 1497 года санкцией за выдачу тиуном правых грамот без доклада наместнику. При этом тиун, выдавший правую грамоту, по которой оправдан хо­лоп, подвергается тюремному заключению и уплачивает убыт­ки. Если же он выдаст правую грамоту, по которой оправдан холоповладелец, то не несет никакой ответственности, только решение его (как и в первом случае) теряет силу. Это — яркое отражение классовой сущности Судебника. Защищая интересы

холоповладельца-феодала от возможного сокращения рабочих рук в его дворе, Судебник не доверяет тиунам, происходив­шим, как правило, из холопов, и ограничивает их действия по сравнению с наместником. Помимо этого, подчеркивает Б. А. Романов, «выделение в ст. 67 наместничьего тиуна в осо­бую статью и обособление его уголовной ответственности от от­ветственности наместника по ст. 66 — существенная новость, подрывавшая старую кормленую природу наместника, хозяйни­чавшего на наместничестве с помощью своих «людей», а не пра­вившего там посредством подчиненных ему должностных лиц. Этот тиун отвечает теперь сам за себя перед центральной вла­стью — через голову наместника»596. «А тиун, что сверх должности дерзнул, в том винен пред государем и подлежит штрафу, а не исцу», — пишет В. Н. Татищев'

Статья 68 подчеркивает, по мнению М. Ф. Владимирского-Буданова, что главное назначение наместничьего управления заключается в объединении мест с центром, а не во внутреннем управлении волостями. Последнее должно осуществляться вы­борной системой органов самоуправления — сотскими, старо­стами и целовальниками. На их имя присылались жалованные грамоты и всякие указы и Судебники. В их ведении находи-

" 598

лось управление налогами и полицией

Институт участия представителей населения в суде наместни­ков, зафиксированный еще в Двинской уставной грамоте 1397 года (ст. 1), законодательно закреплен в общерусском масшта­бе в постановлении Боярской Думы от 28 февраля 1549 года Об этом свидетельствует заявление Ивана IV Стоглавому собо­ру: Да устроил по всем землям моего государства старосты и целовальники и сотцкие, пятидесятцкие по всем городам, и по пригородам и по волостелем и по погостом, и у детей боярских, и уставные грамоты пописал. Независимо от того, были ли эти грамоты, аналогично вопчим, разосланы по всем волостем, как предполагает И. И. Смирнов , или только пописаны, но не разосланы, как считает Б. А. Романов600, выраженная в них норма о необходимости повсеместного избрания представителей населения в наместничьем суде и была закреплена ст. 68 Судеб­ника: а в которых волостех наперед сего старост и целовални-ков не было, и ныне в тех волостех быти старостам и целовал-ником во всех. Последние были обязаны участвовать в суде на­местника по искам, предъявляемым жителям их волостей. В случае принадлежности сторон к разным волостям на суде Должны были присутствовать старосты и целовальники из каж­дой волости, составляя иногда целую коллегию. Протоколы су­да так же, как и по ст. 62, оформлялись земским дьяком. По мнению И. И. Смирнова, Б. А. Романова, Н. Е. Носова, эта статья аналогично ст. 64 имела своей целью не только осущест­вление контрольных функций над деятельностью наместников, Но их постепенное упразднение601.

Статья 69 предусматривает порядок утверждения приговора наместничьего суда. Судные списки присылались на доклад в вышестоящую инстанцию либо княжескими чиновниками по

Судебник 1550 года

Судебники

XV - XVI вв.,

с. 265.

597 Татищев В. Н.

История

Российская. Т. 7, с. 314.

Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права, с. 194.

599 Смирнов И. И.

Судебник 1550 года, с. 270.

Судебники

XV —XVI вв.,

с. 266.

601 Там же, с. 265—268;

Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с. 307—309; Носов

Н. Е. Указ. соч.,

с. 53—59.

Российское законодательство X — XX веков

Дмитриев Ф. М. Указ. соч., с. 285.

Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с. 310.

Носов Н.Е. Указ. соч.,с. 59—60.

Христоматия.вып. II, с. 158.

несколько за-раэ, либо земским судьей вместе с царской каз­ною. Их рассмотрение, как считает Ф. М. Дмитриев, имеет в виду более разрешение судейского сомнения, нежели проверку суда602. Проверка начинается только в случае, если вызванные к докладу ищея или ответчик список оболжывит, то есть оспо­рят. Статьей предусматривается три варианта проверки.

Если вызванные для дачи свидетельских показаний двор-ский, староста и целовальники подтвердят, што суд таков был, признают подлинными свои подписи под судным списком, ко­торый слово в слово сходится со списком, хранимым у судных мужей, то правильность вынесенного приговора считается дока­занной. Если судные мужи признают подложность протоко­ла — суд был, да не таков, то иск взыскивают с судьи, который сверх того подвергается наказанию. Если же показания грамот­ных судных мужей порознятся с показаниями неграмотных, то закон предписывает верить последним, резонно полагая, что они-то уж не в состоянии подделать копию судного списка.

Поскольку доклад требовал присутствия обеих сторон, не-явившаяся сторона по истечении срока, указанного в поручнойзаписи, проигрывала дело. Статья, с одной стороны, продолжа­ет свойственную Судебнику тенденцию к усилению контроля над наместниками, а с другой — свидетельствует о возрастании

роли письменных доказательств

Статья 70 — нововведение, также направленное на упорядо­чение наместничьего суда путем контроля со стороны выбор­ного управления за действиями наместников и волостелей при производстве ими арестов и дачи на поруки местных жителей. Статья признает незаконным арест и наложение оков на лю­дей, нуждавшихся в поручительстве, без ведома выборных от дворянства властей — приказщиков городовых, выполнявших судебные обязанности и присутствовавших на суде наместника в качестве представителей посада, а также дворского, старо­сты и целовальников, т. е. представителей уездного дворян-

ства .

Если родственники арестованных предъявят выборным вла­стям жалобу на незаконный арест, арестованный освобождается ими под поручительство родственников. Раскрывая характер поручительства, М. Ф. Владимирский-Буданов пишет: «Чело­век, которого заковывают, терпит унижение, которое отражает­ся и на роде его, тем более, что при этом возникает предполо­жение, что родичи не хотели помочь родственнику. Родичи могли не знать, что поручительство требуется. С другой сторо­ны, они, не выручивши родственника в свое время, могли за­являть претензию после. Явка арестуемого земским чиновни-

кам предупреждает их затруднения»

Подчиненные наместников и волостелей, виновные в неза­конном аресте, выплачивают арестованному бесчестье, посмотря по человеку, и возмещают в двойном размере нанесенный ущерб. Появление этой нормы, как справедливо отмечает Б. А. Романов, позволяет сделать заключение о распространен­ности (до Судебника 1550 года) таких арестов как приема для

всяческого вымогательства и наживы (не говоря уже о сведе­нии любых личных счетов)606.

Статья 71, определяя порядок рассмотрения дел в отноше­нии татей, душегубцев и всякого лихого человека, имеет сходст­во со ст. 43 Судебника 1497 года и ст. 60 Судебника 1550 года.

Прослеживая соотношение ст. ст. 60 и 71, И. И. Смирнов за­мечает между ними коллизию, заключающуюся в том, что ст. 60 обязывала наместников отдавать ведомых разбойников губным старостам, а ст. 71 предусматривала обычный процесс по тем же делам у наместников и волостелей. Б. А. Романов, полагая, что «у самого составителя Судебника 1550 г. и мысли не было о каком-то противоречии между статьей 60 и 71», от­метил, что эта коллизия — результат комментирования раз­личных аспектов. Статьи 52—61 являются фактически уложе­нием о наказаниях по уголовным делам и решают вопрос о на­казании для ведомых лихих людей и разграничении компетен­ции наместников и губных старост, а ст. 71 вошла в состав уло­жения о наместничьем суде и о контроле над ними централь­ных властей607. Именно этот аспект ст. 71 подчеркивает свиде­тельство Флетчера о том, что отпуск или казнь лихого челове­ка без доклада государю предоставлялись в качестве исключе­ния только губным старостам и наместникам отдаленных обла­стей: Смоленской, Новгородской, Псковской и Казанской1'08. А. Г. Поляк в качестве еще одного варианта согласования норм ст. ст. 60 и 71, выдвигает предположение, что правила, устана­вливавшие обязанность доклада наместников по лихим делам в Москве, относились в первую очередь к делам, где в качестве обвиняемых выступали представители служилого сословия. Справедливо замечая, что ст. 71 не выделяет детей боярских из среды лихих людей, А. А. Зимин считает вполне правомерным высказанное А. Г. Поляком положение, что поскольку губные грамоты говорят о боярах, которым разбойные дела приказа­ны, то доклад вносился в центральное ведомство, являвшееся прообразом будущего Разбойного приказа. Таким образом, становится ясной тенденция правительства сосредоточить все разбойные дела в едином центральном органе, предоставив ему всю полноту власти в этом вопросе. Отсюда вытекает, что в борьбе с разбоями и им подобными преступлениями применял­ся розыскной процесс, формы которого были едины как для губного, так и для наместничьего суда609. Статья 71 (анало­гично ст. 43 Судебника 1497 года) имеет в виду не определе­ние наказания, а ограничение наместничьего суда в отношении Дел, наиболее затрагивающих интересы государства. В этом случае ст. 71 дополняется санкцией, предусматривающей опла­ту убытков в двойном размере и тюремное заключение до царе­ва государева указу для кормленщиков, решивших своей вла­стью, без докладу, вопрос о тате, душегубце и всяком лихом человеке. В ст. 71 опущено указание на кормление с боярским сУДОм, что говорит о тенденции к ограничению наместничьего Управления. Исключение же слов о запрещении кормленщикам Ыдавать отпускные грамоты, как считает Б. А. Романов, свя-

Судебник 1550 года

Судебники

XV —XVI вв

с. 271.

607 Там же, с. 272.

См.: КалачовН. В. Об уголовном

праве по Судебнику, Т. II, с. 332.

См.: Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с. 312—313;

Зимин А. А.

Реформы Ивана

Грозного, с. 359—360.

Российское законодательство X — XX веков

Судебники XV — XVI вв ,

с 273

ААЭ Т I, № 250, с 257

ААЭ Т I, № 250, с 272

Заседание Боярской Дцмы

1541 год Миниатюра

Лицевого

летописного свода

XVI век

613 Смирнов И И

Судебник 1550 года, с 278

Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с 315—316

Христоматия, вып II, с 160

616 Дьяконов МАО

городских

прикащиках —

ЖМНП, 1900,

№1, с 81

Носов Н Е Указ соч , с 61—62

Христоматия, вып II, с 159

зано стем, чтовопрос о холопстве выделен составителем в дру­гие статьи, в частности в ст. ст. 63 и 77610.

Статья 72, являясь новой, определяет порядок суда намест­ников вотношении посадских, а волостелей — в отношении черных людей с подчинением тех и других контролю со сторо­ны центрального суда. Статья формулирует также нормы гражданского процесса, связывая возможность удовлетворения иска при наличии у истца имущества, не меньшего по стоимо­сти, чем сумма иска. Если же выяснится, что у истца нет иму­щества на ту сумму, которую он ищет , то истец проигрывал дело, уплачивая судебные пошлины и мог быть обвинен в ябед­ничестве. Правомерность размеров исков посадских людей оп­ределялась по их животом и по промыслом и по розмету, т. е. в зависимости от ценности имущества, доходов и суммы уплачи­ваемой ими царской подати. При подтверждении того, что истец взыщет не по своим животом и не по промыслом, он потерял право на иск6'2. Эти данные оживотах ипромыслах содержалисьв ок­ладных — розметных книгах. Составление их являлось обязан­ностью местной администрации. При этом одна копиярозмет-ной книги, переписанная земским дьяком и скрепленная руками го­родской администрации — старостой, сотским, десятским — подлежала ежегодной отсылке на Москву, в тот приказ, у кого бу­дут которые городы. В этом случае, отмечает И. И. Смирнов, статья перекликаясь со ст. 7, уточняет порядок суда приказов по территориальной подсудности613. Как справедливо замечает А. Г. Поляк, территориальная подсудность, лежавшая в основе первоначальной организации центральных ведомств, не оста­лась определяющей по мере уточнения их компетенции614. Другая копия розметной книги отдавалась тех городов старо­стам и целовалником, которые у наместников в суде сидят. По мнению М. Ф. Владимирского-Буданова, для судебных отпра­влений выбирались особые целовальники из тех старост, кото-

« « „ «615

рые ведали полицейской и финансовой администрацией Например, при городовых прикащиках существовали «денеж­ного сбору целовальники»616. Розметные книги, позволявшие соизмерять сумму иска с животом ищущих, препятствовали как корыстным интересам кормленщиков, получавших пошлины пропорционально сумме иска, так и злоупотреблениям посад­ских людей. Местные власти не спешили вводить такие книги, что и обусловило санкцию — в том году на наместника суда не дати, т. е. запрещалась подача челобитных на кормленщиков, что являлось серьезной угрозой и отражало, по мнению Н. Е. Носова, «обоюдовынужденный компромисс» судебных реформ в области управления и суда617.

Для определения правомерности иска в волостях, где отсут­ствовали розметные книги, назначалась особая следственная комиссия из лутчих людей да целовалника одного или дву, по-смотря по делу, для определения права истца на иск. Обыск, проникающий, по словам М. Ф. Владимирского-Буданова, и в гражданский процесс618, является определяющим как для вчи-нения кска (в том ему суд дати), так и для обвинения истца в

t aS>0 у/И и таопоА цтп

$ь i и AM

Российское законодательство X — XX веков

619 Татищев В. Н.

История

Российская. Т. 7, с. 318.

См. Судебники

XV —XVI вв.,

с. 273—276;

Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с. 313—314.

ААЭ. Т. I,

№257, с. 280; т. 2,

№52, с. 118.

Христоматия, вып.

II, с. 133—134,

143, 161.

ябедничестве. Уличенные по розметным книгам посадские и по обыскному списку жители волостей брались на поруки и посы­лались в Москву для определения им уголовного наказания. В. Н. Татищев отмечал, что перенесение дела в центральный суд при наличии данных обыска, имеющих безусловную силу доказательств, направлено «к граблению посадских, что, обвиня тамо, еще к дьяку для покормки прислать»619. Таким образом, предусмотренные статьей нормы направлены были не столько на предотвращение несправедливых жалоб на наместников, сколько на то, чтобы устранить от участия в судебном процессе наименее обеспеченных представителей феодального общества, особенно феодально-зависимые его категории. В основу приви­легированного положения бралось не сословное начало, а нали­чие имущественного достатка, что свидетельствует о влиянии то-варно-денежных отношении на развитие правовых норм

В ст. 73 (новой, непосредственно связанной со ст. 72) преду­сматриваются бытовавшие в гражданском обороте случаи несо­размерности иска с жывотом ищущих, а именно предъявление иска на большую, чем имущество истца, сумму путем включения в нее чужого жывота, якобы находившегося у истца и изъятого во время боя или грабежа. Дело решается с помощью обыска. Обыску подвергается как тот, у кого был жывот чюжей, так и тот, на которого истец укажет как на собственника. Выясняются не только принадлежность имущества, его количество у истца и факт грабежа, но и каким образом имущество попало к истцу. Последнее обстоятельство являлось решающим для определения правомерности требований истца или обвинения его в ябедниче-стве621.

В ст. 74, уточняющей и развивающей ст. 65 Судебника 1497 года, устанавливается ответственность наместников за непра­вильное взимание пошлин. Обязанность брать пошлину в оди­нарном размере двумя наместниками или двумя волостелями предусматривается не только в случае, если суд у них не в роз-деле, но и когда суд вопчей, или вернее, сместной, т. е. намест­ники судят лиц разной подсудности . Пошлины, в полном объеме на каждое должностное лицо, взимаются с них в тройном размере.

В ст. 75, продолжающей и, как считает Л. В. Черепнин, вос­производящей ст. 45 Судебника 1497 года, определяется общий порядок исчисления срока явки наместника в суд и вводится санкция за неявку. Подтверждая закрепленную еще Двинской уставной грамотой 1397 года и Белозерской уставной грамотой 1488 года ответственность наместника, волостеля или их тиунов по предъявляемым к ним искам, статья регламентирует порядок вызова и явки этих должностных лиц в вышестоящую инстан­цию. Для обычных исков, вчиняемых частными лицами, срок явки указанных должностных лиц к суду исчисляется с того мо­мента, как наместник или волостель съедет с жалованья. Это «подтверждение» «поисшатавшегося порядка» отражает, по мне­нию Н. Е. Носова, не только гарантии истцам в получении суда над злоупотребившими своим служебным положением кормлен-

щиками, но и делает последним значительную уступку, хотя и вызванную не столько защитой их интересов, сколько стремле­нием правительства избежать дезорганизации местного упра­вления. Нововведением в ст. 75, подчеркивает Н. Е. Носов, яв­ляется узаконенная ею практика вызова кормленщиков на суд по приставным с записью, т. е. с приводом или отдачей на пору­ки Выдача записи или определение срока явки наместников в суд производилась в случае привлечения наместников, волосте­лей и их тиунов по ведомым разбойным делам, разбираемым в порядке следственного процесса, приказным, т. е. служебным делам, связанным с отправлением высших государственных обя­занностей, а также по делам уголовным, рассматриваемым в обычном порядке, но обжалованным истцом в вышестоящую ин­станцию623. Порядок выдачи записи трактуется исследователя­ми по-разному. И. И. Смирнов и Б. А. Романов считают, что во всех случаях запись, являясь реализацией царского повеления о привлечении кормленщиков к ответственности, выдается Ьояр-ской Думой. Выданная одним боярином или дьяком, т. е. в при­казе, она является недействительной. Различие заключается лишь в том, что разбойные и приказные дела разбираются не­медленно, тогда как по остальным делам наместники привлека­лись к ответственности уже после окончания службы. Н. Е. Но­сов, уточняя комментарии М. Ф. Владимирского-Буданова, приходит к выводу, что ст. 75 различает два вида московского суда: первый — административный (следственный) по разбой­ным и приказным делам, на который наместники и волостели вызывались великокняжескими указами, посылаемыми соответ­ствующими приказами, и второй — обычный уголовный или гражданский по частным искам (состязательный), вызов на ко­торый во время службы наместников производился лишь по ре­шению Боярской Думы624. При этом нельзя совершенно отбро­сить предположение И. И. Смирнова о том, что рассмотрение наиболее важных преступлений могло потребовать немедленно­го вызова наместника и по распоряжению боярина или дьяка. Примером этому является ст. 24 Судебника, предписывающая вызывать наместников в суд и до съезду з жалованиа в случае исков иногородцев '. Неявка наместника или его представите­ля в указанный срок влекла обязанность наместника оплатить предъявленный иск и расходы по езду. Таким образом, подыто­живает Н. Е. Носов, ст. 75 дает наглядный пример компромис­сного решения вопроса о праведном суде и управе между бояр­ством и населением. Это нашло свое практическое отражение в создании особого Челобитного приказа во главе с А. Адашевым Для принятия и разбора прошений и жалоб царю от населения, ст. ст. 24 и 75 являлись по существу прямым циркуляром для Деятельности этого нового учреждения626.

Статьи 76—81

татьи конкретизируют порядок возникновения холоп-ва. регулируют споры холоповладельцев о принадлежности

Судебник 1550 года

Носов Н. Е. Указ. соч., с. 62—67.

Пострижены

— находятся в

монашеском чине.

Беглая грамота

— акт, дающий право на розыск и

возвращение

беглых холопов их

господину.

Носов Н. Е. Указ. соч., с. 68.

Подробнее см.

Смирнов И. И.

Судебник

1550 года,

с. 280—282; он же.

Очерки

политической

истории Русского

государства,

с. 323—326;

Романов Б. А.

Судебник Ивана

Грозного, с. 207;

Судебники

XV —XVI вв.,

с. 277—282.

Носов Н. Е. Указ. соч., с. 69—70.

Российское законодательство X — XX веков

627 Панеях В. М.

Кабальное

холопство на Руси,

с. 101.

Панеях В. М. Холопство в XVI — начале

XVII в. Л.,

1975, с. 27-31,

46—48.

8 629

См.: Сергеевич

В. И. Русские

юридические

древности,

т. I. Спб.,

1902, с. 145—148,

166—167, 174;

Павлов-

Сильванский Н. П.

Люди кабальные и

докладные. — Соч.

Т. I. Спб.,

1919, с. 335;

Ключевский В. О.

Происхождение крепостного права в России. Соч. Т. 7.

М, 1959, с. 254—256.

Колычева Е. И.

Указ. соч., с. 23—29

особенно с. 24.

Колычева Е. И.

Указ. соч., с. 27;

Панеях В. М.

Холопство в

XVI — начале

XVII в.,

с. 10—11.

Опытав

— опросив,

разузнав предварительно.

им одного и того же холопа, предусматривая в целом ограни­чение роста холопства. Расширение В. М. Панеяхом этой группы статей путем включения в нее ст. ст. 82 и 83, объединен­ных общностью содержания и образующих как бы уложение о холопстве627, представляется неточным. Статьи 82 и 83 оп­ределяют правовое положение не холопов, а свободных людей. Именно это противопоставление добровольной службы всем ви­дам холопства подчеркивает сам же В. М. Панеях в своей после­дующей работе, характеризуя ст. ст. 82 и 83628. Эти статьи от­ражают развитие института русского гражданского права, в ча­стности, обязательства из договоров, отделяя договор займа от договора личного найма.

В ст. 76, развивающей ст. 66 Судебника 1497 года по вопросу об источниках холопства, оговаривается особый порядок похоло-пления лиц, занимавших должность тиуна, т. е. регламентирует порядок оформления нового вида (докладного) холопства. До­кладное холопство трактуется по-разному. В. И. Сергеевич по­нимает под докладной грамотой способ установления холопства вообще; Н. П. Павлов-Сильванский — продажу «на ключ». Впервые докладное холопство как самостоятельную категорию выделил В. О. Ключевский629. Исследование докладных актов XVI в., проведенное Е. И. Колычевой, показывает, что наибо­лее ранняя московская докладная относится к 1484 году. Впер­вые о докладных людях упоминает в своей духовной от 1510 го­да князь Д. Т. Синей. Докладная грамота фигурирует затем во всех правительственных актах, фиксирующих холопью зависи-мость . С7ТОТ вид холопства, уходящий своими корнями в глу­бокую древность, но юридически оформленный лишь с конца XV в., являлся наиболее недолговечной категорией. Юридиче­ское оформление докладного холопства прекращается уже в пер­вой четверти XVII в. в связи с резким сокращением количества привилегированных слуг-министериалов631. Начало ограниче­ния докладного холопства и отразил Судебник. В отличие от ст. 66 Судебника 1497 года, освобождавшей от холопства толь­ко по городскому «ключу», ст. 76 исключает похолопление по сельскому «ключу», если оно не санкционировано государствен­ной властью, т. е. не оформлено докладной. Яз, господине, чело­век вольной государя царя и великого князя, — говорится в од­ной докладной от 9 февраля 1588 года, — взял есми у Фомы у Незамахи... два рубля денег, а в тех деньгах даю(сь) на ключь в его село Пличино, а по ключю и в холопи. А на докладе были дети боярские... да Иван Нозарьев... тот на него и знахарь, что продался сам. А отца и матери у него в животе нет. А ино.лу он не холоп никому632.

Уточняя порядок происхождения холопства от браков между свободными и холопами, статья вводит новый по сравнению с Судебником 1497 года источник холопства — по приданой робе холоп. Женитьба холопа какого-либо феодала на робе, входив­шей в состав приданого жены этого феодала, включала женив-

шегося холопа в число холопов жены упомянутого феодала Закрепленное статьей положение о запрещении холопам-ро-

дителям холопить своих детей, рожденных на свободе, так же как запрещение чернецам и черницам холопить детей, рожден­ных до пострижения, оценивается исследователями по-разному. Д. Г. Поляк считает, что этим правительство сохраняло за собой возможность некоторого воспрепятствования росту холопства. В то же время данная норма могла служить барьером на пути про­извольных действий холоповладельцев634. Иного мнения при­держивается Б. А. Романов. Запрещение родителям у полные... стояти, т. е. присутствовать при самопродаже детей определя­лось, по его мнению, опасением как бы не сорвалась, из-за вме­шательства родителей, сладившаяся было сделка самопродажи несовершеннолетнего635.

Статья 77 существенно ограничивает ст. 18 Судебника 1497 года о выдаче отпускных грамот. Если в конце XV — пер­вой половине XVI вв. правом боярского суда, включавшим вы­дачу отпускных грамот, обладали по неполным данным более 30 городов636, то Судебник 1550 года оставил это право лишь за Москвой, Новгородом и Псковом. Одновременно теряла юриди­ческую силу отпускная, хотя и написанная собственноручно хо-лоповладельцем, но оформленная без боярского доклада. Зна­чительная централизация и ограничение прав наместничьего су­да в области отпуска холопов отмечались всеми исследователя­ми. Эта мера представляется направленной скорее на урегулиро­вание исков холоповладельцев друг к другу, чем на то, чтобы «затормозить отпуск холопов на волю, свести на нет их освобож­дение... сохранить, упрочить и расширить институт холоп­ства»637. Этот вывод Е. И. Колычевой можно принять лишь с поправкой В. М. Панеяха на то, что уже статьи Судебника 1550 года о холопах и соответствующие законы этого и последующего периода применялись и при решении кабальных дел. Уже к кон­цу XVI в., отмечает В. М. Панеях, слово холоп раскрыто таким образом, что этот термин включает и зависимость по служилой кабале638. Ограничение полного, старинного, докладного хо­лопства и развитие холопства кабального означает не расшире­ние института холопства, а преобразование его в новую катего­рию феодально-зависимого населения ' . Данная тенденция была, по мнению А. И. Яковлева и Б. Д. Грекова, характерна для законодательства всего периода конца XV — начала XVI вв. и' не могла не отразиться на нормах Судебника 1550 года640.

В ст. 78 впервые в законодательстве регулируется бытовав­ший на практике с конца XV в. институт кабального холопства, идущего на смену холопству полному. Закон устанавливает пре­дельную сумму, за которую можно закабалиться — 15 рублей, чтобы кабальный человек имел возможность хоть когда-нибудь расплатиться. Старые кабалы, сумма которых могла быть выше '5 рублей, сохранялись, но должны были соответствующим об­разом оформляться, после чего вопрос о неправомерности каба­лы решался судом. С XVI в. служилые кабалы записывались в специальные кабальные книги, которые в Новгороде, например, велись в Приказной избе, а в пятинах — у губных старост. Ко-

Судебник 1550 года,

Акты

XIII —

XVII вв.,

представленные в

Разрядный приказ.

Собрал и издал

А. Юшков, Ч. I. M, 1898 (далее — Акты

Юшкова), № 234, с. 245.

633 Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с. 320.

Памятники

русского права,

выпуск четвертый,

с. 320.

Судебники XV — XVI вв.,

с. 282—283.

Колычева Е. И. Указ. соч., с. 199.

637 Там же, с. 194, 200.

638 Панеях В. М.

Кабальное

холопство, с. 102,

104.

639 Там же, с. 84—111.

Пократчи

— тайком,

крадучись, не

предупредив;

совершив кражу,

похитив.

Российское законодательство X — XX веков

См.:ЯковлевА. И. Холопство и

холопы в Московском государстве

XVII в.

М. — Л., 1943, с. 42, 46, 96 и др.. Греков Б. Д. Крестьяне на Руги кн 2 М.. 1954, с. 114—120.

641 Панеях В. М.

Кабальное холопство, с. 33—47

Панеях В. М.

Холопство в

XVI — начале

XVII в.,

с. 23—25.

643 Панеях В. М.

Кабальное холопство, с. 43.

Панеях В. М. Холопство в

XVI — начале

XVII в., с. 14.

Павлов-

Сильванский Н.П. Люди кабальные и докладные, с. 303.

Панкратова А. М. Наймиты на Руси

в XVI в.— В кн.: «Академику

Борису

Дмитриевичу

Грекову ко дню

семидесятилетия».

М, 1952, с.

205—210.

пии с кабал и пошлинные деньги отправлялись в Москву в Ка­зенный приказ. В книгах фиксировались полный текст служи­лых кабал, опрос закабаляемых на предмет добровольного или принудительного закабаления, выяснение их прежней деятель­ности и описание внешних примет закабаляемых. Последнее бы­ло особенно необходимо для укрепления владельческих прав на кабальных людей и решения споров между владельцами кабаль­ных холопов. Основным контингентом таких владельцев, по данным В. М. Панеяха, были помещики и дети боярские . В случае возникавших споров приказ Холопьего суда сопоставлял предъявленную владельцем служилую кабалу с кабальными книгами (И против кабальных книг тот человек в рожей и в при­меты осматривая; и по осмотру тот человек... против кабалы рожей и в приметы сшолся). Кабальный передавался владель­цу, предъявившему на него служилую кабалу642. Служилые ка­балы подлежали, как правило, ежегодной перерегистрации для выявления и фиксирования беглых холопов. При перерегистра­ции в 1597—1598 гг. старых служилых кабал обнаружилось, что беглыми являлись 30,8% кабальных людей от общего количест­ва кабальных холопов643. Кабалы давались только на вольных людей, оставляя их юридически вольными и после заключения договора, тем более, что в отличие от займа, обязательства по служилой кабале прекращались либо со смертью господина, ли­бо, естественно, кабального холопа. Ни права, ни обязанности по служилой кабале не переходили по наследству. Специфиче­ской особенностью кабального человека, подчеркивает В. М. Панеях, является его право освободиться от зависимости по истечении года посредством выплаты долга, а в начале XVI в. и до истечения года, если кабальный возвращал не толь­ко долг, но и 20% от него. Так, ранние рязанские кабалы свиде­тельствуют, что в 4-х из 9 случаев кабальный человек прежде служил другому лицу и освободился от него, внеся долг . Это право было отменено лишь уложением 1597 года, которое выде­ляет на первый план не заемную, а служилую кабалу (см. ком­ментарий к ст. 82). Анализируя статью, Б. А. Романов особое внимание уделяет ее второй части, запрещавшей брать кабалу на полного или на докладного или на старинного холопа. Старин­ными, старыми холопами, считает Павлов-Сильванский, имено­вались как холопы по рядовым или духовным, так и вообще все потомки рабов, служивших по крепостям своих отцов645.

Для неразборчивого приобретения дешевой рабочей силы, взявшего кабалу, не проверив предварительно, являлось ли ли­цо, вступающее в кабалу, свободным человеком, что было осо­бенно необходимо в связи с обращением в кабальное холопство гулящих людей64ь, не только пропадали деньги, но он же воз­мещал тот ущерб, который нанес господину убежавший холоп. По мнению Б. А. Романова, появление этой нормы свидетель­ствовало о наличии внутриклассовой борьбы, которую вели между собой феодалы за рабочие руки647. Во всяком случае эта норма Судебника отражала рост товарно-денежных отношений, законодательно подтверждая втягивание в орбиту феодально-

крепостнической эксплуатации новых широких контингентов свободного населения. По данным Е. И. Колычевой, уже в сере­дине XVI в. количество полных грамот резко сократилось, и к 80 годам полное холопство вытесняется кабальным. То же под­черкивает и В. М. Панеях648.

Статья 79 новая и, как представляется, связана со ст. 77, регу­лирующей выдачу отпускных грамот. Передвижение холопского населения, характерное для конца первой половины XVI в., обусловило необходимость решения имевшего место на практике казуса двойного похолопления. В этом случае юридическая сила сохранялась за той докладной или полной, котораа будет старее. По мнению В. М. Панеяха, этот принцип «старины» действовал и в спорах по служилым кабалам . Новый владелец терял деньги, уплаченные по полной или докладной, и возмещал снос старого государя, т. е. иск прежнего хозяина, если <



2015-11-27 855 Обсуждений (0)
Носов Н. Е. Указ. соч., с. 57 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Носов Н. Е. Указ. соч., с. 57

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (855)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)