Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 2 страница



2015-11-27 585 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Священноиерей

— зд. иеромонах; монах, имеющий сан священника.

Кладезь

— зд. рукомойник.

Горн

— зд. печка, камелек.

Прозвитерство

— священничество.

 

434

Российское законодательство X — XX веков

Святой Дорофей

— (ум в 620 году)

монах, позднее

настоятель

собственного

монастыря близ

Газы (Ближний

Восток). Автор

аскетических

наставлений.

Бочкарев В. Указ. соч., с. 87.

Брашно

— мучное кушанье, пища вообще,

снедь.

Фимиян

— фимиам, зд. благовонная смола.

Вертеп

— зд. пещера.

Пожреся

— принес себя в жертву.

служат службу без риз. В главе говорится об обязательном об­лачении священников в епатрахили и ризы. Далее вопрос ука­зывал на то, что во время службы священники часто и без нужды пользуются царскими вратами — в главе называются те случаи, когда эти врата могут открываться во время вечерней или утренней служб; исключением из общего правила была служба епископа, которая подчинялась другому правилу. При­чиной такого пристального внимания к внешней стороне цер­ковной службы является тот факт, что духовенство понимало, видимо, что для большинства верующих содержание службы не всегда ясно, и внешняя торжественность богослужения должна компенсировать этот недостаток.

Глава 11

В главе подробно излагаются правила, когда открывается и закрывается завеса алтаря. В. Бочкарев считает, что здесь содержится ответ на 1-й вопрос — о порядке церковной служ­бы775. Правильнее, однако, считать главу ответом на 23-й во­прос, поскольку содержание ее тесно связано с вопросом, когда отворяются и закрываются царские двери. Глава, таким обра­зом, посвящена исключительно вопросам богослужения. Цель ее — пресечение любых самочинных учений в церкви, даже в области внешних действий.

Глава 12

Глава является продолжением 11-й. Если в 11-й главе речь шла об алтарной завесе, то здесь изложение касается са­мого алтаря. В главе приводится ссылка на правило «святых апостол» (правило 3), запрещающее вносить в алтарь посто­ронние предметы. Это — ответ на 36-й вопрос из первых цар­ских вопросов.

Во второй своей части глава содержит ответ на 24-й вопрос и частично продолжает тем самым главу 8-ю. Пономари, дьячки и просвирни относились к низшему разряду в церковной иерархии. На них также распространялись правила о едино­брачии. Глава вновь напоминает, что эти лица допускаются к должности лишь после благословения епископа или священ­ника.

Глава 13

Название главы указывает, что она продолжает тему предшествующей. Несмотря на то, что здесь говорится об извлечении из священных правил как основании для постано­вления о кутейнике и жертвеннике, на самом деле в правилах нет никаких высказываний о кутейнике, поскольку появился он в Новгородской земле сравнительно недавно.

Помимо помещения в кутейнике предметов, не подлежащих внесению в алтарь, там мог производиться и обряд отпевания умерших, за исключением общих, вселенских, панихид о всех умерших. Глава, таким образом, является ответом на 36-й во­прос — об алтаре.

Глава 14

Глава 14 и последующие несколько глав посвящены в основ­ном ответу на 23-й вопрос — о недопустимости службы при­ходских священников без надлежащего облачения. Кроме того, отмечается и необходимость отправления священниками всех служб сполна, т. е. глава может быть расценена и как ответ на 1-й вопрос.

Глава 15

Если в предыдущей главе излагается правило о необходи­мости священнослужителям полностью облачаться в церковные одежды для совершения службы, то в 15-й главе со ссылками на «отцов церкви» приводится обоснование этого требования. Вводя аллегории, Стоглав говорит о значении священнических облачений.

Глава интересна с точки зрения выяснения роли священника в христианской церкви.

Глава 16

Главу можно условно разделить на несколько частей. Первая часть продолжает тему двух предшествующих глав. В завершение разговора об обязанностях священников носить полное облачение приводится 17-е правило Иоанна Милостиво­го. Если в предыдущих главах говорилось о необходимости ношения священнического облачения и приводилось обоснова­ние этого, то здесь содержатся санкции к нарушителям пра­вила. Священник, не надевший полностью своего облачения, отстраняется от богослужения. Причем не имеет значения, что из своего облачения не надел священник. Если в 23-м вопросе и предшествовавших главах говорилось, что служат без риз, то в 16-й главе в качестве примера приводится отсутствие на священнике стихаря. После выяснения причин, по которым священник не полностью облачился, ему определяется наказа­ние. В том случае, если бы это произошло умышленно, из-за пренебрежения или по лени, священника нужно было бы ли­шить сана. Однако, помимо наказания в порядке «дисципли­нарной ответственности», виновного после смерти ожидает на­казание более тяжкое.

Первая часть 16-й главы завершает ответ на 23-й вопрос. Вторая и четвертая, заключительная, части посвящены ответу на 1-й, 22-й и 33-й вопросы, т. е. в них говорится о порядке бо­гослужения. Здесь содержатся важные положения, развиваю­щие и даже частично изменяющие смысл вопросов. Если в во­просах акценты делались на то, что церковные службы испол­няются не полностью, что там, где надо петь, читают и т. п., то в данной главе речь идет о том, чтобы не просто служить по Церковному уставу, а служить тихо, неспешно, со всяким вни­манием. Неспешно, чинно, не вдруг — вот слова, чаще всего встречающиеся при описании порядка богослужения. Религия служила опорой государства, и выработка религиозного миро-

435Стоглав

Иоанн Милостивый

— патриарх александрийский

(616—620 гг.).

Стихарь

— верхняя одежда дьякона и нижняя

одежда священника.

Поконец

— до конца, в конец

Клеврет

— друг, товарищ.

Канон

— 1) правило, норма; 2) зд. особая группа христианских

богослужебных

песнопений,

входящих в состав

церковных служб

и связуемых

в одно целое единством

предмета

(например,

прославление того

или иного

святого).

Конархати

— читать в церкви каноны и стихиры.

Минеи

— зд., видимо, Минея общая; книга, которая

содержит общие

службы тем

святым, которым

не составлено

особой службы.

Российское законодательство X — XX веков

Триоди

— триод, трипеснец,

содержит в себе

каноны, состоящие

из трех песен.

АИ. Т. I, №8, с. 17.

АИ. Т. I, № 35, с. 68.

АИ. Т. I, № 11, с. 20.

воззрения у подданных царя была важна не только для цер­кви, но и для государства. Этой цели служили соборные реше­ния, посвященные вопросам богослужения. Уважение прихожан к церкви, к священно- и церковнослужителям должно было способствовать росту религиозности среди населения. Чинное чтение и пение, запрещение многогласия показывали прихожа­нам благоговение самих служителей религии перед богом. Кро­ме того, они давали возможность мирянам понять смысл мо­литв, т. е. были важны для выработки у верующих глубоких религиозных чувств. Правда, несмотря на запрещения собора, многогласие продолжало практиковаться вплоть до патриарше­ства Никона.

Мысль о «вере истинной» содержится в третьей части главы, отвечающей на 21-й и 22-й вопросы. Фрагмент главы написан в стиле проповеди, где приводится сравнение земного царя с не­бесным. В этой части главы объясняется необходимость созна­тельного отношения верующих к молитвам, отчего в душу ве­рующего входит умиление, в сердце поселяется страх божий, и человек всеми помыслами вопиет к богу. Таким образом, перед церковью была поставлена задача воспитывать мирян, внушая им религиозные догматы, делать их сознательными привержен­цами православия.

Глава 17

Глава не является прямым ответом ни на один из царских вопросов. Косвенно она отвечает на 1-й, общий, вопрос об от­правлении обрядов не по уставу и на 23-й вопрос — о том, что священники крестят детей, будучи не в полном облачении. Не­смотря на то, что в царских вопросах не говорилось о креще­нии, этот обряд длительное время находился в сфере внимания архипастырей.

В 1392—1395 гг. митрополит Киприан дважды в своих по­сланиях духовенству обращался к обряду крещения. В посла­нии псковскому духовенству особенно отмечалось, что в Пскове крестили не погружением в воду, а обливанием776. Этот обы­чай оказался живучим. В 1430 году уже митрополит Фотий то­же в послании псковскому духовенству говорит об обливании при крещении777. Другой вопрос, также связанный с крещени­ем, заключался в том, что при крещении должен быть один крестный отец или крестная мать. Об этом писал митрополит Киприан в послании духовенству778 в 1395 году; на это же на­кануне Стоглавого собора указывал в своих «неисправлениях» епископ Касьян.

Стоглав подробно излагает порядок совершения обряда кре­щения и в подтверждение своих постановлений приводит ссыл­ку на 49-е правило «святых апостол» (хотя о крещении гово­рится в 50-м правиле). Особое внимание к процедуре креще­ния было обусловлено, как считает В. Бочкарев, тем, что в со­предельных с католическими государствами районах (особенно в Пскове) стал распространяться обычай крестить обливанием.

I

Главы 18—24

Неокессарийский собор — поместный собор, состоявшийся около 315 года, составил 15 правил, касающихся преимуще­ственно нравственности духовенства и некоторых вопросов цер­ковного управления.

Семь глав Стоглава посвящены вопросам, связанным с бра­ком. Как и о крещении, о браке нет упоминаний в первых царских вопросах, если не считать 4-го, где речь идет о ве­нечных пошлинах, и 23-го — о священниках, не облачающихся для совершения таинства брака. Но как раз этих вопросов главы 18—24 не касаются. В них основное внимание уделяется вопросам, связанным с особенностями службы при различных случаях заключения брака. Тем не менее главы содержат и ряд норм, регулирующих брачно-семейные отношения. В главе 18-й определяется возраст вступления в брак: для юношей — с 15 лет, для девушек — с 12 лет. Стоглав при этом ссылается на священные правила. Однако священные правила не устанавли­вали возраста для вступления в брак. Как полагают исследова­тели Стоглава, эта норма была заимствована из византийского права, а впоследствии перешла в Кормчую. Брачный возраст, установленный Стоглавом, соблюдался до XVIII в. Он был из­менен указом Петра I «О единонаследии», установившем брач­ный возраст для мужчин — 20 лет, а для девушек — 17. Прав­да, поскольку церковь ведала регистрацией браков, норма Сто­глава действовала и была изменена для девушек лишь указом Святейшего Синода от 17 декабря 1774 года. Последний повы­сил их брачный возраст на один год (13 лет). Окончательно это постановление было отменено царским указом от 19 июля 1830 г., согласно которому брачный возраст устанавливался для мужчин — 18 лет, а для женщин — 16 лет.

Стоглав повторяет норму церковного права, запрещающую вступать в брак свыше трех раз. В 23-й и 24-й главах содер­жатся ссылки на известных деятелей церкви, определявших уже и третий брак «законопреступлением», но по необходимо­сти допускавших его. Для подтверждения недействительности четвертого брака приводится пример из истории Византии. Император Лев Мудрый, признавший 89-й новеллой един­ственно законным браком брак, заключенный в церкви, и отри­цательно относившийся даже к третьему браку, сам вступил в четвертый брак. Один за другим два константинопольских па­триарха отказались признать этот брак. Таким образом, хотя император Лев и низложил одного непокорного патриарха (Николая), второй патриарх (Ефимий) остался верен церков­ной доктрине брака.

Поскольку вступление в брак во второй и в третий раз рас­сматривалось церковью как явление нежелательное, она нака­зывала таких супругов. На вступивших во второй брак накла­дывалась епитимья на два года, а на вступившего в третий Раз на пять лет. Вступивший в брак в четвертый раз вообще Не Допускался в церковь в течение четырех лет, а затем десять

437 Стоглав

Никифор

Константина града исповедник

патриарх константи­нопольский (около

792—828 гг.)-

Никита

Блаженный, митрополит ираклийский — константи­нопольский «блаженный» (прозвище дано в знак ведения этим человеком особо

«праведного»

образа жизни),

XII в.

Царь Лев

Лев VI

Мудрый,

византийский

император(правил

в 886—912 гг.)-

Никола патриарх — Николай Мистик, патриарх константи­нопольский (895—906 гг.; 911-925 гг.).

Евфимий

— патриарх константи­нопольский

(907—911 гг.).

Российское законодательство X — XX веков

Инде

— иной.

лет не допускался до обряда причастия. Церковь большое вни­мание уделяла отношению самого виновного к своему проступ­ку (по церковным нормам третий брак приравнивался к пре­ступлению). Стоглав повторяет правило о смягчении наказания для лиц, раскаявшихся и глубоко переживающих происшедшее. В расчет принимались и объективные факторы: возраст, отсут­ствие детей от первого и второго браков. В этом случае также было возможно уменьшение наказания.

Такое внимание Стоглава к брачным нормам было вызвано тем, что в народе эти правила не соблюдались. Были случаи, когда люди вступали в брак по 6—7 раз (сам Иван IV после смерти в 1560 году Анастасии женился шесть раз).

Глава 25

Это одна из глав, в которых содержатся ответы на первые царские вопросы, но составлена она не так, как предыдущие главы-ответы. Часть ее подготовлена, скорее, в духе вопроса Из заголовка главы, а также из ее содержания видно, что по­священа она характеристике требований, которым должны от­вечать дьячки, желающие получить сан дьякона или священни­ка. Следовательно, глава должна содержать ответ на 20-й во­прос из группы первых царских вопросов. И в какой-то степени она его содержит: согласно правилам, в попы и дьяконы ставят грамотных, достигших соответственно 30 и 25 лет. Однако в той части, в которой говорится о проблеме грамотности среди священнослужителей, глава мало напоминает ответ на 6-й цар­ский вопрос О учениках. Скорее, глава напоминает обоснование вопроса, записку, которая была передана вместе с царскими во­просами, фрагмент царского «написания». Он был помещен в главу, вероятно, составителем. О том же свидетельствует и на­чало следующей, 26-й, главы: мы о том по иарскому совету уложили. Вопрос 6-й, ответом на который является названная глава, никаких царских советов не содержит.

Глава 26

Глава продолжает тему предыдущей и отвечает на 6-й во­прос первых царских вопросов. Проблема грамотности, особен­но среди духовенства, стояла очень остро. Стоглав делает по­пытку разрешить ее, но средства, предложенные им, обрекают все предприятие на неудачу.

На духовенство возлагается обязанность обучения детей гра­моте. Важно подчеркнуть, что церковь как организация не бе­рет на себя с>ту обязанность, а возлагает ее на приходское, т. е. «белое», духовенство (монастыри полностью от нее освобожда­лись). Священники, дьяконы и дьячки, назначенные протопо­пами в качестве учителей, должны были обучать детей у себя на дому, причем плату за обучение получать с родителей своих учеников. Таким образом, несмотря на то, что церковь была заинтересована в грамотных служителях, расходовать свои средства на нужды образования высшие иерархи не хотели

Поэтому, вопреки подробным указаниям о требованиях, пре­дъявляемых священникам-учителям о книгах, по которым сле­дует учить, решение это было обречено остаться только на бу­маге.

Глава 27

В обязанности протопопов Стоглавом был включен надзор за состоянием предметов богослужения, икон и книг. Глава по­священа тем же проблемам, что 3-й и 5-й вопросы первых цар­ских вопросов. Если в 3-м вопросе речь идет о канонах иконо-писания и об обучении иконописи, то в главе говорится о над­зоре со стороны протопопов за состоянием внутреннего убран­ства церквей и, в частности, состоянием икон. На 5-й вопрос глава дает только общий ответ: на протопопов возлагается обя­занность следить за тем, чтобы богослужебные книги были на­писаны с правленых переводов и без описок. Это положение Стоглава, по сути дела, невыполнимо, поскольку неизвестно, где протопопы должны были брать правленые переводы.

Глава 28

Глава развивает положения 27-и главы и предлагает ответ на 5-й вопрос первых царских вопросов. Для предотвращения распространения неправленых книг (имеются в виду богослу­жебные книги) Стоглав предлагает тщательно проверять, пра­вленые ли книги продает переписчик или нет, и в случае по­следнего изымать неправленые книги бесплатно и после правки передавать их в бедные церкви. Но и здесь опять-таки не ска­зано, какие книги надо рассматривать в качестве эталонов и где их брать для сверки.

Глава 29

В этой главе Стоглав вновь возвращается к обязанностям протопопов по надзору за «белым» духовенством. Здесь содер­жатся ответы на несколько царских вопросов, но из них выбра­но лишь то, о чем иерархи хотели говорить. Так, в 1-м, 17-м, 22-м вопросах в равной степени порицается и «белое», и «чер­ное» духовенство, однако в главе говорится лишь о «белом» ду­ховенстве, опуская тот факт, что по смыслу 1-го вопроса кон­троль должен быть учрежден в равной мере как за «белым», так и за монашествующим духовенством.

Стоглав ссылается на 2-е правило «святых апостол» в обо­снование сурового наказания за приверженность к пьянству. Правом наложения наказания на священников и дьяконов об­ладали протопопы. Если меры наказания, наложенные прото­попом, оказывались недейственными, то провинившийся подле­жал суду епископа. В главе говорится и о случае, когда нару­шителем оказывался сам протопоп.

Дозде

— доселе, до сегодня, доныне

44Р

Российское законодательство X — XX веков

Похрестье — зд. крестный ход.

Десница — правая рука.

Мелетий севастийский

— епископ

антиохийский (ум.

в 381 году).

Феодорит — епископ кирский (Сирия), ум. в 457

году.

Подробнее см.:

Корецкий В. И.

Вновь найденное

противо-еретическое произведение

Зиновия Оженского. —

ТОРДЛ,

Т. XXI,

М. — Л., 1965

Великий царь

Феодосии — Феодосии I

Великий,

византийский

император ( п равил

в 379—395 гг.).

Жданов И. Н Материалы для

истории

Стоглавого собора, с. 199.

Глава 30

Вопрос 30-й первых царских вопросов содержал указание на то, что многие ружные попы не исполняют своих обязанно­стей, что в годы малолетства царя много руг было роздано нес­праведливо. Соборный ответ на вопрос гласит, что ружные по­пы должны исполнять все службы полностью, а в случае пре­небрежения подвергаться наказанию. Если они после того, как уже были наказаны дважды, по-прежнему станут пренебрегать своими обязанностями, то будут подвергнуты отлучению, а их место и руга перейдут другим. Таким образом, если вопрос был направлен на снятие руги, то ответ решает эту проблему иными способами, более выгодными церкви.

Глава 31

Глава представляет из себя ответ на 26-й вопрос о поряд­ке наложения христианами крестного знамени. Впоследствии положения этой главы явились одним из оснований признания Стоглава неканоническим документом. Дело в том, что в главе изложены положения, обосновывающие двуперстный крест как единственно правильный. На последующих собо­рах уже в XVII веке православная церковь единственно пра­вильным признавала крест трехперстный. Это разногласие яви­лось одним из внешних проявлений раскола православной рус-

« 779

скои церкви .

Глава, помимо подробного обоснования необходимости дву­перстного крестного знамени, содержит санкцию, налагаемую за нарушение двуперстия, — проклятие.

Глава 32

В главе продолжается ответ на 26-й вопрос первых царских вопросов. Речь идет о порядке наложения самого крестного знамени. Попутно в главе даются ответы на проблемы, затро­нутые в 17-м (о пьянстве духовенства и мирян), в 20-м (о мо­ральном облике «белого» духовенства), в 22-м (о бесчинстве в церквах священнослужителей и мирян) и 29-м (о непокаянии в грехах) вопросах.

Глава 33

Развивая заключительную часть предыдущей главы, настоя­щая глава подробно останавливается на искоренении мужелож­ства. Собор возлагает на «белое» духовенство борьбу с этим злом. Определяются и меры наказания за содолшю: в случае покаяния на провинившегося налагается епитимья, нераскаяв­шиеся не допускаются в церковь. Можно согласиться с И. Н. Ждановым, что мужеложство среди мирян было распро­странено «в кругу богатых людей»780. Косвенным подтвержде­нием этого является фраза, содержащаяся в 33-й главе: прино­су от них не принимали, т. е. запрещалось принимать от таких людей приношения, подарки, которые могли делать, конечно, только состоятельные люди.

Содержание главы перекликается с речами Ивана IV, а так­же с 29-м царским вопросом, особенно в части обоснования осо­бой опасности этого деяния, которая состоит в том, что за му­желожство отдельных людей бог якобы наказывает весь народ.

Глава 34

В главе излагается ответ на 17-й, 20-й, 22-й царские вопро­сы применительно к «белому» духовенству. Собор уже вменил в предшествующих главах в обязанности поповских старост контроль за поведением священнослужителей. В настоящей же главе вновь приводятся аргументы о необходимости достой­ного поведения попов и дьяконов, поскольку они должны были являть собой пример для мирян.

Глава 35

Глава не отвечает, даже косвенно, ни на один из царских во­просов. В ней подробно излагается порядок предпраздничной службы, организация и проведение крестного хода. Описание этих служб интересно с точки зрения определения той роли, которая придавалась им со стороны высшего духовенства. Как видно из «неисправлений» Касьяна, большое распространение в народе получили светские праздники с участием скоморохов. Таким зрелищам, несшим в народ большей частью враждебную религии идеологию, нужно было противопоставить внешне тор­жественно оформленные религиозные обряды. Этой цели слу­жили не только меры по упорядочению церковной службы, контролю за поведением священнослужителей, но и вовлечение в религиозные мероприятия мирян (например, крестные ходы и соборные праздники). Подобное решение вопроса не предста­вляло ничего принципиально нового. Еще в древности богосло­вы, в частности Иоанн Златоуст, утверждали, что пение в церкви допускается для привлечения верующих, чтобы при его помощи верующие более проникались религиозными знаниями, что не вполне достигалось при простом чтении священных книг.

Глава 36

Главы 36—40 посвящены «моральному облику» мирян. О нехристианском поведении православных писали многие авторы до собора. Эту тему можно найти и у Сильвестра, и у Максима I река, и у Касьяна. Глава 36 не является прямым ответом на какой-либо царский вопрос. Собор дает рекомендации, что нужно сделать для того, чтобы православные не нарушали за­поведей церкви и были верными подданными царя. Стоглав от­вечает, что начинать надо с воспитания детей родителями, на родителях лежит обязанность воспитывать в своих чадах страх божий. В этих поучениях ясно виден Домострой, так что влия­ние Сильвестра — автора (или редактора) Домостроя — здесь несомненно. В главе дается совет, и как предупредить половую распущенность — от этого порока также должна избавить се-

441 Стоглав

Глумитися

мирскими

ко щупами

— тешиться,

забавляться

мирскими

(светскими)

развлечениями.

мья, брак. Эта часть главы очень близка 10-му «неисправле- нию» Касьяна. Глава как бы продолжает его и дает ответ: а ко-

442 Российское

законодательство ,

у-__у^ веков торые ... не возмогут чистоты хранити, и они бы женилися и

браком сочеталися. Обязанность разъяснять мирянам, как надо «правильно» жить, лежала на приходском духовенстве.

Откровенною главою

— непокрытою головою.

Предание

- правила, обычай,

завет.

Жданов И. Н. Материалы для

истории

Стоглавого собора, с. 233.

Глава 37

Снижение религиозности среди населения сказывалось в уменьшении роли крестного целования как доказательства правоты. Современники говорили о ложных клятвах, распро­страненных среди православных. Это явление беспокоило и ду­ховенство, и государственную власть. Для того чтобы поднять значение крестного целования, духовенству предлагалось поу­чать и наказывать страху божию своих духовных детей. За ложное крестное целование налагалось отлучение от церкви на определенный срок.

Статья интересна тем, что показывает истинную цену такого судебного доказательства, как крестное целование.

\ Глава 38

Глава продолжает ответ на 27-й вопрос. В обоснование недо­пустимости ложного крестного целования Стоглав приводит ссылку на авторитетный для него источник (на пророка Захария).

Здесь же собор отвечает на 21-й, 22-й и 28-й вопросы приме­нительно к мирянам.

Глава 39

Глава отвечает на 21-й вопрос, порицающий ношение тю­бетеек. Как и в предыдущих главах, внимание собора обра­щено на прихожан. Помимо помещения общепринятых правил поведения, например запрещения появления в церкви в голов­ном уборе, в главе выражается отношение к новшествам вооб­ще. Отрицательное отношение к перенятию чужих обычаев бы­ло свойственно духовенству. И. Н. Жданов писал, что «горева-ние по старине имело... свои причины. В XV — XVI вв. стано­вятся заметными на Руси первые признаки разложения веко­вой старины в областях предания и обычая» . Этой же цели служили и многие главы Стоглава. Относительно запрещения ношения тюбетеек могли сказаться и последствия Казанской войны, сугубо отрицательное отношение к мусульманским обы­чаям татар.

Глава 40

Среди новых веяний, получивших большое распространение на Руси в XVI в., было и бритье бороды. Вопрос 25-й ставил перед собором эту проблему. Глава пространно, со ссылками на авторитетные источники, отвечает на него. Правда, не все ссыл ки истинны. Например, правила «снятых апостол» ничего hi говорят о пострижении брад.

Греческий царь Констянтин Ковалин — имеется в виду ви- 443

зантийский император Константин V Копроним (741—775 гг.). Стоглав

Григорий Богослов — Григорий Назианзский, род. в 328 го­ду в Каппадокии, близ Назианза (Малая Азия).

Дионисий Ареопагицкий — знатный афинянин, член афин­ского ареопага.

Глава 41

Глава содержит так называемые вторые царские вопросы со­бору. Все исследователи Стоглава отмечали большое различие между первыми (см. гл. 5) и вторыми царскими вопросами. Различие это выражено прежде всего в самой форме вопросов. Если первые представляют из себя следующие один за другим вопросы, то во вторых после каждого вопроса дается и ответ. Вторые царские вопросы помещены в Стоглаве среди глав, со­держащих ответы на первые вопросы. После вторых царских вопросов, помещенных в 41-й главе, продолжаются ответы на первые вопросы царя. Все это заставляло ученых выдвигать свои версии о появлении вторых царских вопросов. И. Н. Жда­нов считал, что «вопросы, помещенные в 41 главе, ...выбраны были самим собирателем Стоглава из каких-то предложенных на соборе царских написаний»782. Н. Лебедев видел в вопросах 782

41-й главы попытку царя получить ответ на все свои вопросы Жданов И. Н.

лично, так как на первые вопросы он ответа еще не получил. Материалы для

Вс . истории

. Ьочкарев полагал, что, пытаясь уклониться от рассмотрения Стог\авого собора

нежелательных для них царских вопросов, «члены Стоглавого с. 252.

собора сами стали предлагать на рассмотрение вопросы, соста­вленные ими же на соборе»78'. 783

Предположение И. Н. Жданова объясняет отличие в форме Бочклрев В Указ.

изложения вторых царских вопросов от первых. Они действи­тельно могли быть извлечены из царских написаний. Однако стиль ответов противоречит версии Жданова. Ответы носят скорее характер записанной устной речи, чем имеют вид пись­менного памятника того времени с обильными ссылками на ка­ноническую литературу. Кроме того, объяснение И. Н. Ждано­ва не дает ответа, почему вторые царские вопросы помещены именно в данной части Стоглава, а не в конце или не сразу вслед за первыми царскими вопросами, что было бы логичнее.

Гипотеза Н. Лебедева была подвергнута справедливой кри­тике Д. Стефановичем784, писавшим, что вторые вопросы со­ставлены не царем, а архиереями, участниками собора. Стефа­нович обратил внимание на то, что если не все вопросы царя получили ответы сразу, то это вовсе не доказывает нежелание отцов церкви отвечать на них.



2015-11-27 585 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)