Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение



2015-11-27 812 Обсуждений (0)
Д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




Достоинства:

- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчине­ния правовых норм по степени их юридической силы;

- нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает возмож­ность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

- признаются широкие возможности государства влиять на об­щественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспе­чивает основную норму.

Слабые стороны:

- осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной сторо­ны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). От­сюда представители данной теории недооценивают связь права с соци­ально-экономическими, политическими и духовными факторами, то есть излишне «очищают» от них право;

- признавая тот факт, что основную норму принимает законода­тель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффек­тивных юридических норм. В силу разных причин оно может удовле­творяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

 

 

4. 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Петражицкий, Г. Тард, Росс, Рейснер и другие.

Основные идеи:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Ин­туитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регу­лятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действи­тельное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно фор­мируют «игорное право», «детское право» и т.д.

Достоинства:

- обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социаль­ной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

- повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

- источник прав человека здесь «выводится» не из законода­тельства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

- осуществлен слишком сильный крен в сторону психологиче­ских факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политиче­ским и т.п.), от которых тоже зависит природа права:

- в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практиче­ски оторвано от государства и не имеет формально определенного ха­рактера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

 

5. 3.СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Л.Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд, Г. Канторович, Жени и другие.

Основные идеи:

Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

2) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеоло­ги естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находит­ся в сфере должного, то право - в сфере сущего; .е.

3) Т.е. закон – писанное право, право – реализация закона (правопорядок, юридическая практика, правоприменение);

4) под правом, следовательно, понимаются юридические дейст­вия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений - физи­ческих и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория «живого» права;

5) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в про­цессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

- такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

- эта теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

- если под правом понимать реализацию законов, реальный пра­вопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерно­го, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и проти­возаконной;

- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА сложилась в конце XVIII в начале XIX веков в Германии.

Представители школы – Густав Гуго, Савиньи, Пухта.

Эта школа отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь от поколения к поколению, право само развивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

 

Мнение о том, что решающая роль в образовании права принадлежит регулированию сверху, объяснялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни.

Основные идеи:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не уста­навливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возни­кает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (то есть историче­ски сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое про­израстает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т.д.;

3) представители этой теории, которая возникла во времена фео­дализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Достоинства:

- впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необхо­димость их учета в правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по сво­ему усмотрению;

- верно подмечены преимущества правовых обычаев, как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

7. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX – XХ веке. Явилась господствующей в СССР и ряде социалистических стран до конца 80-х гг. ХХ вв.

Представители: Маркс (1818-1883 гг.), Энгельс (1820-1895 гг.), Ленин (1870-1924 гг.) и др.

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, право оказывает на экономический базис обратное воздействие. Главное в праве по их мнению является его классовая сущность.

Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Данная теория права оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права.

Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствую­щего класса, то есть как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отно­шений, носителями которых выступают классы собственников основ­ных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются го­сударством.

Достоинства:

- в связи с тем, что представители данной теории право понима­ли как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

- показали зависимость права от социально-экономических фак­торов, наиболее существенно влияющих на него;

- обратили внимание на тесную связь права с государством, ко­торое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

- преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб нача­лам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рам­ками классового общества;

- слишком жестко связывали право с материальными фактора­ми, с экономическим детерминизмом.

 

8. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явление. Теологическая теория связывала право с добром и справедливостью. Эта теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права и жизни людей.

 



2015-11-27 812 Обсуждений (0)
Д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)