Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 5 страница



2015-11-27 672 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Главы 57—59

Главы имеют в своей основе собрание выдержек из но­велл византийского императора Юстиниана Великого (527—565 гг.). Оно состояло из 87 глав, было составлено, как принято считать, константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком (565 — 577 гг.) и вошло в древнесла-вянскую Кормчую.

Глава 57 предусматривает за нарушение порядка церковно­го богослужения ответственность, которая различна в зави­симости от злой воли преступника. Если кто во время совер­шения божественных таинств или других церковных служб, войдя в церковь, нанесет досаду — обиду епископу или причет­нику, или иным церковным слугам, того муками казнити и в заточение послати. Слова муками казнити можно толковать различно. Д. Стефанович, например, считает, что виновного следует подвергнуть пытке819. Но пытка обычно употребля-

463 Стоглав

816 См.:

Стефанович Д.

Указ. соч.,

с. 248—249;

Голубинский Е. Е.

Указ. соч., с. 615.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 249.

Понятие о

церковном праве

и его истории

архимандрита

Гавриила. Казань,

1844, с. 22.

Аристин

— «великий эконом»

константи­нопольской церкви

в правление Мануила Комнина (1143—1180 гг.).

Посольник

— посыльщик,

посланник.

Купно

— вместе, также.

Ч ерноризица

— монахиня.

Людское

сокровище

— казна.

Литра

— мера веса.

Перепер

— золотая монета.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 279.

Российское законодательство X — XX веков

Стефанович Д Указ соч , с 279

ААЭ Т I, №380, с 479

Памятники

русского права,

выпуск второй М ,

1953, с 214, 221

лась при наиболее тяжких преступлениях для выяснения, на­пример, сообщников. Досада же могла заключаться в появле­нии в церкви в пьяном виде, громком смехе, разговоре в цер­кви, введении в нее животного и других деяниях, не напра­вленных прямо против церковных устоев, и вряд ли требовала применения пытки. Представляется более вероятным, что под выражением муками казнити подразумевалось телесное нака­зание. Это вполне согласуется с главой 59, согласно которой совершивший пакость, т. е. обидевший монашеский чин или посмеявшийся над церковным порядком, или покритиковав­ший его телесную подьимет муку, что здесь трактуется Д. Стефановичем как телесное наказание820.

Если же кто нарушит (смятет) или не позволит совершить (возбранит) церковную службу, то виновный в этом подле­жит смертной казни (мечем главу его отсекут).

Упомянутые помехи проведению богослужения совершались, как свидетельствуют документы, не только мирянами, но и духовными лицами. Так, в послании новгородского архиепи­скопа Геннадия митрополиту Зосиме от октября 1490 года чи­таем: а Денис поп, тот в Архангеле (собор в Московском Кремле) служил, да на литургии де за престолом плясал да и кресту наругался; ино о том в божественных правилех писано: «Аще кто смутит церковью во время божественыа литургии, главной казни повинен есть»821. Казнь могла быть, согласно главе 57, приведена в исполнение не только гражданскими, но и военными властями.

Глава 58 предусматривает денежную ответственность свет­ского лица, покушавшегося осуществить суд как над монахами и монахинями, так и над лицами, находившимися под опекой церкви. Глава начинается с соборного ответа, выражающего основную ее мысль: Властели же мирстии да не привлачат пред собя чернца или черниц или девиц или жен. Эта мысль закрепляет утвердившееся правило об ограниченной дееспособ­ности лиц женского пола. Представлять свои интересы в свет­ском суде женщина могла лишь с соблюдением особых усло­вий. Так, в ст. 16 Новгородской Судной грамоты предусма­тривается, что в случае тяжбы со вдовой знатного или просто­го (житьего) человека, крест целует, т. е. присягает ее сын — за себя и за мать. И только при отсутствии сына или нежела­нии его целовать крест за мать, женщина приносила присягу лично, но при этом не в суде, а у собя в дому перед истцом и перед приставы ноугородскими822.

Глава определяет, кроме того, порядок предъявления иска светским лицом к кому-либо из живущих в монастырях через епископа. Именно последнему предоставляется право с помо­щью игумена или кого-либо из своих чиновников вызвать к себе обвиняемых монаха или монахиню и рассмотреть их дело. Властель, т е. светский начальник (наместник, волостель), пытавшийся вмешаться в подобное дело, отстраняется от должности, уплачивая в казну денежный штраф, и лишается своего чина. Лица, доставившие церковного человека к свет-

ским судьям, заключаются в преграду, т. е. подвергаются тю­ремному заключению. Кроме того, епископы возлагают на них возбранение, т. е. запрещение впредь приводить церковных людей на светский суд.

Глава 59 предусматривает телесную муку и заточение за обиды, нанесенные монаху или монахине, и поношение (пору­гание) церковных порядков.

Если в главах 53—59 основное внимание фиксируется на закреплении судебных прав духовенства и запрещении свет­ским судам вступать в юрисдикцию судов духовных, т. е. при­нимаются меры по сохранению церковью судебных прерогатив и связанных с ними доходов, то главы 60—65 являются преи­мущественно ответами на попытки царя ограничить имуще­ственные права церкви путем запрещения выдачи тарханных грамот и конфискации уже выданных. Являясь отражением иосифлянского образа мыслей по вопросу о невмешательстве мирской власти в дела духовные, они имеют в своей основе ответ митрополита Макария «О недвижимых вещех вданных богови в наследие благ вечных». В немобосновывалась полная неприкосновенность всякого рода церковного имущества823.

Глава 60

Помимо указанных в заголовке заповедей византийского императора Константина (306—337 гг.) и устава князя Владимира I Святославича (980—1015 гг.) глава содержит пространную выдержку из так называемой дарственной грамо­ты императора Константина римскому папе Сильвестру I. В этой подложной грамоте, сфабрикованной папской канцеля­рией в VIII в., подчеркиваются приоритет духовной власти и невмешательство в ее дела властей светских.

Запрещая мирским судьям привлекать и судить лиц свя­щеннического и монашеского чина, глава 60 обосновывает не­зыблемость этой нормы даже до скончания мира сего и по всей вселенной. В этом вопросе Стоглавый собор прочно стоял на позициях борьбы с нестяжателями, выступавшими против церковных владений. Вопрос о секуляризации церковных зе­мель, поставленный светской властью на Стоглавом соборе, встретил ожесточенное сопротивление. Церковно-монастырское землевладение объявлялось незыблемым, а покушавшиеся на него — хищниками и разбойниками. Митрополит Макарий, со­славшись на такие фальшивки, как «Константинов дар», «яр­лык хана Узбека» и др., дал понять, что церковные иерархи будут противиться поползновению земного царя покуситься на собственность служителей «царя небесного»824.

В целях сохранения церковного землевладения и доходов, следуемых церковным властям от производства суда, главой запрещается какому бы то ни было мирскому сану судити, или прикоснуться (к) церковным землям и пошлинам, т. е. предъявлять иски на выкуп или отчуждение этих земель.

Стоглав

Об,

ращает на себя внимание, что эта норма неоднократно

Имуща еще

— зд имеет быть так

Идеже

— где, когда,

в котором, каком

месте

См Лебедев Н Стоглавый собор (1551 г ) Опыт

изложения его

внутренней

истории — В кн •

Чтения в Обществе

любителей

духовного

просвещения, 1882,

январь М, 1882,

с 32—33, Текст

«Ответа»

с предисловием к

нему см Н С-н К

материалам для

истории

Стоглава —

Летописи русской

литературы

и древности

Т V М, 1863, с 126—136

Сочтавше

— соединив,собрав.

Зимин А А , Хорошкевич А Л Указ соч , с 56

Безстуж сый — бесстыжий,

бессовестный, наглый

Российское законодательство X — XX веков

Календы

— у древних римлян

первые дни месяца,

который

начинался

народными

собраниями,

жертво­приношениями и увеселениями.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 251—252.

Абие

— тотчас, немедленно.

Павлов А. С. Курс

канонического

права. 1887/88,

ротапринт, с. 127.

Предирехом

— ранее сказанное, предуведомленное.

Стефанович Д.

Указ. соч., с. 194,

253.

Одрина

хлев для рогатого скота, сарай, сеновал.

828 Лебедев Н. Указ.

соч. Ч. I, отдел I, с. 33.

представляется как царское повеление, которое никем ни ны­не, ни в будущем не может быть нарушено или каким-нибудь образом изменено. Неверующий или осуждающий это проти­вится тем самым апостольским правилам Петра и Павла и по­гибнет в преисподней со дияволом и со всеми нечестивыми. Для большей убедительности в незыблемости данного ца­рем и утвержденного своими руками, т. е. собором, постано­вления о нерушимости церковного землевладения, глава пред­писывает положить это постановление в раку апостола Петра и заканчивается обещанием тому же апостолу и всем отцам церкви о сохранении церковного недвижимого имущества. Указывается также на необходимость соблюдения этой запове­ди всеми чинами христианской церкви, что обеспечит им ми­лость божию и долголетие. Заповедь эта, согласно главе 60, дана в Риме, в третий день календ апрельских при консулах: Флавии Константине Августе IV и Галикане, мужах славней­ших. Выдержка этой заповеди с пояснительными и распро­странительными вставками из «Ответа» митрополита Макария и была занесена в Стоглав825.

Глава 61

В качестве источника главы указываются законы и импе­раторские «конституции», издававшиеся в пополнение и за­мену прежде действовавших постановлений византийского им­ператора Мануила Комнина (1143—1180 гг.). В Византии большая часть государственных законов по делам церкви при­надлежала императорам. В частности, законы Алексея Комни­на и его внука Мануила являлись важнейшим источником церковного права того периода826. Однако, по мнению Д. Стефановича, в законах императора Мануила Комнина та­кой заповеди, которая содержится в главе 61 Стоглава, нет, а вся глава целиком занесена в Стоглав из поучения Фотия, митрополита Киевского и всея Руси к великому князю Мо­сковскому Василию I Дмитриевичу, писанного около 1410 года. В свою очередь поучение составлено на основании нескольких хрисовулов (торжественных грамот), изданных Мануилом Комниным, а также приведенном Вальсамоном толковании на 12-е правило VII вселенского собора. Два отрывка из хри­совулов 1158 и 1148 гг. имеют сходство с серединой и оконча­нием главы 61 7. Представляется вполне вероятным исполь­зование также в главе 61 второй части «Ответа» (см. комм, к гл. гл. 57—59) митрополита Макария. Доказывая мысль, что церковные иерархии со своей стороны никогда не допускали отдачи или продажи недвижимых имуществ, отданных церкви, Макарий приводит соответствующие постановления вселенских и поместных соборов. Затем перечисляет митрополитов рус­ских, а также русских святых, из которых никто не допустил отдачи или продажи церковного имущества, так как это было бы, по его словам, законопреступлениемН2е'. Содержание главы 61 подтверждает нерушимость права церкви на все при-

надлежащие ей имущество и доходы, получаемые от церковно­го суда. В обеспечение этих прав под страхом отлучения от церкви и лишения сана запрещается предъявлять иски о вы­купе имущества, проданного или подаренного церкви, потому что все, отданное церкви, отдано якобы богу, который, незави­симо от ценности вносимого дара, охраняет дарителей. Если наместник или судья, или вельможа царства моего (под кото­рым, по мнению Н. С-на, Стоглав подразумевает самого ца­ря)829, попытается посягнуть на церковные имущества, он, как гласит глава 61, будет сурово наказан.

Глава 62

Глава показывает необходимость тесного взаимодействия светской и церковной властей. В ней отмечается, что величай­шими благами, ниспосланными свыше, являются два «божьих дара»: священничество же и царство, т. е. духовная и светская власть.

Первая печется о божественном, вторая управляет и за­ботится о самих людях. Происходя из одного и того же на­чала, обе человеческое украшают житие. Поэтому у царей, подчеркивается в главе, не должно быть большей заботы, как о достоинстве (благоприличии) священников, которые всегда за них (царей) богу молятся. Только доброе согласие духов­ной и светской властей может даровать человеческому роду некое благо. Достижение же этого согласия, говорится в за­ключении главы 62, требует соблюдения священных правил, переданных апостолами-самовидцами и слугами слова божия и разъясняемых святыми отцами.

Глава 63

Глава представляет собой расширенную редакцию устава киевского великого князя Владимира Святославича, использо­ванного митрополитом Макарием в его «Ответе». В нем говорится, что Владимир, сын Святослава, внук Игоря и кня­гини Ольги, построил в Киеве соборную церковь богоро­дицы и дал ей десятину изо всего княжения своего. Это, по мнению исследователей, и дало ей название «десятинная». Та­ким правом в Греции не пользовался ни один собор, ни даже кафедры патриархов. Не подражал князь и Западной Европе, где десятинная подать была повсеместной даже для приход­ских церквей и собиралась со всех мирян, а на Руси десятина шла лишь одной соборной церкви и только из княжеских до­ходов830. Этот порядок позже распространился на всю Рус­скую землю. С учреждением в 1554—1555 гг. архиепископ­ства, монастырей и церквей в Казани на их содержание опре­делялась десятина изо всех доходов Казанския земли . При неуплате десятины епископы говорили: Оже церкви то огра­блены. Для взыскания десятины были назначены десятинни-

467 Стоглав

 
РИБ. Т. VI,
с. 298—301 ; Н. С-н
Указ. соч., с. 128.
Ово  
— либо. или.

Згадал

— вздумал, надумал, придумал, вспомнил.

Ставила

— напольные весы.

Макарий. История

русской церкви.

Т. I. Спб., 1868,

с. 191 — 192;

Лешков В.

Русский народ

и государство.

История русского

общественного

права до

XVIII в. М.,

1858, с. 591— 592;

Голубинский Е,. Е.

Указ. соч., с. 95.

Краткая церковная Российская

история,

сочиненная

преосвященнейшим

митрополитом

Платоном. Изд.

2-е. Т. II. М.,

1823, с. 27—28.

Российское законодательство X — XX веков

Спуды

— мера объема

сыпучих тел,

например зерна.

Голубинский Е. Е.

Указ.соч.,с. 23,42,

53—56.

ки — светские чиновники. Сбор десятины осуществлялся еже­годно. При вступлении в должность десятинник получал так называемые «въездные» пошлины. Кроме того, десятинникам давались земли на кормление. Это делало должность десятин-ника выгодной, и еще церковный собор русских епископов 1274 года отмечал, что десятинники, так же как и другие цер­ковные чины, поставлялись по мзде. Кроме сбора десятины, десятинники осуществляли надзор за поведением духовенства в своей десятине (части церковного округа); судили духовен­ство и мирян, подлежащих духовному суду, по делам малой важности. Но иногда епископы освобождали церкви и мона­стыри от суда десятинников и подчиняли их непосредственно собственному суду. Десятинникам же поручалась выдача ве­нечных знамен. На десятинников распространялось устано­вленное главой 61 Стоглава предписание о лишении светских чиновников, уличенных в неправом суде, их поместий832.

Помимо подтверждения десятины в пользу церкви глава 63 содержит наказ великого князя Владимира своим детям, вну­кам и всему роду своему не вмешиваться в компетенцию цер­ковного суда. К ней относились не рассматриваемые еще рус­ским обычным правом как преступления действия, неправо­мерные с точки зрения церковного права, затрагивающие преимущественно сферы брачно-семейных отношений (само­вольные разводы, внебрачные связи, неверность супругов и др.). Требования о необходимости соблюдения запрета о невмешательстве светского суда в дела церковные подкрепля­лись, как и в большинстве глав, ссылкой на установления пер­вых христианских царей и вселенских соборов. Однако санк­ция за нарушение этого правила — чисто моральная (грех и горе наследует). Предписывая тиуну (чиновнику епископа, на­блюдавшему за поведением духовенства) также не обижать церковь, а обеспечивать поступление ей десятины, глава не за­бывает подтвердить и обязанности церкви. К ним относится упоминаемая правилами «святых апостол» обязанность еписко­пов следить за правильностью мер и весов. Это укрепляло не только авторитет, но и материальное положение церкви, так как пошлины от контрольного взвешивания шли в ее пользу. Во избежание злоупотреблений со стороны церковной адми­нистрации, митрополиту предписывалось осуществлять этот контроль без пакости, т. е. справедливо.

В главе перечисляется также контингент лиц, подлежащих исключительной подсудности духовного суда. Они подразде­ляются на две категории. К первой относятся лица, служащие церкви и принадлежащие к церковному сословию: игумен, игумения, поп, дьякон, попадья, дьяконица, а также их дети и кто в клиросе (поющие в хоре во время богослужения), чер­нец, черница, проскурница, пономаоь. Ко второй — лица, на­ходившиеся под покровительством церкви, получавшие от нее содержание: прощеник (преступник), баба (здесь, вероятно, то же, что акушерка, повитуха), вдовица, задушный человек

(отпущенный по духовному завещанию), прикладен (в других списках — изгойский), стороник (странник), слепец, хромец, т. е. калеки, живущие при монастырях, пустынники, отшель­ники и кто порты чернеческия свержет (бывшие монахи). Все эти категории подлежали исключительной подсудности духов­ного суда, где высшей инстанцией являлся митрополит. Одна­ко для разрешения тяжбы церковных людей с мирскими пола­гался общий, сместный суд с участием представителей как ду­ховного, так и светского суда.

В заключение глава вновь призывает кары небесные на всех, кто обидит церковь, вмешается в компетенцию ее суда, или возьмет, или отсудит что-либо у церквей и монастырей. Всех посягавших на те или иные права и прерогативы церкви глава 63 именует святотатцами. Поскольку в данном случае речь идет не о какой-либо краже, а о покушении на церков­ные недвижимости и пошлины, ответ ставит на первое место лиц, претендующих наравне с церковью на земельную соб­ственность и судебные доходы (аще кий царь, и князь, или в каком сану ни буди... всхитит, или возмет что от святых цер­квей, или от святых монастырей... от бога, акы святотатцы осуждаются)*"33. Тем самым в главе дается расширенное, по сравнению с главой 53, понятие «святотатства».

Главы 64—65

Главы 64—65, аналогично предыдущим, подтверждают за­прещение вмешательства мирских властей и населения Пскова и Новгорода в церковные дела как имущественного, так и ду­ховного характера.

Глава 64 имеет своим источником грамоту митрополита ки­евского и всея Руси Киприана во Псков о святительском суде конца XIV или начала XV в.834.

Глава 65 также основана на грамоте митрополита Киприана во Псков, но речь в ней идет уже не только о невмешательст­ве в имущественные дела церкви, но и запрещении мирянам казнить (то есть наказывать) и осуждать попов, хотя бы и за дело (например, .за второй брак)835. Основанием этой статьи являлась практика. Так, в 1468 году псковичи сами отлучили от мест вдовых попов за их зазорное поведение, хотя и не имели на это права. Церковный собор 1503 года засвидетель­ствовал, что многие священники и дьяконы-вдовцы держат у себя наложниц и продолжают священнодействовать. Поэтому, ссылаясь на распоряжения прежних митрополитов Петра и Фотия, собор 1503 года определил всем вдовым священникам и дьяконам воспретить священнослужение на будущее время. Тех же из них, которые обличены или сами сознались в сожи­тельстве с наложницами и возвратили свои ставленые грамоты Церковнослужителям, — разлучить с наложницами и лишить сана с тем, чтобы они жили в миру, кроме церкви, и верх тем влас своих растити и одежа тем носити мирскаа, и дань им Давати с мирьскыми людми. Если же кто из таких, не возвра-

Стоглав

С-н. Н. Указ. соч., с. 131.

Престал

— перестал, прекратил.

РИБ. Т. VI,

№ 26, с. 229—232.

См. о дате этой

грамоты:

Стефанович Д.

Указ. соч.,

с. 254-255;

Голубинский Е. Е.

Указ соч., с. 315,

прим. 7.

Аналогичные

грамоты см.: АИ.

Т. I, №7,

с 16—17; №82,

с. 130-133.

АИ. Т. I,

№9, с. 18; РИБ.

Т. VI, №27,

с 231-234.

Российское законодательство X — XX веков

 
ААЭ. Т. I  
№ 383,  
с. 485—486.
 
Стефанович д.
Указ. соч., с.
254—255.  

АСЭИ. Т. III, №5, с. 16—17.

Жданов И. Н.

Указ. соч.,

с. 208—209,

прим. 2.

Ружные попы

— священники,

получающие

годичное

содержание

деньгами, хлебом,

припасами.

тив своей грамоты, отойдет в дальние места с своею наложни­цею, как будто с женою и будет священнодействовать в чужих епархиях, то виновного, по обличении, предавать светскому суду836.

В конце главы к грамоте присоединена под видом правила «святых отец» VII собора (787 г.) выдержка из 4-го «слова» митрополита Даниила (1522—1539 гг.). Главная мысль «сло­ва» — необходимость твердого хранения церковных преданий, непреложного и непревратного соблюдения «священных пра­вил», законов и церковных уставов837.

Глава 66

Глава 66 является одним из наиболее подробных ответов на вопрос 7 главы 5, упоминавший о неправедном суде епископ­ских бояр, дьяков, тиунов и десятинников. Устранение в кон­це XV в. специальной административной коллегии из состава епархиального архиерейского управления привело к тому, что церковный суд по своей структуре приблизился к суду свет­скому. Место духовных судей заняли чиновники — архиерей­ские и митрополичьи бояре, наместники, дьяки. Как видно из ряда грамот, порядок осуществления суда и сбора пошлин ми­трополиты согласовывали обычно со своими боярами8'8. Еще на соборе 1503 г. ростовский священник Георгий Скрипица писал: Не духовно управляются верные (верующие, церков­ные) люди: надзираете за церковию по обычаю земных вла­стителей, через бояр, дворецких, тиунов, недельщиков, под­водчиков, и это для своего прибытка, а не по сану святитель­ства. Вам достоит пасти церковь священниками благоразумны­ми, а <не мирским воинством839. Стоглавый собор не пошел на удовлетворение предъявленного ему требования о ликвидации десятинников, но должен был ввести ряд мер, направленных на упорядочение церковного суда, ограничение лихоимства, взяточничества и неправосудия. Глава предписывает священ-ноначальникам-архиереям, епископам осуществлять вверенную им духовную и судебную власть над священническими и мона­стырскими чинами церквей и монастырей их области, прихода, справедливо, по законам, утвержденным церковью и государ­ством. Глава запрещает брать с подведомственных духовному суду лиц какие бы то ни было посулы (не истязати от них ни пиров, ни даров, ниже которых излишних почестей, или что ино (иное) замышляти) и подтверждает необходимость со­блюдения уставленных уроков и даней и по книгам и по грамо­там прежними святители.

Глава 67

Глава является ответом на вопрос 14 О несудимых грамо­тах. Подтвердив ст. 59 Судебника 1497 года и ст. 91 Судеб­ника 1550 года о подведомственности духовенства, церковного и монашеского причта и всех патронируемых церковью людей церковному суду, Стоглав вместе с тем уточняет положения

I

указанных статей в направлении ограничения юрисдикции кормленщиков, сосредоточения в руках государственных су­дебных органов наиболее важных дел и установления контро­ля за ведением этих дел со стороны губного управления. В обеспечение этого проводится более строгое разграничение подсудности между отдельными видами церковного суда. Рас­ширяются права суда святительского. Ему теперь подсудны все настоятели и настоятельницы монастырей. Епископ судит их «соборне», т. е. с участием архимандритов и игуменов. На­стоятели монастырей совместно с «соборными старцами» судят лиц монашеского звания. Таким образом, были узаконены предъявляемые с конца XV в. требования монастырей об осво­бождении их от суда десятинников840. Суду святительских бояр и десятинников подлежали духовенство, а также миряне по делам о блуде и пр. В соответствии со ст. 71 Судебника 1550 года глава 67, подтверждая юрисдикцию церковного су­да" над подсудными ему лицами, изымает из его компетенции дела о душегубстве и разбое с поличным. Сосредоточение этих дел в руках государственной власти шло постепенно. В XIV — XV вв. встречались еще жалованные грамоты, которые предоставляли монастырям судебную власть по всем делам и с винами и с поличным841. Но подавляющее большинство гра­мот имело оговорку оприче душегубства, опроче одного душе­губства или опроче душегубства и разбоя с поличным*12. Стремление феодалов к усиленной охране своих имуществен­ных прав обусловило выделение и разбоя с поличным в число наиболее опасных деяний, передаваемых на рассмотрение госу­дарственных судебных органов.

Изменился порядок рассмотрения дел по спорам о земле и по искам, предъявляемым духовенству со стороны светского населения, в том числе и городского, т. е. по искам разной подсудности. Споры о земле с XVI в. подлежали юрисдикции центральных государственных или церковных органов. Так, в 1518 году митрополичий владимирский наместник разбирал дело о насильственном завладении Якова Внукова пашенной землей Сновицкого монастыря и для выдачи правой грамоты докладывал его митрополиту843. При предъявлении иска ду­ховного лица светскому или наоборот, истцы просили у епи­скопов или у десятинников за собою присадки. По мнению В. И. Даля, в старину под «присадкой» понималось участие в заседании суда и в следствии «де утата» — представителя ме­стного самоуправления844. Это очень близко к понятию сто­рожа, упоминавшегося в ст. 30 Судебника 1550 года, т. е. ли-Ца, защищающего интересы истца и следящего за исправным получением пошлин, причитавшихся лицам духовного или светского ведомства.

Основываясь на ст. 38 Судебника 1497 года и ст. 62 Судеб­ника 1550 года, вводивших представителей органов местного самоуправления в состав наместничьего суда, глава распро-страняет этот порядок на сместный суд. Помимо представите­лей обоих судов, которым подсудны спорящие, в состав смест-

ААЭ. Т. I, №85, с. 61—62.

ААЭ. Т. I,

№41, с. 31;

АСЭИ. Т. III,

№322, с. 351

н др.

АИ. Т. I, № 15, с. 24; ААЭ. Т. I, №21, с. 15; №28, с. 19; № 36, с. 28 и др.

843 АЮ, Спб., 1838,

Т. I, № 16, с 29—31; ДАИ,

Т. I, № 148,

с. 251, Спб., 1846,

Т. I.

Даль В. И.

Толковый словарь

живого русского

языка. Т. III,

с. 440.

Российское законодательство X — XX веков

Отпись

— расписка, решение об

отсрочке, письменный ответ,

Четц

— чтец, пономарь.

Певец

— поющий

в церковном

хоре.

Особь

— отдельно, сам

по себе.

Макарий

(Булгаков). Указ.

соч. Т. VI,

с. 356.

ного суда входят старосты земские и поповские и священники десятские. Составленный таким образом суд чинит управу по Судебнику и по царской уставной грамоте и по Соборному _Уложению, т. е. в точном соответствии с основными актами, определявшими порядок светского судопроизводства.

Глава 68

Глава освещает ряд вопросов, связанных с порядком су­допроизводства в духовных судах. Независимо от рода дел и подсудности рассмотрение их осуществляется аналогично светскому процессу. Расследование начинается с обыска (т. е. опроса добрых людей) с целью определения репутации подсудимого. Основным видом доказательств являются пока­зания свидетелей (ср. ст. 14 Судебника 1497 года). Так же как и ст. ст. 95 и 99 Судебника 1550 года, глава понимает под свидетелями очевидцев (с очи на они) и признает показания двух-трех свидетелей вполне достаточными для вынесения ре­шения без целования и без поля.



2015-11-27 672 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)