Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 7 страница
867 Шмидт С. О. Русские полоняники в Крыму и система их выкупа в середине XVI в.— В кн.: Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961, с. 34. ПСРЛ. Т. VI, с. 294. 869 См.: Лохвицкий А. Указ. соч., с. 7 (глава III); Ю. Гессен. Указ. соч., с. 12—13. людей без ведома хана или его детей и внуков, что случалось часто. В 1517 году русский посол писал в Москву из Крыма, что следует беречь украины, т. е. земли, лежащие у границ Русского государства, так как крымский хан и царевичи не могут удержать татар от набегов на русские земли, потому что они, татары, наги и босы и голодны*65. Царевичи и мурзы, нападавшие на русские окраины, не возвращали пленных, которых рассматривали либо как рабочую силу, либо как товар. «Корабли, приходящие к крымским татарам, — сообщает Михалон, автор сочинения «О нравах татар, литовцев и московитян» (XVI в.), — из Азии привозят им оружие, одежды и лошадей, а отходят от них нагруженные рабами... Этот товар ценится в Тавриде с большим знанием и покупается дорого иностранными купцами для продажи по цене еще большей, отдаленным народам»861'. Знатные пленники могли откупиться сами. Так, например, в 1445 году хан Махмет, взяв в плен великого князя Василия, отпустил его под честное слово, что он даст ему окуп, «сколько может» (такой суммой оказались 200 000 рублей.) Выкуп же рядовых пленных являлся делом боярства, духовенства, населения, организуемым по инициативе царя. Это объяснялось не столько любовью к ближнему и религиозно-моральными соображениями, сколько заботой о финансовом и экономическом благосостоянии государства, страдавшего от уменьшения числа плательщиков подати; его хозяйственными и военными потребностями867. Первым актом, направленным на упорядочение выкупа пленных, была грамота Ивана IV от 1535 года к новгородскому архиепископу Макарию, в которой Иван повелевал своим бояром сребро дати елико достоит, а Макарию в ту мзду самом вкупну быти, по обежному счету, а с монастырей своей архиепископии собрать семьсот рублей1*68. Так как обжа представляла собой в Новгороде окладную и платежную единицу, а вместе с тем и земельную меру, то выражение по обежному счету означало, что с архиерейских имений окуп взимался в такой же форме, как поземельная подать, а сумма, требуемая царем, раскладывалась архиереем по монастырям. Относительно порядка взыскания ее с боярства высказаны две точки зрения. А. Лохвицкий толкует слова елико достоит — сколько возможно и считает, что бояре вносили эти деньги из собственных средств. Ю. Гессен трактует их как сколько следует и понимает под словами своими боярами не частных лиц, а чиновников князя, которые выплачивают выкупную сумму из государевой казны с тем, чтобы духовенство затем возместило эти расходы869. Однако и в том и другом случае четкой организации выкупа не существовало. Множество пленных оставалось невыкупленными и умирали большей частью из-за тяжелых условий жизни, которая поддерживалась, по свидетельству того же Михалона, лишь «небольшим количеством пищи... отвратительной даже для собак». Не случайно молитва, установленная в 1548 году в память усопших, избиенных и других погибших, упоминала и о в плен сведенных , т. е. попавшие в плен считались как бы умершими. Собор, созванный в 1551 году, когда из одной Казани было освобождено 60 000русских пленных, должен был о них попечение сотворити велие. Пленных — бояр, боярынь и всяких людей, говорится в вопросе 11 Стоглава, привозят иностранные купцы — гости на окуп из орд, а другие уходят оттуда сами, с обязательством выкупа. Но в том случае, когда они не имеют средств внести выкуп, их вновь отвозят в иноверные страны. И там над ними надругаются всякими сквернами богомерзкими. Предлагая Собору найти способ их выкупа и устройства ушедших из плена, царь считал наиболее приемлемым предложения, исходящие от партии иосифлян. Еще на Соборе 1503 г. Ивану III было предложено: Окуп (т. е. деньги, идущие на выкуп пленных) имати бы из митрополичьей и из архиерейской тя-гли, и изо всех владык казны и с монастырей со всех, кто чего достоин, как ты, государь, пожалуешь, на ком что повелишь взяти, а крестьянам, царь государь, и так твоего много тягла в своих податях. Это предложение было повторено бывшим митрополитом Иоасафом в 1551г.87'. Однако Стоглавый собор, горой стоявший на защите финансовых интересов церкви, решил иначе. Соответственно главе 72, за пленных, которых выкупают послы в ордах, и в Царьграде или в Крыму, или в Казани, или в Астрахани, или в Феодосии, или которые сами откупаются — за всех их следует платить из царевой казны. Выкуп пленных происходил преимущественно при посредстве послов, русских или иноземных, съезжавшихся для размены в пограничные пункты, или осуществлялся родственниками. Они отправлялись в Крым большими группами, получив предварительно государевы грамоты. Следовали они, вероятно, в караване купцов и пользовались, как и торговые люди, защитой Й72 г"1 ° « ' со стороны русских послов . Ьдинои выкупной цены не было. Она зависела в каждом отдельном случае от социального, общественного положения и личного благосостояния выкупаемого и колебалась от 40 до 600 рублей. Так, в 1572 году Иван Грозный писал попавшему в плен Василию Грязному — любимцу царя, но выходцу из малознатного дворянского рода Ильиных: Мы для твоего приближения тысячи две рублей за тебя дадим, а до тех пор, такие как ты по 50 рублей бывали^73. В противоположность этим условиям полный размен пленными без выкупа, установленный в Московском договоре 1557 года со Швецией, действовал в течение всего времени874. Если выкупленных из неволи и привезенных в Москву греческими, турецкими, армянскими или другими гостями, не получив выкупа от близких этих пленников, захотят увезти назад, в этом случае, предписывает Стоглав, пленных не сле-Дует отпускать, а надо дать за них окуп из царевой казны. Это постановление делало выкуп пленных очень выгодным промыслом для иноземных гостей. Поэтому на практике во- Стоглав ААЭ. Т. I, №219, с. 208. Жданов И. Н. Указ. соч. — ЖМНП, 1876, №8. с. 211. 872 Шмидт С. О. Русские полоняники в Крыму и система их выкупа в середине XVI в., с. 32—33 Гессен Ю. Указ. соч., с. 24—25. Лохвицкий А. Указ. соч., с. 17—20 (глава IV). Российское законодательство X — XX веков 875Гессен Ю. Указ. соч., с. 14. Подробнее см.: Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982, с. 57. Лешков В. Указ. соч., с. 595—597. ААЭ. Т. I, № 159, с. 129. прос о выкупе зависел от обстоятельств пленения и поведения попавшего в плен. Если обыватели тех мест, где ожидалось нашествие врага, вопреки царскому повелению, не перешли со своим имуществом в укрепленные города, в осаду, то из полону государь окупать их ... не велит. В отношении ратных людей обязательно следовало выяснить, не перешли ли они к неприятелю из трусости или даже из корысти. Это предусматривалось еще статьей 80 Судебника 1550 года. И только тех служилых людей, которые с басурманами за православную христианскую веру и за наше государство бились, полагалось из полона окупить175. И сколько того окупу из царевы казны годом разойдется, гласит глава 72 Стоглава, то раскидывается на сохи по всей земли. После Собора сбор полоняничных денег становится постоянным. Глава 73 является как бы продолжением главы 71 «О ни-щепитательстве» в отношении лиц, нуждающихся в особой заботе государства, т. е. регламентирует порядок организации призрения в России876. В вопросах 12 и 13 главы 5 о мирском нищенстве царь подчеркивает, что несмотря на то, что милостыню, годовое содержание: соль, деньги, одежду в богадельные губы во все города дают из нашей (царской) казны, а христолюбцы, т. е. миряне дают милостыню, нищенство в России остается. В качестве мер улучшения работы богаделен и осуществления заботы о больных, престарелых и бездомных, предусматривается перепись таких лиц для помещения в богадельни, отдельно мужские и женские. Там они обеспечиваются пищею и одежею. Милостыни частных лиц приносятся им добровольно своего ради спасения. Помещение в богадельни, т. е. как бы на государственное обеспечение, распространяется исключительно на больных и престарелых, опроче здравых строев. Под названием «строев» хромые, слепые, нищие впервые упоминаются в жалованной грамоте великого князя Василия Иоанновича владимирскому Дмитриевскому собору от 4 марта 1515 года: А ведают и судят своих християн, и людей, ...и строев, Дмитриевские попы сами во всем или кому прикажут . На церковной земле с подчинением ее суду живут только те нищие, которые питаются от церкви или монастыря, что было предусмотрено еще ст. 91 Судебника 1550 года (а на монастырех жити нищим, которые питаются милостынею от церкви божий). Для наблюдения за порядком в богадельнях вводились должности смотрителей из здравых строев и баб стряпчих (стряпух), количество которых определялось в зависимости от числа призреваемых. Эти должности, в свою очередь, подлежали контролю. Ранее это были приказчики — правительственные смотрители, утверждавшиеся епископом. Частные обвинения приказчиков в продаже мест в богадельни мало больным (с незначительными болезнями) обусловили принятие свойственной светскому законодательству практики контроля со стороны местного самоуправления, а именно со сто- роны священников добрых, да целовальников, или городских людей лутчих. Кроме надзора за строями и стряпухами, священникам вменялось в обязанность поучать их, исповедовать, причащать перед смертью, а умерших поминать за упокой. Категорически запрещается здравым строям жить с женами в богадельнях, питаясь за счет последних. Здравые должны питаться либо подаянием от боголюбцев — частных лиц, либо добывать пропитание собственным трудом. С указа 1682 года начались законы против нищих, а богадельни перешли на иждивение царской казны через приказ Большого Дворца878. Глава 74, перекликаясь с вопросом 13 главы 5 «О святых и честных иконах», отвечает на него с точки зрения обеспечения благочиния, порядка и формулирования нового состава преступления — мошенничества. Глава запрещает кому бы то ни было использовать святые иконы для мнимого пророчества, сбора с населения денег якобы на содержание храмов или на выкуп пленных, или другим обманным путем. Творящий такое подлежит церковному проклятию. Не довольствуясь чисто церковной мерой, глава провозглашает необходимость издания специального царского закона с обязательным доведением его до сведения народа о запрещении использования икон в корыстных целях. Сбор денег на выкуп от долгов и прочие нужды может проводиться лишь в форме милостыни у частных лиц. Использование в обманных целях икон после оглашения царской заповеди влекло за собой отобрание икон в пользу церквей и изгнание виновных в мошенничестве лиц из города. Последнее применялось в целях всеобщего устрашения (да и прочий страх поиимут, таковая не творити). Глава 75 Данная глава является ответом на 15-й царский вопрос (гл. 5). В вопросе звучит озабоченность царя ростом монастырского землевладения. По догадкам Д. Стефановича, автором вопроса мог быть Сильвестр879. Надежды царя на нестяжательские настроения участников Стоглавого собора, как видно из содержания гл. 75, не оправдались. В ответе четко прозвучал мотив неприкосновенности монастырских владений. Обоснованием данной позиции послужили 12-е и 13-е правила седьмого (Никейского) вселенского собора, которыми под страхом церковных наказаний запрещалось отчуждать церковные и монастырские владения. Как видно из ответа, митрополит Макарий и другие участники Собора правильно поняли устремления царя и оговорили в ответе, что запрет отчуждения церковных угодий распространяется не только на простых мирян, но и на царя и вельмож. Определенный успех царя в этом вопросе можно заметить в гл. 101 Стоглава. Стоглав Лешков В. Указ,соч., с. 600. Ставити по них кормы — устраивать в память о них обеды. Прещения — запрещения. Стефанович Д. Указ. соч., с. 54. Не стужали — не излагали постыдных ходатайств. Российское законодательство X — XX веков Лихву истязати — требовать лишнее. Стефанович Д. Указ соч., с. 256 881 Там же. 882 Там же, с. 256—257. Подружии — подругою, супругою. Цит. по кн.: Стефанович Д. Указ. соч., с. 257. Глава 76 Данная глава является ответом на 16-й царский вопрос (см. гл. 5). Ответ в данном случае полностью соответствует мысли царя о недопустимости резоимства для церкви. Собор запретил священнослужителям и всем монастырям, а также мирянам (простым) давать деньги в росты (под проценты) и требовать возврата взятого в долг хлеба с добавкой. Глава 77 Данная глава открывает целый раздел Стоглава о вдовствующих попах, состоящий из пяти глав (главы 77—81). Все они представляют собой соборный ответ на царский вопрос 18 (см. гл. 5). В гл. 77 приводится выдержка из поучения митрополита всея Руси Петра (ум. в 1326 г.), требующего, чтобы овдовевшие священники постригались в монахи, в противном случае — лишались сана. Петр считал, что его повеление вполне согласуется с канонами древней вселенской церкви. Но, как заметил Д. Стефанович, это не совсем так. Ни правило 13 Трулльского вселенского собора, ни 87-е правило Василия Великого, ни 3-е правило Первого Никейского собора не запрещают священнику состоять в законном браке. Внебрачное сожительство действительно вело к отлучению, но о требовании для вдовца идти в монастырь в правилах ничего не говорится880. Глава 78 Митрополит Фотий подтвердил повеление митрополита Петра в грамоте, написанной, по мнению Д. Стефановича, после 1425 года881. По «теории» митрополита Фотия, маловразумительно изложенной в его послании, но удачно пересказанной Д. Стефановичем, муж и жена, составляющие одну плоть, лишаясь супруга, становятся как бы полуумершими882. Глава 79 Данная глава представляет собой собрание священных правил, составленное Иосифом Волоцким по поручению Собора 1503 года. «Собрание» написано в защиту постановлений Собора 1503 года, которые были составлены в духе постановлений митрополитов Петра и Фотия. Эти определения собора 1503 года вызывали недовольство среди «белого» духовенства, о чем можно судить по сочинению ростовского вдового попа Георгия Скрипицы: Вы осудили, писал он по адресу участников собора, всех иереев и дьяконов настоящих и будущих за смерть их жен; но в смерти они неповинны, — ее посылает бог. О чистых иереях и дьяконах где писано, чтобы отлучать их от священства и принуждать их к пострижению? Зачем вы положили вражду не только со священниками, но и вселенскими соборами? Чего они не учинили, то учинили вы своим произволением. А прибавлять к правилам св. отцев и убавлять от них — нельзя; за это угрожает проклятие™3. Иосиф Волоцкий написал свое «собрание» как раз против упреков Г. Скрипицы и его единомышленников, часто цитируя их возражения. В основном Иосиф Волоцкий сосредоточил свое внимание на упреках, будто решени собора 1503 года не основаны на постановлениях вселенских соборов. Автор «собрания» привел целый ряд выдержек из церковных канонов в подтверждение той мысли, что святые отцы сами многое изменяли, если этого требовали церковные нужды. Говоря о браках епископ в, Иосиф Волоцкий замечает, что 51-е апостольское правило разрешает епископу вступать в брак, а шестой (Трулльский) собор повелевает хранить обет безбрачия. 14-е апостольское правило предоставляет епископу право перехода с одной кафедры на другую, а Сардикский собор — запрещает. 85-е апостольское правило признает честными и святыми «Климентовы книги», а шестой вселенский собор счел их вредными для церкви. Согласно 3-му правилу, Ыеокесарийского собора четвертый брак дозволялся, а «собор соединения» (920 г.) запретил его под страхом церковного наказания. 14-е правило Неокесарий-ского собора о семи дьяконах было отменено шестым собором с замечанием: Не добре разумеша того собора отцы. Этот ряд полемических заметок можно было бы и продолжить. Как видно, цель их одна — обосновать право Собора 1503 года творить право самостоятельно. Таким образом, в «собрании» Иосифа Волоцкого фиксируется обязанность священника быть женатым, но только один раз. Глава 80 Глава содержит текст грамоты великого князя Ивана III и его сына Василия. Написана она была 12 сентября 1503 года. Эта грамота представляет собой нб что иное, как постановление Собора 1503 года, в защиту которого Иосиф Волоцкий написал свое «собрание». Это соборное постановление предусматривает лишение священнического сана тех попов и дьяконов, которые держали у себя наложниц после смерти жен. Тем же вдовым попам и дьяконам, о падении блудном которых сведений не было, разрешалось петь на клиросе и причащаться в алтаре, но служить уже не разрешалось. В награду за их чистую жизнь им полагалась четверть от церковных доходов. Более того им разрешалось после принятия монашеского пострига и покаяния (неизвестно в чем) священнодействовать в монастырях. Помимо постановления о вдовых попах, глава содержит два дополнительных определения о проживании монахов и монахинь в одном монастыре (это запрещается) и о пьянстве попов и дьяконов. Глава 81 Данная глава представляет собой непосредственно постановление Стоглавого собора, которое построено в соответствии 487 Стоглав Российское законодательство X— XX веков 884 Древнеславянская Кормчая Т. I,вып I,с. 147—148 Бречи - следить. Удовлети — удовлетворить, устроить как подобает. И лечо есть ему — ине лучше ли ему. с вышеизложенными главами 77—80. В главе дается ссылка на 5-е правило шестого (Трулльского) вселенского собора, которое приводится в Древнеславянской кормчей884. При толковании этого правила участники собора 1551 года указали на исключения, делаемые для матерей, сестер, теток и дочерей: и вдовым священникам и дьяконам разрешается «в дому у себя... держати». Глава 82 Глава представляет собой ответ на царский вопрос 37 (см. гл. 5). В этой главе повторяется правило, выработанное на соборе 1503 года и приведенное в гл. 80 Стоглава. Вопрос царя сформулирован так, будто он беспокоится об убогих чернцах и черницах, которым нигде покоя нет, так как их не принимают ни в один монастырь из-за отсутствия мест. Собор же верно понял данный вопрос молодого царя как намек на чистоту монастырского быта. Стоглавый собор подтвердил постановление собора 1503 года о раздельном проживании монахов и монахинь. В девичьих монастырях предписывалось священнодействовать женатым попам (попом бельцом). Глава 83 В главе содержится соборный ответ на 17-й царский вопрос (см. гл. 5). В вопросе звучит озабоченность пьянством, распространенным среди духовенства. Так же, как и собор 1503 года, Стоглавый собор пригрозил священникам, предающимся пьянству, «низвержением» из чина. Глава 84 Данная глава является ответом на 19-й царский вопрос (см. гл. 5). Вопрос, казалось бы, продиктован заботой о пустующих церквах как культовых учреждениях. Но не следует обходить и экономическую подоплеку вопроса, гораздо больше беспокоившую царя. Недаром он сетует на то, что старцы докучают ему просьбами о земле и руге. Собор поддержал позицию царя и запретил мирским людям поставляти новые церкви. В ответе предусматривается процедура созидания новых церквей и выражается забота о ветхих. Источниками данного ответа послужили 83-е правило Карфагенского (419 г.) вселенского собора, 13-я глава третьей грани Номоканона XIV титулов и 27-я глава свитка новых заповедей царя Юстиниана (в другом же паки законе градстем глаголет). В главе 84-й Стоглава передана главная мысль правила Карфагенского собора о разрушении требищ, воздвигнутых бесованием, или говоря словами Стоглава, тщеславия ради и гордости. Глава 85 щ Данная глава является продолжением предшествующей, от- вечающей на тот же 19-й царский вопрос. Соборный ответ предписывает затворять в монастырях безчину скитающихся и самочинно создающих монастыри (пустыни) и церкви. Постановлением Собора такие мелкие монастыри предлагается объединять (сносить) в одну пустынь, жизнь которой должна быть регламентирована согласно существующим церковным правилам, или переносить в старые монастыри. Источником соборного постановления послужили 41-я и 42-я главы VI (Трулльского) собора, которые Стоглавый собор весьма близко воспроизвел в своем постановлении. Глава 86 Глава открывает раздел (гл. гл. 86—89), содержащий ответы на 20-й царский вопрос (см. гл. 5). В главе 86 определяется порядок избрания архимандритов и игуменов. Собор осудил практику протекций и мздоимства. В главе оговаривается участие царя в избрании настоятелей монастырей, которые впредь должны избираться по цареву слову и совету. Это означало известную победу царя над церковью. Глава 87 В главе приведено послание константинопольского (Цареградского) патриарха Филофея (кир Филофея). По утверждению Д. Стефановича, это послание на самом деле принадлежит константинопольскому патриарху Нилу. Оно было написано в 1382 году и направлено в Россию с суздальским архиепископом Дионисием в связи с распространением ереси стригольников, не признававших священников, поставленных на мздеМ5. Само собой разумеется, что поста-вление на мзде осуждается патриархом. Однако издержки на вино, свечи и трапезу по случаю поставления не расцениваются как мзда. Ссылаясь на Евангелий от Матфея, патриарх указывает, что поставление должно быть даровым: Туне приясте, туне же и дадите. Глава 88 Данная глава представляет собой перевод 32-й главы из числа 87 заповедей царя Юстиниана. Перевод был заимствован из Кормчей книги. В главе указаны различные пошлины с епископов за их поставление. В заповедях царя Юстиниана указывается, что пошлину платить разрешается лишь поставляющимся епископом, да и то лишь для того, чтобы обычай свесть. Таким образом, и собором 1551 года узаконивался уже сложившийся обычай. 489 Стоглав Проторы — издержки, затраты. И с торы — расходы. Туне - даром, бесплатно. Стефанович Д. Указ.соч., с. 263. Российское законодательство X — XX веков Стефанович Д. Указ. соч., с. 263. Торлоп — верхняя женская одежда, обычно из меха. Ш пи л манит (от немецкого «spielen» — играть ср. Schauspiel — спектакль) — лицедействует, играет на сцене или, как разъясняется в самом тексте, глумы деет. Ловитвам (ловитвы — сети) прилежит — поддается соблазну участвовать в запрещаемых церковью играх. Стефанович Д Указ. соч , с. 263—264; Древнеславянская Кормчая. XIV титулов без толкований. Труд В Н. Бенешевича. Т. I, вып. I. СПб., 1906, с. 162; 221—222. Глава 89 Глава представляет собой ответ на 20-й царский вопрос из главы 5-й и на 4-й царский вопрос из главы 41-й. Соборный ответ, содержащийся в данной главе, состоит из отрывка «Послания преосвященного Фотия, митрополита киевского и всея Руси о расколах церковных и о проторех на поста-влениях», а также и из собственных постановлений Стоглавого собора. Послание Фотия было адресовано в Псков и отослано 23 сентября 1416 г. по поводу все той же ереси стригольников886. В послании делаются ссылки на писания константинопольских царей и патриархов и оправдывается взимание пошлин от священнических поставлений. Стоглавый собор извлек из писаний константинопольских царей и патриархов основной тезис о допустимости взимания пошлин при назначении попом или дьяконом, но размер пошлин значительно уменьшил по сравнению с константинопольскими ставками. Наряду с вопросом о пошлинах за священническое поста-вление в главе 89 Стоглава предусматриваются требования, которым должен соответствовать священник. Эти требования касаются вопросов образования, возраста и нравственного облика. .Возраст для дьяконов устанавливался не моложе 25 лет, а для попов — не моложе 30 лет. Собор запретил поставлять в попы и дьяконы тех дьяков, которые хотя и летами совершенны, но мало грамоте умеют. Нормы, предъявляемые к нравственному облику священника, требовали от него воздержания от всякого зла и зазора неподобного, наипаче же блюстися от объядения и пьянства, и клеветы, и лжи, и прочих неподобных дел. Глава 90 Данная глава содержит постановления, регламентирующие вопросы ношения одежды священнослужителями, монахами и мирянами, запрещающие лицедейство, а также призывающие к строгому соблюдению поста. Эти постановления являются ответами собора на царские вопросы 5, 20 (см. гл. 5), отчасти на вопросы 16, 20 (см. гл. 41) и некоторые другие. Источниками ответов послужили правила шестого (Трулльского) и седьмого (Никейского) вселенских соборов, а также правила «святых апостола. До участников Стоглавого собора они дошли в составе Кормчих. По предположениям Д. Стефановича, ответ о том, комуждо подобает свой чин хранити, приведен по Сводной Кормчей, из которой взято с толкованием 27 правило VI вселенского собора, затем по Кормчей Софийской редакции приведено Аристиново толкование на 50-е и 51-е правила шестого (Трулльского) вселенского собора, и наконец, приведено 69-е правило святых апостол с добавлением слов немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и винаш. Стоглавый собор, сохраняя ос- новную канву этих постановлений, включил в главу 90 ряд толкований, значительно расширяющих смысл этих правил. Правило 27-е VI вселенского собора адресовано только клирикам, в Стоглаве оно распространяется и на мирян. То же можно сказать и о правиле 16-м VII вселенского собора. Что касается лиц священнического и иноческого чина, то требование хранить свой чин находит несложное объяснение. По-видимому, церковные иерархи были озабочены стремлением некоторых причетников к нарушению иерархических барьеров в церковной организации, что, конечно, нарушало внутрицерковную дисциплину. В свою очередь несоответствие того или иного причетника чину подрывало авторитет церковной организации в целом. Малопонятно распространение регламентации в отношении одежды на мирян. Ясно лишь, что церковь стремилась воспитать паству так, чтобы по одежде можно было легко определить, «кто есть кто». Увещевания не украшать себя драгоценностями и многоценными ризами отражает, по-видимому, стремление церкви направить помыслы мирян в духовное, а не мирское русло. Содержащийся в данной главе запрет игр, плясаний, глу-модейства является в некоторой степени ответом на царские вопросы 16, 20, 23, 24 (см. гл. 41). По-видимому, запрет игр и плясаний, отнесенных церковью к позорищам, вызван борьбой церкви с пережитками языческих игрищ и связан с ее стремлением изжить дух язычества. Взамен языческим игрищам выставлялись церковные праздники. Проблема соблюдения поста, правда, не великого, затронута в вопросе 28 (см. гл. 41). Ответ о строгом соблюдении поста основан на 69-м правиле «святых апостол». Ограничения в еде во время поста направлены на очищение организма и подготовку соблюдающего пост к радостям праздников. Характерно, что для больных делаются послабления. Немощному в качестве лекарства от болезней разрешается пить вино. Глава 91 Глава представляет собой ответ на царский вопрос 32 (см. гл. 5). Ответ основывается на 67-м правиле VI (Трулльского) вселенского собора. Показательно, что, как и во многих предшествующих главах, Собор возлагает на царя издание заповеди, запрещающей продажу и употребление в пищу удавленных птиц и животных. Это лишний раз подтверждает вывод о высокой миссии царя, возложенной на него Собором. Глава 92 Глава является соборным ответом на царский вопрос 24 (см. гл. 41). В ответе приведены толкования на 50-е и 51-е правила VI (Трулльского) вселенского собора по Сводной Кормчей, как заметил Д. Стефанович888. В толковании про-
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |