Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Российский государственный педагогический университет Им. А. И. Герцена»
Институт педагогики и психологии Социально-педагогическое консультирование Социально-педагогическая диагностика
Студентки 4 курса 9СПП группы заочной формы обучения по направлению 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» Краснова В.Б. Преподаватель:Курагина Галина Салихьяновна
Санкт – Петербург 2015 Социально-педагогическая диагностика и консультирование
Ребенок 6 лет ходит в подготовительный класс. Родителей беспокоит то, что ребенок плохо общается со сверстниками и преподавателями, проявляет агрессию, эгоизм, жадность. Родители хотят исправить положение, но не знают как.
Клиент: Родители. Обратились добровольно. Социальный статус положительный. Обеспеченный.
Диагностика: Беседа с ребенком на предмет общения со сверстниками. Применение диагностических методик: Методика «Круг» Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины. Группе испытуемых предлагается как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребенку дается лист бумаги с нарисованной окружностью диаметром 19 см и цветной карандаш. Любой выход за пределы черты считается за ошибку, а большое количество ошибок влечет за собой наказание – исключение из игры. Перед началом работы экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются всей группе, каждому из вас», – и по его сигналу испытуемые одновременно начинают вести карандаши по окружности от вертикальной отметки в направлении слева – вниз. Спустя 5-10 секунд работа останавливается; дети отмечают вертикальной чертой место остановки и кладут карандаши. Далее экспериментатор сообщает, что в группе назначается «бригадир», который является ответственным за выполнение общей задачи, но ошибки каждого участника игры будут засчитываться одному «бригадиру», поэтому в случае большого количества ошибок исключение из игры грозит лишь ему одному. После того как смысл инструкции становится понятным для каждого испытуемого, экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются бригадиру», – и работа возобновляется: от вертикальной отметки дети ведут свои карандаши по окружности то количество секунд, что и в предыдущем случае. Ситуации интегрального и порционального санкционирования повторяются, чередуясь 6-8 раз, при этом время замеров остается постоянным. Поскольку для детей является очевидной прямая зависимость качества выполнения задания от скорости (чем быстрее, тем больше ошибок и наоборот), то при наличии побуждения уберечь от наказания своего товарища каждый ребенок в группе должен работать максимально осторожно, по крайней мере, в той же степени, в какой он работал при собственном наказании, поэтому скорость при парциальном санкционировании, когда за ошибки должен наказываться «бригадир», должна быть меньше или такой же, как при интегральном, т.е. Vn–Ve=0, где V=S/T. Постоянное T выполнение задания в обеих ситуациях наложения штрафных санкций дает возможность судить о скорости (а значит, о побуждении избежать ошибок) по протяженности пути, т.е. по суммарной длине дуги, прочерченной ребенком в ситуации интегральной штрафной санкции по сравнению с ситуацией парциальной. Положительная (или нулевая) разность между суммой «длин отрезков» в интегральной и порциальной сериях свидетельствует об усилиях, затраченных индивидами в группе по избежанию наказания своего товарища, т.е. о наличии гуманного отношения вследствие действенной идентификации с ним, отрицательная разность будет свидетельствовать об отчуждении детей от наказываемого («бригадира»). Источник: Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с. Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье» Подготовка исследования. Предложить родителям в общении с ребенком 3-7 лет дома создать специальные ситуации. Проведение исследования. В повседневном общении дома родители создают специальные ситуации и фиксируют поведение ребенка:
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:
При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности сочувствия и его влиянии на поведение ребенка. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 1995 г.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |