Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА



2015-11-27 584 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«СИСТЕМА ПРАВА»

ПЛАН:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Стр.

Организационно-методические указания…………...………………..…….. 4

Список использованной литературы ……………………………...……….5 - 6

Введение …………………………………………………………………….. 7

1. Понятие, признаки и структурные элементы системы права ………….......... 8-16

2. Предмет и метод правового регулирования ……….……….…………….......16-28

3. Общая характеристика отраслей российского права…...………………….....28-31

4. Соотношение системы права и системы законодательства ……………........32-34

Выводы……………………………………………………………………...... 35

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии, признаках и структурных элементах системы права.

2. Выделить различные критерии, т.е. предмет и метод правового регулирования в делении отраслей права. Определить основные методы правового регулирования и охарактеризовать их.

3. Классифицировать отрасли права на материальные и процессуальные; отрасли права на частные и публичные; определить место международного права.

4. Охарактеризовать отрасли российского права – по предмету, методу и источникам.

5. Установить различие между системой права и системой законодательства, системой права и правовой системой.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распределение учебного врем.
  Введение 10 мин
1. Понятие, признаки и структурные элементы системы права 20 мин
2. Предмет и метод правового регулирования 20 мин.
3. Общая характеристика отраслей российского права 15 мин.
4. Соотношение системы права и системы законодательства 15 мин.
  Заключение 10 мин.
  ИТОГО 1 час 30 мин

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Байтин М.И. Метод регулирования в системе права: виды и структура// Журн. Рос. Права. 2006. № 2. С. 84-95.

2. Бастрыкина О.А. Система права: понятие и соотношение с правовой системой // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. СПб., № 7. 2006. С. 48-52.

3. Каменко И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права // История государства и права. 2008. № 1. С. 4-5.

4. Паулов П.А. О соотношении системы законодательства и системы права // Право и государство: теория и практика. 2008. № 7. С. 6-9.

5. Яцентюк П.Л. Система права и система законодательства: вопросы соотношения // Актуальные проблемы гуманитарной науки и гуманитарного образования. Сборник научных трудов. СПб., 2007.С 229-234.

 

Дополнительная литература:

1. Байтин М.И. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства//Изв. вузов. Правоведение. 2004. № 4. С. 29-40.

2. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. №1. С. 25-34.

3. Баранов В.М. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России. Учебное пособие. Н.Новгород, 2002.

4. Баркалов С.В. Понятие системы права. Соотношение системы права и правовой системы // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. СПб., 2005. № 2 (27). С. 5-9.

5. Баршиц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2001. №2.

6. Бобылев А.И. Проблемы правопонимания, формирования системы права и системы законодательства // Право и политика. 2002. № 2. С. 7-15.

7. Гущина Н.А. Система прав и система законодательства: соотношение и некоторые перспективы развития // Правоведение. 2003. № 5. С. 198-204.

8. Гущина Н.А. Система права и система законодательства: соотношение, перспективы развития// Изв. вузов. Правоведение. 2003. № 5. С. 198-205.

9. Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное: Поиск критериев// Юрист. 2002. № 9. С. 2-13.

10. Киримова Е.А. О системообразующих критериях современного российского права // Правоведение. 2002. № 5.

11. Киримова Е.А. О структурном составе системы российского права// Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 2.

12. Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права// Правоведение. 2003. № 3.

13. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. №1.

14. Мозолин В.П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001г.) // Государство и право. 2003. №1. С. 107-113.

15. Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002. № 4. С. 78-101.

16. Радько Т.Н. Система права, система законодательства, правовая система (взаимосвязь и различие)// Вестник Академии права и управления. 2003. № 3.

17. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. №1.

18. Сырых В.М. Комплексные институты как компонент системы Российского права // Журнал российского права. 2002. №10. С. 22-27.

ВВЕДЕНИЕ

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».

В переводе с греч. «система» - означает «целое, составленное из частей». С философской точки зрения система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ по меньшей мере на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представления о внутренней структуре (организации) права.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты и другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

 

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

Термин «система» является универсальным и имеет чрезвычайно широкую область применения. Система – это совокупность объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями элементов, которая представляет собой определенную целостность и единство. Каждый элемент системы в свою очередь может быть расчленен на ряд составляющих. Поэтому система, как правило, является многоуровневой и включает в себя компоненты, представляющие собой сложные явления и предметы.

Система – (философ. категория) – это некое целостное явление состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Система права – ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы.

Признаки (черты) системы права: 1)единство, 2)различие, 3)взаимодействие, 4)способность к делению, 5)объективность, 6)согласованность, 7)материальная обусловленность.

1) Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

2) В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. 4) Способность к делению.Поэтому они делятся на отельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

3) Взаимодействие. В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, нов целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям.

5) Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

7) Материальная обусловленность. В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, 6)но также быть внутренне согласованнымвыражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Структурные элементы системы права:

1.Первичным элементом системы права является НОРМА ПРАВА, т.е. установленное государством общеобязательное правило поведения.

Норма права – это элемент системы права, его «кирпичик», «атом», более не делимый (хотя и имеющий сложную внутреннюю организацию в виде определенным образом взаимосвязанных диспозиции, гипотезы и санкции). В системной организации права правовые нормы не существуют обособленно: в зависимости от своего предметного назначения они объединяются в более общие образования – институты права.

2. Нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют ИНСТИТУТ ПРАВА (правовой институт) .

Институт права – это основной элемент системы права, совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Нормы, включаемые в правовые институты, регламентируют лишь отдельные участки, фрагменты стороны общественной жизни. Они не охватывают все стороны регулируемого вида общественных отношений, поэтому возможностью самостоятельного регулятивно-охранительного воздействия на общественные отношения не обладают.

Признаками институтов права, являются:

а) юридическое единство правовых норм (нормы, входящие в правовой институт, образуют целостный комплекс, единство содержания которого выражается в общих положениях, правовых принципах, совокупности используемых правовых понятий, единстве правового режима регулирования);

б) однородность фактического содержания (каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей);

в) нормативная обособленность (закрепление норм, образующих правовой институт в отдельных главах, разделах, частях и иных структурных компонентах нормативных правовых актов);

г) полнота регулируемых отношений (институт права включает в себя правовые нормы различных видов (дефинитивные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и др.), которые в комплексе имеют возможность регулировать все стороны соответствующей группы общественных отношений и призваны обеспечивать полноту правового регулирования).

Например, Конституционное право: - институт гражданства, институт выборов.

Гражданское право: - институт купли-продажи; - институт найма жилого помещения, институт дарения.

Уголовное право – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости.

Административное право – институт должностного лица.

Семейное право – институт брака.

Трудовое право – институт заработной платы, институт трудовой дисциплины.

 

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся

1) по отраслям права:

- гражданские,

- уголовные,

- административные,

- финансовые и т.д.

Сколько отраслей – столько соответствующих групп и институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации.

2) по содержанию:

- простые (отраслевые);

- сложные (межотраслевые, или комплексные).

Отраслевой институт состоит из норм одной отрасли права (например, институт соучастия в преступлении, помилования – в уголовном праве; институты сделок, мены, дарения – в гражданском праве.

Межотраслевой (комплексный) институт – из норм двух и более отраслей. Например, институт собственности – который является предметом регулирования, в частности конституционного, гражданского, семейного, административного отраслей права; институт опеки и попечительства, институт ответственности работодателя за повреждение здоровья работника на производстве, который является одновременно и институтом гражданского права.

3) по структуре правовые институты делятся на простые и сложные. Простой институт, как правило, небольшой, и не содержит в себе никаких других подразделений. Например, институт поручения, институт комиссии, институт публичного конкурса и т.д.

Сложные правовые институты, относительно крупный, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя субинститут штрафа, неустойки, ответственности.

4) по функциональной ролиправовые институты бывают регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

- регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений (например институт мены),

- охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права, например, институт уголовной ответственности),

учредительные- закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных организаций, органов, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

5) по субординации в правовом регулировании:

- материальные институты (например, институт подряда);

- процессуальные институты (например, институт возбуждения уголовного дела).

 

3. Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на СУБИНСТИТУТЫ.

Субинституты представляют собой группы норм права в рамках одного правового института, которые выражают некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений.

Например: - в семейном праве правовой институт алиментных обязательств подразделяется на субинституты: алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семей.

- в гражданском праве в институте купли-продажи субинститутом является розничная купля-продажа; в институте ренты в качестве субинститутов выступают постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; в институте поставки – субинституты штрафа, неустойки, ответственности;

- в уголовном праве в институте назначения наказания выделяется субинститут назначение наказания несовершеннолетним;

- в трудовом праве в институте охраны труда – субинститут охраны труда женщин.

4. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует ОТРАСЛЬ ПРАВА (земельное право, уголовное право, трудовое право, гражданское право и др.).

Образование любой новой отрасли не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально-экономической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося в конечном счете в унификации и обособлении. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных общественных отношений; б) их удельный вес в системе социальных взаимосвязей; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих общественных отношений, нуждающихся в правовом урегулировании. Отрасль права не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Каждой отдельной отрасли права присущ свой режим правового регулирования. Особенностью системы права является то, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют, а наоборот, дополняют друг друга, охватывают своим воздействием разнородный слой общественных отношений.

Многие из отраслей отечественного права в настоящее время претерпевают уточнение, предметов своего регулирования, корректировку границ со смежными комплексами институтов права. Во многом именно поэтому в юридической литературе называется различное количество отраслей, существующих в системе российского права.

Отрасли праваможно классифицировать:

1) по месту и роли в системе правового регулирования:

а) основные отрасли;

б) производные отрасли.

К основным отраслям относятся, такие, предмет регулирования которых четко определен и отграничивается по существенным признакам от иных сфер жизнедеятельности общества. Основными отраслями являются конституционное право, гражданское право, уголовное право и административное право.

К производным отраслям относятся такие, предмет регулирования которых «вычленяется» из предмета регулирования основной отрасли и вне этой сферы общественных отношений существовать не может. Так, производными от гражданского права являются семейное право, трудовое право, гражданско-процессуальное; производными от уголовного права – уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право и т.п.

2) по способу регулирования общественных отношений:

а) отрасли материального права;

б) отрасли процессуального права.

Материальные отрасли права (материальное право)прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное право, уголовное право, гражданское право, административное право и др.

Процессуальные отрасли права (процессуальное право) призваны определять процедуру реализации материального права, обеспечивать порядок применения материального закона. Они регулируют организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права.

В отечественном праве выделяются пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный. Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях.

Характерными чертами отрасли права являются следующие:

1. Общие системные признаки – функциональность и субстанционность в их сочетании характеризуют отрасль права как самостоятельный элемент системы права.

2. Каждая отрасль права имеет свой предмет и объект регулирования, которые тесно соотносятся между собой, но не совпадают.

3. Каждой отрасли права присущ определенный метод или совокупность методов правового регулирования.

4. Наличие определенного режима, как особой системы правового воздействия, с помощью которой отрасль права становится относительно замкнутым «механизмом регулирования».

 

 

5. Поскольку различные сферы общественных отношений далеко не одинаковы по своей масштабности, кругу участников и иным признакам, неравнозначны по объему и роли в процессе воздействия на общественные отношения также и отрасли права. В результате в рамках наиболее крупных отраслей права имеются ПОДОТРАСЛИ.

Например, в гражданском праве имеются подотрасли: жилищное право, наследственное право, авторское право, право собственности, обязательственное право;

- в трудовом праве – трудовой договор (контракт), пенсионное право;

- в конституционном – муниципальное право, избирательное право, парламентское право, конституционно-процессуальное право;

- в финансовом праве – бюджетное право, налоговое право, банковское право и т.д.

В отличие от правового института Подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является. В небольших и тесно консолидированных отраслях права, в частности процессуальных отраслях, земельном, семейном подотраслей вообще нет.

При определенных обстоятельствах Подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права. Так, из отрасли гражданского процессуального права выделяется в качестве самостоятельной отрасли арбитражное процессуальное право.

Таким образом, структурными частями системы права являются: 1) норма права, 2) субинститут права, 3) институт права, 4) подотрасль права, 5) отрасль права. Между всеми этими структурными частями системы права имеются сложные предметно-функциональные связи, обеспечивающие единство данной системы и позволяющие отграничивать право от других социальных явлений.

 



2015-11-27 584 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)