Инновации, осуществленные Штайнером в первой вальдорфской школе в 1919 г
В свое время реформа школьного обучения, проведенная Штайнером в первой вальдорфской школе, открытой в Штутгарте в 1919 году, была достаточно радикальна и инновационна. Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:
А теперь давайте посмотрим на практическое осуществление этих идей и принципов. Метод антропософской или вальдорфской педагогики является, на мой взгляд, интерактивным. Учитель взаимодействует со своими учениками в активной беседе, демократически, а также ученики взаимодействуют друг с другом. К примеру, на эпохе измерений в 3 классе, прежде чем перейти к эталонным мерам длины, массы, объема, сначала детям предлагается попробовать что-то измерить не с помощью линейки, а с помощью собственного тела и его частей. Дети активно измеряют локтями, ступнями, ногами и пальцами высоту парты или ширину двери, и только затем делают вывод о том, что измерения не являются точными и у всех разные. Таким образом, класс совместно приходит к выводу о том, что требуется ввести эталон длины. Что же или кто станет таким эталоном? Проводятся поиски в парах, сравниваются длины рук или ступней, дети спорят, не могут прийти к единому эталону. Тогда учитель обращает внимание детей на то, что можно в качестве эталона выбрать шаг самого честного, справедливого, кому больше доверяют и среднего роста ребенка в классе. Завязывается дискуссия, а можно ли этому человеку доверять, а всегда ли можно будет его позвать, чтобы что-то измерить, а как поступать, если этот ребенок вырастет через какое-то время? Далее следует беседа, как люди в разные эпохи и в разных странах выбирали эталоны длины. И только после этого устанавливается эталон длины. По нему выставляется межа, с помощью которой можно измерить периметр школьного участка, футбольного поля, класса или длину коридора любому человеку. Таким образом, используется трехчленный подход к изучению нового материала: через волю и переживание к осмыслению и выводу. А далее вводится современный эталон длины – метр – и следуют практические упражнения для закрепления изученного: измерения длины и ширины класса, периметра, роста, сравнения длин, выстраивание диаграммы (ростомера) учеников класса и пр., что только сможет придумать учитель для возбуждения интереса учащихся к предмету и практического применения знаний. Учебный план 1 года обучения в вальдорфской школе Математика Я часто люблю повторять латинскую пословицу: «Не для школы, а для жизни учимся». Курс математики – наилучшее подтверждение этого ведущего принципа. Особенности вальдорфской педагогики заключаются в специфическом подходе к воспитанию и обучению, идущему от ребенка и опирающемуся на понимание человека и законов его развития на протяжении жизни. Можно сказать, что обучение носит воспитательный характер и базируется на общечеловеческих ценностях, разделяемых всем обществом, в том числе и родителями, с которыми школа плодотворно и результативно сотрудничает. Ядро учебно-воспитательного процесса составляет живое, заинтересованное отношение педагогов к детям – продуктивное сотрудничество учителя и учеников, в котором коренится условие успешной реализации целей и задач школы. Пространство школы воспринимается как пространство жизни и становления личности, формирования ее ценностных ориентиров. Молодой человек должен выйти в жизнь не только способным к самостоятельной и ответственной жизни в современном обществе, но и с желанием учиться и трудиться. На уроках поддерживается атмосфера любознательности, открытости, интереса к миру, с которым дети приходят в 1 класс. В школе поддерживается концепция здорового образа жизни, психологической комфортности обучения, формируется доверие к учителю. К особенностям вальдорфской педагогики относятся: • преподавание большинства учебных предметов классным учителем, • преподавание «по учебным эпохам», когда на протяжении 2-4 недель на первом главном уроке дети погружаются в изучение одной крупной темы одного учебного предмета (например, эпоха цифр, эпоха математических действий, таблица умножения, решение задач), • ведение главного урока на «эпохе», который длится 2 академических часа без перерыва, но в нем учтена необходимость подвигаться для младших школьников в виде динамических пауз и ритмической части в начале урока • безотметочное обучение до 7-8 класса, наличие качественной оценки результатов обучения, в средних классах зачетная система: когда вместо отметки-балла «2», «3», «4», «5» дети получают качественную оценку своей деятельности и ее результатов, выраженную учителем словесно устно, а также письменно в тетради эпохи или на зачетном листе, в контрольной работе, а также «зачет» или «незачет» по данной теме или предмету за аттестуемый период в характеристике или зачетном листе успеваемости (по четвертям и за год) • ведущая роль личности педагога в обучении, а не учебника, так как пропущенные через душу и личный опыт педагога знания становятся для детей ближе, доступнее и актуальнее • ведение «тетради эпохи», которая на первых порах заменяет ученикам учебник, в которой они фиксируют основные знания и отражают это в виде красивых рисунков, записей, сочинений или изложений услышанного от учителя на уроке учебного материала • феноменологический подход в обучении. Общепедагогические и методические принципы: • принцип педоцентризма (ориентация на ребенка) • принцип разносторонности образования (гармоничного сочетания в образовательном процессе мыслительной, эмоциональной и волевой функций личности) • принцип сообразности возрасту (актуальность учебного материала для данного возраста) • принцип жизненной, практической направленности обучения • принцип творчества в педагогике. Универсальными средствами для достижения целей и решения задач обучения являются: • обучение на модели (через показ), использующее способность детей 1 класса к подражанию учителю (делай, как я) • включение элементов движения в предметное преподавание (художественная речь, сопровождающаяся жестами и движением в пространстве, письмо восковыми мелками на большом нелинованном белом листе и графитовой доске белым мелом, ежедневное хоровое говорение, слушание красивой литературной речи учителя, пение, ритмический счет, подвижные игры) • обогащение памяти через заучивание наизусть, восприятие на слух текстов, пересказ, инсценировку и иллюстрирование прослушанных, а впоследствии прочитанных самостоятельно текстов • образная подача учебного материала учителем, как универсальное методическое средство для всех предметов (русский язык, математика, окружающий мир, рукоделие, живопись, физкультура и т.д.) в виде художественного образа, метафоры, притчи, сказки, сравнения, символа (не путать с принципом наглядности) • много внимания занятиям искусствами, рукоделием, которые развивают чувство формы, цветовой и звуковой гармонии, чувство языка, звука, закладывают основы художественного вкуса, элементарные навыки работы с различными материалами. Содержание учебного курса математики в 1 классе вальдорфской школы Программа рассчитана на 132 часа в год, из расчета 4 часа в неделю с учетом 33 учебных недель в году. Предмет ведется исключительно эпохами, каждую четверть – одна эпоха.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (929)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |