Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское законодательство X — XX веков 11 страница



2015-11-27 370 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




ша вяликаго нашего града и прочее страшное запрещение не токмо простым, но и самем царем и вельможам. И того ради страшного прещения святых отец, по священным правилом ду­ховным пастырем подобает хранити и блюсти елика их сила ничтоже претворяюще кроме священных правил. Такоже и впредь, которые боголюбцы учнут давати святым церквам и святым монастырем отчинные605 сели и купли, и денги, и вся­кие вещи, и прочая недвижимые вещи по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, в наследие благ вечных, и им по них потому же годовые памяти творити: на их памяти соборне понахиды пети и обедни служити самем пастырем, и кормы на братию ставити по монастырскому чину, и в сенани­ки имена их писати, и поминати по церковному чину и по бо­жественному уставу ничтоже претворяюще. И тех всех недви­жимых вещей, вданных богови в наследие благ вечных, по тем же священным правилом блюсти и хранити елика их сила: ни продати, ни отдати, кроме завещания их, по данным грамотам и духовным их. Аще ли же напишут в своем завещании606, в духовных грамотах и в данных, а кобудет роду нашему до тое

607 "

вотчины , и они вдадут в монастырь святой церкви толико числош, или сице и сице. И таковая недвижимыя вещи от-чинныя от монастырей отходят к роду их по их духовному за­вещанию. А в монастыри святым церквам дают по тем их ду­ховным 609"и данным'609 грамотам, колико число написано цены610 безо всякого прекословия на память душам их. И они потому и память творят, и в сенаники имена их пишут, и поминают, доколе оже бог даст и монастырь стоит. Да у кото­рых монастырей земель и сел довольно, посмотря по братству, и мочно прожити, и те бы архимариты и игумены , и строи­тели, и старцы благочестивому царю не стужали, излишнего не просили, такоже бы и тархалных, и лготных, и о торговлях безпошлинно, и несудимых грамот и угодей не припрашивали. И так де у меня, царя, поймали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старого мен-иш, а ести и пити братьи старого оскуднее, а строения в мона­стырех ни которого не прибыло и строе опустело. Где те при­были и кто тем корыстуется? Да чернцы же де и по селом жи­вут да в городе тяжутся о землях, ино достойно ли так быти? И вы бы о всех о тех предиреченных отныне и впредь испра-вилися и благочестивому царю о таковых не стужали, разве великия нужа, и то с великим упросом и боголюбным молени­ем. А чернцы бы однолично по селом не жили и о землях в городех не тягалися, а сами бы жили в монастырех и молили бога по чернеческому обету. И по городом не ездили, разве Царевы посылки или монастырских ради нужных дел. Которых старцов архимандрит или игумен с собора пошлет, те бы стар-Цы ездили, а собою бы чернцы по городом и по селом не ходи-ли и не ездили. О том бы есте все берегли накрепко, чтобы ■"(или в монастырех вашим пастырством по монастырскому чину.

353 Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

ОТВЕТ О СВЯТИТЕЛЬСКИХ

И О МОНАСТЫРСКИХ ДЕНГАХ БЕЗ РОСТУ -% И О ХЛЕБЕ БЕЗ НАСПУ. ГЛАВА 76

А что святительские казенные денги в росты дают и хлеб в наспы, такоже и монастырские казенные денги дают в росты и хлеб в наспы, и о том божественное писание и священные правила не токмо епископом и прозвитером, и дияконом, и всему священническому и иноческому чину возбраняют, но и простым не повелевают резоимьство и лихву истязати. И того ради отныне по священным правилом святителем и всем мона­стырем денги давати по своим селом своим хрестьяном без ро­сту и хлеб без наспу того для, чтобы за ними християне бы­ли, и села бы их были не пусты. Да о том себе велят писати в книги: сколько на котором денег и хлеба, и сколько в котором селе денег и хлеба в займех. Да держати те книги в казне крепости для. А у которых у святителей или у монастырей изойдется казенных денег и хлеба у своих християн, и они по­тому же нужным людем дают взаймы денги без росту, а хлеб без наспу с поруками и с крепостьми, или в казенные книги пишут. А у которых монастырей общих и девичих общих, и особь сущих, изойдется денег, и им на те денги купити мона­стырем земли да тем питатися, а в росты однолично денег не давати по священным правилом.

О ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ ПОУЧЕНИЕ

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ

ОТЦА НАШЕГО ПЕТРА МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИИ. ГЛАВА 77

Аще у попа умрет попадья, 6|2"ыдет в монастырь , имея священство свое. Аще же имать пребывати и любити мирския сласти да не поегыз. И аще кто имать не слушати моего писания и будет неблагословен и те, иже приобщаются сим. Иже который поп имет упиватися и да не лишится, тот не истинный священник Христов. О том же послание ее-ликаго Василия ко Григорию презвитеру. Правило 87. Подо­бает отлучитися его с женами пребывания и бесед и не пола-гати брату претыкания или соблазна. Темже иже в Никеи от-цем последующе, иже не повелевают чюжие жены у себя в до­му имети. Отлучитися тобе от живущия у тебе жены повеле-хом, аще не отпустиши ее, ни исправив себе, дерзнеши служи-ти да будеши проклят, и приемлющий тя отвержени.

О ТОМ ЖЕ ОТ ПОСЛАНИЯ ФОТЕЯ МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИИ

ВО ПСКОВ О ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ. ГЛАВА 78

Слышание мое, что де суть в вас, которые попы и дияконы вдовцы тако и пребывают в мирских и священствуют. Ино священником мирским, докогда богу благоволившу, во времен-

ной их жизни с их подружии быти, и тогда священству их бысть. А егда богу вземшу их подружия, и по вышереченному пол их телес, то мертвы суть; и земля своего615 тела есте-ственнаго в растление червем прият6[6. И должни суть тако-вии, благодаря божия судбы и его повеления, в монастыри от-ходити и во иноческая одеяния от настоятеля духовнаго игу­мена острищи собе. И о своих согрешениях, и о своем конце, и о своем ответе рыдающе, и обновив себе, о всем чистым по­каянием к своему духовному отцу и по достоинству: аще суть достойни, и тогда да священствуют таковии в монастырех, а не в мирских. И се же убо по божественных отец преданию во всей своей святей митрополии, отнюдуже в ню приидох. И та­ковое запрещение и заповедь священником вдовствующим воз-ложих. Но и ныне грех ради наших и нужи ради, и ради бо-жиих казней смертоносных на ны належащих на мало время от воздержания тех разреших. А ваше великое божие священ­ство благословляю от мирских прейти со обновлением всяко духовным по достоинству во священноиноческая и юже ризу подобия одеяния ангельскаго восприяти хощете. И тако сию нескверну и чисту потщитеся со единородною своею безсмерт-ною душей представити своему владыце. А ослушание о сем никако буди в вас, еже в мирских священствовати.

О ТЕХ ЖЕ ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ

И ОДИЯКОНЕХ ПРЕПОДОБНАГО

ИГУМЕНА ИОСИФА ЛАМСКОГО

ВОЛОКА САМОБЫВШАГО ТУ

НА ТОМ СОБОРЕ,

СОБРАНИЕ ОТ СВЯЩЕННЫХ

ПРАВИЛ. ГЛАВА 79

О отлучаемых и изверженным617 быти от церкви от сего собора священником, не имущих жен. Мнози глаголют: Аще нецыи в зазоре суть, тех подобает отврещи. А не имущих жен а чисто живущих не повелевают ни апостольская, ни отеческая правила тех изврещи. А глаголют первым правилом седмаго собора, сиречь: от правил апостольских и отеческих в них несть приложити и от них несть уняти. Ответ. Инии же мно­зи глаголют: Священным и божественным правилом аростоль-ским и отеческим не сопротивляемся, но паче утвержаем и от церкви, аки гнил сосуд, отсекаем. А глаголете: Которые свя-Щенницы не в зазоре сущи, а не имущи жен подобает им служити. Мы же глаголем: Аще быти чистым, немощно злое то прелюбодейство искоренити. А мнози святии отцы из пра­вил апостольских и отеческих оставиша, что есть на вред Церкви и на соблажение християнству. Апостольское правило

Стоглав

51

повелевает епископу брака и мяса и вина не гнушатися.

Ангирский собор правило 14 мясо ясти попом и дияконом по­велевает, а о епископех умолче не повелевает. А шестый собор совершенно отсече еже епископу жену имети не на отверже­ние, ни на развращение пятому правилу апостольскому, но на

Российское законодательство X — XX веков

спасение и на лучшее поспешение людем промышляющим. Ни дадый никоего порока на священническое строение. Правиле., апостольское 14 епископу повелевает в ыную епископью прей­ти, аще от многих нудим . И от совершенного собора пове­левает прейти. А сардийский собор, сиречь в Средцы, прави­ло I апостольскому правилу не последует, еже епископом от града во град, сиречь оставльше свою епископью, иную взима-ти не повелевает. А второе правило того же собора отрече бо таковому: Ни во исходе от жития достойну быти причаще­нию. Правило 85 повелевает чести осмеры книги Климентом сложеныя, честны и святыя имети их. Шестаго собора 2 пра­вило отврещися повелевает за некая ложная, иже суть чюжа благочестию иноверных приложили в них на вред церкви. В новей Кесарии правило 3 повелевает четвертому браку быти. А собор соединения никакоже повелевает четвертому браку быти, но и тягость церковную налагает. Собора в Кесарии правило 14 дияконом 7 должно быти, аще и зело будет велий град, послушествует же от книг Деяние. Шестаго же собора правило 16 глаголет: Не добре разумеша того собора отцы, еже в книгах деяний апостольских о седми дияконех лежащего словеси, а не о служащих бо рече божественных тайн. Сего ради убо церкви не истязани будут по оному правилу по 7 диякон имети в службе божественных тайн, но каяждо церкви противу имению сходящемуся к ней да имать колико может. До 1-го собора праздноваху пасху християне в тойже день, в кий день и жидове творяху. И первый собор заповеда тако творити. Антиохийский же собор 1 отнюдь отсече праздновати со июдеи. В Лаодикии правило 16, яко чести в суботу еванге­лие со инеми писании повелеват. Толк. Тому правилу так ся нам мнит: не бе еще тогда церковное строение, якоже бысть потом, ныне же се правило упразднися. Тогоже правило 19: Мир дают священницы, сиречь целование, и потом мирстии людие презвитером мир даяху, рекше целоловахуся с ними, еже ныне не бывает упразднибося. В Лаодикии 57 во дво-рех безкровная жертва не приношается ни от епископа, ни от попа се правило не повелевает. Шестаго же собора правило 31 лаодикийский собор отвращает. Повелевает с повелением того места епископа презвитером служити в церквицах сущих внут­ри домов. Правило шестаго собора 28 гроздия убо во время подобно к жертвеннику приносити и благословену быти от прозвитер и просящим сия раздавати. И святых апостол пра­вило 3 прощает, еже безкровную службу сия совокупляти и купно обое разделяти людем. Се правило отрицает и повеле­вает к тому никтоже от прозвитер да не дерзнет се сотворими, аще ли ни изврещи сего совершаю. А 6-го собора правило 29 не подобает карфагенскаго держати правила 41. Глаголет бо: от неядущих человек совершатися божественней службе, развее единаго дни в лете воньже господня вечеря сотворяет-ся. В великий бо четверток по вечере творяху божественную службу. Се же правило сохрани еже есть твердо. Ни того дне не оставляет, но повелевает в той день, рекше в великий че-

тверток, святым неядшим безкровную службу совершить и людем такожде неядшим той причаститися. Да не преступле­ния ради единаго дне весь пост безчествуем. Шестаго собора правило 82. От древних на неких писаных честных икон агнец 61 'перстом предотечевым являет. Се же правило не повелева­ет. Не подобает образа паче истины агнец на честных иконах писати"6'9 перстом предотечевым показуема, но самого Христа, бога нашего, и шаровными писании по человеческому образу написовати. В древних обычай бе на сосуд злат или от иноя какоя вещи сотворити в руку, место якоже тем прияти божественный дар и причащения сподобится ему. Сие отме-щет шестый собор. Не подобает тако творити. Таковый да от­лучится сам же и давый ему, яко честнее творя божия образа бездушное злато или кую иную вещь данную в работу челове­ком. Яко аще кто пречистого тела прич ститится хощет в со­борная времена, и един к нему причащением быти руце назна-менуя во образ креста, тако да приступает, и да приемлет приобщения благодати. А лаодикийскаго собора правило 27 заклинателем пращает быти. А о диаконисах 4-го собора пра­вило 15 повелевает им быти. А карфагенскаго собора правило 6 повелевает же им быти, и многим иным правилом послуше-ствует быти. А после седмаго собора никакоже их глаголет и не пребывают. Якоже святый Григорие акраганский глаголет: Велии в человецех суть дари божия свыша данного человеко­любия священничество же и царство. Овоже божественным служа, овоже и человеческими обладая и промышляя, и от единого тогоже начала обое происходя, человеческое украшая житие. Яко аще тщанно620, тако будет царем, якоже священ­ных чистота. И о царех священницы всегда бога молят, аще убо непорочни будут. Везде к богу имут дерзновение. Сему же быти веруем, еже священных канон соблюдение сохраняет­ся, емуже поюще и покланяющеся, и самовидцы божия слова предаша, апостолы и святии отцы сохраниша и сказаша. И глаголете: иже кто от седми собор приложит или уложит, то глаголют святии собори о Господе нашем Исус Христе и о истиннем бозе. И якоже в коемждо паче же в шести соборех сих о вере взыскание бысть и парок, рекше устав, учения из-несеся. Первому уставльшу единосущна Отцу Сына сказа621 и во святый Дух веровати. Второму же единосущна Отцу и Сыну и Духу яве уставльшу спокланятися у стаей. Третьему же совершенна о божестве тому совершенну о человечестве Го­спода нашего Исуса Христа уставльшу единаго, а не два сына устави. Четвертому же прежеглаголанная утвердившу две естестве в нем знати, неслиянне и нераздельне яве беседоваша. ''ятому же то извествовавшу по обойма естествома хотениа же и Действенна, и суща знаема, яве извеща. Шестому же всех собор поновившу и известившу совершена Господа нашего "Суса Христа в божестве и в человечестве сказанна. Седмый же собор на иконоборцы рекше, на оклеветающих християны и сих прокленше церкви же древнюю красоту ей дароваша. Иконная воображения той имети и любезно облобызати сия

Стоглав

добре заповедавше. Такоже и образу честного креста покланя-тися, облобызаете и утвердивше. К сим заповедем о Господе

Российское законодательство X__XX веков нашем Исусе Христе и истиннем бозе, и о поклонении святых

икон, аще кто приложит или уложит да будет проклят.

622О ТЕХ ЖЕ ВДОВСТВУЮЩИХ ПОПЕХ

ГРАМОТЫ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ.

МЫ ИВАН*22. ГЛАВА 80

Божиею милостию государь 623~всея Русии и великий князь и сын мой князь великий Василей Иванович'^ " всея Русии, что говорил с нами отец наш, Симон, митрополит всея

Русии. би'Что

еже о святем

Дусе

с своими деть-

ми ь25: с Генадием, архиепископом великаго Новаграда и Пскова и с Нифонтом епископом суждальским 626тору-ским , и с Протасьем, епископом рязанским и муромским, 627"и с Васьяном, епископом'627 тверским, и с Никоном, епи­скопом коломенским, и с Трифоном, епископом62* сарьским и подонским, и с Никоном, епископом пермским и вологод-

-629

ским , и с архимандриты, и с игумены, и со всем священ­ным собором обыскали того, что в нашей православной вере християнской греческого закона, многие священники , попы и дьяконы вдовцы заблудили от истины и, забыв страх бо­жий, делали безчиние опосле своих жен. Держали у себя на­ложницы, а вся священническая действовали. Егоже не досто­ит им творити, их ради безчиния и скверных дел. И они, со-борне того обыскав, да по правилам святых апостол и святых отец, и по поучению святаго великого чюдотворца Петра ми­трополита всея Русии, и по написанию Фотея митрополита всея Русии уложили и укрепили о попех и о дияконех о вдов-цех. Что того ради безчиния, от сего времени впредь, попом и дияконом вдовцом всем не служити, а которых попов и дияко-нов в наложницах уличали, и которые сами на собя сказали, что у них наложницы были, да ставленые свои грамоты к свя­тителем принесли, ино тем попом и дияконом впредь налож­ниц у себя никакоже не держати. А жити им в миру, кроме церкви, и верх тем влас своих растити. и одежда тем носити мирская, и дань им давати с мирскими людьми. А никакоже священнических дел никоторых не действовати, ни касатися А которой тех попов и дияконов вдовцов не отдал своей ста­вленые, да сойдет где в далние места, взяв с собою жонку, а назовет ее себе женою, да нерадением учнет служити в митро­полии или во архиепископьях, или в епископьях, и которых в том уличат, ино тех пор то предавати градцким судиям. А ко­торые попы и дияконы вдовцы же, а слова на них нету о па­дении блудном, да и сами про себя сказали, что после своих жен живут чисто, и они соборне о тех уложили, что тем стоя-ти во церквах на крылосех и причащатися попом в олтаре в потрахели. Да и в домех у себя патрахель держати. А дияко­ном причащатися в олтарех же в стихарех со уларем. А не служити ни попом ни дияконом вдовцом63^ А которые попы

и дияконы на их место у тех церквей учнут служити, и им тех попов и дияконов вдовцов не отсылати, а давати попом служебным попом вдовцом и дияком служебным дияконом вдовцом четвертую часть во всех церковных доходех' 633'А которой тех попов и дияконов вдовцов не учнут в церк­ви на крылосе стояти, а учнут мирская деяти, и тем четвертые части во всех церковных доходех не давати"633. А 634"кто тех попов и дияконов вдовцов, которые после своих жен живут чисто, захотят во иноческая одеяния одети собе'63*, и таковии благодаря божий судьбы в монастыри отходят и от духовного настоятеля от игумена постригаются. И, бновив собе о всем чистым покаянием, к своему отцу духовному и по достоин­ству, аще суть достойни, и тогда таковии со благословением святительским да священствуют в монастырех, а не в мирских. А что в монастырех жили в одном месте чернцы и черницы, а служили у них игумены. И они уложили, что от сего дни впредь чернцом и черницам в одном монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити чернцы, ино туто служити игумену, а черницам в том монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити черницы, ино у них служити попом бельцом, а чернцом в монастыре не жити. А которой поп или диякон, которого дни упиется допьяна, и ему назавтрие обед­ни никакоже не служити. 63Ъ'А на большее утвержение сего уложения и укрепления, Мы Иван , божиею милостию государь всея Росии и великий князь и сын мой Василей Ива-новичь и великий князь всея русии к сей грамоте печати свое привесили. А отец наш Симон митрополит всея Русии к сей грамоте руку свою приложил и печать свою привесил. А ар­хиепископы и епископы к сей грамоте руки свои приклали. А писана на Москве лета 7000 вторагона десять себтя-

врия'637. Аз, смиренный Симон, митрополит всея Русии к сей грамоте руку свою приложил и печать свою привесил. Аз, смиренный Генадей, архиепископ великого Новаграда и Пско­ва к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Прота-сей, епископ рязанский и муромский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Васьян, епископ тверский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Никон, епископ коломенский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смирен­ный Трифон, епископ сарский и подонский к сей грамоте ру­ку свою приложил. Аз, смиренный Никон, епископ пермский и вологоцский к сей грамоте руку свою приложил 635.

ОТВЕТ О ВДОВЫХ ПОПЕХ И О ДИЯКОНЕХ. ГЛАВА 81

Якоже преже нас отцы соборно изложиша и уставиша по священным правилом святых апостол и святых отец, и по поу­чению великаго чюдотворца Петра митрополита киевского и всея Русии, Ь39'и по написанию святейшаго Фотея митропо­лита киевского и всея Русии, что' вдовым попом и дияко-ном не служити, а которые обещаются в чистоте пребывати, и

359 Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

тем попом и дияконом стояти на крылосе а имати им у служа­щих священников и у дияконов, которые на их место станут, во всяких церковных доходех четвертую часть. Да тем же вдо'-" вым попом и дияконом повелели им соборне потрахели держа-ти в домех. Да и причащатися им в церкви в олтаре и в па-трахели, а не служити. А дияконом держати стихарь да уларь и причащатися в олтаре, а не служити. А не учнут те вдовые попы и дияконы на крылосе стояти, а учнут мирская действо-вати, и им четвертой части у служащих у попов и у дияконов не имати и на крылосе не стояти. А которые те вдовые попы и дияконы после своих жен учнут жити в чистоте и в покая­нии, и в прочих добродетелех, да стоят на крылосе. Или пос­ле своих жен восхотят во мнишеский чин пострищися в мона-стырех, у духовных пастырей, да, обновив собя чистым покая­нием, и восхотят служити, и они благодаря бога да с благо­словением святительским, аще будут достойнии, да служат божественную литоргию и вся священническая действуют в святых церквах в монастырех, а не в мирских местех. А в мирских местех никогда же не живут, ни действуют. И ныне и впредь тем вдовым попом и дияконом жити потому же, якоже прежде нас соборне уставили по святым правилам. А святыми церквами тем вдовым попом и дияконом не владети и духов­ных детей им не дрьжати. А владети и действовати святыми церквами служащим священником и дияконом, которые на их место станут. А тем вдовым попом и дияконом ни во чтоже церковное не вступатися, но токмо в чистоте пребывати да на крылосе стояти, моля бога, и уреченную четвертую свою часть у служащих священников и у дияконов имати. А которые вдовые попы и дияконы учнут мирская действовати, и тем в миру и пребывати, и царской дани да подлежат. А на крыло­се однолично таковым не стояти и четвертой части не имати. А которые те вдовые попы и дияконы обещаются чистоту хра-нити и на крылосе стояти, тем попом и дияконом имати у свя­тителей благословеные патрахельныя и уларные грамоты кре­пости для и бережения, а пошлин от них не давати. Да в теже им грамоты писати, что вдовым священником и дияконом, ко­торые обещаются в чистоте пребывати по священным прави­лом, святаго 6-го вселенского собора 5 правило, в дому у себя женского полу не держати от зазорных лиц, но токмо кому матерь и сестру или тетку по отце или по матере или дщерь свою. Преступающия же сие изврещи повелевают, а мир­ских отлучают.

ОТВЕТ О ТОМ,

ЧТО ВПРЕДЬ ЧЕРНЦОМ И ЧЕРНИЦАМ

В ОДНОМ МОНАСТЫРЕ

НЕ ЖИТИ. ГЛАВА 82

Да на том же соборе преже нас отцы по священным прави­лом уложили, что в одном монастыре чернцом и черницам не жити. И мы ныне по тем же священным правилом и по преже

уложенном соборе, что в монастырех жили в одном месте чернцы и черницы, а служили у них игумены. И впредь черн­цом и черницам в одном монастыре не жити. А в котором мо­настыре учнут жити чернцы, ино туто служити игумену, а черницам в том монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити черницы, ино у них служити попом бель'цом, а чернцом в том монастыре не жити.

ДА НА ТОМ ЖЕ СОБОРЕ ПРЕЖЕ НАС ОТЦЫ УЛОЖИЛИ. ГЛАВА 83

Аще который поп или дьякон упьется которого дни допья­на, и ему назавтрие обедни не служити никакоже. Аще ли об­личен будет да отлучится, аще ли не престанет да извер-жется по священным правилом. И о том священником и дья­коном бречи накрепко. Ясти и пити в славу божию, а не во объядение, ни в пьянство. Якоже сам Христос отрече: «Да не отягчают сердца ваша обьядением и пиянством, и печальми житейскими».

ОТВЕТ О НОВОПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕРКВАХ

И О НОВЫХ ПУСТЫНЯХ И О ПУСТЫННИЦЕХ. ГЛАВА 84

О сем велъми подобает епископом, коемуждо во всей обла­сти, брещи по священным правилом и не попущати6*0 мир­ским людем новых церквей поставляти, а старые церкви пре-зирати и небрегоми держати. Мнози бо человецы не бога ра­ди церкви созидают, но тщеславия ради и гордости, и мест ради, и жен своих. Иецыи же от снов смущены и от бесов прельщаеми лжут и возлагают на собя обеты, и того ради хо­тят церкви воздвизати и молитвенные храмы поставляти. И не могут удовлети или устроити тех святых мест 4 свя­тыми иконами и книгами, и свещами, и служащими священни­ки, и дияконы, и прочими причетники. Аще ли сначала воз­могут, и по мале времени оскудевают, и пусты стоят, потому занеже не бога ради созидают, но тщеславия ради и прочая якоже и преди рехом. Нецыи же без благословения епископов поставляют. И о сем святых отец карфагенского собора прави­ло 83 таковы: церкви и молитвенные храмы епископом разо-ряти повелевают. Такоже и в великом монаканоне грань 3, главизна 13 глаголет бо тамо сице: яко достоит хотящим мо­литвенные храмы или церковь созидати, и беседовати о сем градскому епископу и подаяти довлеющая ко светилогорению и священней службе и всегдашнему места блюдению, и препи-танию приседящих. И тогда епископу вещь всем явльшу с на­родом тамо прийти и с молитвою водрузити крест. И тогда лелу прикоснутися, и тако начни нов храм созидати или вет- < хии обновляти. Принужается с наследники своими от епископа и строителя князя начаток642 совершити в предиреченней убо грани и главизне. Такоже и инде божественная правила глаго­лют. В другом же паки законе градстем глаголет: никакоже

Ст

ш

Российское законодательство X — XX веков

попущати нова643 церкви или молитвенные храмы, разве яко-же сии законы завещевают. Опаснейши же глаголют сице, яко аще кто не довлеет к сему, имени же убо желая еже той соз'-' датель церкви нарещися. Многи церкви суть пастися от веть-хости хотят или малы суще неукрашены, и лепо есть ему еди-ну от таковых церковь восприемшу, ту созидати. И сию со ответом 644 боголюбезнаго епископа.

О ЗАТВОРИИЦЕХ И О ПУСТЫННИЦЕХ. ГЛАВА 85

Также о затворницех и о пустынницех святаго шестого все­ленского собора правило 41 и 42 запрещают безчину скитаю­щихся, и в монастыри повелевают их отсылати, и в затворы затворяти. Аще ли того не хотят, от градов да ижденутся, да своему обещанию не ругаются, и в пустынях да не живут645, от нихже имя себе стяжаша. Нецыи же иноцы не могии терпе-ти во общих монастырех пастырскаго6*6 учения и наказания ниже своего обета воспомянуша в постригании, исходят и ски­таются по градом и по весел!647. Нецыи же б48"пустыны по селом созидают и церкви поставляют'6™, и стужают царю и боголюбцем. И многим православным — в соблазн и в смуще­ние таковое их не о базе строение, паче же безчиние и запу­стение святых церквей. И таковым по священным правилом подобает епископом возпрещати и не попущати безчину скита-тися, ниже пустыни по селом поставляти. Самем неискусным суще, како могут иных духовне пользовати, аще ли же божи-им произволением и по откровению святаго Духа или царскою властию отныне и впредь пустыни да созидаются, и святыя церкви да поставляются по благословению своего епископа в коейждо области. По соборному уложению мелкие пустыни сносити в одну пустыню, в которой чин совершается по бозе, и впредь бы им мочно прожити, или в монастыри старые во общие переместити их, как им мочно жити, а на соблазн в ми­ру бы не скиталися. А те церкви пустынные переносити в мо­настыри же или на погосты и устроити, как вместимо службе быти, или приделы Ь49тех церквей имя"649 учинити по разсуждению6Ъ0. А выставки церкви, где запустели и впредь им не мочно быти, ино бы сносили их на погосты к старым церквам, да приделы в того храма имя устроили чтобы было безгрешно.

ОТВЕТ О ИЗБРАНИИ

И О ПОСТАВЛЕНИИ АРХИМАРИТОВ

И ИГУМЕНОВ ЧЕСТНЫХ МОНАСТЫРЕЙ

ПОВЕЛЕВАЮТ СВЯЩЕННАЯ

ПРАВИЛА. ГЛАВА 86

Избирати митрополиту и архиепископом и епископом, кое-муждо во своем пределе, архимаритов и игуменов в честныя монастыри по цареву слову и совету, и по священным прави­лом, ничтоже претворяюще и по прошению о Христе братству

коейждо честной обители. И избрав, посылают их ко благоче­стивому царю. И аще будет богу угоден и царю, и таковый архимарит и игумен по священным правилом да поставлен бу­дет. А избирают их святители и поставляют ни по страсты, ни по любви, ни по мзде, но бога ради по священным прави­лом, развее проторов церковных уставленных в митрополиях и во архиепископьях, и во епископьях по тем же священным правилом. Такоже и в попы, и во дияконы ставити безо мзды даже и до самого ключаря и прочих причетников.

Ст

О ПРОТОРЕХ НА ПОСТАВЛЕНИЕ ДНЯ КОН А И ПОПА. ГЛАВА 87

651'0т послания цареградскаго преосвященного652 кир Филофея'\ Послано на Русь с Дионисием архиепи-скопол!653 суждальским. По мзде не поставляти, а еже на мзде поставление нечестие порицается явно, и того ради и поставляемыя яже многажды о себе сами исторы сотворя-ют на свещи, на вино и прочия пошлины, и на трапезу. Тако­вая же не врежается сим, ибо поставление туне бывает, якоже рече Христос: «Туне приясте, туне же и дадите». Ино бо еже взимати мзды, поставления ради, ино же о нужных потребах исторы. И обретаем господа нашего Исуса Христа, ходящу ему во многия домы со ученики своими и достойная восприя-ти его, иже учаще истинному слову и богоразумию и чюдеса многа сотворяюще, приимающа яже от них бываемыя. И сия множицею и любочестием. Егда бо вниде рече в дом Матфея мытаря и сотворити ему учрежение велико, и в дом вшедшу ему Марии, и Марфы тщашеся о мнози службе. И другая многа такова обрящеши. Божественный же апостол Павел от Моисеева закона провидя, да не завяжеши рта волу верхущу. Таже разум божественного писания толкуя егда о воловех радит рече бог, но нас деля вся глаголет. Такоже 65в'свяще-ние содевающе 655 от церкви да ядят, олтарю служащия J5 со алтарем соделяются'656. Тако и Господь повеле, еже евангелие благовествующим от евангелия жити и прочее.



2015-11-27 370 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское законодательство X — XX веков 11 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)