Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 6 страница
Глава 68 еще раз обращает внимание на запрещение поля для духовных лиц и бесспорность письменных доказательств, особенно в гражданских делах. Крестное целование и поле для духовных лиц могло применяться лишь при обвинении их в душегубстве и разбое с поличным. В этом случае рассмотрение дела велось светскими судьями по царским законам, т. е. по Судебнику. Суд над духовенством по духовным делам в случае болезни митрополита предлагалось осуществлять сарскому и подонскому владыце, т. е. одному из епископов, входивших в состав восточно-русской митрополии. По свержении в России монгольского ига, когда город Сарай потерял свое значение, епископ сар(ай)ский и подонский переселился в Москву на Крутицкое подворье и получил в свое управление новые владения, находившиеся (впоследствии) в Орловском уезде. Поэтому он иногда назывался крутицким и подрельским (подорельским), но постоянно сохранял и свое прежнее древнее название845. Духовный суд осуществлялся им со всем собором архимандритов и игуменов, но без участия бояр митрополичьих, т. е. светских чиновников, за исключением писарей, записывавших ход суда. Из судебных доказательств исключались поле и крестное целование. Применялись обыск и свидетельские показания двух-трех очевидцев. В числе лиц, подсудных соборному владыке, глава называет настоятелей монастырей, лиц, принадлежащих к церковному причту, — протопопов, священников, а также людей, находившихся под патронатом церкви. Следуя установленному ст. 69 Судебника 1550 года порядку утверждения приговора наместничьего суда, глава предписывает посылку судного списка, т. е. протокола судебного заседания к митрополиту как к вышестоящей инстанции. Признание подлинности судного списка обеими сторона и ведет к утверждению приговора. При докладе в вышестоящей инстан- ции, по аналогии со ст. 69 Судебника 1550 года, выясняется соответствие или несоответствие судного списка ходу судебного разбирательства и принятому в суде решению. Идя навстречу требованиям светской власти об ограничении суда наместников, Стоглав вместе с тем упорно отстаивал сложившиеся институты административно-церковного управления. Возражая нестяжателям, требовавшим упразднения десятинников как лиц, наиболее часто обвиняемых в разного рода вымогательствах и злоупотреблениях, Стоглав добивается сохранения этих должностей как исконных, известных еще при митрополитах Петре, Алексее и Ионе. Сохранив должность десятин-ника, Стоглав, однако, вынужден несколько ограничить его прерогативы. Из ведения десятинников, осуществлявших след-ствие в городе с посадом и во всей волости, примыкавшей к городу, изымались дела духовной подсудности. Расследование велось десятинником уже не единолично. Все епархиальное духовенство общим собором выбирало для города и посада поповских старост, а для волостей и сел — десятских священников — искусных, добрых, питием непорочных, как указывалось в главе 6 Стоглава. Для Москвы Стоглав назначает 7 поповских старост, для других городов — смотря по надобности846. Списки выборных направлялись епископу. Из этих выборных представителей епархиального духовенства один поповский староста как представитель городского духовенства и один десятский священник как представитель духовенства сельского постоянно находились в избе десятинника, сменяясь по неделям. Рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел проходило в присутствии не только поповских старост и десятских священников, но и представителей приходского управления и старост земских, целовальников и земских дьяков, которым царь повелит. Таким образом, большинство дел церковного суда производилось с участием представителей местного мирского самоуправления, что означало определенный контроль за судом духовенства со стороны светской власти. Так же, как и в светском суде (см. ст. ст. 62 и 68 Судебника 1550 года), во избежание злоупотреблений, именно представителям местного светского самоуправления поручалось ведение и хранение копии судного списка. После производства следствия при передаче дела на приговор архиерея ему предоставлялись и копии судного списка, хранившиеся у выборных. «Распоряжение чрезвычайно любопытное, — отмечает И. В. Беляев, — ибо, в нем видим как церковь близка была по духу своей администрации к общему духу администрации того времени»847. Подчинив суд десятинников контролю приходского и светского управления, глава запрещает им срочить, т. е. назначать день и час судебного поля и крестного целования без ведома епископа, предписывая чинить управу по суду и по обыску, в божию правду, безпосульно, пошлину брать на виноватом — "о цареву Судебнику, гривенную, т. е. согласно ст. 62 Судебника 1550 года с рубля по гривне. 473 Стоглав Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879, с. 541. Беляев Ил. Об историческом значении деяний Московского собора, с. 25—26. Российское законодательство X — XX веков Аналогично ст. 75 Судебника 1550 года решается вопрос и об ответственности лиц духовного наместничьего суда. Предъявление иска к ним со стороны частных лиц не влекло вызова наместников в суд. Жалобник должен был сначала представить за себя поруку, поручителей в том, что он на сроки явится, лишь тогда ему давалась посыльная грамота. Так же, как и в светском законодательстве, эта грамота выдавалась не единолично, а перед братею на соборе. Срок явки для наместника или должностного лица, присланного им вместо себя, устанавливался по жалованным и по уставным царевым грамотам, т. е. из расчета передвижения 100 верст за семь дней от места кормления до Москвы. При обвинении в неправосудии по духовным делам срок явки объявлялся епископом. В случае неявки наместника он доставлялся приставом часа того, т. е. немедленно и подлежал суду вышестоящей инстанции (соборне). Такой же порядок судопроизводства предусматривался по жалобам на монахинь. Еще раз подтверждая невмешательство светских судей в суды духовные, глава вместе с тем устанавливает аналогично ст. 62 Судебника 1550 года соотношение наместничьего духовного суда с местным самоуправлением в целях контроля последнего за первым. Рассмотрение архиерейскими боярами и десятинниками гражданских и мелких уголовных дел, совершенных лицами духовной подсудности, осуществляется не только с участием старост поповских и пятидесятников, т. е. должностных лиц, признанных наблюдать за церковным правосудием, но и при участии представителей светской администрации — градских старост, целовальников и земских дьяков, которым царь прикажет. Именно на них лежит обязанность вести протокол судебного заседания слово в слово. Заверенный представителями обеих сторон и боярскими печатями по цареву Судебнику список протокола хранился у дьяков, чтобы было брежно (сохранно). Дела, превышающие компетенцию десятинника, должны быть аналогично ст. 71 Судебника 1550 года обязательно доложены в вышестоящей инстанции. Деся-тинникам запрещается держать корчмы. У них может быть питие про себя, но продавать его они не имеют права. Контроль за судебными функциями десятинника возлагался на старост, целовальников и земского дьяка. Они должны были о всех неправомерных действиях десятинников (вынесение неправосудного приговора, волокита в делах, взятие посулов) сообщать епископам; если же те не примут мер — не управят святители, и старостам писати о том царю. Десятинники в таких случаях подвергались великой опале от епископов и царя. Они выплачивали взятое в тройном размере по царскому Судебнику (см. ст. 3 Судебника 1550 года) и лишались должности. Если во взяточничестве и неправосудии был виноват весь состав суда, то каждый из его членов подвергался тому же наказанию. Еще одно ограничение прав десятинников было связано с упорядочением сбора пошлин. Десятинники при вступлении в I должность получали пошлину, называемую въездным . Штаты десятинников доходили до 10—15 человек. Жалованная грамота Новгородского архиепископа Феодосия Георгиевской церкви в Юсковичах от 24 января 1543 г. сообщает, что десятинники объезжали десятины не менее, чем на 10 лошадях. Содержание их и их лошадей, проходившее зачастую не по розчету прихода, слишком... и с великим придором, наносило всему церковному причту великую нужду. В связи с этим грамота определяет порядок содержания и причитающихся десятинникам пошлин. Так, если десятинники едут проездом, то ночевать в данном стане они могут лишь одну ночь, а корм людцкой имати им у них по их силе, что ся у них лучит, а денег им у них за корм не имати; а конского корму имати им на десятеро коней полкоробьи овса да остра-мок сена, а опричь того силно им у них корму не имати, и другие им ночи у них не ночевати, и поедучи от них корму своего и конского в сани не положыти; а под нашу казну имати у них нашим Заволотиким десятинником одна подвода с проводником . Помимо десятинников церковные пошлины собирались за-ездчиками, что было дополнительно средством кормления служилых людей. Великий князь Василий Дмитриевич в своей договорной грамоте с митрополитом Киприаном предписывает брать заезд (пошлину, взимавшуюся при приезде епископа в приход) по три деньги (с церкви)850. Кроме десятинников и заездчиков известны и другие попрошатаи из служебной челяди архиерейской — повара, конюхи, истопники и др., которые получали содержание натурой — пшеницей и полотями мяса '. В ответ на жалобы о нужде и продаже великой, причиняемых священникам и дьяконам во время сбора пошлин по цареву совету и соборному уложению, сбор этот во избежание злоупотреблений передавался в руки десяцких священников, земских старост и целовальников, которым царь прикажет. Пошлины собирались по книгам и по грамотам852, за исключением пустого — покинутых или незаселенных земель и владельцев, имевших льготные или тарханные грамоты. Все собранное сполна отдается епископам, архиереям с году на год. А зборного митрополиту имати с церкви шесть алтын, а заезда три денги, а болихи того ненадобе ничто; а десятиннику на десятину насед имати на взъездное, и за Рожественное, и за Петровское, пошлины шесть алтын, а боле того ненадобе ничто; а имати зборное о Рожестве Христове, а десятиннику имати своя пошлина о Петрове лни853. Недобор пошлины по сравнению с установленной суммой взыскивался «святителем» на земских, поповских старостах и целовальниках беспенно, т. е. без применения к ним штрафа. Как справедливо отмечает Е. Е. Голубинский, хотя должность заездчика была Стоглавым собором устранена, но сама эта пошлина сохранялась и ее, как синекуру, архиереи раздавали своим служилым людям854. 475 Стоглав ААЭ. Т. I, № 9, с. 5. АИ. Т. I, № 142, с. 208. АСЭИ. Т. III, № 6, с. 19. ААЭ. Т. III, №89, с. 123. См. комментарий к главе 69. АСЭИ. Т. III, №6 (пункт 11), с. 19. Голубинский Е. Е. Указ. соч., с. 115. Российское законодательство X — XX веков Карамзин Н. М. Указ. соч., изд. 5-е И. Эйнерлинга. Книга II, СПб., 1845, Т. IX, стб. 273. Промыта — пеня за уклонение от платежа мыта или других пошлин. Изврещи — выбросить, выкинуть. Знамя, знамена — письменное разрешение на брак, дававшееся церковью. 856 АСЭИ. Т. III, №6 (пункт 12), с. 19. 857 См.: АИ. Т. I, № 104, с. 147—148. Глава 69 Освещая так же, как и предыдущая, вопросы упорядочения судопроизводства, глава отражает общую направленность светского и церковного законодательства к ограничению прав наместничьего суда и соблюдению утвержденного царем порядка. Не случайно, основываясь на главе 69 Стоглава, Н. М. Карамзин пришел к выводу, что «сие законодательство принадлежит царю более, нежели духовенству: он мыслил и советовал, оно следовало его указаниям»855. Несмотря на некоторую излишнюю категоричность данного вывода, общее направление этой главы определяется Н. М. Карамзиным правильно. Перекликаясь с вопросом 4 главы 5 о знаменах венечных и главами 46 и 48 Стоглава, являющихся ответами на эти вопросы, глава 69 дополняет их, упорядочивая сбор венечной пошлины и уточняя нормы брачно-семейного права. Венечные знамена выдавались архиерейскими чиновниками. Сбор за выдачу этих знамен (т. е. венечной пошлины) поступал в казну епископа. Однако вследствие слабого надзора со стороны епископа за своими чиновниками-десятинниками, знаменщиками последние чинили при выдаче грамот великую продажу (произвольные поборы). Во избежание злоупотреблений сбор венечной пошлины, как одной из наиболее доходных статей церкви, возлагался теперь на поповских старост и десятских священников. Собранные ими деньги передавались в казну через земских старост и целовальников вместе с десятинничной и заездной пошлинами в определенное законом время. Этот порядок, контролируемый представителями светского самоуправления, распространялся на все церкви. В целях более действенного пресечения злоупотреблений со стороны попов, утаивших венечную пошлину, поповские старосты и десятские священники обязывались не только возмещать утаенные деньги, но и уплачивать штраф — промыту. На поповских старост и десятских священников возлагался также надзор за церковным благочинием. В обеспечение этого им предписывалось избирать добрых священников богорадных и искусных. Главными кандидатами в приходские священники и на прочие священно-церковнослу-жительские места были, обычно, дети священников и вообще церковнослужителей. Еще великий князь Василий Дмитриевич в договорной грамоте с митрополитом Киприаном предусмотрел облегчение для поступления детей священников в духовное звание и, наоборот, ограничения в допущении мирян к священству ' . Но закреплено это было значительно позже (на Соборе 1666—1667 гг.). Освященный же Стоглавый собор мог требовать от священников лишь того, чтобы они были грамоте горазды. В силу того что мастер, т. е. могущий научить грамоте, брал слишком дорого857, большинство священников было изустных, т. е. неграмотных, выучивших службу наизусть, со слуха. На священников возлагалась выдача дозволений на разрешение браков. Обязательным условием такого разрешения и правомерности сбора венечной пошлины было отсутствие какой-либо степени родства брачащихся, ЧТо уже отмечалось главой 46. Выдача венечной памяти и, следовательно, сбор венечной пошлины исключались также в случае вступления одной из сторон в четвертый брак. Появление этого запрета было не случайным: христианское понятие о браке прививалось медленно. В посланиях митрополита Ионы воеводам, духовенству и всем жителям Вятской земли от 1452 и 1456 годов с укоре-нием за пороки и убеждением к их исправлению указывается, что многые деи християне с женами незаконно в невенчании живут, а инии деи венчаются, но незаконно... четвертым и пятым съвкуплением, а инии шестым и седмым, олинь (один) и до десятого, а вы (вятское духовенство — Ред.) их благословляйте и приношение от них приемлете, что есть богу мерзко858. Заключение четвертого брака для остального населения исключалось. В поучении священникам на Руси, изданном в 1497 году, среди лиц, от которых запрещалось принимать в дар церкви ни свечи, ни просфоры, т. е. наряду с неверными, еретиками, татями, разбойниками, упоминались и четверожен-цы859. Помимо урегулирования порядка заключения браков глава возлагает на священников обязанность следить за нравственными устоями семьи. В свою очередь поповские старосты и десятские священники должны были следить за поведением священников, дьяконов и всех церковных чинов, чтобы они правильно вели церковную службу. О неправедном поведении священнослужителей старосты и десятские должны были сообщать епископам, которые могли налагать на виновных разного рода запрещения на какой-либо срок либо вовсе лишить их сана. Обязанность поповских старост надзирать за церковным благочинием, имевшая место в Пскове, была немедленно после Стоглавого собора с помощью наказов введена и в других местах. В 1551 году издан наказ об учреждении поповских старост в Москве, 10 ноября того же года — во Владимире и т. д. Наказы об учреждении поповских старост подтверждались и позднее860. В обязанность поповских старост и десятских священников входили также надзор за соблюдением порядка поставления священников и дьяконов и взимания с них пошлин. Священник, недовольный своим местом и желавший найти себе лучшее, отправлялся к епископу и испрашивал у него грамоту благословенную перехожую, если предполагал искать место только в своей епархии, или благословенную отпустную (отпускную), если он собирался служить в других епархиях. Эти грамоты и должны были предъявляться при поступлении на новое место. При отсутствии соответствующей грамоты староста и десятский отставляли священника от службы и посылали к епископу за порукою. 477 Стоглав АИ. Т. I, № 267, с. 498; №261, с. 491. ААЭ. Т. I, №284, с. 331; АИ. Т. I, № 109, с. 161. См.: Беляев Ил. Указ. соч., с. 16—17; Он же. Наказные списки Соборного Уложения 1551 года или Стоглава. М., 1863, с. 8—36. Российское законодательство X — XX веков ААЭ Т. I, № 382, с. 484. Обязанности десятинников ограничивались проверкой грамот у городского и новопоставленного священничества, что во избежание злоупотреблений должно было производиться в присутствии представителей церковного и местного управления. Прошедший такую проверку священник получал так называемую представительную грамоту. Интересно решение главой вопроса о ставленнических пошлинах, идущих в пользу архиереев. Принятое собором 1503 года по инициативе Ивана III решение о невзимании от по-ставления попов и дьяконов или от выдачи ставленных грамот никаких поборов ни архиепископам, ни епископам, ни дьякам, ни печатникам86' фактически не соблюдалось. Пошлины продолжали взыскиваться, причем их размер зависел от большей или меньшей алчности архиерейских чиновников. Стоглав восстановил отмененные собором 1503 года пошлины, чем, с одной стороны, удовлетворил финансовые притязания архиереев, а с другой упорядочил взимание пошлин с представителей низшего духовенства, разорявшегося от неумеренных поборов. Пошлина взималась десятинником только с новопоставлен-ных в виде перехожей гривны и взыскивалась также в присутствии старост. В проверку грамот и сбора дани с сельского причта десятинники не вступались. Этим занимались десятские священники и старосты земские, т. е. представители церковного и светского управления. Помимо этих должностных лиц митрополиты, архиепископы и епископы могли посылать во все города и села соборных священников, добрых и искусных, могущих проследить за правильным соблюдением службы и поведением всего церковного причта, главным образом за воздержанием его от пьянства и правильностью соблюдения им богослужения. Архимандриты, игумены и протопопы, каждый в пределах своей компетенции, должны были осуществлять контроль над поповскими старостами, десятскими и всем церковным причтом. Нарушение ими церковного порядка и установленных правил поведения влекло наказание, определяемое вышестоящей духовной инстанцией — судом епископа. При предъявлении гражданских исков к духовным лицам и обвинении их в незначительных уголовных делах со стороны мирян — светского населения, последним давался пристав. Действия его по вызову в суд ответчиков и свидетелей и порядок оплаты осуществлялись в соответствии со статьями 44—47 Судебника 1550 года и изданными в их развитие царскими грамотами. При этом лица духовной подсудности — попы, дьяконы и все принты церковные — давались на поруки перед десяцкими священниками, а мирские люди, согласно ст. 48 Судебника 1550 года, — перед земскими старостами и земскими десятскими, т. е. перед представителями светского местного управления. Взятие от поруки поклонного (того, что принесут с поклоном, с благодарностью) запрещалось. В развитие установлений 48—49 статей Судебника 1550 года выдача срочных и обыскных списков также входила в обязанность земских, т. е. светских дьяков, что должно было происходить в присутствии представителей от светского и церковного управления. Аналогично ст. 44 Судебника 1550 года, запрещающей давать приставную в случаях, когда сумма иска меньше стоимости взимаемой пошлины, глава 69 запрещает давать на поруки «одновытных» — имеющих одну выть (участок, пай, дело), т. е. малоимущих. Такой же порядок устанавливался и при исках по делам духовным. В обязанности епископов, архиереев вменялось беречи накрепко, следить за соблюдением должностными лицами и их судебно-административным аппаратом правил судебного разбирательства, закрепленных статьями 1—5 Судебника 1550 года. К перечисленным в этих статьях до\жностям глава 69 добавляет низших чиновников архиерейского суда — тиунов. Последние менялись у архиереев ежегодно, как и десятинники. В качестве полицейских чиновников они наблюдали за поведением духовенства, особенно приезжего, которое должно было зарегистрироваться у тиуна, объяснить причину и правомерность своего приезда и получить разрешение на службу. Ввиду частых злоупотреблений со стороны тиунов уже с начала XVI в. право тиуна назначать священников на должности стало ограничиваться путем привлечения соборных старост к надзору за духовенством. Так, в 1528 году архиепископ Новгородский Макарий ограничил власть своего псковского наместника тем, что запретил ему без своего ведома определять на места пришлых священников. К архиепископу для посвящения они должны были являться не только с грамотой самого наместника, но и с грамотой соборных старост, которая бы свидетельствовала о их добропорядочности862. В главе вводится ответственность тиунов и недельщиков за продажу — несправедливое обвинение священников и других церковных чинов путем зговора тиунов с ябедники и блудницами. Не подлежат расследованию недельщика обвинения духовных и мирских людей в попытке изнасилования. Он только дает их на поруки и представляет в вышестоящий духовный суд. Если же тиуны и недельщики, сговорившись с ябедниками и блудницами, начнут неправедно обвинять священников или кого-либо из мирян и брать поклонные деньги от поруки или требовать их насильно, то виновные в этом по аналогии со статьями 32—34 Судебника 1550 года отдают неправедно взятое ими втрое, а тиуны с тиунства измещутся (лишаются должности). Глава обращает особое внимание на обязанности тиуна московского митрополичьего и архиерейского, которому полагалась с приезжего в Москву духовенства пошлина, глаголема крестей,. Так пошлина, по мнению Е. Е. Голубинского, называлась потому, что священники, нанимавшиеся служить в московских церквах, сходились на Ильинский крестец863. За выдачу знамен (разрешений на службу) размер пошлин за- 479 Стоглав Голубинский Е. Е. Указ. соч . с 43—50, Там же с 111 Российское законодательство X — XX веков Окуп — выкуп. Строи — зд калеки, нищие. Колесные — лица, имеющие физические недостатки Нецыи (от нецевелье, нецевенье) — беспамятство, забытие висел от срока: за месяц дозволения до десяти денег и по два алтына. С тех же, кто служит без доклада тиуну, он брал промыту — штраф по два рубля, не обращая внимания на то, есть ли у них ставленые и отпускные грамоты или нет. Во избежание злоупотреблений со стороны тиуна глава предписывает впредь предъявлять тиуну ставленые, отпускные и благословенные грамоты лишь в присутствии поповских старост. Согласно 33 правилу «святых апостол», глава 69 не только запрещает принимать чужих епископов, священников, дьяконов без соответствующих грамот, но и предписывает подвергать их испытанию в вере, так как может случиться, что давший грамоту не знал, что претендент на церковное место — неправославный. Православных либо принимают, либо, при сомнении, отсылают обратно, снабдив необходимым в путь. Но даже при наличии грамот и уверенности в православии предъявителя требуется отпускная грамота «своего» епископа, поскольку только в ней указывается дозволение священнодействовать в «чужой» области. Имеющим все необходимые грамоты, но приехавшим по делам судебным, тиун не может давать разрешения на служение однолишно — самостоятельно. Тиун, давший разрешение на службу лицам, не имевшим грамот или приехавшим по судебным делам, подвергается опале от митрополита и изгоняется от тиунства. Главы 70—74 Главы являются ответом на поставленные царем перед Стоглавом вопросы о соотношении обязанностей церкви и государства в области призрения, благотворительности и благочиния. Чтобы привлечь к участию в этих делах церковь, составители вопросов также ссылаются на правила «святых апостол» и новеллы Юстиниана, относивших перечисленные в вопросах обязанности к компетенции церкви. Однако и в этой области церковь сумела отстоять свои финансовые интересы, взяв на себя, если можно так сказать, меры преимущественно организационного порядка. Глава 70 будучи ответом на 7 вопрос главы 5 о пустых церквах, что стоят без «пения» (т. е. без службы), предписывает митрополиту, архиепископам и епископам выявить запустевшие церкви и дать на них льготы на 15 лет. В течение этого времени, рассчитанного на восстановление церквей, последние освобождались от всяких поборов. Заезд же и все мелкие пошлины и дань, следуемые вышестоящим церковным чинам, взыскивались на попех, которые порядились наладить богослужение в запустевших церквах. В соответствии с установленной законодательством практикой контроля за должностными лицами со стороны губного или земского управления глава возлагает сбор доходов на восстановление церквей и заботу об обеспечении их иконами и книгами на лутчих людей, т. е. наиболее благонадежных и состоятельных жителей прихода. Глава 71 отражает решение Собора «О нищепитательстве», т. е. призрении нищих. Решение этого вопроса со времени принятия христианства зависело от характера нищенства, которое могло быть истинным или ложным. Наряду с людьми, не могущими заработать себе на хлеб из-за физической немощи или увечья, в числе нищих находились и здоровые, не желающие работать. Именно эта форма нищенства воспрещалась под страхом лишения свободы еще в кодексах Феодосия (438 г.) и Юстиниана (529 г.) и была наказуема и в дальнейшем законодательстве большинства стран. Забота о неработоспособных нищих возлагалась, как правило, на соборные приходы. В вопросах 2, 9, 10, 12 и 13 главы 5 царь обращал внимание Собора на необходимость ликвидации или хотя бы сокращения нищенства в обеих его формах. Глава 71 определяет меры против нищенства монахов и монахинь, принявшего в XVI в. массовые масштабы. В этих целях предусматривается перепись всех нищенствующих монахов и монахинь с тем, чтобы здоровых монахов отдавать под начало добрым старцам, обучать их страху божию и житию чернеческому и прочим добродетелям, а после этого посылать на монастырскую службу, соответственно их чину и положению. Старых и больных, не могущих отправлять монашеской службы, предписывается содержать в монастырских больницах, наряду с другими с тем, чтобы они жили там в чистоте и в покаянии, скорби и болезни терпели со благодарением и молили бога за царя и всех православных христиан. Те же меры предусматривает глава и в отношении монахинь, из которых здоровые отдаются в тех же целях под начало добрым старицам, позже в женские монастыри, а больные определяются в больницы. Если все эти организационные меры возлагаются исключительно на церковное ведомство, то финансирование их осуществляется совместно церковью и государством. Царь, митрополит и владыки вносят в монастыри для содержания старых и болящих из своей казны как ему царю и государю бог известит, т. е. по своему усмотрению. Глава 72 является ответом на 10 вопрос, поставленный царем перед Собором «О полоненниках». Их число в XV — XVI вв. в связи с многочисленными войнами было исключительно большим. Так, по сообщению С. Герберштейна, посетившего в первый раз Москву вскоре после похода (1517 г.) Махмет Гирея, число русских пленных в Крымском ханстве достигало 800 000. Сняв осаду Москвы, хан отвел свое войско к Рязани и предоставил москвичам выкупить и обменять пленных864. Несмотря на то, что в 1473 году между Россией и Крымом состоялось соглашение о выдаче пленных без выкупа, оно фактически не действовало. Соглашение касалось только тех случаев, когда крымцы повоюют русских Стоглав 864 Герберштейн С. Записки О московитских Делах. Спб., 1908, с. 149. Российское законодательство X — XX веков Гессен Ю. Пленные в России с древних времен. Пг., 1918. с. 9—12. Лохпицкий А. О пленных по древнему русскому праву. М., 1855, с. 5—6 (глава По.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |