Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА



2015-11-27 551 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




К основным внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 и главы 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;

2) политическая - обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств, организация и функционирование органов государственной власти и т.п.;

Данная функция включает в себя ряд подфункций. В частности, можно выделить следующие:

- определение политической линии в отдельных сферах жизни общества (т.е. экономической, социальной, экологической политики и т.п.);

- организация государственного руководства в указанных сферах социальной жизни;

- обеспечение народовластия (либо власти определенных классов, блоков классов, социальных групп);

- формирование государственного аппарата и организация функционирования органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных, надзорных);

- охрана и защита прав, свобод и законных интересов личности;

- государственное руководство основными звеньями политической системы общества и др.

Большое значение имеет внешняя политика, которая является продолжением внутренней политики, ее распространением на отношения с другими государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующими экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение наиболее благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, благополучия его народа.

Во внешней политике используются приемы дипломатии. Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения и урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества. Задача дипломатии состоит в регулировании политических, экономических и иных отношений между государствами. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т.д. Дипломатам приходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление политического убежища и выдача преступников, защита прав человека и многие другие вопросы

3) экономическая - определяет место и роль государства в системе экономического развития, определяя пределы вмешательства государства в процессе управления экономикой, методах государственного управления экономическими отношениями (если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, принятия и исполнения бюджета и контроль за ним, выпуск денежных знаков и поддержание порядка в финансовой и экономической сфере, организации общественных работ, планирования производства, предоставление кредитов, льгот, организации внешнеэкономических связей и др.

К внутренним подфункциям можно, в частности, отнести: 1) обеспечение использования средств производства; 2) обеспечение использования трудовых ресурсов; 3) обеспечение использования природных ресурсов; 4) обеспечение порядка в обществе по производству, распределению и обмену; 5) руководство государственным сектором экономики; 6) научное и информационное обеспечение экономики; 7) обеспечение финансово-кредитной системы.

К внешним экономическим подфункциям относятся: экономическое сотрудничество с другими странами; организация внешнеэкономической деятельности государственных предприятий и организаций; регулирования внешнеэкономической деятельности негосударственных организаций; защита экономических интересов и собственности государства, различных организаций и граждан за рубежом и др.

Сегодня в России экономическая функция, по мнению М.И. Байтина и И.Н. Синякина, должна охватывать следующие направления государственной деятельности (подфункции):

- структурная перестройка российской экономики, после которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку;

- преимущественная поддержка стратегических, высоко конкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств;

- демонополизация производства;

- реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства;

- целенаправленная инвестиционная политика;

- отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке;

- продолжение приватизации;

- реформы экономического механизма аграрного сектора;

- постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;

- приостановка спада производства;

- формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т.д.

Этот перечень, следует дополнить следующими направлениями государственной деятельности:

- определение и корректировка стратегии экономического развития;

- борьба с преступлениями в экономической сфере;

- пресечение и предотвращение экспорта капитала за границу.

4) налогооблажение государство устанавливает и собирает налоги с физических и юридических лиц, находящихся на его территории; в современных условиях налоги становятся главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.

Налоги являются необходимым атрибутом государ­ства, его важнейшим и неотъемлемым признаком. Именно поэтому налоговая функция государства всегда была и будет ведущей его функцией.

Под налогом ст. 8 Налогового кодекса РФ понимает обязательный, индиви­дуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства. На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

В составе налоговой функции Российского государства можно выделить три подфункции: фискальную, распределительную (регулирующую) и кон­трольную. Суть фискальной подфункции состоит в изъятии у организаций и физических лиц денежных сумм в форме налогов. Ее задача - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и во внебюд­жетных фондах. Распределительная (регулирующая) подфункция проявляется в распределении полученных от налогоплательщиков денежных сумм. Они могут инвестироваться в производство, направляться в сферу потребления, расходо­ваться на общественные нужды. Контрольная подфункция пронизывает все стадии осуществления налоговой функции. Она сводится к контролю за нало­гообложением, взиманием налогов и правильным их распределением.

5) социальная (или социальной защиты) - прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт; осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.

К подфункциям социальной функции относятся: 1) выработка социальной политики; 2) обеспечение и охрана условий труда, в том числе предупреждение безработицы; 3) обеспечение достойного уровня жизни; 4) здравоохранение, медицина; 5) образование; 6) жилищные вопросы; 7) социальное обеспечение (защита) особых категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, школьников и др.).

Таким образом, социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных.

6) идеологическая или функция научно-технического и культурного развития - поддержка определенной, в том числе и религиозной идеологии, организация образования, поддержание музейного дела, библиотек, науки, культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации и др.

Содержание функции научно-технического и культурного развития сегодня составляют следующие подфункции:

1) государственная поддержка развития: а) науки, ее естественной интеграции в новые условия; б) культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; в) физической культуры и спорта; г) радио, телевидения и других средств массовой информации;

2) сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек;

3) создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений;

4) поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий;

5) эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования;

6) меры по улучшению работы общеобразовательной школы;

7) международное сотрудничество о области науки, техники, культуры, образования, спорта;

8) меры по внедрению результатов научной и иной творческой деятельности в практику;

9) воздействие государства на нравственное и правовое воспитание населения, особенно молодежи;

10) борьба с правонарушениями в информационной сфере и др.

В современных условиях значительными становятся такие проявления активной роли государства, как деятельность по обеспечению научно-технического развития, поддержки науки и информационного обслуживания. Повышение эффективности производства, рост производительности труда, выход российской экономики из кризиса в современных условиях невозможны без развития науки и техники, внедрения новых, прогрессивных, экономичных и безотходных технологий, компьютеризации и т.п., что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического и культурного развития.

Государство, не способное осуществлять функцию научно-технического развития, тем самым значительно снижает возможности страны успешно разрабатывать и создавать современные высокопроизводительные станки и механизмы, конкурентоспособные товары народного потребления, находить способы замены дорогостоящего сырья или исчезающих материалов. Без научно-технического развития трудно решать задачи и в сфере обороны страны. Закономерность, согласно которой войну выигрывает тот, кто обладает наиболее совершенными видами вооружения, убедительно доказана многовековыми войнами, в том числе и второй мировой войной. Только обладая современным и совершенным вооружением, Россия сможет достойно сохранить свою независимость и статус ведущей державы мира.

Государство всемерно заинтересовано в развитии всех форм культуры: литературы, театра, кинематографии, телевидения и других средств массовой информации; всесохранности памятников истории и культуры; в развитии сети библиотек и музеев, полиграфии. Духовная сфера общества – показатель его способности усваивать лучшие образцы мировой культуры и вносить в нее свой вклад; она является принципиально важной и для общества, и для государства.

Развивая культуру и искусство, все их формы, государство создает необходимые условия для воспитания и образования, духовного развития подрастающего поколения, приобщения его к мировой культуре. При получении надлежащей поддержки со стороны государства творческая личность может свободно работать и способствовать дальнейшему развитию национальной, а через нее и мировой культуры.

7) экологическая функция – устанавливает правовой режим природопользование (нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в биосфере и следит за их выполнением, использование лесов, водных ресурсов, правила и сроки охоты и т.д.), охрана и защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.

Содержание экологической функции составляют три подфункции: охрана окружающей природной среды; рациональное использование природных ресурсов; обеспечение экологической безопасности. Рассмотрим их.

Охрана окружающей природной среды. Под ней понимается система национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей природной среды, на предотвращение вредных последствий хозяйственного развития для природы и человека, на сохранение, воспроизводство природных богатств, формирование здоровой окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.

Охрана природной среды, таким образом, осуществляется, в частности, и ради самого человека, его жизни, здоровья, благосостояния. Поэтому в Конституции РФ в числе важнейших положений закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Рациональное использование природных ресурсов. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического и культурно-оздоровительного эффекта, она должна обеспечить также охрану окружающей среды.

По нашему мнению, правовыми критериями рационального использования соответствующих природных ресурсов должны служить обеспечение их неистощимости, экологической обоснованности эксплуатации богатств природы при одновременном обеспечении устойчивого развития экономики.

Обеспечение экологической безопасности. В 1987 г. делегация СССР на Генеральной Ассамблее ООН выдвинула Концепцию экологической безопасности. Экологическая безопасность изначально понималась как универсальная категория, обеспечение которой относится к императивной обязанности всего человечества на основе специальных международно-правовых принципов, хотя ни во внутригосударственном, ни в международном праве не содержится ее определения. Однако такие попытки делались.

Основные внешние функции государства:

1) функция обороны – состоит в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям его национальной безопасности (наличие эффективных вооруженных сил, наличие необходимого числа боеприпасов, наличие оборонной инфраструктуры), с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств, пресечение вооруженных конфликтов угрожающих жизненно важным интересам России.

Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений:

1) укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяет удовлетворять не только материальные потребности общества, но и производить все необходимое для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономика обеспечивает необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства.

2) Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности.Каждое государство постоянно заботиться о том, чтобы его вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствами защиты, профессионально использовали все виды военной техники и оружия, имели высокую боеспособность и боеготовность, действовали в режиме законности и положений международного права.

3) Охрана государственных границ.Эта деятельность осуществляется пограничными войсками или другими специальными подразделениями и направлена на обеспечение пограничного режима, определяемого законодательством конкретного государства.

4) Организация гражданской обороны. Государства проводят ряд оборонных мероприятий в мирное время в целях противостояния возможному нападению извне и обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время. Эта деятельность предусматривает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения. Она связана с созданием специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных работ.

5) Военное обучение запаса вооруженных сил(резервов). Во многих странах организуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на воинском учете. Это позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Государство организует также вневойсковую подготовку, которая проводится в средних и высших учебных заведения.

 

2) функция поддержания мирового порядка- состоит в подписании и соблюдении международных договоров и конвенций, направленных на обеспечение мира (о нераспространения ядерного оружия, о запрещении химического оружия, о запрещении наземных ядерных взрывов и т.д.), сохранении мира, предотвращении войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а так же участие в деятельности международных организаций (ООН, ОБСЕ), сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов.

Приоритеты в деятельности РФ по обеспечению мира - это недопущение новой глобальной войны - горячей или холодной, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новей­ших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими стра­нами, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.

Россия все увереннее занимает принадлежащее ей по праву место в миро­вой политике. Важным событие стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Рос­сийское государство несет особую ответственность за поддержание стабильно­сти и порядка в современном многосложном мире.

В наше время наибольшая угроза мировому порядку исходит от международного терроризма. Разрушительные последствия от преступлений террористов сотрясают весь мир и требуют адекватных совместных, скоординированных действий государств мирового сообщества. Обеспечение мирового правопорядка предполагает наступательную борьбу с международной, особенно организованной преступностью – контрабандой, наркобизнесом, проституцией и др. В этом направлении государству тоже трудно функционировать в одиночку, требуется межгосударственное объединение усилий.

3) функция интеграции в мировую экономику – состоит в реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.

Россия на сегодняшний день вступила почти во все международные орга­низации, занимающиеся проблемами мировой экономической интеграции.

Содержание функции интеграции в мировую экономику включает в себя: а) осуществление различного рода экономических, финансовых проектов со­вместно с другими государствами (строительство газо- и нефтепроводов, линий электропередач, совместных предприятий, реализация программ освоения кос­моса и др.); б) привлечение зарубежных инвестиций в российскую экономику и посильное инвестирование зарубежных предприятий; в) внешняя торговля с зарубежными странами, которая должна строиться на полном юридическом равенстве партнеров и взаимной выгоде; г) взаимное кредитование экономических проектов и программ.

Важное место в межго­сударственном экономическом сотрудничестве занимают международное раз­деление труда, кооперирование и специализация производства, обмен новей­шими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического со­трудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулиро­вать вопросы межгосударственных экономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, при­родным ресурсам, науке и технике. Сферой международного экономического и социального строительства занимаются такие специализированные учрежде­ния ООН, как Международная организация труда, продовольственная и сель­скохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Междуна­родный банк реконструкции и развития и другие.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеполитической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена мо­нополия государства во внешнеэкономических связях.

Процесс интеграции России в мировую экономику неизбежен и постоянно будет развиваться и расширяться, что свидетельствует о значимости рассматри­ваемой функции.

4) функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем – состоит в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической, сырьевой, космической и иных подобных сферах

Высказывается также мнение, что "главной функцией государства в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав ... Все другие, менее общие функции государства в той или иной степени подчинены осуществлению главной функции. Такими функциями "второго порядка" являются: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка" (Р.З. Лившиц, Л.И. Спиридонов).

Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Россия как крупнейшее евроазиатское государство поддерживает добрососед­ские отношения со всеми странами мирового сообщества. Функция мирного со­трудничества с государствами мирового сообщества является многоплановой и включает в себя сотрудничество в сфере экономики, политики, обороноспособ­ности, культуры, защиты прав и свобод граждан в своей стране и за рубежом. Важнейшей составной частью этой функции является международное сотруд­ничество в борьбе с терроризмом.

К числу таких проблем, несомненно, относится заинтересованность мирового сообщества в активном сотрудничестве государств мира по предотвращению надвигающейся мировой экологической катастрофы. Для этих целей целесообразно создавать независимые международные органы для мониторинга экологической ситуации в мире и отдельных его частях, устанавливать международный контроль и международные санкции в отношении государств, плохо выполняющих экологическую функцию на своей территории.

Важной стороной этой функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это – проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Следовательно, сотрудничество государств мира в решении глобальных проблем современности обусловлено ростом взаимозависимости всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.

 



2015-11-27 551 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)