Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


стратегического управления в Украине



2015-11-27 596 Обсуждений (0)
стратегического управления в Украине 0.00 из 5.00 0 оценок




13.1 Проблемы стратегического управления на предприятиях Украины

В последнее время в украинских специализированных журналах по менеджменту и маркетингу появилось много интересных статей по проблемам менеджмента предприятий, в которых поднимаются актуальные вопросы внедрения разнообразных теорий, подходов, методик и методов управления отечественными компаниями. Парадокс заключается в том, что большинство украинских предприятий слабо осознают собственные проблемы.

Внедрение рыночных отношений в начале 90-х годов повлекло за собой стремительное вхождение Украины в международную систему разделения труда, необходимость конкурировать с ведущими транснациональными компаниями. В таких условиях выжить на рынке, адаптироваться к ним смогли лишь наиболее приспособленные.

Рассмотрим наиболее важные проблемы, которые должны быть решены менеджерами украинских предприятий.

1. Переход от обществ с ограниченной ответственностью к акционерным обществам (АО). Как свидетельствует анализ статистических данных, основная масса украинских предприятий организовывалась в форме обществ с ограниченной ответственностью. Такая форма организации малых и средних (по украинским меркам) предприятий была адекватна существовавшей в то время рыночной среде. Отличаясь значительной гибкостью и без бремени прошлых лет, эти предприятия стали наиболее конкурентоспособными и сформировали основу реальной экономики государства, опередив предприятия-гиганты, которые были рассчитаны, согласно современной терминологии, на массовый маркетинг и в большинстве случаев фактически обанкротились. Однако изменения в маркетинговой среде стали стимулировать предприятия к укрупнению, занятию не только торгово-посреднической деятельностью, но и производством. Это обострило определённые недостатки предприятий, функционировавших в форме ООО, - в частности, ограниченные возможности привлечения финансовых ресурсов (особенно с учётом состояния отечественной банковской системы).

Решение данной проблемы актуально для Украины и требует определённого обеспечения со стороны государства как проводника общенациональных интересов: изменение налогового законодательства со смещением акцента в налогообложении с юридических лиц на физические, создание внутреннего инвестора через увеличение доходов домохозяйств, являющихся основными инвесторами в развитых странах [5]

2. Замена в руководстве компаний учредителей эффективными менеджерами. Данную проблему уже начинают ощущать собственники бизнеса. Времена, когда спрос на рынке превышал предложение, а всё, что выставлялось на продажу, находило спрос, уже прошли. В условиях конкурентной среды достичь успеха лишь за счёт интуиции невозможно. Нужны не только креативная идея, но и точный расчёт, стратегия. Разработать же их может лишь специалист, который обладает не только опытом работы в определённой сфере, но и соответствующими знаниями. Можно с уверенностью сказать, что времена дилетантов заканчиваются.

В этой связи актуальность приобретает проблема повышения квалификации именно, как это не удивительно, топ-менеджеров украинских компаний. Это обусловлено тем, что уровень образования и знаний руководителей этого звена сегодня в среднем ниже уровня знаний их подчинённых, которые , в основном, имеют профессиональное образование. Руководители уже не всегда могут выступать в роли постановщиков задач, чётко и корректно формулировать проблемы и определять задачи, оценивать сроки и качество их выполнения.

3. Сочетание «собственник-генеральный менеджер». Одной из черт современного украинского бизнеса является соединение в одном лице основного собственника и генерального менеджера. Ситуации, когда собственник является директором предприятия, настолько нередки, что этот факт следует отнести к особенностям предпринимательства в Украине. При этом, если подобное соединение в малых предприятиях часто оправдано, то в средних и крупных оно становится причиной многих проблем. Сильное искушение собственника-директора контролировать (причём непосредственно) максимум процессов на предприятии приводит к тому, что:

a. подавляется инициатива;

b. кадры подбираются по принципу лояльности, а не профессионализма;

c. бюджет предприятия (если он существует) централизирован, все, часто даже самые мелкие, расходы, контролируются директором, что снижает оперативность принятия решений на местах;

d. структура становится бюрократической и не гибкой;

e. рыночная стратегия часто изменяется, денежные средства и усилия хаотически перебрасываются с одного направления на другое.

4. Неумение руководства компаний ставить цели и задачи, определять критерии эффективности работы. Нехватка опыта и знаний собственников-управленцев приводит к неумению определять цели и ставить задачи. Под этим понимается весь спектр целей и задач – как подчиненным, компании в целом, так и поставщикам, маркетинговым посредникам и т.д. В результате – неэффективное расходование денежных средств.

Одним из последствий этого обстоятельства становится воплощение нездоровых амбиций собственника, которые могут заключаться в желании любой ценой победить конкурента. В таких ситуациях расчёт и стратегия, основывающиеся на объективной рыночной информации, уступают место чрезмерной интенсификации коммерческих усилий, что редко даёт положительный результат. С таким явлением связан и малый процент реализации идей, новых проектов. В Украине только 1% новых проектов становится коммерчески успешным. Неудачи, вызванные как объективными, так и субъективными факторами, приводят к потере интереса к предпринимательству. В совокупности с высокими налогами и трудностями регистрации предприятий это влечёт за собой низкие темпы развития предпринимательства в Украине, прежде всего, малого [5].

Особого обсуждения заслуживает проблема определения критериев эффективности работы подразделений предприятий, отдельных работников. Большинство руководителей компаний, которые в последнее время достигли значительного роста, оказались в состоянии информационного шока. Кроме перечисленных факторов, это обусловлено также тем, что они не могут определить эффективность работы подразделений компании и её отдельных работников. Эта проблема тесно связана с проблемой подбора кадров, разработкой должностных инструкций.

 

13.2 Перспективы развития стратегического управления в Украине

Процесс перехода украинских предприятий на принципы маркетингаидёт медленно. Это связано с проблемами топ-менеджмента на отечественных предприятиях, кадрами и определёнными организационно-финансовыми трудностями. Опыт общения с руководителями украинских компаний показывает, что по принципу понимания маркетинга их можно разделить на три условные группы. Первые считают маркетинг волшебной палочкой, которая может сразу решить все проблемы предприятия. Представители второй группы, наоборот, совсем не верят в маркетинг и считают расходы на него нецелесообразными. Они сосредоточены исключительно на себестоимости и чисто технических характеристиках продукции. Третья группа отбрасывает стратегический маркетинг и использует лишь элементы операционного. Их позиция сводится к утверждению: «Я не хочу слышать о конъюнктуре рынка и Ваших стратегиях, я выпускаю продукцию, и Вы мне скажете, как её сбыть» или к разработке элементов стратегии сбыта и продвижения. Такое однобокое понимание маркетинга, отсутствие целостной маркетинговой стратегии предприятия приводят к занижению роли маркетинга со стороны менеджеров предприятий, формированию его отрицательного имиджа и, как следствие, снижению эффективности работы предприятия на рынке. В качестве примера можно привести ряд известных киевских предприятий, которые, обладая современными технологическими мощностями и производя уникальные товары, не используют имеющихся маркетинговых возможностей.

В Украине ещё не произошёл окончательный переход предприятий к деятельности на маркетинговых началах. Большинство руководителей отечественных фирм ещё не осознали, что маркетинг – не средство быстрого решения текущих проблем или волшебная палочка, а системный механизм, обеспечивающий долгосрочную стратегическую стабильность компании на рынке, получение стабильных прибылей, формализующий процесс принятия рыночных решений, делающий его прозрачным для анализа и оптимизации [5].

Выход крупных иностранных компаний на украинский рынок. Ситуация на многих рынках в Украине изменилась с выходом на них иностранных компаний. С одной стороны, это – положительное явление, активизирующее конкуренцию на рынке, вынуждает украинские предприятия перейти на современные методы управления. С другой же – выход иностранных предприятий нередко сопровождается инвестиционным угнетением, оттоком кадров из отечественных предприятий, закрытием компаний. В такой ситуации необходима смена приоритетов в экономической политике государства в целом. Под содействием иностранным инвестициям нужно понимать их увеличение в отечественные предприятия-производители, а не помощь иностранным компаниям, выходящим на украинский рынок со своими товарами.

Использование услуг консалтинговых фирм. Несмотря на то, что за последние годы сформировались и выросли высокопрофессиональные коллективы консультантов по различным направлениям (маркетинговые исследования, тренинг персонала, оптимизация организационных структур и т.д.), руководители по-прежнему предубеждённо относятся к консалтингу, слишком редко обращаются к его услугам. Однако, как свидетельствует мировой опыт, весьма нечасто встречается ситуация, когда предприятие может позволить себе содержать штат высококвалифицированных специалистов по маркетингу и менеджменту. Кроме того, персонал компании обычно занят решением текущих производственных вопросов, ему не хватает времени на анализ современных тенденций. Особенно собственникам предприятий нужен объективный незаангажированный анализ эффективности их работы, «взгляд извне». Это обусловливает объективную потребность предприятий во внешнем аудите и консалтинге.

Определение и осознание собственной рыночной миссии и маркетинговой стратегии. Практика свидетельствует, что на значительной части украинских предприятий не только сотрудники низших звеньев, но и руководители не могут ответить на вопросы: «В чём состоит миссия компании?», «Из чего складывается её маркетинговая стратегия?». И дело здесь не в том, что высшее руководство или собственники утаивают это. Часто компании не имеют чётко определённой миссии, стратегического видения бизнеса. Отсюда и возникают проблемы неоптимальных организационных структур, отсутствия рыночной стратегии, видения конкретных целей и направлений развития предприятия.

Оптимизация организационных структур. Среди наиболее распространённых ошибок при формировании организационных структур украинских компаний можно выделить следующие:

- отсутствие чёткой структуры управления компанией, формализированной иерархии;

- очень много горизонтальных связей. Часто это следствие желания руководства непосредственно контролировать как можно больше процессов, происходящих внутри компании;

- слишком глубокие вертикальные связи (много уровней подчинения без установления горизонтальных информационных связей между нижними уровнями различных ветвей). Следствием этого является необоснованная бюрократизация компании, когда все решения принимаются на высшем уровне;

- отсутствие чётких должностных обязанностей, формализации функциональных и информационных связей на предприятии.

Поддержка функционирования неоптимизированных структур оборачивается для компании большими финансовыми расходами, дублированием функций, проявлениями безответственности, снижением инициативы и другими отрицательными последствиями [5].

Формализация процесса принятия решения на предприятии. Одна из задач, которая должна быть выполнена для решения перечисленных проблем, заключается в формализации процесса принятия решений. Сегодня принятие решения в украинской компании – процесс в большинстве своём хаотичен, определяющую роль в котором играет настроение высшего руководства, а не рыночная информация. Формализация процесса принятия решений должна осуществляться в рамках оптимизации организационной структуры предприятия, состоять в выделении полномочий и определении степени ответственности менеджеров на всех уровнях управления компанией. При этом в рамках своих полномочий управленцы должны иметь право на инициативное принятие решений и доступ к необходимым ресурсам или знать внутреннюю процедуру получения этих ресурсов на предприятии.

Решение существующих проблем менеджмента в Украине требует применения системных механизмов на общенациональном уровне. Одним из главных элементов такого механизма является построение национальной системы стандартов маркетинговой и управленческой деятельности. Широкому внедрению современных методов управления и, прежде всего, осознанию предпринимателями причин собственных проблем будет способствовать проведение круглых столов и семинаров с привлечением ведущих специалистов. Нужна также определённая смена приоритетов со стороны государства. Макроэкономические показатели должны улучшаться не только от изменения конъюнктуры мирового рынка, но и от повышения эффективности работы каждого отдельно взятого предприятия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте современное состояние стратегического управления в Украине.

2. Какие, на Ваш взгляд, стратегии предпочитают руководители украинских предприятий?

3. Каковы перспективы развития стратегического управления в Украине?

 


Литература

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. – 6-е изд. Спб.: ИД Питер, 2002. – 544с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 416с.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000 г. – 296с.

4. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – К.: Знання – Прес, 2002 г. – 149с.

5. Зозулев А., Длигая А., Писаренко Н. Современные проблемы менеджмента украинских предприятий. - «Экономика Украины», №6, 2002, с.41.

6. Мiщенко А. П. Стратегiчне управлiння: Навч. посiб. – К.: «Центр навчальної лiтератури», 2004. – 336с.

7. Наливайко А. П. Теорiя стратегiї пiдприємства. Сучасний стан та напрямки розвитку: Монографiя. – К.: КНЕУ, 2001. – 227с.

8. Портер Майкл Е. Стратегiя конкуренцiї / Пер. з англ. А. Олейника та Р. Скiльського. – К.: Основи, 1998. – 390с.

9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. – 576с.

10. Узунов В.Н., Узунов Ф.В. Курс предпринимательства. – Симферополь: Таврия, 2003. – 301с.

 


Содержание

Введение. Цель, задачи и предмет курса «Стратегия предприятия»........... 3

 

Тема 1. Стратегия предприятия: понятия, эволюция концепции.................. 4

1.1 Стратегия как субстанция стратегического управления........................ 4

1.2 Этапы эволюции концепции стратегии предприятия............................. 9

 

Тема 2. Установление миссии и целей предприятия..................................... 11

2.1 Миссия предприятия: понятие, установление и управленческая

ценность.................................................................................................... 11

2.2 Определение, виды, требования и направления установления целей... 14

 

Тема 3. Стратегический контекст предприятия............................................. 18

3.1 Стратегия и предпринимательство......................................................... 18

3.2 Стратегия и стратегические планы......................................................... 21

 

Тема 4. Оценка внешней среды предприятия................................................ 23

4.1 Анализ факторов макроокружения........................................................ 23

4.2 Стратегическая оценка отрасли и конкуренции в ней.......................... 27

 

Тема 5. Анализ стратегического потенциала предприятия.......................... 29

5.1 Анализ сильных и слабых сторон предприятия.................................... 29

5.2 Оценка конкурентной силы предприятия............................................... 34

 

Тема 6. Стратегии бизнеса.............................................................................. 37

6.1 Подходы к выработке стратегии........................................................... 37

6.2. Типы стратегий развития бизнеса.......................................................... 39

 

Тема 7. Стратегии диверсификации деятельности предприятия.................. 46

7.1 Стратегии диверсификации в новые сферы бизнеса............................. 46

7.2 Диверсификация в родственные и неродственные (непрофильные)

отрасли.................................................................................................... 48

 

Тема 8. Стратегии внешнего развития предприятия..................................... 53

8.1 Наступательные стратегии и их роль в сохранении конкурентного

преимущества........................................................................................... 53

8.2 Стратегия предприятия на международных рынках.............................. 56

 

Тема 9. Корпоративная стратегия предприятия............................................ 59

9.1 Характеристика корпоративной стратегии............................................ 59

9.2 Анализ корпоративной стратегии........................................................... 61

 

Тема 10. Матричные методы формирования корпоративной стратегии

предприятия.................................................................................................... 63

10.1 Матрица Бостонской Консультативной Группы (БКГ)........................ 63

10.2 Матрица «привлекательность отрасли – конкурентная позиция»....... 66

 

Тема 11. Альтернативность в стратегическом выборе................................. 70

11.1 Критерии и оценка стратегических альтернатив................................... 70

11.2 Выбор стратегии предприятия................................................................ 71

 

Тема 12. Декомпонование корпоративной стратегии предприятия............. 74

12.1 Деловая стратегия................................................................................... 74

12.2 Функциональная стратегия..................................................................... 78

12.3 Операционная стратегия......................................................................... 79

 

Тема 13. Современное состояние и перспективы развития стратегического управления в Украине 80

13.1 Проблемы стратегического управления на предприятиях Украины.... 80

13.2 Перспективы развития стратегического управления в Украине........... 83

 

Литература....................................................................................................... 87


 

Учебное издание

Глухенко Николай Васильевич, кандидат технических наук, доцент УЭУ.

Уточкин Владимир Григорьевич, cт. преподаватель УЭУ.

 

Стратегия предприятия. Учебное пособие.

Под общей редакцией Узунова В.Н., доктора экономических наук, профессора. - Симферополь, 2005. – с.90.

 

Рецензент: Михайлова В.Е., кандидат экономических наук, доцент КНЕУ.

 

Литредактор – Солянникова Г.Г.

Корректор – Гавриловская С.Г.

Верстка – Кожушко С.В.

 

 

Подписано к печати 21 марта 2005 г.

Формат – 84х108 – 1/32

Объем – 4,7 усл. печ. л.

Тираж – 1000 экз.

 

Печать УЭУ

г. Симферополь,

ул. Крымской правды, 4

 



2015-11-27 596 Обсуждений (0)
стратегического управления в Украине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: стратегического управления в Украине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)