Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА



2015-11-27 1196 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

ПЛАН:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Стр.

Организационно-методические указания………….………………….. 4

Список использованной литературы ………………………………….. 5

Введение ……………………………………………………………….. 6 - 8

1. Общая характеристика теорий происхождения государства………….. 9 -23

2. Первобытное общество: экономика, структура, власть,

управление, нормативное регулирование…………………………………...23-30

3. «Восточный» и «западный» пути возникновения государства………. ..30-41

4. Исторические предпосылки права. Отличие права от социальных норм

первобытного общества……………………………………………………....41-45

Выводы………………………………………………………………… 45-47

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Охарактеризовать основные теории происхождения государства: перечислить представителей, время возникновения, суть теории.

2. Достижение достаточно ясных представлений о первобытном обществе: раскрыть экономику, структуру, власть, управление, нормативное регулирование отношений в первобытном обществе.

3. Определить «восточный» и «западный» пути возникновения государства.

4. Установить исторические предпосылки права. Определить отличие права от социальных норм первобытного общества.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распределение учебного врем.
  Введение 10 мин
1. Общая характеристика теорий происхождения государства. 25 мин
2. Первобытное общество: экономика, структура, власть, управление, нормативное регулирование. 15 мин.
3. «Восточный» и «западный» пути возникновения государства. 15 мин.
4. Исторические предпосылки права. Отличие права от социальных норм первобытного общества. 15 мин.
  Заключение 10 мин.
  ИТОГО 1 час 30 мин

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

 

1. Жеребцова Е.Е. Основные концептуальные положения естественно-правовой теории происхождения государства и права // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. 2008. № 1 (19). С. 50-57.

2. Жилинская В.С. Специфика теологической теории происхождения государства (на примере взглядов религиозных писателей римско-католической церкви) // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. 2006. № 1 (3). С. 8-15.

3. Серегин А.В. Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества // Правоведение. 2006. № 1. С. 197-206.

 

Дополнительная литература:

1. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство. // Философия права. - 2000. - N 1. - С. 80-87.

2. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси. // Вопросы истории. - 2000. - N 3. - С. 51-61.

3. Брояка Ю.В.Органическая теория происхождения государства А.Д Градовского // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 6. С. 23-28.

4. Воронкова Д.В. Инцестовая теория происхождения государства и права // Социальные, экономические и правовые аспекты борьбы с преступностью. Сборник материалов научно-практической конференции (26 мая 2006 г., г. Рязань). 2006. С. 19-22.

5. Зарицкий А.В. Теория насилия происхождения государства Л. Гумпловича и К. Каутского // Закон и право. 2003. № 8 С. 70-74.

6. Корнев В.Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России // Право и политика. 2005. № 5. С. 69-77.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всex случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

Помимо общепризнанных мнений и суждений в вопросах происхождения государства и права нередко имеют место прямые искажения данного процесса, сознательное игнорирование ряда весьма существенных для его глубокого и всестороннего понимания фактов.

Дело, однако, заключалось не только и даже не столько в преднамеренном сокрытии «действительного, естественного способа» возникновения государства и права, сколько в различном понимании сути и самой значимости этого способа. Ведь один подход к пониманию ее естественного способа возникновения государства и права может быть связан, скажем, с естественным развитием экономики и общества, на базе или в рамках которых возникают государство и право, и совершенно другой - с естественным развитием общей культуры людей, их интеллекта, психики, наконец, здравого смысла, приведших к осознанию объективной необходимости формирования и существования государства и права.

Кроме этого, при рассмотрении проблем возникновения государст­ва и права важно учитывать и то, что сам процесс появления государства и права далеко не однозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений, институтов и учреждений. А с другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, ин­ститутов и учреждений.

Отмечая неоднозначный, двойственный характер процесса возникно­вения государства и права, известный российский правовед Г. Ф. Шершеневич писал еще в 1910 г., что этот процесс непременно нужно исследовать, как минимум, в двух плоскостях. Важно исследовать, каким образом впервые в недрах общества зародилось государство. Это - одна плоскость, одно восприятие процесса возникновения госу­дарства и права. И совсем иначе ставится вопрос, когда исследуется, каким образом в настоящее время, когда почти все человечество живет в государственном состоянии, возможны новые государственные образо­вания.

Необходимость такого дифференцированного подхода к исследова­нию процесса возникновения государства и права обусловливается тем, что в том и другом случае существуют разные условия возникновения и развития данного процесса, далеко не одинаковые причины возникновения этого явления, значительно отличающиеся друг от друга зако­номерности их становления и последующего развития.

Если, например, на ранних этапах развития государства и права до­минирующую роль играли объективные, естественные факторы, то на Последующих стадиях развития государственно-правовой материи, при смене одних, отживших свой век государств и правовых систем, други­ми, вновь возникающими государствами и правовыми системами, наряду с объективными факторами трудно переоценить роль субъективных факторов.

Не случайно поэтому при рассмотрении процесса возникновения одних государств и правовых систем на месте других по мере созревания общества все чаще стали обращать внимание не только на такую пре­имущественно естественную форму развития государственно-правовой материи, как эволюция, но и на такую содержащую в себе значитель­ный субъективный заряд форму, как революция.

Отнюдь не случайно также в многочисленных научных и художест­венных изданиях наряду с различными объективными факторами, предо­пределяющими процесс замены одних государств и правовых систем другими, все большее внимание стали уделять и субъективным факторам. В равной мере это относится как к древнему миру - первоначальному периоду смены одних государственно-правовых систем другими, так и к средневековью и, разумеется, к настоящему времени.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Человек как биологический вид существует более двух миллионов лет. Примерно 40 тысяч лет назад появился предок современного человека – кроманьенский человек.

Самые первые государства возникли около пяти тысяч лет назад, на рубеже четвертого и третьего тысячелетия до нашей эры; таким образом, государственность – относительно недавнее изобретение человечества. Абсолютно большую часть своей сознательной истории человек жил вне государственно-организованного общества.

Государство – явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев).

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы. Во-вторых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. В-третьих, историческая и этнографическая наука дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

 

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – (от греч. theos - бог, logos – понятие учение) является одной из самых древних.

Авторы теории: 1) Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг. н.э.);

2) Фома Аквинский (1225-1274);

3) современные идеологи католической церкви (неотомист - Жак Маристен, Мерсье;

4) современные идеологи исламской религии.

Теория получила распространение в средневековье в трудах Аквинского; в настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.

Суть теории: состоит в том, что по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога:

Государство, его институты, власть – вечны, незыблемы, святы, их возникновение (а значит, и упразднение) не зависит от воли человека, являются выразителями воли Бога на земле.

Необходимость – 1) принять государство и власть как данность, полученную свыше; 2) признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи – представители Папы и через него Бога в своих государствах); 3) полностью и во всем подчиняться власти – небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; 4) не пытаться изменить установленный Богом порядок.

 

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Ее создатели считали (Фома Аквинский – XIII в., Ж. Маристен, Лебюфф, Эйве, Кост-Флорэ), что творец всего сущего на Земле, в том числе государства – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Государство вечно существует в силу божественной воли; а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.

Государь является посланником Божьим на земле, как по учению римской церкви, Папа – наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских.

В силу этого государственная власть – вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли.

2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ также возникла в древности, была распространена в Древней Греции и Риме.

Авторы теории: У истоков стоял древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э. – т.е. III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский, Покровский и др.).

Суть теории: по мнению авторов государство возникает по модели семьи (то есть государство – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

1) Монарх является отцом всего народа; 2) благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; 3) король действует во благо подданых, охраняет и защищает их (как отец – членов семьи); 4) власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; 5) подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

Аристотель, который считал, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи, к образованию патриархальной семьи. Увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти, которая выступает неограниченной.

Зачем нужна была эта теория? Затем, чтобы показать, что власть монарха, какой бы суровой она не была, является священной, так же как власть отца. Отец может наказать ребенка, побить, но это отец и к нему надо относится с сыновьим почтением. Точно так же следует относится и к монарху. Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Подобный способ обоснования власти монархов был востребован в различных государствах. Так в XVII в. англичанин Р. Фильмер в книге «Патриарх» доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. Тем самым обосновывается законность власти абсолютной монархии.

В России – социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский; историк М.Н. Покровский считали, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской (в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех).

Из этой теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти, поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха».

3. ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ (или теория договорного происхождения государства (естественного права)) – в Древней Греции софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство строится на взаимном договоре людей».

Авторы теории: Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII - XVIII вв.

- голландские мыслители и правоведы - Гуго Гроций (1583-1646гг.) и Б. Спиноза;

- англичане – Томас Гоббс (1588-1679 гг.), Джон Локк (1632-1704 гг.);

- французы - Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.), Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) и Дени Дидро (1713-1783 гг.);

- русские – философ, писатель революционер А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) и П.И. Пестель,

Суть теории состоит в том, что по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор».

Авторы считали, что государству предшествует «естественное состояние» (которое понималось разными авторами по-разному: Гоббс – царство личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо – считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека – в его неограниченной свободе, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.), люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами.

Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства. По договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в тоже время становится одним из участников этой воли. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ.

Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств, например в Декларации независимости США (1776 г.).

4. ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (МАРКСИСТСКАЯ, КЛАССОВАЯ) ТЕОРИЯ происхождения государства. Возникновение этой теории обычно связывается с именами К. Маркса (1818-1883 гг.), Ф. Энгельса (1820-1895 гг.), В. Ленин (1870-1924 гг.) нередко забывая их предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Эта теория включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, связывал возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Современная наука связывает возникновение государства (по марксистской теории), особенно в европейских странах с развитием производства, 1. с переходом от присваивающей к производящей экономике. Именно переход к производящей экономике и послужит толчком 2. к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей занятых в сфере обмена – торговли (купцов). В связи с этим возросла роль мужского труда, по сравнению с женским домашним; матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии.

3. Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. При разделении труда специализации, повышается производительность; 4. появляется прибавочный продукт который обусловил появление возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, 5. возникновение частной собственности,социальное расслоение первобытного общества, 6. образование классов, т.е., в результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт. Он накапливался у определенной группы людей, зарождение государства.

5. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ (ЗАВОЕВАНИЯ) – Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, причина происхождения государства не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - в результате насилия и завоевания одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Авторы теории:китайский политик Шан Ян ( 390-338 гг. до н.э.); немецкий философ Евгений Дюриг (1833-1921 гг.); австрийский правовед и социолог Людвиг Гуплович (1838-1909 гг.); один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря Карл Каутский (1854-1938 гг.).

Более развернутое научное обоснование теория получила в конце XIX – начале XX вв.

Суть теории: государство возникло путем насилия:

- одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

- одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

1) Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т.д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» завоеванных благ (как от тех, кто эти блага потерял, так и от внешней угрозы – государства);

2) Сбор дани дружинниками;

3) расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

4) огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий);

5) иные формы насилия.

 

Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Золотая Орда – является реальным фактом существования государственности исторически длительное время. Элементы насилия, как внутреннего так и внешнего объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римского, древнегерманского, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привели к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.

Е. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления – это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. по его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государства образуются из войн и завоеваний. Насилие одного населения над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. В итоге завоеваний возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в господство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего. Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах.

В теории насилия, несомненно, присутствуют элементы экономической концепции. Однако эти две точки зрения на причины происхождения общества и государства не совпадают в главном. Если Маркс и Энгельс доказывают, что государство не есть сила, извне навязанная обществу, а есть результат его внутреннего развития, то Дюринг, Гумплович и другие в основу возникновения государства ставят факторы внутреннего или внешнего насилия. Несмотря на принципиальную несовместимость данных теорий, они тем не менее стоятся на общей базе: действиях человека, которые обусловлены экономическими и социальными факторами его жизни.

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если, этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерских государств.

6. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Авторы теории: представителями этой теории были - английский философ и социолог - Герберт Спенсер (1820-1903 гг.);шведский юрист - Блюнчли; французский социолог - Вормс, Прейс и др. Эта теория возникла и получила широкое распространение во второй половине XIX века, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше.

Суть теории: состоит в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму.

1) Люди образуют государство, как клетки – живой организм.

2) Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации и финансы – кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – руками и т.д.

3) Между государствами идет естественный отбор, и в результате выживают самые приспособленные, то есть самые разумно организованные. В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшая от народа церковь и т.д.).

 

Так, представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями. Платон (IV-III вв. до н.э.), например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

Г. Спенсер – предпринял попытку биологизации общества, государства и права – перенесение законов развития животных на общественные явления. В соответствии с этой теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Точно так же, как организм состоит из клеток, государство – представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей. По мнению Герберта Спенсера – государство возникает одновременно с возникновением людей – и будет существовать, пока существует человеческое общество. И совершенно, так же как и организм, государство растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯвозникла в XIX в.,

Авторы теории: польско-русский юрист и социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.), Цицерон, русский ученый, юрист - Николай Михайлович Коркунов (1853-1904 гг.), Фромм, психологи - Тард, З. Фрейд.

Суть теории:государство возникло благодаря особым свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, потребность подчиняться, осознания массой своей зависимости от власти, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений, биопсихологическими, сексуальными инстинктами. Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Причины происхождения государства заключается в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Цицерон, полагал, что государство есть достояние народа. Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой причиной для такого соединения людей является не только их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.

Видный русский государствовед Н.М. Коркунов, связывал возникновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Н.М. Коркунова, в результате осознания массой своей зависимости от власти.

Одним из основных представителей психологической школы права Л.И. Петражицкий считал, что в основе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека.

Основатель психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве З. Фрейд исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава который еще на заре истории будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. П



2015-11-27 1196 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)