Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Кодифицированные источники в сфере защиты социальных прав граждан



2015-11-27 462 Обсуждений (0)
Тема 5. Кодифицированные источники в сфере защиты социальных прав граждан 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая характеристика Гражданского Кодекса РФ.

Часть 1 ГК РФ введена в действие с 01.01.1995 г. (за исключением некоторых положений), часть 2-ая – с 01.03.1996 г., а с 01.03.2002 г. вступила в силу третья часть ГК РФ. ГК РФ представляет собой систематизированный свод норм. В его действующих трех частях объединены 68 глав и 1224 статьи.

Первая часть Кодекса включает в себя три раздела:

1. Общие положения: основные положения; лица; объекты гражданских прав; сделки и представительство; сроки, исковая давность.

2. Право собственности и другие вещные права.

3. Общая часть обязательственного права: общие положения об обязательствах; общие положения о договоре.

Содержащиеся в этих разделах нормы определяют правовое положение граждан и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, хозяйственных товариществ и обществ и других участников экономического оборота; устанавливают правовой режим принадлежащего им имущества; предусматривают требования к ценным бумагам; закрепляют общие правила о сделках и представительстве; содержат общие положения об обязательствах и договоре.

ГК РФ предусматривает введение новых организационно-правовых форм юридических лиц, участвующих в хозяйственном обороте. Юридические лица как субъекты гражданского права подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Причем в отличие от некоммерческих, перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК в качестве исчерпывающего. Они создаются только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Значительная часть Кодекса посвящена праву собственности и другим вещным правам. Вслед за ст. 8 Конституции РФ ГК признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

С включением земли в экономический оборот появилась необходимость подчинить права на землю и сделки с ней общим положениям гражданского законодательства и установить в рамках этих положений особенности владения, пользования и распоряжения земельными участками - гл. 17 ГК РФ. В настоящее время данная глава введена в действие.

В разделе 3 Кодекса «Общая часть обязательственного права» по сравнению с ранее действовавшим законодательством существенно развиты и детализированы общие положения об обязательствах и договорах. Была значительно усовершенствована система договоров гражданского права, соответствующая рыночным отношениям. Она заменила прежнюю систему хозяйственных договоров, условия которых предопределялись плановыми заданиями и детально регламентировались государством. Это позволило эффективно регулировать отношения по конкретным видам договоров еще до принятия второй части ГК РФ.

Кодекс содержит подробную регламентацию различных способов обеспечения исполнения обязательств. Кроме достаточно традиционных (неустойка, поручительство, задаток и др.) предусмотрены новые способы обеспечения обязательств: удержание имущества должника и банковская гарантия.

ГК РФ усиливает ответственность за нарушение обязательств в сфере предпринимательства. Здесь она наступает не только за виновное, но и за случайное неисполнение обязательства. Предприниматель освобождается от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Положения ч. 2 ГК РФ реализуют в конкретных юридических отношениях те общие принципы и начала, которые закреплены в его первой части. Здесь содержатся конкретные правила об отдельных видах договоров и внедоговорных обязательств. Вторая часть ГК РФ представляет собой его 4-й раздел – «Отдельные виды обязательств». Он состоит из 31 главы, куда входят 656 статей. Каждая глава содержит нормы об одном из типичных договоров (купли-продажи, перевозки, хранения, страхования и т.д.) или внедоговорных обязательств (публичный конкурс, обязательства из причинения вреда и др.). По существу вторая часть ГК РФ формирует новое обязательственное право России.

Часть третья ГК РФ объединяет два его раздела – пятый и шестой. Пятый раздел - «Наследственное право» содержит нормы, которые регулируют наследственные отношения, то есть отношения в связи с открытием наследства, защитой, осуществлением и оформлением наследственных прав. Данный раздел состоит из 5 глав и 76 статей. Кодекс не изменяет основания наследования, но они поменялись местами. Первое место занимает наследование по завещанию, а второе – по закону. Кодекс предусматривает развернутые правила, устанавливающие порядок наследования по завещанию и закону, приобретения наследства, а также особенности наследования отдельных видов имущества. ГК приводит нормы о наследовании в соответствие с современными рыночными условиями жизни российского общества. Например, существенные изменения внесены в порядок составления и оформления завещаний, значительно (до восьми очередей) расширен круг наследников по закону и др.

Шестой раздел - «Международное частное право» охватывает 3 главы и 38 статей. По сути в состав данного раздела входят нормы коллизионного права. Они позволяют определить, право какого государства должно быть применено для регулирования гражданско-правовых отношений с участием иностранных физических или юридических лиц либо осложненных иным иностранным элементом.

В настоящее время продолжается разработка четвертой части ГК РФ. Она должна урегулировать отношения в сфере интеллектуальной собственности (авторское и патентное право).

Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с его положениями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1, 2.1). КоАП РФ ориентирован на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности независимо от ее форм, условий нормальной жизнедеятельности россиян. Его роль в охране правопорядка трудно переоценить.

 

Во-первых, КоАП РФ берет под правовую защиту широчайший круг общественных отношений — права и свободы человека и гражданина, собственность, общественную безопасность, экономические интересы физических и юридических лиц и др.

 

Во-вторых, он адресован практически всем гражданам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, организациям, правомерное поведение которых связывается с соблюдением установленных в КоАП РФ запретов.

 

В-третьих, КоАП РФ определяет рамки законной деятельности органов, должностных лиц по применению норм административной ответственности, демократическую процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях.

 

В КоАП РФ сосредоточены и общие принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, и составы конкретных административных правонарушений, за которые установлена ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подсудность (подведомственность), и порядок исполнения постановлений о наложении административного наказания. Сделано это в целях удобства пользования данным правовым актом должностными лицами органов государственного контроля (надзора), не являющимися юристами-профессионалами.

 

По своему содержанию КоАП РФ является комплексным нормативным правовым актом: в нем кодифицированы материальные нормы, определяющие основания и пределы административной ответственности; нормы, закрепляющие систему и полномочия органов, должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях; процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по делам об этих правонарушениях. Эта особенность предопределила и структуру КоАП РФ.

 

Он состоит из пяти разделов, включающих в себя 32 главы, которые содержат более 600 статей.

 

Раздел I. Общие положения.

 

Раздел II. Особенная часть.

 

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

 

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях.

 

Раздел V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

 

Следует отметить, что впервые, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР, действующих Уголовного кодекса РФ и других кодексов, в Кодексе использована не сплошная, а поглавная нумерация статей. Первое число статьи означает, к какой главе она принадлежит, последующее (или последующие) — номер статьи в той или и иной главе. По-видимому, законодатели предложили именно такую нумерацию для удобства внесения необходимых последующих поправок в Кодекс.

 

Кодекс дает четкое представление о современном российском законодательстве об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации (ст. 1). Новизна этого правового установления в том, что на федеральном уровне вопросы административной ответственности не могут отныне регулироваться другими нормативными актами, кроме Кодекса.

 

С его введением в действие с 1 июля 2002 г. другие законодательные акты утратили свою юридическую силу. Были отменены 135 законодательных актов РСФСР, Российской Федерации, во многие действующие законы были внесены соответствующие изменения. Это значительно повысило уровень законности в сфере применения административного принуждения.

 

С учетом ст. 72 Конституции Российской Федерации («В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:… к) административное, административно-процессуальное… законодательство…») в ст. 1.3 КоАП РФ дается разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов. К ведению Российской Федерации относится установление:

общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

перечня видов административных наказаний и правил их применения;

административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе норм об ответственности за нарушение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

порядка производства, в том числе установления мер обеспечения производства (доставления, задержания, осмотра и т.д.);

порядка исполнения постановлений о наложении административных наказаний.

Вне пределов ведения Российской Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, административная ответственность за правонарушения, имеющие региональное значение, например, нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п., в КоАП РФ не предусмотрена. Она устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

 

В КоАП РФ закреплено правило о том, что все нормы об административных правонарушениях на федеральном уровне должны включаться в него, а нормы субъектов Российской Федерации должны приниматься только в форме законов. Субъекты Российской Федерации издавать законы по названным вопросам не вправе, не могут они устанавливать за нарушение своих законов административные наказания, за исключением предупреждения и административного штрафа. Это не только повышает роль федерального закона в регулировании административной ответственности, но и создает гарантии обеспечения единого масштаба этой ответственности на всей территории России.

В КоАП РФ акцент сделан на защите интересов, в первую очередь, прав и законных интересов граждан, а не государства. Этому полностью посвящена одна из самых объемных глав — глава об ответственности за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов граждан. Эта идея пронизывает все содержание КоАП РФ, его установлений.

Специальные главы посвящены экологическим правонарушениям, правонарушениям в области информации, торговли, общественной безопасности и защите других конституционных прав граждан. С учетом требований Конституции и Европейской конвенции о правах человека и гражданина детально разработана процессуальная часть КоАП РФ с целью гарантирования прав как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Любое постановление об административных правонарушениях, кем бы оно ни было принято, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящие судебные инстанции.

КоАП РФ исходит из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностью не только физических, но и юридических лиц.

Третий раздел КоАП РФ закрепляет систему субъектов административной юрисдикции, их полномочия по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях. КоАП РФ определяет компетенцию судей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Такой подход к формированию современной системы субъектов административной юрисдикции, видимо, оправдан, возложение функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в основном, на контрольно-надзорные органы позволяет квалифицированно и в установленные законом сроки разрешить дела о правонарушениях, совершенных в определенной сфере деятельности. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены разрешать определенные должностные лица (руководители органов, их структурных подразделений, иные должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия).

В КоАП РФ значительное внимание уделено усилению гарантий законности при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях с тем, чтобы были обеспечены такие основополагающие принципы, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения, законность и справедливость принимаемых решений.

В этих целях детально определено правовое положение участников производства по этим делам, расширен круг участников производства по делам об административных правонарушениях, к которым закон относит лиц, в отношении которых ведется производство по делу, потерпевших, законных представителей физического лица, законных представителей юридического лица, защитника и представителя, свидетелей, понятых, специалистов, экспертов, переводчиков, прокуроров, закреплены процессуальные права и обязанности каждого из них.

 

Допускается возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях не только по месту совершения административного правонарушения, но и по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Усилена охрана прав потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, обжаловать принимаемые решения.

В КоАП РФ включена специальная статья, которая подробно регламентирует порядок предоставления лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему юридической помощи. В качестве защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, может участвовать не только адвокат, но и любое лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Причем эти лица допускаются к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении. Им предоставляется право знакомиться со всеми материалами дела, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, приносить жалобы на решения.

В целях повышения результативности административно-процессуальной деятельности, обеспечения установления истины по делам об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей (процессуальную ответственность) свидетелей, специалистов, экспертов и переводчиков за дачу заведомо ложных показаний, заключений и переводов.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре в Российской Федерации» в КоАП РФ отражены полномочия прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях.

Специальная глава — глава 26 Кодекса — посвящена вопросам, касающимся предмета доказывания, доказательствам и их оценке.

В целях обеспечения конституционных прав личности более четко регламентировано применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В их число, помимо административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и изъятия вещей и документов у физических лиц, включены: доставление физического лица к месту составления протокола о правонарушении, привод, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, транспортных средств, наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее юридическому лицу.

В отдельную главу — главу 28 — выделены нормы, касающиеся порядка возбуждения дел и составления протоколов об административных правонарушениях.

В КоАП РФ определены органы и должностные лица, которые вправе составлять протоколы и возбуждать дела об административных правонарушениях. В КоАП РФ четко прописан институт обжалования и пересмотра постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях. Не обжалованное и не опротестованное прокурором постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток. Постановление, вынесенное судьей, может быть обжаловано (опротестовано) в вышестоящий суд. В суд обжалуются (опротестовываются) и постановления, вынесенные соответствующими должностными лицами. Таким образом, по всем делам об административных правонарушениях обеспечивается судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Вместе с тем сохраняется возможность обжалования постановлений, вынесенных должностными лицами вышестоящему должностному лицу, что, однако, не исключает последующую подачу жалобы в суд. КоАП РФ предусматривается, что жалоба или протест прокурора на вынесенное постановление по делу должны быть рассмотрены в десятидневный срок со дня поступления, а на постановление о применении к правонарушителю наказания в виде административного ареста — в течение суток.

 

Судья или вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы или протеста не связаны доводами, в них изложенными, и проверяют дело в полном объеме. При этом законность и обоснованность вынесенного постановления должны проверяться не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств. Таким образом, вводятся элементы апелляционного производства, что создает возможность обеспечить своевременное устранение нарушений закона, которые еще довольно часто допускаются при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Для усиления гарантий законности по делам об административных правонарушениях КоАП РФ предусмотрена возможность в установленных случаях судебного пересмотра постановлений, вступивших в законную силу, в том числе и Верховным Судом Российской Федерации.

 

Уголовный кодекс РФ: краткая характеристика

 

Принятый 24 мая 1996 года новый Уголовный кодекс российской Федерации , который сменил уголовный кодекс РСФСР, открыл новую страницу в истории отечественного уголовного права. В первую очередь бросается в глаза, что современный кодекс декларирует приоритет прав и свобод каждого человека, а не интересов страны, как это было записано в советском законодательстве. Он полностью отражает новую социально — экономическую реальность, которая наступила в стране после 1991 года.

Сразу же после прочтения этого закона имеет смысл обратить на вторую и третью статью уголовного кодекса РФ. Там сказано, что каждый человек несет ответственность за совершенные преступления против других лиц. Основными принципами уголовного права объявляются гуманистические ценности, принцип социального равенства независимо от социального, имущественного и других положений, которые человек занимает в обществе.

Также новый уголовный кодекс РФ отличает от советских редакций то, что он не позволяет приписывать вину человеку без объективных ее подтверждений. По сравнению с редакцией 1960 года очень сильно изменена Особенная часть уголовного кодекса, куда введено более 65 составов преступлений, которые не были предусмотрены в кодексе РСФСР. При этом потеряли юридическую силу почти 90 составов, ранее предусматривающих различные наказания. Следует также отметить, что почти во все санкции и диспозиции были внесены изменения.

Уголовный кодекс Российской Федерации состоит из общей и особенной части. Общая включает в себя 16 глав в 6 разделах, в которые входят первые 104 статьи. Она определяет принципы уголовного права, ограничивает действие уголовного кодекса во времени и пространстве, определяет круг лиц. Которые подлежат уголовной ответственности.

Особенная часть включает в себя 19 глав и 6 разделов, она описывает состав преступления и определяет санкции за каждое конкретное противоправное деяние. Законодатель определил, что приоритетом для государства является охрана свободы и безопасности личности. Законодатель ставит такие преступления на первое место. И только после этого идут преступления экономического характера.

Одним словом, новый уголовный кодекс РФ, как уже говорилось выше, открыл новую страницу в истории уголовного права России. Несмотря на большое количество недостатков, которые он имеет, этот документ, бесспорно, имеет огромное значение в развитии и становлении правовой системы нашего государства. Он открыл совершенно новый взгляд на мир и на уголовные преступления, впервые в истории России поставив человека над государством.

 

Семейный Кодекс Российской Федерации - нормативный правовой акт, регулирующий совместно с Конституцией РФ и нормами международного права семейные отношения на территории Российской Федерации. СК РФ вступил в действие 29 декабря 1995 года, заменив собой Кодекс о браке и семье РСФСР.

 

СК РФ основан на следующих основных принципах:

- добровольности брачного союза;

- равенства прав супругов;

- приоритета семейного воспитания детей и заботы об их благосостоянии и развитии;

- укрепления семьи и др.

Семейное законодательство регулирует личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи, устанавливает условия и порядок заключения и прекращения брака, признания брака недействительным и другие положения, непосредственно связанные с семейными отношениями, правами и интересами членов семьи.

Структура Семейного Кодекса Российской Федерации представляет собой 8 разделов, 22 главы и 170 статей:

1) Первый раздел определяет основные положения, принципы и отношения регулируемые Семейным Кодексом.

2) Второй раздел содержит условия и порядок заключения, расторжения и недействительность брака.

3) В третьем разделе СК поясняются права, обязанности и ответственность супругов.

4) В четвёртом разделе установлены права, обязанности и ответственность родителей и детей.

5)Четвёртый раздел посвящён алиментным обязательствам супругов, родителей, детей и других членов семьи, а также формам, способам, размерам, условиям и срокам уплаты алиментов.

6) Пятый раздел определяет формы, условия и порядок воспитания детей, оставшихся без опеки родителей.

7) Седьмой раздел Семейного Кодекса РФ устанавливает положения, регулирующие семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

8) Восьмой - заключительный раздел содержит: порядок введения в действие настоящего Кодекса;

применение норм и правовых актов СК РФ.

 

Трудовой кодекс Российской Федерации - основной законодательный акт, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции Российской Федерации, регулирующий отношения в трудовой сфере. ТК РФ вступил в силу 30 декабря 2001, заменив собой КЗОТ РСФСР.

В ТК определены основные цели трудового законодательства:

- государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;

- создание благоприятных условий труда;

- защита прав и интересов работников и работодателей и др.

В ТК определяются основные задачи трудового законодательства, направленные на создание правовых условий необходимых для достижения максимального согласования интересов работника, работодателя и государства.

Определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:

- свобода труда, включая право на труд;

- запрет принудительного труда и дискриминации в трудовой сфере;

- защита от безработицы;

- равенство прав и возможностей работников;

- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и др.

Структура Трудового Кодекса Российской Федерации представляет собой 6 частей, 14 разделов, 62 главы и 424 статьи:

 

1. Первая часть включает в себя 2 главы, в которых раскрываются основные понятия, принципы, цели и задачи трудового законодательства и трудовых отношений; определены стороны трудовых отношений и основания для их возникновения.

2. Вторая часть состоит из 29 глав, которые посвящены социальному партнёрству в сфере труда. Здесь определены: понятие, основные принципы, стороны, уровни, представители, органы и формы социального партнерства. Уделено особое внимание коллективным переговорам, договорам и соглашениям, устанавливается ответственность сторон социального партнерства и ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора.

3. Треть часть Трудового Кодекса содержит 5 глав, в них отражены основные положения, понятие, стороны, сроки и содержание трудового договора. Также определяются условия заключения, изменения и прекращения трудовых договоров. Уделено внимание таким понятиям как: рабочее время; время отдыха; оплата и нормирование труда; гарантии и компенсации; трудовая дисциплина; трудовой распорядок; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников и охрана труда, определена материальная ответственность работника и работодателя.

4. В четвёртой части размещены 15 глав, которые определят особенности регулирования труда отдельных категорий работников: женщин; лиц с семейными обязанностями; лиц не достигших 18 лет; лиц работающих по совместительству; лиц работающих вахтовым методом и др.

5. В пятой части 8 глав посвящены защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров, ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

6. Шестая часть - это заключительные положения Трудового Кодекса, сроки и порядок введения его в действие.

 

 



2015-11-27 462 Обсуждений (0)
Тема 5. Кодифицированные источники в сфере защиты социальных прав граждан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Кодифицированные источники в сфере защиты социальных прав граждан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)