Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское законодательство X — XX веков 13 страница



2015-11-27 398 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

водах не прибавливати, развее от отца детем или от тестя зя-тии, или от Ь76'братии выставливатися и своими дворы жи-ги"676. А опричным прихожим людем градским и сельским в тех старых слободах новых дворов не ставит . А в которых в старых слободах дворы опустеют, и в те дворы называти сель­ских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей о сроце о Георгиеве дни осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду людей вперед городских в слободу не называти и не приимати, развее казаков нетяглых людей. А из слобод из митрополичих и из архиепи-скоплих, и епископлих, и из монастырских, которые християне похотят итти в город на посады или в села жити, и тем людем итти вольно о сроце о Юрьеве дни с отказом по нашему царско­му указу.

ЦАРСКОЕ И СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ

К БЫВШЕМУ МИТРОПОЛИТУ ИАСАФУ

И ИЖЕ С НИМ. ГЛАВА 99

По совету благочестивого царя и митрополита, и архиеписко­пов, и епископов царское предисловие соборному совету и о вся­ких потребах вопроси, и противу царского предложения ответы святительский, писанию преданы, по правилу святых апостол и святых отец и по прежних царских великих князей православ­ных законов. И сия вся писания царских вопросов и святель-ских ответов посыланы в живоначальной Троице в Сергиев мо­настырь к бывшему Иасафу митрополиту и ростовскому архие­пископу бывшему Алексею, чюдовскому бывшему архимариту ВасьянуЬ77, и троецкому бывшему игумену Ионе, и всем собор­ным старцем. Иасаф митрополит со всеми ими, выслушав цар­ское и святительское уложение, и всему тому соборному уложе­нию согласует вкупе, и о которых делех поразсудя и писанием согласуется со царем и святители. И приказывает с троецким игуменом Серапионом и о осифовским с соборным старцем с Герасимом с Ленковым, и с благовещенским попом Селиверъ-стом, и сий совет царю государю и святителем и всему собору предан бысть, еже есть сице.

ОТВЕТ БЫВШАГО ИОСАФА МИТРОПОЛИТА О ЦАРЕВЕ И ВЕЛИКА ГО КНЯЗЯ

И МИТРОПОЛИЧЕ ПРИСЫЛКЕ СОБОРНОЙ. ГЛАВА 100

О звону по уставу и по чину монастырскому писано. Тако в монастырех и предлежит чин. А в миру разсужати чины цар-ския и нужи людския. Болярин и дияк, и приказной человек, и служебники всякие, и торговый человек ранней обедни коли не послушает, ино ему николи обедни не слушати, также и больно­му и старому. А после шестаго часа обедни ь78"не служити по­пу, толко по Фаласаеве"67Й главе. Позовут попа к нужному бо­лю, опоздает до седмаго часа, обедня заложити ли или служи­ти. И тех нужных в миру и в селах по вся дни много. А в цар'

ском чину якоже сам царь восхощет, тако тому и быти по уста­ву или по нужи. О антимисех молвлено. С болшей церкви пол­полтины, с теплой церкви и с придела пять алтын, а с выставки не молвлено, тоже бы пять алтын имать. А приговорили деся-тильником и недельщиком быти по городом со священники и с целовальники, а по волостем не посылати то добро. А держа­ли бы у себя десятильники из книг противни, у которых попов ставленые есть и подписаны, и которым священникам и старо­стам приказано сбирати пошлины владычни и мит рополичьи. И они бы им давали те противни, и они по тем противням у попов ставленых пытают и отпустных, у которого есть или нет, или не подписаны. И они уличат виноватого, да им срочат в том перед митрополита или перед владыки. А десятильником до того и дела нет, везде ему на ставленой не подписати и отпустные не дати, то дело духовное. А суд уложен по правилом: архиманри-тов и игуменов и всякого священнического и иноческого чина самем святителем судити, и будет по правилом суд. Ино то достойно и праведно. А только одному таков суд, а иному не таков, ино то не по бозе. Якоже ныне слышим. Да на соборе приговорено, что во всех монастырех архиманритом и игуменом, и строителем, и соборным старцем вкупе в трапезе с братьею ясти и пити, а ества бы и питие всем равно было. А гости лу­чатся, ино им в трапезе же ясти за гостиным столом. А в ке-ларьской сети великому человеку приезжему по великой нужи. Ино так добре добро. Только Троецкий монастырь в приговоре не написан, тута так быти невместимо, безпрестани гость бывает день и нощь. Да в приговоре то неЬ79 написано, чтобы по кель­ям ества и питие не было. А будет ества и питие по кельям, ино то лицемернии столы будут в трапезе. А о старых и о больных, и которые 680 великие нужные 680 стриглися и великие вкупы давали и вотчины, и на собор в трапезу им ходити невозможно за стол, и тем архиманритом и игуменом не нудити и покоити их нужи, по разеужению и по человеку, как им возможно быти. Или у которого свой покой лучится, нужи для за немощь, или пришлет кто, ино о том не возбраняти, разеужаючи смотря по человеку. А в великих обителях всякие бы квасы были и ста­рые, и черствые, и выкислые, и сладкие, и житные, и сыченые, и простые ', чье каково естество подмыет таким бы и по­коити по немощем'м[. Говорити государю о иконописцех, что­бы на Москве и по всем градом немастерское письмо в рядех иконы собирати, и допытыватися тех иконописцев и впредь им не велети икон писати, дондеже научатся у добрых мастеров. О Щстых церквах. Пригоже, государь, лгота им дати, а от дати бы им пошлина десятильнича и заезд и все мелкие пошлины ми-трополичи. А дань митрополича имати на попех да тем церковь сооружати. И збирали бы тот приход люди лутчие и сооружали тем церкви. А священники бы тех церквей жили о приходе да о Церковной земле. О искуплении пленных, чтобы682 не с сох имати тот откуп, имати бы откупы из митрополичи и из архие-ск°пли, и изо всех владычных казн, и с монастырей со всех, 0 чего достоин, как государь ты пожалуешь, положиш, на ком

Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

что велишь взяти. А християном государь царь и так твоей много тягли в своих податех. Государь, покажи иммз милость, как тебе государю бог положит на сердце. При отцы твоем има-ли с митрополита и со архиепископов, и со владык из казны владыке смоленскому пошлина для его недостатков, и они госу­дарь о том не тужили, а полоненики, государь, нужнее того. Не написано, государь, в спискех о молодых строех, которые воло­саты ходят по миру. Кое бы их, государь, тебе велети их возве-стити не ходили бы по миру молодые робята, се есть не бога ради скитаются, свою волю деют, а мир соблажняют. О скомо-росех. Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве. Се тебе, государь, великое спасение, аще бесов­ская игра их не будет. О мелких пустынях. Пригоже, государь, тебе велети их сносити в одну пустыню, где пригоже, или в мо­настыри упокоити, как им мочно питатися. А всего свыше того, государь, ведает бог да ты, о всем, как тебе бог положит на сердце. А то, государь, все добро, как в сем списке писано от божественнаго писания и от святых правил. О игумене Иосифе Волоцком. Написано, государь, в твоих спискех у деда твоего, государя нашего, у великаго князя Ивана Васильевича на собо­ре был игумен Иосиф Волоцкой, как, государь, соборовал дед твой и государь наш о вдовых священникех. И на том соборе у деда твоего были многих монастырей честные архимадриты и игумены, и старцы многие тех же монастырей пустынники, ко­торые житием были богу угодны и святое писание известно ра­зумели, потому же, государь, как ныне у тебя государя на собо­ре многие архиманриты и игумены, и многие старцы изо всех монастырей. И опричь, государь, игумена Иосифа никто не на­писан, кто у деда твоего был на том соборе. И будет, государь, тебе угодно деда твоего государя нашего тот собор, и ты бы, го­сударь, бога ради и тех честных монастырей архиманритов и игуменов, и старцев велел написати в той статьи во своем спи­ске. А спрашивай, государь, о том соборе боляр своих старых, те, государь, помнят, кто на том соборе был архиманритов и игуменов, и честных старцов. А о всем о том, государь, ведает бог да ты, государь, как тебе царю государю бог известит.

ЛЕТА 7059-ГО МАЙЯ 11 ДЕНЬ. ГЛАВА 101

Царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии пригово­рил со отцем своим с Макарием митрополитом всея Русии и со архиепископы и епископы, и со всем собором, что впредь архие­пископом и епископом, и монастырем вотчин без царева велика­го князя ведома и без докладу не покупати ни у кого. А князем и детем боярским, и всяким людем вотчин без докладу им не продати же. А кто купит, или кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца вотчина. А взяти вотчина на государя и великаго князя безденежно. А ко­торые люди наперед сего и по ся места вотчины свои давали в монастыри по своих душах и родителей своих по душах в веч-

ной поминок, или которые впредь учнут потому же вотчины да-вати в вечной же поминок, а тех вотчин у монастырей никому никак не выкупати. А которые люди вотчины свои в монастыри по ся места давали, да и впредь которые учнут вотчины свои давати в монастыри, а напишет кто в духовной684 в даных и во всяких крепостях, кому будет до их вотчины роду их и род их скуп дадут столко, сколко в духовной, или в иных в которых крепостех написано дати скупу. И те вотчины вотчичем выкупа­ти по духовным и по даным, и по иным крепостем по старине, по тем же старинным указом, как было при великом князе м5~Иване Васильевиче 685 всея Русии. А которые царевы ве­ликаго князя поместные или черные земли задолжали у детей боярских и у християн и насильством поотнимали владыки и монастыри, или которые земли писцы, норовя, владыкам и мо­настырем подавали. А называют владыки и монастыри те зем­ли своими, а иные и починки поставляли на государевых зем­лях и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли и учинити. А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодия, и оброчные деревни после великаго князя Василия бо-ляре подавали архиепископом и епископом и монастырем, и, то­го сыскав, учинити так, как было при великом князе Василии. А в которые будут монастыри или к которым церквам и нищим в ругах и в милостынях придача ново после великого же князя Василия, и те руги и милостыни новопридачные сыскав остави-ти, а учините по старине, по тому же, как где давали ругу при великом князе Иване и при великом князе Василье Ивановиче всея Русии. А которые милостыни будут наперед же сего в ко­торые монастыри или к которым церквам времянем шли года в два или в три, или болили, или менши в приказ, а не ежегод, а они будут после великого князя Василия поймали грамоты, что имати им те милостыни ежегод, и того, сыскав, отставити же, а давати им милостыня в приказ по старине же в колко годов, как государь пожалует. А что из старины по уложению великого князя Василия Ивановича всея Русии во Тфери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Беле озере, на Рязани мимо тех горо­дов людей иных городов людем вотчин не продавали и по ду­шам в монастыри без докладу не давали. А суздальские князи и ярославские, да стародубские князи без царева и великого князя ведома вотчин своих мимо вотчинЬЙЬ не продавали же никому и в монастыри по душам не давали. А ныне де и в тех городех князи 687бояре 687, и дети боярские в монастыри вотчины свои продавали и по душам давали, и впредь во Тфе-ри, и в Микулине, на Беле озере, и на Рязани, и в Оболенску иногородцем вотчин и купель не продавати. И суздальским и ярославским и стародубским князем вотчин никому без царева и великаго князя ведома не продавати и по души не дати. А кто вотчину свою без царева великаго князя ведома чрез сесь госу­дарев указ кому продаст, и у купца денги пропали, а вотчичи вотчины лишены. ЬЙ8'А кто без государева ведома в который монастырь вотчину свою даст по душе, и та вотчина у монасты­ря безденежно же имати на государя. А которые вотчины свои

Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

В списках №№ 3

и 4 гл. 99

соединена

с предыдущей

98 главой, а гл. 100 идет

как 99.

В этих списках вместо 101 главы

по основному списку следуют

две грамоты, из которых первая

отнесена

к 99 главе

(по списку № 3),

а вторая

составляет особую

главу — гл. 100.

Более исправные

тексты этих грамот

опубликованы

вААЭ,т. 1,№229,

с. 220—222 (см.:

«Разночтения»

в настоящем

издании, с. 400—402).

в монастыри по душам до сего государева приговору давали, и тем вотчинам впредь за монастыри и быти, потому что те вотчи­ны даваны в монастыри до сего государева приговора ' . А кто без государева ведома в сих городех, во Тфери, в Мьч/ минском, Торжку, в Оболенском, на Беле озере, на Рязани, да суздаль­ским князем, да ярославским князем, да стародубским князем, в который монастырь кто даст по души без государева ведома , и та вотчина у монастырей безденежно же на государи имати. А которые вотчины свои в монастыри по душам до сего государева приговору давали без государева докладу, и те вотчины имати на государя, да за них по мере денги платити, да те вотчины от-давати в поместья. Аминь.

ПРИЛОЖЕНИЯ690 Соборные приговоры 26 мая и 11 июня 1551 г.

ЛЕТА 7059 МАЙЯ691 В 26 ДЕНЬ

692~Преосвященный Макарий митрополит московский и всея Русии с сей грамоты дал наугородским священникам, архиепи­скопу Великаго Нова града и Пскова Серапиону, что написано на него от наугородских попов про подводы, как ездил архиепи­скоп к Москве и во Псков и с монастырей и у попов имал подво­ды. И митрополит приговорил ь92 про те подводы сыскати ка­зенными книгами, да допросити игуменов и священников, по сколку у них подвод имал наперед сего, да потому и впредь под­воды имати. А праздничнаго имати с попа по алтыну, а з дьяко­на по три денги693. А про тиунския алтыны обыскати, и будет та пошлина тиуну с попов и з дьяконов изстари шла, ино и впредь имать. А будет изстари тое пошлины тиуну не шло, и тое пошлины тиуном694 впредь не имати. А судити 6% по соборно­му уложению, и продажи в суде не учинити ни которыми делы, а неделыциков попов и подьяконов не посылати 695. А денег от поруки не имати. А бояром к полям и х крестному целованию попов не присужати. Обыскивати о всяких делех обыски, и вер-шити всякия дела вскоре безволокитно, и о всем потому чинити, как в соборном уложении писано. А на выход священникам на собор впредь ходити и за кресты по старине. А который священ­ник или диякон на выход на собор и за кресты не приидет, и на том имати заповеди по новгородской гривне. А скажит которой поп, что на выход не поспел боля для, или родильницы, или ко­торые иныя для нужи, ино про него послать в улицу обыскать в его приходе добрыми людми, и скажут прихожане, что он не был на выходе для нужи, и на тех священниках заповеди не има­ти, а которой священник 696 и диякон 69в солжет, и прихожане по нем не молвят, и на том священнике заповедь имати697, да хоженое. 698 А избирати по всем церквам попов и дияконов прихожаном 698 искусных и грамоте гораздых, и житием непо­рочных 6", и приходят с ними ао архиепископу. И архиепи­скоп, их поучив и наказав, благословляет и не емлет с них ниче­го, разве благословенныя гривны. А от дияконов 70() и от дия-ков, и от понамарей, и от просвирниц по гривне же 70°. А кото­рый поп или диякон овдовеет, а будет у него сын, или брат, или

зять, или племянник, °'"а грамоте 701 горазд и искусен, ино его в попы поставити на его место702. А коли попы и дияконы всеми соборы служат понахиду на память государей703, по ве­ликих князех, и на ту память дворецкому и дияком кормити их на цареве дворе по старине704. А котораго попа в его приходе зовут к болю или к родильницы ночью, и им ходити с фонари, по церковней705 заповеди. А поймают которого попа и диякона в нощи без фонаря, и вымут питие, и прикащики церковные706 емлют на них заповеди по церковному707 указу. А по другой 708 грамоте тех же новогородских попов и дьяконов °8, приго­ворил Макарий митрополит всея Русии со архиепископы и епи­скопы: архиепископу Великаго Новагорода и Пскова Серапиону велети игуменам и попам, и дияконам градским, и ружным у со­борные церкви, у Софеи премудрости божий, впредь недели служити по старине. А который игумен или поп недели не слу­жит, и ему давати за службу за недели софеискому попу в собор

709 "710

по гривне постарине, а который гривны не принесет, ар­хиепископу по того попа послати пристава да велети на нем гривну взяти, да приставу хоженое десять денег ", архие­пископу два рубли промыто. А которыя церкви на посаде

712 "

праздник, и к тем праздникам протопопу посылати софеи-скаго диякона служить на праздник, и что прихожане диякону сдают, то ему и есть, а из молебенных ему денег от праздничных попов не имать ничего. Да софейской протопоп Петр сказал, от праздника де им на собор праздничнаго по гривне, а имали де они не на попех, давали де им прихожане. И впредь им такоже на попех праздничный гривны'712 не имати.

ЛЕТА 7059 МЕСЯЦА ИЮНЯ В 11 ДЕНЬ

По государеву цареву и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии приказу, приговорил преосвященный Макарий ми­трополит всея Русии со архиепископы и епископы, и со всем ос­вященным собором713, что били челом Великаго Новаграда со-фейские соборные попы Фома и Михей в протопопово место и во всех соборных попов и дияконов место, и грамоты свои жало-ванныя положили. И митрополит Макарий со архиепископы и епископы, по государеву цареву указу велел им по тем грамотам жити во всем по старине. Да что им идет из монастырей прос-фирная пошлина, и з градских с просфирняв, им те пошлины имати постарине. А которыя монастыри Макарий митрополит учинил общины, а прихожан у тех монастырей нет, а просфир-ница есть, и с того монастыря с просфирницы пошлин не имать. А в тех место имати им пошлина с новых церквей, с выставок и с ружных. А что у них псковской троецкой протопоп с своим со­бором емлют антимисы дают, а пошлин им имать за антимис по полуполтине. А челобитные новогородских попов и дияконов соборных за их руками в казне. А уставная грамота лежит в К-фьеве монастыре в казне за казеннаго дияка рукою, наказ всем попам и дияконам, и протопопам, архиморитам и игуменам.

379 Стоглав

Российское

законодательство

X—XX веков

59 В № 4 нет оглавления

60—61

№ 2 Глаголемая книга стоглавник лета 7059 месяца февраля, в 23 глава Быша сии вопроси и ответи мнози о различных церковных чинех

61—61

№ 2 И о всем о том предисловие сего собора имея написание сице Пре милостивый и милосердный бог прехитрый содетель всея твари — Аналогично ииз некоторых других глав выписаны их начальные слова, далее такие варианты не приводятся

В№ 2 далее следует оглавление

вопросов

/ Вопрос Отец мой Макарий ми­трополит всеа Русии 2 Вопрос О анътимисех А антимисы отдают продажу чинят великую 3 Вопрос О честных и святых иконах 4 Во­прос О знаменех венъчалных 5 Во­прос О божественых книгах 6 Во­прос О ученикох 7 Вопрос О свя­тительских судиях 8 Вопрос О монастырех и иноцех 9 Вопрос О нищепитателстви 10 Вопрос О полоне никох 1 / Вопрос О про-скурницах 12 Вопрос О милостыни

13 Вопрос По миру скитаютца черньци и черници, и попы и миряне жонки и строи со святыми иконами

14 Вопрос О несудимых грамотах

15 Вопрос О монасътырех 16 Во­прос О церковных и о мона­стырских денгах 17 Вопрос О пьян-ственом питии 18 Вопрос О вдов­ствующих попех 19 Вопрос О выставъках, и о новых пустынях 20 Вопрос О попех и о диаконех и о игуменехи о ставленикох 21 Вопрос О иже во церквах стоят в шапъках и в тафьях 22 Вопрос О попех и о дьяконе х, иж во церквах поют безъчинно 23 Вопрос О попех и о дияконех, иж не облачаются во свя-щеные ризы 24 Вопрос О церков-нных пономарех и о дьяконех 25 Во­прос И же бреют главу и браду 26 Вопрос И же крестьяне рукою крестятся не по существу 27 Вопрос Иже крестьяна кленутца именем Бо-жиим во лъжу 28 Вопрос Иже ска­редными речьми, еже не подобает християном упрекатися 29 Вопрос О непокаянии грехов наших 30 Во-

РАЗНОЧТЕНИЯ

прос О ружных попех 31 Вопрос О ружных церквах и о монастырех 32 Вопрос Иже крестьяне давле-нину ядят 33 Вопрос О иже на вечернях святы я славы не поют и на заутренях славословия 34 Во прос О иже на литургиях отца и сына и святаго духа не поют 35 Во­прос О животворящем кресте 36 Вопрос О иже не вносити убо во алтарь пьяньственнаго пития во святых церквах 37 Вопрос Иже иноци и инокиня в одном монастыри живут

Г

2 доб Москвы

64—64 № 3 относится к след главе

65—65

№ 2 Последование ино Како подо бает блогословити и совокупити му-жескаго полу и женскаго, обоим су­щим во въдовстве № 3 О том же венчании — 20, Последование ино о втором браце ев Иикифора патриар­ха Константина града — 21

66—66

№2 о отреченном браку и о третьем браку

№ 3 на лжи

№ 2 божественного и апостольских

№ 2

69—69 относится к след

В № 2 следует оглавление самих вопросов

Вопрос И о том убо ответ 1

Вопрос

Иная же убо творитца И о том ответ 2

Вопрос

Да на освящение церкви миряне приносят мыло И о том ответ 3

Вопрос

О ставлениках о пошлинах И о том ответ ^

Вопрос

Да в пьсковском чюдотворцы ЕФ~ росине да о смоленском чюдотвории Аврамии И о том ответ '

Вопрос

Святая вода крестити И о том от­вет 6

Вопрос

На иконах пишут приидете людие трисоставному божеству поклонимся fj о том ответ 7

Вопрос

На святых церквах кресты ставят по древнему закону И о том от­вет 8

Вопрос

Во уставе писано в суботу вечер, татоже и к праздником Христовым и к богородицыным и нарочитых свя­тых И о том ответ 9

Вопрос

Да во уставе же написано, пети по неделям от воздвижения честного креста до сырное недели многоми­лостивое хвалите имя Господне И о том ответ 10

Вопрос

Предтечеву часть выимают малу, якоже и с приносимыя просъфиры, и кладут с приношением вкупе И о том ответ 11

Вопрос

О отпусте после часов, и проско­мидии во царских дверех И о том ответ 12

Вопрос

В девичьих монастырех И о том ответ 13

Вопрос

В Новеграде великом попы и дьяко­ны, идияки и пономари и проскурни-цы, и притворяне, а их уличане к церкви приимают и на них причетницех великие денги емлют И о том ответ 14

Вопрос

Такоже и дворецькие и дьяки и во Пьскове наместник владычнь И о том ответ 15

Вопрос

В мирьских свадьбах играют И о том убо ответ 16

Вопрос

Да в нашем же православии тяжутца И о том ответ 17

Вопрос

Да во Пскове граде моютца в банях мыжи и жены, и черньцы и черницы в одном мести без зазора И о том ответ 18

Вопрос

Да по далним странам ходят скомо­рохи, совокупясе ватагами многими И о том убо ответ 19

Вопрос

Д° и дети бояръекия, и люди Ьояръския, и всякия бражники зе-

рнью играют, и пропиваютца, ни сълужбы служат И о том ответ 20

Вопрос

Да по погостам ходят и по волостем лживии пророцы и народ смущают И о том ответ 21

Вопрос

Злые ереси, кто их знает и держитца их И о том ответ 22

Вопрос

В троицькую суботу, по селом и по погостом, сходятся мужы и жены на жалники и плачют по гробом с

великим кричанием И о том отве 23

Вопрос

Русальи о ивани дни и в навечерии рождества Христова и крещения и васильева дни кесарийскаго сходятца мужы и жены и девицы на нощное плищевание и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на скакание и на плясание И о том ответ 24

Вопрос

А о велицы дни окличьках на радуни­це и многое бесование в них, вьюнец творят И о том ответ 25

Вопрос

А в великий четверток порану солому палят и кличют мертвых И о том ответ 26

Вопрос

В первый понедельник петрова посту сходятца в розьщи и в наливки, бесовския потехи деяти И о том ответ 27

Вопрос

Достоит же и о сем разъеуждати, что во уставе приписано на усекнове­ние честны я главы Иоанна воздер-жатися в тот день от мяс и рыбы И о том убо ответ 28

Вопрос

Да на заутренях, егда поется славо­словие великое по уставу И о том ответ 29

Вопрос

И о том вопросити, подобает ли убо черьниц клахти в чернеческий мона­стыри и мирян И о том ответ 30

Вопрос

Кое я ради вины архимандриты и игумены и нецыи священницы и дьяконы во своих обителех во церквах Божиих божественные ли­тургия не служат И о том ответ 31

Вопрос

И о сем достоит убо святителем советовати изъвестно, почему име-нуютъца честные великий монастыри и по градом убо святы соборныя церкви, у которых церквей прото­попы и попы и дияконы, а индеже

Стоглав

Российское

законодательство

X—XX веков

убо у церквей большие соборныя попы и дияконы отнюд собором не знают служити на владычьни празъдники, и за упокой по все-леньским понахидам, и литургия за здравие и за упокой. И о том ответ. Конец вопросом 32-м.

№ 3: доб. от священных правил апостольских 2-го правила.

72 № 2: доб. правило 74.

№ 3: московскаго.

№ 3: недоведомых.

№2: доб. и по священным правилом.

76—76

№ 2- о льготе о запустелых церквах.

77—77

№ 2: о чернь цех и о черницах по

городом и по селом, что скитаются

в миру на соблазнь И о том соборное

уложение.

78—78

№ 2: полонениках и которых окупят царевы послы во ордах.

79—79

№2: попех. Поучение иже во святых отца нашего Петра митрополита московскаго и всеа Русии. О том же послания великаго Василья к Гри­горию прозвитеру; № 5: вдовствую­щих попех поучение Петра митропо­лита всеа Русии.

№ 2: 97 и 98 по оглавлению

соединены вместе; 98 озаглавлена

выдержкою из текста 98 главы:

в новых слободах ведает бог, да ты

царь и государь опричь суда.

81 № 3: 98 и 99 в оглавлении соединены.

№ 3: после оглавления сделана следующая приписка: память собор­ного уложения, что у митрополичьих бояр в суде сидети седми старостам поповским да седмь попов жа

десяцких добрых, да седмь старост земских торговых людей добрых, да седмь целовальников земских, а седети им у митрополичьих бояр на всякую неделю по поповскому старосте полному, да по десяцкому попу же, да по земскому старосте да целовальнику, и всем на всякую неделю сидете у митрополичьих бояр по пяти человек

83 № 3 и 4. доб. вещех и

84 № 3 и 4 десятое.

№ 3 и 4: доб. имена властем, которыя были на соборе

86 № 3 и 4: монастырских.

87—87 № 3 и 4: нет.

88—88

№ 3 и 4: и святителем и архиман­дритом и игуменом по честным монастырем детей своих и племян­ников у себя в монастырех.

89—89 № 3 и 4. человеком добрым нравом.

№ 2 и 5: доб. о солнце.

91—91

№ 3 и 4: о солнцы и речем о

(№ 4: в) сем писании, некто мудрый

рече зело прекрасно.

92—92

№ 3 и 4. солнце (№ 4 солнцы) светоносно бысть.

93—93

№ 3 и 4: страстей наших и нечистоту от всех очищает.

94—94

№ 3 и 4: разумно солнце праведное Христос бог наиг.

95 № 3 и 4. рече Господь.

96—96

№ 2. иже словом и делом.

97—97

Nfc 3 и 4: царю седшу на царском своем престоле.

98 № 2: вданных.

№ 3 и 4: беседующыл.

100 № 2, 3 и 4- доб. вас.

N° 2: О йарскол рукописании, иже.

№ 3 и 4: предлагаю; далее и другие

глаголы даются в единственном

числе.

103 № 3 и 4: доб. мои.

104 № 3 и 4: нет.

105 № 3 и 4: нем.

106—106 № 5. совокупитися.

107 № 3 и 4: нет.

108. № 5: поразсмотрим.

109 № 3 и 4. нет.

110 I' № 3 и 4: доб. затыкаяй уши своя.

111 3 и 4: нет.

112—112 № 3 и 4. беды и скорби.

113 № 2* вам помянуты.

114 № 2 и 3: гакоже.

115 № 2. доб. ибо я.

№ 2: доб. быша.

№ 2: межиусобныя брани ме-жиусобство.

118 № 3 и 4- нет.



2015-11-27 398 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское законодательство X — XX веков 13 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)