Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»



2015-11-27 2989 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА» 4.80 из 5.00 5 оценок




ПРЕДМЕТ НАУКИ

Сельскохозяйственные предприятия — объекты исследования ряда экономических, технологических и технических наук, в том числе и науки «Организация сельскохозяйственного производ­ства». Каждая из них имеет свой предмет изучения.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства» изучает закономерности, принципы, формы, системы и методы рационального построения и эффективного ведения производства на сельскохозяйственных предприятиях. Предмет ее изучения — организация сельскохозяйственного производства, представляю­щая собой систему мер, направленную на рациональное использо­вание земельных, материально-технических, трудовых и финансо­вых ресурсов с целью получения наибольшего количества продук­ции с наименьшими затратами и наивысшей рентабельностью.

Основное содержание предмета применительно к подготовке агрономов высшей квалификации включает:

закономерности, принципы и формы организации сельскохо­зяйственного производства;

принципы, формы и организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий;

принципы и факторы построения системы ведения хозяйства и системы растениеводства;

принципы, методы и системы внутрихозяйственного планиро­вания, приемы разработки перспективных, годовых и оператив­ных планов предприятий;

формы и факторы специализации производства, принципы со­четания отраслей, размеры сельскохозяйственных предприятий и их подразделений;

формирование земельной территории и организацию рацио­нального использования земель сельскохозяйственных предприя­тий;

формирование и организацию рационального использования сельскохозяйственной техники, автотранспорта и других средств производства;

формы кооперации и разделения труда, принципы и методы его организации и нормирования.

принципы, формы, виды и системы оплаты труда, тарифную систему;

принципы и условия организации хозяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях в условиях развития рыноч­ных отношений;

принципы, формы и условия внутрихозяйственного расчета, подрядных и арендных отношений;

передовой опыт организации полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства и виноградарства;

организацию хранения, переработки и реализации продукции растениеводства на сельскохозяйственных предприятиях;

приемы и показатели анализа хозяйственной деятельности предприятий и отраслей растениеводства в целях выявления ре­зервов производства и определения направлений их эффективно­го использования.

В своих исследованиях наука «Организация сельскохозяйствен­ного производства» опирается на объективные экономические за­коны. Познание механизма действия, форм проявления этих зако­нов и учет их требований позволяют вскрывать и объяснять зако­номерности рационального построения и эффективного ведения производства.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства» тесно связана с предпринимательством и маркетингом, экономи­кой сельского хозяйства, управлением сельскохозяйственным производством и другими экономическими науками. Они обога­щают друг друга новыми теоретическими положениями по акту­альным проблемам сельского хозяйства.

Наряду с экономическими науками организация производства использует результаты исследований технических и технологичес­ких наук, поскольку техника, технология и организация произ­водства постоянно взаимодействуют. Так, создание новых машин вызывает изменения в приемах возделывания сельскохозяйствен­ных культур и организации трудовых процессов; применение про­грессивной технологии требует совершенствования средств меха­низации и методов труда и т. д.

ЗАДАЧИ НАУКИ

Задачи науки «Организация сельскохозяйственного производ­ства» видоизменяются на разных этапах экономического разви­тия. В период перехода к рыночной экономике основными из них являются следующие.

Разработка рекомендаций по рациональному построению и эффективному ведению производства в новых организационно-правовых формах сельскохозяйственных предприятий. Это обоснование раци­ональных размеров отраслей, площадей под отдельными культу­рами и многолетними насаждениями, численности поголовья жи­вотных, производственной и организационной структур, целесо­образных пропорций и взаимосвязей между сельскохозяйствен­ными угодьями, материально-техническими и трудовыми ресурсами при разных уровнях специализации и концентрации производства.

Организационно-экономическое обоснование систем ведения хо­зяйства. Специализация предприятий и укрупнение отраслей со­здают условия для перевода производства продукции на индустри­альные методы, что влечет за собой изменение техники, технологии и организации, а, следовательно, и всей системы ведения хо­зяйства. Ускорению такого процесса в отраслях растениеводства способствует применение более совершенных систем земледелия и в целом систем ведения хозяйства. Эти системы нуждаются в постоянном улучшении в соответствии с развитием материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Необходи­мо их организационно-экономическое обоснование по природ­ным зонам и экономическим районам с учетом конкретных усло­вий производства.

Разработка методов ускорения темпов повышения производительности труда, за счет чего можно увеличивать производство продукции. Отсюда необходима система мер, позволяющая более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы и предус­матривающая наряду с комплексной механизацией и автоматиза­цией процессов внедрение новых форм и методов организации труда, прогрессивных норм выработки и обслуживания, совер­шенствование систем оплаты, экономное расходование рабочего времени на всех участках производства, устранение простоев и не­производительных затрат, сокращение текучести кадров, закреп­ление их на селе и др.

Совершенствование хозрасчетных отношений и методов экономи­ческого стимулирования сельскохозяйственного производства — одна из важных задач. Она включает систему мер по созданию условий для хозяйственной самостоятельности, инициативы и предприим­чивости предприятий, обеспечению их самоокупаемости и само­финансирования, организации внутрихозяйственных экономи­ческих отношений, повышению материальной заинтересованнос­ти в увеличении производства продукции, улучшении ее качества, экономном расходовании средств и получении большей суммы прибыли.

Совершенствование производственных связей и экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с другими зве­ньями АПК. Эта задача включает, прежде всего, совершенствование содержания, порядка заключения и исполнения договоров с пред­приятиями и организациями по материально-техническому снабжению, производственному обслуживанию, строительству, заготовке, переработке и реализации продукции, а также повыше­ние экономического стимулирования за конечные результаты и материальную ответственность партнеров за невыполнение дого­ворных обязательств.

Разработка рекомендаций по совершенствованию организации отдельных растениеводческих и других отраслей. Эта задача охваты­вает широкой круг вопросов: обоснование рациональных разме­ров и сочетания отраслей с учетом спроса на продукцию, совер­шенствование структур посевов и многолетних насаждений, орга­низации труда и его оплаты исходя из особенностей каждой отрас­ли, уточнение систем показателей для оценки структур посевов и насаждений, полевых, кормовых, овощных, плодовых, ягодных культур, винограда, их сортов и гибридов, севооборотов, культурооборотов и пастбищеоборотов, а также степени прогрессивнос­ти технологий и агротехнических мероприятий.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства», ре­шая поставленные перед ней задачи, вооружает руководителей и специалистов методами рационального ведения производства, эф­фективного использования земли, материально-технических, тру­довых и финансовых ресурсов, достижения высоких экономичес­ких показателей.

МЕТОДЫ НАУКИ

Под методом науки понимают способ познания изучаемого предмета.

Методологическая основа науки «Организация сельскохозяй­ственного производства», как и других наук - всеобщий метод по­знания природы, общества и человеческого мышления - диалектичес­кий материализм. Он учит рассматривать все явления в их взаимо­связи и взаимодействии, в переходе количественных изменений в качественные, в единстве и борьбе противоположностей, в борьбе нового, прогрессивного со старым, отживающим.

В соответствии с этим наука «Организация сельскохозяй­ственного производства» изучает закономерности, принципы, формы и системы рационального построения и ведения произ­водства не изолированно, а в тесной связи с уровнем развития всего агропромышленного комплекса и производительных сил страны, а также с учетом природных и экономических факторов. Это касается не только предприятия в целом, но и каждой его отрасли, подразделения, решения того или иного организацион­ного вопроса.

Например, разработка и внедрение внутрихозяйственных экономических отношений обусловлены необходимостью более эффективного использования земли, техники и трудовых ресурсов. При этом учитывают всё взаимосвязанные факторы производства, которые влияют на конечный результат. Специализацию и разме­ры подразделений, профессиональный состав работников, пло­щадь сельскохозяйственных угодий, количество тракторов, сельс­кохозяйственных машин и другой техники устанавливают с таким расчетом, чтобы коллективы могли самостоятельно выполнять ос­новную часть работ по производству предусмотренной договором продукции. Договорные условия определяют на основе обосно­ванных технологических и организационно-экономических ме­роприятий. Оплату труда ставят в зависимость от суммы получен­ного дохода.

Руководствуясь требованиями диалектического материализма, наука "«Организация сельскохозяйственного производства» рас­сматривает происходящие на предприятиях процессы также с точ­ки зрения перехода постоянных количественных изменений в ка­чественные. Это позволяет выявлять прогрессивные направления в развитии производства и при осуществлении мероприятий по его улучшению ускорять тот или иной процесс.

В качестве примера можно привести совершенствование форм организации труда в колхозах. В первые годы их создания приме­нялась в основном кооперация труда. Затем по мере специализа­ции производства и концентрации полеводства, кормопроизвод­ства, овощеводства, садоводства, виноградарства и других отрас­лей, повышения уровня механизации процессов на смену просто­му коллективному труду пришла более сложная бригадная форма организации, основанная не только на кооперации, но и на разде­лении труда по операциям. Были созданы комплексные, отрасле­вые и специализированные бригады.

Дальнейший рост оснащенности колхозов техникой, особенно после реорганизации машинно-тракторных станций, ускорил вне­дрение такой прогрессивной формы организации труда, как меха­низированная бригада, в которой соединены все факторы произ­водства — земля, рабочая сила и техника. Создание систем ма­шин вызвало необходимость применения новых форм организа­ции труда. Получили распространение звенья комплексной механизации с закреплением 2—3 пропашных культур, механи­зированные звенья по обслуживанию всего севооборота, специа­лизированные отряды и комплексы (по заготовке и внесению удобрений, защите растений, мелиоративные, уборочно-транспортные и др.). Новые качественные изменения вносит в орга­низацию труда индустриализация производства продукции рас­тениеводства. Переход от простой кооперации к обслуживанию поточных процессов сопровождается повышением производи­тельности труда.

Исходя из положения диалектического материализма о един­стве и борьбе противоположностей как источника всякого разви­тия, наука «Организация сельскохозяйственного производства» вскрывает противоречия в происходящих процессах, выявляет среди них наиболее прогрессивные движущие силы и разрабаты­вает организационные меры, обеспечивающие внедрение нового, передового.

Борьба противоположностей характерна для процесса специа­лизации производства на сельскохозяйственных предприятиях. С одной стороны, многообразные условия позволяют им развивать несколько взаимно дополняющих друг друга отраслей. С другой — возрастающий уровень производительных сил страны и фондооснащенности предприятий требует укрупнения производства, что не всегда возможно при многоотраслевом хозяйстве. Разрешение такого противоречия находит свое выражение в постоянном уг­лублении специализации и повышении концентрации производ­ства. С этой целью были укрупнены мелкие колхозы, проведена внутрихозяйственная специализация, организованы узкоспециа­лизированные предприятия, созданы тепличные комбинаты, осуществляется специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интег­рации.

Согласно учению диалектического материализма, основой по­знания является практика, которая находится в неразрывном единстве с теорией. Исходя из этого наука «Организация сельско­хозяйственного производства» опирается в своих исследованиях на передовой опыт предприятий, накапливая и обобщая конкрет­ные факты и проверяя на практике вытекающие из них теорети­ческие положения и выводы. Она использует категории и приемы исследования, выработанные диалектическим материализмом.

В число категорий исследований, т. е. основных понятий, отра­жающих наиболее общие и существенные свойства и отношения явлений, включаются единичное, особенное и всеобщее, качество и количество, причина и следствие, содержание и форма, возмож­ность и действительность к др. Они находятся в определенной связи между собой и позволяют глубоко и объективно познавать процессы, происходящие на предприятиях.

Из приемов исследований важное значение в познании законо­мерностей построения и ведения сельскохозяйственного произ­водства имеют анализ и синтез, индукция и дедукция.

Изучение научных факторов начинается с анализа, под кото­рым понимают разложение целого на составные части и исследо­вание каждой из них. Это необходимо потому, что организацион­но-экономические процессы на сельскохозяйственных предприя­тиях сложны и многогранны. Их трудно охватить без расчленения на более простые элементы и выявления отдельных сторон, свойств, связей.

После анализа проводится синтез — составление составных элементов в единое целое. Он позволяет создать целостную карти­ну процесса, понять его внутреннюю структуру, характер дей­ствия, закономерности развития. Анализ и синтез дополняют друг друга, так как без изучения отдельных элементов невозможно по­знать целое, а без изучения целого нельзя уяснить роль каждого элемента в его составе.

Переход от анализа факторов к их теоретическому синтезу осуществляется с помощью индукции. Суть ее — умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям. Другой вид умозаключения — дедукция, при которой новое положение выводится при движении от общего к частному. В процессе позна­ния индукция и дедукция взаимосвязаны и дополняют друг друга так же, как анализ и синтез.

Применение этих приемов исследования можно показать упро­щенно на примере изучения трудовых процессов и установления типовых норм выработки. При наблюдении трудовой процесс рас­членяют на составные элементы, определяют затраты времени на выполнение каждого из них, а также количественные и каче­ственные показатели нормообразующих факторов и работы ис­полнителей. Полученные материалы обрабатывают, анализируют и затем синтезируют в единое целое в виде проекта рациональной организации трудового процесса, проектного баланса рабочего времени смены и нормы выработки при оптимальных условиях работы. После этого норму проверяют на практике, корректируют и рекомендуют в качестве типовой для внедрения с соответствую­щими поправочными коэффициентами на местные нормообразующие факторы.

В данном примере переход от анализа результатов отдельных наблюдений к построению рационального трудового процесса и разработке типовой нормы осуществляется с помощью индук­тивных обобщений. Возможность широкого их применения ус­танавливается посредством следующего дедуктивного вывода. Если в хозяйстве проведена паспортизация полей и определены показатели нормообразующих факторов, для которых разработа­ны типовая норма выработки и поправочные коэффициенты, оно может пользоваться этой нормой применительно к своим ус­ловиям.

В процессе познания наука «Организация сельскохозяй­ственного производства» использует также и другие методы ис­следований: статистический, монографический, эксперимен­тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математичес­кие. Основа их правильного применения — диалектический ма­териализм, его законы, категории и приемы изучения реальной действительности.

Статистический метод используют при исследовании массо­вых сопоставимых явлений с целью установления их взаимосвя­зей, закономерностей развития и влияния на конечные результаты производства. Основной прием этого метода — группировка, ко­торая представляет собой расчленение совокупности явлений на однородные группы по наиболее существенным признакам. Применяют статистический метод при изучении типов сельскохозяй­ственных предприятий, специализации, сочетания отраслей, раз­меров хозяйств и их подразделений, а также других вопросов орга­низации производства. Часто используют и такие статистические приемы, как определение средних и относительных величин, по­строение рядов динамики, расчет индексов, дисперсионный и корреляционный анализ.

Сущность монографического метода состоит в подробном изу­чении отдельных явлений, типичных для совокупности, с целью всестороннего раскрытия тех или иных закономерностей. С по­мощью этого метода изучают передовые предприятия и их под­разделения, прогрессивные системы земледелия, способы орга­низации трудовых процессов, системы оплаты труда и т. д. Это позволяет правильно решать организационные вопросы в других хозяйствах, расположенных в сходных природных и экономичес­ких условиях. Монографическое исследование целесообразно проводить и на отстающих предприятиях для установления недо­статков, выявления резервов и разработки направлений их раз­вития.

Экспериментальный метод применяют при проверке в производственных условиях и обосновании эффективности внедрения новых форм и способов организации производства. Во время экс­перимента учитывают количественные и качественные результа­ты, которые затем обрабатывают и сравнивают с показателями тех хозяйств, где он проводился. Если результаты лучше и подтверж­дают теоретические положения, новые формы и способы органи­зации производства рекомендуют для внедрения. Так, на основе эксперимента создаются межхозяйственные и агропромышленные формирования, осуществляется перевод производства на индуст­риальные методы. Его используют при рационализации трудовых процессов, определении типовых норм, разработке прогрессив­ных систем оплаты труда.

Расчетно-конструктивный метод предусматривает разработку нескольких вариантов решения организационно-экономической задачи, из которых выбирают наиболее эффективный, отвечаю­щий интересам государства и предприятия. Конструктивные рас­четы базируются на научно обоснованных технико-экономичес­ких нормативах и соблюдении одинаковых условий для каждого варианта. Эффективным считается тот из них, который обеспечи­вает получение наибольшего количества продукции с единицы земельной площади при наименьших затратах труда и средств, а также наивысшую рентабельность производства и окупаемость капитальных вложений. Этот метод применяется при определе­нии перспектив развития хозяйства, например при обосновании специализации и сочетания отраслей, выборе системы земледе­лия, структуры посевов и многолетних насаждений, севооборо­тов и т. п.

Экономико-математические методы — это способы нахожде­ния оптимальных вариантов путем разработки экономико-мате­матических моделей и решения задач с помощью электронно-вы­числительной техники. Они позволяют сравнительно быстро выб­рать эффективные пути осуществления того или иного организа­ционно-экономического мероприятия при наличии множества взаимосвязанных факторов. Экономико-математические методы широко используют при оптимизации структуры посевов, специа­лизации производства и сочетания отраслей, распределения удоб­рений, состава и использования машинно-тракторного парка и др. Применение экономико-математических методов студенты агро­номических специальностей изучают в специальном курсе.

Контрольные вопросы

1.Раскройте основное содержание науки «Организация сельскохозяйственно­го производства».

2.В чем состоят задачи науки «Организация сельскохозяйственного производства»?

3.Какие методы и приемы исследований применяет наука «Организация сель­скохозяйственного производства»?

4.Какие методы используют для нахождения наилучших вариантов решения организационно-экономических задач?

Г л а в а 2



2015-11-27 2989 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА» 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2989)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)