Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пятая республика во Франции



2015-11-27 1215 Обсуждений (0)
Пятая республика во Франции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало этого периода приходится на 1958 г. и связано с возвращением к власти генерала де Голля и с проведением конституционной реформы. В январе 1946 г. де Голль ушел с поста главы правительства, поскольку Национальное собрание отказалось поддержать его предложение о фактическом переходе Франции к режиму президентской республики с широкими полномочиями президента.

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире (война за независимость Алжира продолжалась с 1954 по 1962 г., завершилась подписанием с Францией в марте 1962 г. соглашений в Эвиане о прекращении военных действий и предоставлении Алжиру независимости) Национальное собрание призвало к власти генерала де Голля, 1 июля утвердило его главой правительства и наделило чрезвычайными полномочиями. Правительство в срочном порядке подготовило проект новой Конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2 % голосов избирателей и в октябре 1958 г. вступил в силу.

Конституция 1958 г.Центральным звеном всей политической системы стал президент. Его полномочия определены ст. 5 – 19 Конституции. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета, а также принимает их отставку. Президент председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры и подписывает обсужденные в Совете министров нормативные акты правительства. Он является главой вооруженных сил, имеет право назначения на высшие гражданские и военные должности.

Президент имеет право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его Конституционному совету для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению. Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделен значительными прерогативами в области внешней политики.

В соответствии со ст. 16 президент имеет право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению, когда “институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено…”. В то же время Конституция 1958 г. предусматривает ряд гарантий против установления единоличной власти президента – автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п.

Такие полномочия президента, как назначение правительства, роспуск Национального собрания, передача законопроектов на референдум, введение в действие исключительных полномочий и ряд других осуществляются им единолично (ст. 8, первый абзац, 11, 12, 16, 18, 57 и др.). Остальные акты президента “контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости – ответственными министрами” (ст. 19). Следовательно, премьер-министр и министры несут за них формальную политическую ответственность перед парламентом.

Конституция 1958 г. отказалась от политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли незначительную часть. В 1962 г. была принята поправка к Конституции, согласно которой президент избирается на всеобщих выборах простым большинством голосов.

Президент назначает премьер-министра и по его представлению остальных членов правительства. В государственном механизме Пятой республики правительству отведено второе место. В соответствии со ст. 20 оно “определяет и проводит политику нации.

В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы.

Оно несет ответственность перед Парламентом в условиях и в соответствии с процедурами, предусмотренными статьями 49 и 50”.

Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности. Следовательно, внешняя исполнительная власть в конституции недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер осуществляет повседневное руководство внутренней политикой и обладает определенной автономией.

На третье место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Они практически равноправны. Национальное собрание избирается прямым голосованием сроком на пять лет, Сенат – путем косвенного голосования коллегией выборщиков сроком на девять лет и каждые три года обновляется на одну треть. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Французской республики, а также французов, проживающих за пределами страны.

Пятый раздел Конституции (ст. 34 – 51) посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством. В нем отчетливо закреплена доминирующая роль правительства. Оно обладает значительными полномочиями по контролю за законодательным процессом. Правительственные законопроекты должны рассматриваться в первую очередь. Правительство имеет право использовать целый ряд средств по отклонению внесенных в парламент поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта парламенту устанавливается определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимается, он может быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 г. устанавливает ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие “резолюции порицания”, которая обязывала бы правительство уйти в отставку, обставлено многочисленными условиями (ст. 49).

Таким образом, хотя система органов по Конституции 1958 г. обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту.

Конституция Пятой республики провозглашала судебную власть “хранительницей личной свободы”. Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.

Развитие политической системы Франции в 60 – 90-х гг. ХХ в.Определяющей тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства и одновременно освободился от какого-либо соперничества со стороны законодательной власти.

Полная зависимость премьера и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства стали характерной чертой Пятой республики в 60 – 70-х гг. Одновременно центром принятия государственных решений стала личная канцелярия президента.

Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики стала и дальнейшая централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Однако в 1973 – 1976 гг. голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно усилилось влияние левых сил. В 1972 г. Французская коммунистическая партия и Социалистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Одним из требований этой программы было восстановление роли и престижа парламента.

Она также предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований и решение других вопросов.

В 1981 г. Социалистической партии при поддержке коммунистов удалось завоевать пост президента (Ф. Миттеран), получить абсолютное большинство мест в парламенте и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления и упразднило традиционную должность префекта, ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему.

Своеобразная расстановка политических сил в правительственной власти сложилась в пору правления социалиста Ф. Миттерана (1986 – 1988 гг. и в 1993 – 1996 гг.), когда главой правительства назначался представитель оппозиционной (консервативной) партии, получившей большинство голосов в парламенте. Это сотрудничество соперничающих группировок на высшем правительственном уровне получило название бицефальной (двухголовой) правительственной системы, а концепция разделения властей получила новое истолкование – сосуществование властей.

Политические события 80 – 90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным, хотя срок пребывания президента у власти сократился. В результате проведенного в 2001 г. референдума срок полномочий президента ограничен пятью годами.

Значительную роль на развитие политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. В 1992 г. Конституция Пятой республики дополнена XV разделом – “Европейский союз” (ст. 88-1, 88-2, 88-3, 88-4), все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства “коммунитарного права” (права Европейского союза) над национальным правом.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Де Голль Шарль (1890 – 1970 гг. ) – видный государственный и политический деятель, генерал. В 1940 г. возглавил Комитет Свободная Франция. В 1958 – 1969 гг. – президент Французской республики
Демократический и социалистический союз сопротивления – партия мелкой и средней буржуазии, основанная в 1945 г.
“Народный фронт” – политическое объединение демократических и патриотических сил страны, созданное в 1935 г. В состав “Народного фронта” входили: Французская коммунистическая партия, Французская социалистическая партия, партия радикалов и радикал-социалистов и др.
Объединение французского народа – возникшая в 1947 г. голлистская партия выступила с требованием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над “партийной чехардой”. Произошел распад трехсторонней коалиции
Организация секретной армии – конспиративная фашистская организация, созданная в Алжире в 1961 г.
Регламентарная власть – доктрина и практика регламентарной власти сложилась во Франции в конце XIX в. Согласно этой доктрине, правительство может издавать нормативные акты без специального делегирования ему законодательных полномочий от парламента. Формально эти акты должны лишь уточнять законы, но фактически это были “декреты-законы”

 

Тренировочные задания Ответ/Решение
1. Назовите три закона, которые были приняты во Франции в 1875 г. и вошли в историю под названием Конституция Третьей республики  
2. Назовите, какие политические партии и общественные организации вошли в состав “Народного фронта” Франции, созданного в 1935 г.  
3. Назовите причины распада Народного фронта и его поражения.  
4. Изложите основные точки зрения по вопросам разработки и принятия Конституции Четвертой республики.  
5. Назовите структуру государственного строя Франции по Конституции 1958 г.  

 

ТЕСТЫ

1. С какого года и по какой год существовала Третья республика во Франции?

А) с 1875 по 1945 г.;

Б) с 1871 по 1940 г.;

В) с 1871 по 1918 г.;

Г) с 1875 по 1940 г.

 

2. В каком году была принята конституционная поправка, которая ликвидировала институт пожизненных сенаторов?

А) в 1870 г.;

Б) в 1875 г.;

В) в 1884 г.;

Г) в 1914 г.

 

3. Кто из политических деятелей возглавлял в конце 30-х гг. правительство Франции и содействовал распаду “Народного фронта”?

А) Думерг;

Б) Блюм;

В) Даладье;

Г) Торез.

4. В каком году была принята поправка к Конституции 1958 г., согласно которой президент избирается на всеобщих выборах простым большинством голосов?

А) в 1960 г.;

Б) в 1962 г.;

В) в 1965 г.;

Г) в 1969 г.

 

5. В каком году Конституция Пятой республики дополнена XV разделом – “Европейский союз”?

А) в 1991 г.;

Б) в 1992 г.;

В) в 1996 г.;

Г) в 1997 г.

 

6. В каком году во Франции проведен референдум, по которому срок полномочий президента ограничен пятью годами?

А) в 2000 г.;

Б) в 2001 г.;

В) в 2002 г.;

Г) в 2003 г.

       
   
 
 

18. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ В НОВОЕ

И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

 

1. Революция Мэйдзи. Конституция 1889 г.

2. Япония между двумя мировыми войнами.

3. Японское государство после второй мировой войны. Конституция Японии 1947 г.

 



2015-11-27 1215 Обсуждений (0)
Пятая республика во Франции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пятая республика во Франции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)