Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие Гатчинского муниципального района в условиях Санкт-Петербургской агломерации



2015-11-27 1144 Обсуждений (0)
Развитие Гатчинского муниципального района в условиях Санкт-Петербургской агломерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Агломерационный путь развития – это естественный этап урбанизации и общая мировая тенденция последних десятилетий развития современного расселения территорий муниципалитетов, расположенных вокруг крупных мегаполисов. Формирование агломераций связано с тем, что крупные города преобразуют территорию вокруг себя, оказывают непосредственное влияние на ее развитие, а малые города и сельские населенные пункты, попадая в зону их влияния, получают новые возможности развития. Формирование агломерации позволяет решить ряд проблем крупного города за счет его разгрузки и приблизить уровень развития окружающих поселений к городскому.

Агломерационный эффект, выражающийся в совокупном росте разнообразия функций и возможностей социально-экономического развития территории путем создания более широкого набора товаров и услуг, вариантов выбора мест приложения труда и мест проживания с обеспечением разнообразия условий и требований различных групп населения в пределах агломерации, обеспеченных развитием транспортных связей. Эффект масштаба (агломерационный эффект) играет важнейшую роль в территориальном развитии, а для территорий с низкой плотностью населения помогает снизить высокие издержки, обусловленные барьерами экономического расстояния и слаборазвитой инфраструктуры.

Наличие тесных производственных, социальных связей с соседним субъектом РФ – Санкт-Петербургом, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Гатчинского муниципального района, отражается на повышении уровня хозяйственной освоенности, инвестиционной и градостроительной активности с повышением плотности населения и интенсивности транспортных связей по мере приближения территории муниципального района к Санкт-Петербургу. Развитие социально-экономического комплекса Гатчинского муниципального района неразрывно связано с развитием Санкт-Петербурга. Район входит в состав второй по численности населения в России Санкт-Петербургской агломерации. Города Гатчина и Коммунар, а также городские поселки фактически являются классическими городами-спутниками в рамках Санкт-Петербургской агломерации. Развитие тесных экономических связей оказало непосредственное влияние на формирование производственного и научного потенциала этих городов.

Влияние данного фактора носит комплексное и, в какой-то мере, определяющее влияние на развитие и хозяйственное освоение территории Гатчинского муниципального района – начиная от спроса на земельные ресурсы для реализации различных проектов строительства объектов экономики, обеспечение широкого рынка потребления производимой продукции, влияния на конъюнктуру развития рынка жилья и загородного жилищного строительства и заканчивая влиянием на демографических показателях (в том числе характер миграционных процессов, структура населения, возможности более многообразных форм использования объектами социальной инфраструктуры и получения коммерческих услуг). В современных условиях агломерация создает дополнительные возможности для более эффективного использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, улучшения качества жизни, что в целом повышает конкурентоспособность и привлекательность территории. Мировой опыт свидетельствует: рациональной формой использования территорий является агломерация как форма взаимодействия соседних муниципалитетов, в результате которого создается единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологическим каркасом.

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года одной из тенденций начала 2000-х годов является усиление агломерационных процессов на территориях вблизи границ Санкт-Петербурга путем интенсивного строительства жилья. Область и город фактически образуют единый рынок труда, доказательством чему служит интенсивная маятниковая миграция. Почти половина населения (46%) Ленинградской области проживает в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом, и формирует Санкт-Петербургскую агломерацию. Территория Гатчинского муниципального района практически полностью отнесена в условные границы Санкт-Петербургской агломерации, в том числе город Гатчина отнесен к «Первому поясу агломерации» («срединные пригороды»).

Общей характеристикой данной пригородной территории являются следующие основные факторы:

· Значительная часть (около 80%) инвестиционных проектов за последние 10 лет была реализована в пределах 30 км от КАД, при этом основные центры роста области были переориентированы на рынок Санкт-Петербурга (Всеволожск, Тосно, Гатчина).

· Вокруг Санкт-Петербурга сформированы обширные сервисные зоны (промышленные зоны, логистические парки, рекреационные зоны), специализирующиеся прежде всего на обслуживании потребностей города. В том числе в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 323 от 28 ноября 2006 года на территории района предусматривается формирование четырех производственных зон областного значения общей площадью более 600 га, в том числе следующие:

1) Коммунально-складская и промышленная зона «Дони - Верево», площадь 370 га.

2) Коммунально-складская зона «Торфяное – Пригородный» (южная часть), площадь 100 га.

3) Промышленная зона «Коммунар», площадь 160 га.

4) Инвестиционная зона «Черемыкино».

· На территории Ленинградской области активно ведется жилищное строительство (в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом), направленное, в том числе, на удовлетворение спроса со стороны жителей Санкт-Петербурга.

· Специализация сельского хозяйства также характерна для столичного региона (мясо-молочное животноводство, птицеводство, овощеводство).

В рамках анализа социально-экономического развития Ленинградской области значительная роль Гатчинского муниципального района отмечена по следующим направлениям:

· Значительное количество туристических центров.

· Роль города Гатчина как опорного населенного пункта в системе расселения и социального обслуживания населения Ленинградской области межрайонного значения. Гатчинский муниципальный район по количеству социальных объектов в настоящее время занимает 2 место в Ленинградской области (лидером является Выборгский район, на 3-м месте – Всеволожский муниципальный район).

· Гатчинский муниципальный район отнесен к числу районов с высокой степенью урбанизации (наряду с Тихвинским, Киришским, Всеволожским муниципальными районами).

· Экологическая роль – существенное влияние имеет расположение на территории Ленинградской области полигонов твердых бытовых отходов, обслуживающих Санкт-Петербург, что оказывает негативное влияние на окружающую среду Гатчинского муниципального района.

Несмотря на то, что понятие агломерации встречается практически во всех программах и стратегиях развития регионов РФ, в федеральном законодательстве оно отсутствует. Законодательство не запрещает, но и не содействует этому процессу, отсутствует эффективная инфраструктура поддержки агломераций, согласованная система документов долгосрочного развития. Тем не менее, развитие территории Гатчинского муниципального района в настоящее время и в перспективе тесно связано с развитием Санкт-Петербурга[6].

 

Транспортный фактор

Выгодное транспортно-географическое положение территории муниципального района в системе межрегиональных транспортных связей: через центральную часть муниципального района проходят основные федеральные и региональные дороги и магистральные железнодорожные пути, входящие в состав международного Панъевропейского транспортного коридора № 9; административный центр района – г. Гатчина – является крупным транспортным узлом, вблизи от города расположен международный аэропорт Пулково. Эти факторы оказывают решающее значение в решении размещения нового бизнеса на территории муниципального района.

Положительный эффект на развитие экономической активности и инвестиционной привлекательности территории оказывает реализация крупных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Документы стратегического планирования и развития транспортного комплекса федерального и регионального уровней включают проекты по развитию Гатчинского муниципального района, что окажет комплексный положительный эффект на активизации инвестиционной активности, придаст дополнительный импульс для развития экономики муниципального района, в том числе:

§ В соответствии с проектом «Концепции развития объектов дорожного сервиса», подготовленным Рабочей группой Росавтодора по развитию сети объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения и одобренным Минтрансом России, предполагается формирование многофункциональных сервисных комплексов на федеральных автотрассах в 50-100 километрах друг от друга, в том числе город Гатчина выделен в качестве места дислокации 1-го типа многофункциональной зоны придорожного сервиса. В соответствии с данной Концепцией сеть многофункциональных сервисных зон позволит не только улучшить качество придорожного сервиса, но и станет мощным импульсом для развития вокруг них частного бизнеса, что является немаловажным фактором экономического развития отдельных сельских поселений.

§ В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года с целью увеличения пропускной способности на подходах к Санкт-Петербургскому железнодорожному узлу предусматривается комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и подходов к портам на южном берегу Финского залива, что позволит раскрыть транспортно-логистический потенциал города, занимающего промежуточное положение между Санкт-Петербургом и морским портом Усть-Луга.

§ В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог федерального значения предусматривается реконструкция одного из важнейших транспортных направлений Ленинградской области – автомобильной дороги Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Белоруссия, с последующей эксплуатацией на платной основе. Мероприятие направлено на обеспечение скоростного автомобильного сообщения между Санкт-Петербургом и Ленинградской, Псковской областями, странами ближнего зарубежья, на повышение качества транспортных услуг, что позволит обеспечить интеграцию района в систему транспортных связей федерального и международного уровня.

§ Перспективная реализация крупных инвестиционных проектов по расширению международных транспортных коридоров, окажет положительное влияние для дальнейшего развития внешних транспортно-экономических связей муниципального района; усиление железнодорожного пассажирского сообщения по направлению Санкт-Петербург – Гатчина позволит максимально интегрировать МО «Город Гатчина» в систему связей Санкт-Петербургской агломерации.

Развитие транспортного фактора, включающего комплекс инфраструктуры различных видов транспорта и перевозок, является основой для развития агломерационных связей, в том числе ключевое значение для возможностей использования конкурентных преимуществ пригородной территории в рамках агломерации играет интенсификация пассажирского сообщения в ее границах. Без решения этой задачи невозможны:

§ повышение мобильности населения, расширение рынка труда;

§ вовлечение «в орбиту агломерации» дополнительных человеческих ресурсов и новых территорий (в том числе инвестиционных площадок);

§ обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры и учреждений досуга при возрастающем спросе со стороны населения;

§ рост спроса на рекреационные услуги.

Основное внимание в ходе создания условий по «инверсии пространства» должно уделяться пригородному пассажирскому сообщению по железной дороге, которая в настоящее время и в перспективе обеспечит большую провозную способность в сравнении с автобусным сообщением. Так, проектом «Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года» предусматривается организация тактового движения пригородных поездов на участке Санкт-Петербург – Балтийский – Гатчина для обеспечения ежесуточных маятниковых миграций населения Санкт-Петербургской городской агломерации. Улучшение транспортной доступности, организация регулярных перевозок позволит повысить привлекательность городской территории как для проживания, так и в качестве места приложения труда, а также увеличить спрос на туристические и рекреационные услуги.

В соответствии с материалами «Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года» (утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 № 29) представлена схема современного положения Ленинградской области, в которой территория Гатчинского муниципального района занимает одно из центральных стратегических положений (см. рис.).

 

 

 



2015-11-27 1144 Обсуждений (0)
Развитие Гатчинского муниципального района в условиях Санкт-Петербургской агломерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие Гатчинского муниципального района в условиях Санкт-Петербургской агломерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)