Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 5 страница
Главы 57—59 Главы имеют в своей основе собрание выдержек из новелл византийского императора Юстиниана Великого (527—565 гг.). Оно состояло из 87 глав, было составлено, как принято считать, константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком (565 — 577 гг.) и вошло в древнесла-вянскую Кормчую. Глава 57 предусматривает за нарушение порядка церковного богослужения ответственность, которая различна в зависимости от злой воли преступника. Если кто во время совершения божественных таинств или других церковных служб, войдя в церковь, нанесет досаду — обиду епископу или причетнику, или иным церковным слугам, того муками казнити и в заточение послати. Слова муками казнити можно толковать различно. Д. Стефанович, например, считает, что виновного следует подвергнуть пытке819. Но пытка обычно употребля- 463 Стоглав 816 См.: Стефанович Д. Указ. соч., с. 248—249; Голубинский Е. Е. Указ. соч., с. 615. Стефанович Д. Указ. соч., с. 249. Понятие о церковном праве и его истории архимандрита Гавриила. Казань, 1844, с. 22. Аристин — «великий эконом» константинопольской церкви в правление Мануила Комнина (1143—1180 гг.). Посольник — посыльщик, посланник. Купно — вместе, также. Ч ерноризица — монахиня. Людское сокровище — казна. Литра — мера веса. Перепер — золотая монета. Стефанович Д. Указ. соч., с. 279. Российское законодательство X — XX веков Стефанович Д Указ соч , с 279 ААЭ Т I, №380, с 479 Памятники русского права, выпуск второй М , 1953, с 214, 221 лась при наиболее тяжких преступлениях для выяснения, например, сообщников. Досада же могла заключаться в появлении в церкви в пьяном виде, громком смехе, разговоре в церкви, введении в нее животного и других деяниях, не направленных прямо против церковных устоев, и вряд ли требовала применения пытки. Представляется более вероятным, что под выражением муками казнити подразумевалось телесное наказание. Это вполне согласуется с главой 59, согласно которой совершивший пакость, т. е. обидевший монашеский чин или посмеявшийся над церковным порядком, или покритиковавший его телесную подьимет муку, что здесь трактуется Д. Стефановичем как телесное наказание820. Если же кто нарушит (смятет) или не позволит совершить (возбранит) церковную службу, то виновный в этом подлежит смертной казни (мечем главу его отсекут). Упомянутые помехи проведению богослужения совершались, как свидетельствуют документы, не только мирянами, но и духовными лицами. Так, в послании новгородского архиепископа Геннадия митрополиту Зосиме от октября 1490 года читаем: а Денис поп, тот в Архангеле (собор в Московском Кремле) служил, да на литургии де за престолом плясал да и кресту наругался; ино о том в божественных правилех писано: «Аще кто смутит церковью во время божественыа литургии, главной казни повинен есть»821. Казнь могла быть, согласно главе 57, приведена в исполнение не только гражданскими, но и военными властями. Глава 58 предусматривает денежную ответственность светского лица, покушавшегося осуществить суд как над монахами и монахинями, так и над лицами, находившимися под опекой церкви. Глава начинается с соборного ответа, выражающего основную ее мысль: Властели же мирстии да не привлачат пред собя чернца или черниц или девиц или жен. Эта мысль закрепляет утвердившееся правило об ограниченной дееспособности лиц женского пола. Представлять свои интересы в светском суде женщина могла лишь с соблюдением особых условий. Так, в ст. 16 Новгородской Судной грамоты предусматривается, что в случае тяжбы со вдовой знатного или простого (житьего) человека, крест целует, т. е. присягает ее сын — за себя и за мать. И только при отсутствии сына или нежелании его целовать крест за мать, женщина приносила присягу лично, но при этом не в суде, а у собя в дому перед истцом и перед приставы ноугородскими822. Глава определяет, кроме того, порядок предъявления иска светским лицом к кому-либо из живущих в монастырях через епископа. Именно последнему предоставляется право с помощью игумена или кого-либо из своих чиновников вызвать к себе обвиняемых монаха или монахиню и рассмотреть их дело. Властель, т е. светский начальник (наместник, волостель), пытавшийся вмешаться в подобное дело, отстраняется от должности, уплачивая в казну денежный штраф, и лишается своего чина. Лица, доставившие церковного человека к свет- ским судьям, заключаются в преграду, т. е. подвергаются тюремному заключению. Кроме того, епископы возлагают на них возбранение, т. е. запрещение впредь приводить церковных людей на светский суд. Глава 59 предусматривает телесную муку и заточение за обиды, нанесенные монаху или монахине, и поношение (поругание) церковных порядков. Если в главах 53—59 основное внимание фиксируется на закреплении судебных прав духовенства и запрещении светским судам вступать в юрисдикцию судов духовных, т. е. принимаются меры по сохранению церковью судебных прерогатив и связанных с ними доходов, то главы 60—65 являются преимущественно ответами на попытки царя ограничить имущественные права церкви путем запрещения выдачи тарханных грамот и конфискации уже выданных. Являясь отражением иосифлянского образа мыслей по вопросу о невмешательстве мирской власти в дела духовные, они имеют в своей основе ответ митрополита Макария «О недвижимых вещех вданных богови в наследие благ вечных». В немобосновывалась полная неприкосновенность всякого рода церковного имущества823. Глава 60 Помимо указанных в заголовке заповедей византийского императора Константина (306—337 гг.) и устава князя Владимира I Святославича (980—1015 гг.) глава содержит пространную выдержку из так называемой дарственной грамоты императора Константина римскому папе Сильвестру I. В этой подложной грамоте, сфабрикованной папской канцелярией в VIII в., подчеркиваются приоритет духовной власти и невмешательство в ее дела властей светских. Запрещая мирским судьям привлекать и судить лиц священнического и монашеского чина, глава 60 обосновывает незыблемость этой нормы даже до скончания мира сего и по всей вселенной. В этом вопросе Стоглавый собор прочно стоял на позициях борьбы с нестяжателями, выступавшими против церковных владений. Вопрос о секуляризации церковных земель, поставленный светской властью на Стоглавом соборе, встретил ожесточенное сопротивление. Церковно-монастырское землевладение объявлялось незыблемым, а покушавшиеся на него — хищниками и разбойниками. Митрополит Макарий, сославшись на такие фальшивки, как «Константинов дар», «ярлык хана Узбека» и др., дал понять, что церковные иерархи будут противиться поползновению земного царя покуситься на собственность служителей «царя небесного»824. В целях сохранения церковного землевладения и доходов, следуемых церковным властям от производства суда, главой запрещается какому бы то ни было мирскому сану судити, или прикоснуться (к) церковным землям и пошлинам, т. е. предъявлять иски на выкуп или отчуждение этих земель. Стоглав Об, ращает на себя внимание, что эта норма неоднократно Имуща еще — зд имеет быть так Идеже — где, когда, в котором, каком месте См Лебедев Н Стоглавый собор (1551 г ) Опыт изложения его внутренней истории — В кн • Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1882, январь М, 1882, с 32—33, Текст «Ответа» с предисловием к нему см Н С-н К материалам для истории Стоглава — Летописи русской литературы и древности Т V М, 1863, с 126—136 Сочтавше — соединив,собрав. Зимин А А , Хорошкевич А Л Указ соч , с 56 Безстуж сый — бесстыжий, бессовестный, наглый Российское законодательство X — XX веков Календы — у древних римлян первые дни месяца, который начинался народными собраниями, жертвоприношениями и увеселениями. Стефанович Д. Указ. соч., с. 251—252. Абие — тотчас, немедленно. Павлов А. С. Курс канонического права. 1887/88, ротапринт, с. 127. Предирехом — ранее сказанное, предуведомленное. Стефанович Д. Указ. соч., с. 194, 253. Одрина — хлев для рогатого скота, сарай, сеновал. 828 Лебедев Н. Указ. соч. Ч. I, отдел I, с. 33. представляется как царское повеление, которое никем ни ныне, ни в будущем не может быть нарушено или каким-нибудь образом изменено. Неверующий или осуждающий это противится тем самым апостольским правилам Петра и Павла и погибнет в преисподней со дияволом и со всеми нечестивыми. Для большей убедительности в незыблемости данного царем и утвержденного своими руками, т. е. собором, постановления о нерушимости церковного землевладения, глава предписывает положить это постановление в раку апостола Петра и заканчивается обещанием тому же апостолу и всем отцам церкви о сохранении церковного недвижимого имущества. Указывается также на необходимость соблюдения этой заповеди всеми чинами христианской церкви, что обеспечит им милость божию и долголетие. Заповедь эта, согласно главе 60, дана в Риме, в третий день календ апрельских при консулах: Флавии Константине Августе IV и Галикане, мужах славнейших. Выдержка этой заповеди с пояснительными и распространительными вставками из «Ответа» митрополита Макария и была занесена в Стоглав825. Глава 61 В качестве источника главы указываются законы и императорские «конституции», издававшиеся в пополнение и замену прежде действовавших постановлений византийского императора Мануила Комнина (1143—1180 гг.). В Византии большая часть государственных законов по делам церкви принадлежала императорам. В частности, законы Алексея Комнина и его внука Мануила являлись важнейшим источником церковного права того периода826. Однако, по мнению Д. Стефановича, в законах императора Мануила Комнина такой заповеди, которая содержится в главе 61 Стоглава, нет, а вся глава целиком занесена в Стоглав из поучения Фотия, митрополита Киевского и всея Руси к великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу, писанного около 1410 года. В свою очередь поучение составлено на основании нескольких хрисовулов (торжественных грамот), изданных Мануилом Комниным, а также приведенном Вальсамоном толковании на 12-е правило VII вселенского собора. Два отрывка из хрисовулов 1158 и 1148 гг. имеют сходство с серединой и окончанием главы 61 7. Представляется вполне вероятным использование также в главе 61 второй части «Ответа» (см. комм, к гл. гл. 57—59) митрополита Макария. Доказывая мысль, что церковные иерархии со своей стороны никогда не допускали отдачи или продажи недвижимых имуществ, отданных церкви, Макарий приводит соответствующие постановления вселенских и поместных соборов. Затем перечисляет митрополитов русских, а также русских святых, из которых никто не допустил отдачи или продажи церковного имущества, так как это было бы, по его словам, законопреступлениемН2е'. Содержание главы 61 подтверждает нерушимость права церкви на все при- надлежащие ей имущество и доходы, получаемые от церковного суда. В обеспечение этих прав под страхом отлучения от церкви и лишения сана запрещается предъявлять иски о выкупе имущества, проданного или подаренного церкви, потому что все, отданное церкви, отдано якобы богу, который, независимо от ценности вносимого дара, охраняет дарителей. Если наместник или судья, или вельможа царства моего (под которым, по мнению Н. С-на, Стоглав подразумевает самого царя)829, попытается посягнуть на церковные имущества, он, как гласит глава 61, будет сурово наказан. Глава 62 Глава показывает необходимость тесного взаимодействия светской и церковной властей. В ней отмечается, что величайшими благами, ниспосланными свыше, являются два «божьих дара»: священничество же и царство, т. е. духовная и светская власть. Первая печется о божественном, вторая управляет и заботится о самих людях. Происходя из одного и того же начала, обе человеческое украшают житие. Поэтому у царей, подчеркивается в главе, не должно быть большей заботы, как о достоинстве (благоприличии) священников, которые всегда за них (царей) богу молятся. Только доброе согласие духовной и светской властей может даровать человеческому роду некое благо. Достижение же этого согласия, говорится в заключении главы 62, требует соблюдения священных правил, переданных апостолами-самовидцами и слугами слова божия и разъясняемых святыми отцами. Глава 63 Глава представляет собой расширенную редакцию устава киевского великого князя Владимира Святославича, использованного митрополитом Макарием в его «Ответе». В нем говорится, что Владимир, сын Святослава, внук Игоря и княгини Ольги, построил в Киеве соборную церковь богородицы и дал ей десятину изо всего княжения своего. Это, по мнению исследователей, и дало ей название «десятинная». Таким правом в Греции не пользовался ни один собор, ни даже кафедры патриархов. Не подражал князь и Западной Европе, где десятинная подать была повсеместной даже для приходских церквей и собиралась со всех мирян, а на Руси десятина шла лишь одной соборной церкви и только из княжеских доходов830. Этот порядок позже распространился на всю Русскую землю. С учреждением в 1554—1555 гг. архиепископства, монастырей и церквей в Казани на их содержание определялась десятина изо всех доходов Казанския земли . При неуплате десятины епископы говорили: Оже церкви то ограблены. Для взыскания десятины были назначены десятинни- 467 Стоглав
Згадал — вздумал, надумал, придумал, вспомнил. Ставила — напольные весы. Макарий. История русской церкви. Т. I. Спб., 1868, с. 191 — 192; Лешков В. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в. М., 1858, с. 591— 592; Голубинский Е,. Е. Указ. соч., с. 95. Краткая церковная Российская история, сочиненная преосвященнейшим митрополитом Платоном. Изд. 2-е. Т. II. М., 1823, с. 27—28. Российское законодательство X — XX веков Спуды — мера объема сыпучих тел, например зерна. Голубинский Е. Е. Указ.соч.,с. 23,42, 53—56. ки — светские чиновники. Сбор десятины осуществлялся ежегодно. При вступлении в должность десятинник получал так называемые «въездные» пошлины. Кроме того, десятинникам давались земли на кормление. Это делало должность десятин-ника выгодной, и еще церковный собор русских епископов 1274 года отмечал, что десятинники, так же как и другие церковные чины, поставлялись по мзде. Кроме сбора десятины, десятинники осуществляли надзор за поведением духовенства в своей десятине (части церковного округа); судили духовенство и мирян, подлежащих духовному суду, по делам малой важности. Но иногда епископы освобождали церкви и монастыри от суда десятинников и подчиняли их непосредственно собственному суду. Десятинникам же поручалась выдача венечных знамен. На десятинников распространялось установленное главой 61 Стоглава предписание о лишении светских чиновников, уличенных в неправом суде, их поместий832. Помимо подтверждения десятины в пользу церкви глава 63 содержит наказ великого князя Владимира своим детям, внукам и всему роду своему не вмешиваться в компетенцию церковного суда. К ней относились не рассматриваемые еще русским обычным правом как преступления действия, неправомерные с точки зрения церковного права, затрагивающие преимущественно сферы брачно-семейных отношений (самовольные разводы, внебрачные связи, неверность супругов и др.). Требования о необходимости соблюдения запрета о невмешательстве светского суда в дела церковные подкреплялись, как и в большинстве глав, ссылкой на установления первых христианских царей и вселенских соборов. Однако санкция за нарушение этого правила — чисто моральная (грех и горе наследует). Предписывая тиуну (чиновнику епископа, наблюдавшему за поведением духовенства) также не обижать церковь, а обеспечивать поступление ей десятины, глава не забывает подтвердить и обязанности церкви. К ним относится упоминаемая правилами «святых апостол» обязанность епископов следить за правильностью мер и весов. Это укрепляло не только авторитет, но и материальное положение церкви, так как пошлины от контрольного взвешивания шли в ее пользу. Во избежание злоупотреблений со стороны церковной администрации, митрополиту предписывалось осуществлять этот контроль без пакости, т. е. справедливо. В главе перечисляется также контингент лиц, подлежащих исключительной подсудности духовного суда. Они подразделяются на две категории. К первой относятся лица, служащие церкви и принадлежащие к церковному сословию: игумен, игумения, поп, дьякон, попадья, дьяконица, а также их дети и кто в клиросе (поющие в хоре во время богослужения), чернец, черница, проскурница, пономаоь. Ко второй — лица, находившиеся под покровительством церкви, получавшие от нее содержание: прощеник (преступник), баба (здесь, вероятно, то же, что акушерка, повитуха), вдовица, задушный человек (отпущенный по духовному завещанию), прикладен (в других списках — изгойский), стороник (странник), слепец, хромец, т. е. калеки, живущие при монастырях, пустынники, отшельники и кто порты чернеческия свержет (бывшие монахи). Все эти категории подлежали исключительной подсудности духовного суда, где высшей инстанцией являлся митрополит. Однако для разрешения тяжбы церковных людей с мирскими полагался общий, сместный суд с участием представителей как духовного, так и светского суда. В заключение глава вновь призывает кары небесные на всех, кто обидит церковь, вмешается в компетенцию ее суда, или возьмет, или отсудит что-либо у церквей и монастырей. Всех посягавших на те или иные права и прерогативы церкви глава 63 именует святотатцами. Поскольку в данном случае речь идет не о какой-либо краже, а о покушении на церковные недвижимости и пошлины, ответ ставит на первое место лиц, претендующих наравне с церковью на земельную собственность и судебные доходы (аще кий царь, и князь, или в каком сану ни буди... всхитит, или возмет что от святых церквей, или от святых монастырей... от бога, акы святотатцы осуждаются)*"33. Тем самым в главе дается расширенное, по сравнению с главой 53, понятие «святотатства». Главы 64—65 Главы 64—65, аналогично предыдущим, подтверждают запрещение вмешательства мирских властей и населения Пскова и Новгорода в церковные дела как имущественного, так и духовного характера. Глава 64 имеет своим источником грамоту митрополита киевского и всея Руси Киприана во Псков о святительском суде конца XIV или начала XV в.834. Глава 65 также основана на грамоте митрополита Киприана во Псков, но речь в ней идет уже не только о невмешательстве в имущественные дела церкви, но и запрещении мирянам казнить (то есть наказывать) и осуждать попов, хотя бы и за дело (например, .за второй брак)835. Основанием этой статьи являлась практика. Так, в 1468 году псковичи сами отлучили от мест вдовых попов за их зазорное поведение, хотя и не имели на это права. Церковный собор 1503 года засвидетельствовал, что многие священники и дьяконы-вдовцы держат у себя наложниц и продолжают священнодействовать. Поэтому, ссылаясь на распоряжения прежних митрополитов Петра и Фотия, собор 1503 года определил всем вдовым священникам и дьяконам воспретить священнослужение на будущее время. Тех же из них, которые обличены или сами сознались в сожительстве с наложницами и возвратили свои ставленые грамоты Церковнослужителям, — разлучить с наложницами и лишить сана с тем, чтобы они жили в миру, кроме церкви, и верх тем влас своих растити и одежа тем носити мирскаа, и дань им Давати с мирьскыми людми. Если же кто из таких, не возвра- Стоглав С-н. Н. Указ. соч., с. 131. Престал — перестал, прекратил. РИБ. Т. VI, № 26, с. 229—232. См. о дате этой грамоты: Стефанович Д. Указ. соч., с. 254-255; Голубинский Е. Е. Указ соч., с. 315, прим. 7. Аналогичные грамоты см.: АИ. Т. I, №7, с 16—17; №82, с. 130-133. АИ. Т. I, №9, с. 18; РИБ. Т. VI, №27, с 231-234. Российское законодательство X — XX веков
АСЭИ. Т. III, №5, с. 16—17. Жданов И. Н. Указ. соч., с. 208—209, прим. 2. Ружные попы — священники, получающие годичное содержание деньгами, хлебом, припасами. тив своей грамоты, отойдет в дальние места с своею наложницею, как будто с женою и будет священнодействовать в чужих епархиях, то виновного, по обличении, предавать светскому суду836. В конце главы к грамоте присоединена под видом правила «святых отец» VII собора (787 г.) выдержка из 4-го «слова» митрополита Даниила (1522—1539 гг.). Главная мысль «слова» — необходимость твердого хранения церковных преданий, непреложного и непревратного соблюдения «священных правил», законов и церковных уставов837. Глава 66 Глава 66 является одним из наиболее подробных ответов на вопрос 7 главы 5, упоминавший о неправедном суде епископских бояр, дьяков, тиунов и десятинников. Устранение в конце XV в. специальной административной коллегии из состава епархиального архиерейского управления привело к тому, что церковный суд по своей структуре приблизился к суду светскому. Место духовных судей заняли чиновники — архиерейские и митрополичьи бояре, наместники, дьяки. Как видно из ряда грамот, порядок осуществления суда и сбора пошлин митрополиты согласовывали обычно со своими боярами8'8. Еще на соборе 1503 г. ростовский священник Георгий Скрипица писал: Не духовно управляются верные (верующие, церковные) люди: надзираете за церковию по обычаю земных властителей, через бояр, дворецких, тиунов, недельщиков, подводчиков, и это для своего прибытка, а не по сану святительства. Вам достоит пасти церковь священниками благоразумными, а <не мирским воинством839. Стоглавый собор не пошел на удовлетворение предъявленного ему требования о ликвидации десятинников, но должен был ввести ряд мер, направленных на упорядочение церковного суда, ограничение лихоимства, взяточничества и неправосудия. Глава предписывает священ-ноначальникам-архиереям, епископам осуществлять вверенную им духовную и судебную власть над священническими и монастырскими чинами церквей и монастырей их области, прихода, справедливо, по законам, утвержденным церковью и государством. Глава запрещает брать с подведомственных духовному суду лиц какие бы то ни было посулы (не истязати от них ни пиров, ни даров, ниже которых излишних почестей, или что ино (иное) замышляти) и подтверждает необходимость соблюдения уставленных уроков и даней и по книгам и по грамотам прежними святители. Глава 67 Глава является ответом на вопрос 14 О несудимых грамотах. Подтвердив ст. 59 Судебника 1497 года и ст. 91 Судебника 1550 года о подведомственности духовенства, церковного и монашеского причта и всех патронируемых церковью людей церковному суду, Стоглав вместе с тем уточняет положения I указанных статей в направлении ограничения юрисдикции кормленщиков, сосредоточения в руках государственных судебных органов наиболее важных дел и установления контроля за ведением этих дел со стороны губного управления. В обеспечение этого проводится более строгое разграничение подсудности между отдельными видами церковного суда. Расширяются права суда святительского. Ему теперь подсудны все настоятели и настоятельницы монастырей. Епископ судит их «соборне», т. е. с участием архимандритов и игуменов. Настоятели монастырей совместно с «соборными старцами» судят лиц монашеского звания. Таким образом, были узаконены предъявляемые с конца XV в. требования монастырей об освобождении их от суда десятинников840. Суду святительских бояр и десятинников подлежали духовенство, а также миряне по делам о блуде и пр. В соответствии со ст. 71 Судебника 1550 года глава 67, подтверждая юрисдикцию церковного суда" над подсудными ему лицами, изымает из его компетенции дела о душегубстве и разбое с поличным. Сосредоточение этих дел в руках государственной власти шло постепенно. В XIV — XV вв. встречались еще жалованные грамоты, которые предоставляли монастырям судебную власть по всем делам и с винами и с поличным841. Но подавляющее большинство грамот имело оговорку оприче душегубства, опроче одного душегубства или опроче душегубства и разбоя с поличным*12. Стремление феодалов к усиленной охране своих имущественных прав обусловило выделение и разбоя с поличным в число наиболее опасных деяний, передаваемых на рассмотрение государственных судебных органов. Изменился порядок рассмотрения дел по спорам о земле и по искам, предъявляемым духовенству со стороны светского населения, в том числе и городского, т. е. по искам разной подсудности. Споры о земле с XVI в. подлежали юрисдикции центральных государственных или церковных органов. Так, в 1518 году митрополичий владимирский наместник разбирал дело о насильственном завладении Якова Внукова пашенной землей Сновицкого монастыря и для выдачи правой грамоты докладывал его митрополиту843. При предъявлении иска духовного лица светскому или наоборот, истцы просили у епископов или у десятинников за собою присадки. По мнению В. И. Даля, в старину под «присадкой» понималось участие в заседании суда и в следствии «де утата» — представителя местного самоуправления844. Это очень близко к понятию сторожа, упоминавшегося в ст. 30 Судебника 1550 года, т. е. ли-Ца, защищающего интересы истца и следящего за исправным получением пошлин, причитавшихся лицам духовного или светского ведомства. Основываясь на ст. 38 Судебника 1497 года и ст. 62 Судебника 1550 года, вводивших представителей органов местного самоуправления в состав наместничьего суда, глава распро-страняет этот порядок на сместный суд. Помимо представителей обоих судов, которым подсудны спорящие, в состав смест- ААЭ. Т. I, №85, с. 61—62. ААЭ. Т. I, №41, с. 31; АСЭИ. Т. III, №322, с. 351 н др. АИ. Т. I, № 15, с. 24; ААЭ. Т. I, №21, с. 15; №28, с. 19; № 36, с. 28 и др. 843 АЮ, Спб., 1838, Т. I, № 16, с 29—31; ДАИ, Т. I, № 148, с. 251, Спб., 1846, Т. I. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. III, с. 440. Российское законодательство X — XX веков Отпись — расписка, решение об отсрочке, письменный ответ, Четц — чтец, пономарь. Певец — поющий в церковном хоре. Особь — отдельно, сам по себе. Макарий (Булгаков). Указ. соч. Т. VI, с. 356. ного суда входят старосты земские и поповские и священники десятские. Составленный таким образом суд чинит управу по Судебнику и по царской уставной грамоте и по Соборному _Уложению, т. е. в точном соответствии с основными актами, определявшими порядок светского судопроизводства. Глава 68 Глава освещает ряд вопросов, связанных с порядком судопроизводства в духовных судах. Независимо от рода дел и подсудности рассмотрение их осуществляется аналогично светскому процессу. Расследование начинается с обыска (т. е. опроса добрых людей) с целью определения репутации подсудимого. Основным видом доказательств являются показания свидетелей (ср. ст. 14 Судебника 1497 года). Так же как и ст. ст. 95 и 99 Судебника 1550 года, глава понимает под свидетелями очевидцев (с очи на они) и признает показания двух-трех свидетелей вполне достаточными для вынесения решения без целования и без поля.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |