Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные содержательные линии



2015-11-27 518 Обсуждений (0)
Основные содержательные линии 0.00 из 5.00 0 оценок




Первой математической дисциплиной в начальных классах становится арифметика. При обучении углубляется переживание числовых понятий. Основой изучения арифметики в 1 классе служит развитие навыков ритмического счета. Ученики учатся свободно ориентироваться в числовом ряду (прямой и обратный счет, счет через два, три и т.д., счет десятками, счет вслух и «про себя»). Занятия сопровождаются активным движением: дети протопывают и прохлопывают ритмы, делают упражнения с мешочками, наполненными песком, крупой или фасолью, цветными шнурами, двигаются группами по различным формам. Такая работа принадлежит к ритмической (начальной и наиболее активной) части урока. Затем следуют пальчиковые упражнения на месте для активизации крупной и мелкой моторики, мозговой деятельности. Устный счет, предполагающий различные варианты примеров на прибавление и убавления 1, 2, 3 и т.д., разных заданий типа математических диктантов в устной форме, когда учитель после озвучивания задания бросает вязаный легкий и безопасный для детей и стекол в классе мяч ученику, желающему ответить. Устный счет воспринимается первоклассниками как легкая и увлекательная игра, где каждый может поймать и бросить мяч, дать ответ.

Вообще, обучение в младшей школе (и в том числе, математике) основывается на максимальной двигательной активности детей. Они выполняют множество упражнений ногами, руками, всем телом. При этом общая тенденция такова, что «внешнее» движение постепенно сводится на нет. Например, ритм, выполняемый в движении, через некоторое время делается уже стоя на месте, затем только руками, затем одними пальцами. Также происходит проработка пространственных представлений и категорий: вверх, вниз, сверху вниз, снизу вверх, выше, ниже, на, над, под, слева, справа, правее, левее, между, рядом, перед и т.д.

Другая линия, связанная с обучением арифметике, опирается на постепенный переход от предметного счета с использованием пальцев, счетного материала и т.д. к действиям в уме. Предметный счет оказывается также важным подспорьем при решении задач. У каждого ребенка имеется счетный мешочек, изготовленный дома при помощи родителей или бабушек. Он летом по просьбе учителя на родительском собрании был наполнен приятными мелочами. Они будут напоминать детям о беспечных летних деньках: камешками, собранными у моря, ракушками, желудями или каштанами. Это дает положительный оптимистический настрой на трудный предмет и вызывает приятные воспоминания, что оказывает мотивирующее действие при изучении математики.

Освоение числового ряда включает в себя знакомство с понятиями «больше», «меньше», «равно».

При изучении первых чисел и арифметических операций используется так называемый аналитический метод, когда исходят из числа (результата операции) и затем анализируют различные возможные значения операндов. Подобный подход допускает в ряде случаев множественность решений (различные разложения числа на слагаемые и сомножители) и укрепляет свободное, не скованное шаблонами мышление. Также существенно, чтобы работа с арифметическими операциями не сводилась к одним лишь примерам. В 1 классе учитель должен постоянно возвращаться к ситуациям и задачам, в контексте которых возникают четыре арифметические действия, чтобы ученики смогли получить качественное представление о характере сложения, вычитания, умножения и деления, об их своеобразии и глубоких взаимосвязях. И только после этого вводятся математические символы знаков действий: «+», «-», «:», «x». Дети смогут записать на математическом языке решение задачи или примеры. В этом случае трудные для запоминания символы станут понятными и родными.

Качественное переживание выходит на первый план также и в момент знакомства учеников с внутренней сущностью числа, с проявлением числа в мире – две руки, две ноги, четыре времени года, двенадцать месяцев, семь дней недели и т.д.

Знакомство с цифрами организовано таким образом, что параллельно с арабской ученики знакомятся и с римской записью числа как более наглядной и с ее помощью закрепляют счетные навыки, изучают наглядно состав чисел.

Особое внимание уделяется введению числа и цифры 0. В ритмических упражнениях оно фигурирует как исходная точка, «затакт». Завершение знакомства с цифрами и переход к записи двузначных чисел позволяет взглянуть на 0 как на один из ключевых моментов в организации позиционной системы счисления. На этом же этапе начинается работа с разрядами. Исследуется роль 0 при записи чисел, прибавлении или умножении на 0, вводится правило: на 0 делить нельзя.

Решение задач в 1 классе происходит сначала в устной, а потом и в письменной (рисуночной) форме. Условия задач представляют собой занимательные истории, часто связанные с рассказами учителя в конце урока, по ходу которых ставится множество вопросов (на одно, реже два действия). Учитель стремится привлечь весь пройденный материал, углубить понимание и привить навыки работы сразу со всеми четырьмя арифметическими действиями. Итогом такой длительной устной работы становится запись решения, выполнение поясняющего рисунка.

Таблица умножения учится наизусть (в 1 классе вплоть до умножения на 6). Заучивание, как уже отмечалось, опирается на ритмическое движение: дети хлопают, топают, прыгают и декламируют хором. В быстром темпе проговариваются числа, составляющие ряды кратных: 2, 4, 6 ... ; 3, 6, 9 ... и т.д. Затем в прямом и обратном порядке заучивается таблица умножения как таковая. Снова ученики начинают с результата («пять – это единожды пять», «десять – это дважды пять» …) и только на втором этапе переходят к привычному виду таблицы умножения. В связи с изучением таблицы умножения учащиеся знакомятся с понятием четного и нечетного числа.

Позже, к концу 1 класса, переходят к работе «каноном», в едином ритме, когда одна группа произносит вслух только числа, кратные, например, 3, а другая - 4. Происходит пропедевтика понятий общего кратного чисел, общего делителя, простого числа. А также каждый ребенок может уже считать одновременно протопывая и прохлопывая два числовых ряда.

В курс математики в 1 классе входит геометрия и рисование форм. На уроках дети знакомятся с основными геометрическими фигурами: прямая, изогнутая, ломаная линии, отрезок, точка, угол, луч, окружность, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник.

Планируемые результаты освоения программы 1 класса

Предметные результаты

Первоклассник научится:

• считать по порядку от 0 до 24 и в обратном порядке

писать латинские и арабские цифры от 0 до 9, понимать значение числа ноль

• обозначать числа цифрами в пределах первых двух-трех десятков
• выполнять сложение, вычитание, умножение и деление в пределах от1 до 24

• записывать числовые выражения в одно – два действия без скобок

• применять знаки арифметических действий

• решать задачи в одно действие на сложение, вычитание,

• различать равенство и неравенство

• сравнивать числа, записывать в виде неравенства

• выучит таблицу сложения в пределах 20.

Первоклассник получит возможность:

• использовать названия и последовательность чисел от 1 до 100

• считать парами, тройками, четверками, пятерками и т.д.

• образовывать, записывать и называть двузначные числа

• умножать и делить в пределах 24

• устанавливать связи между действиями сложения, умножения, деления и вычитания

- решать задачи на умножение и деление в 1 действие

• выучить первые ряды таблицы умножения на 1, 2, 3, 4, 5, 10.

• узнавать и называть плоские геометрические фигуры: линия, отрезок, точка, луч, угол, треугольник, квадрат, многоугольник, окружность, круг

• рисовать от руки восковыми мелками линии, бордюры и фигуры

• применять для облегчения устного счета простые приемы счета на пальцах, при помощи счетного природного материала, который дети вместе с родителями собрали самостоятельно летом на отдыхе или на прогулках в парках и за городом

• развивать интеллектуальные способности

• изучать математику с радостью и интересом.

Русский язык

Изучение русского языка в начальной школе занимает одно из центральных мест в образовательной программе 1 класса.

Целью реализации программы является развитие у детей чувства языка.

Задачи курса:

- формирование правильной устной и письменной речи,

- осознание выразительной силы и емкости родного языка,

- воспитание чувства принадлежности к русскому народу.

Преподавание языка начинается с курса «Обучение грамоте» и определяется темпом обучения учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.

Главными принципами программы являются:

- образное, художественное преподавание,

- обязательная работа на уроке с тремя формами учебного материала: на уровне слова, предложения, текста,

- развитие у обучающихся познавательной самостоятельности, познавательной активности,

- развитие способности к самооценке и самоконтролю,

- преподавание эпохами, дополняющимися еженедельными тренировочными уроками,

- глубокая устная речевая работа на ритмической части основного урока, включающая декламацию хором известнейших примеров русской детской классической литературы и поэзии, логопедическую работу (скороговорки, рецитация),

- формирование правильной литературной речи учащихся, посредством аудирования, когда дети слушают в конце основного урока литературный пересказ учителем русских народных и европейских сказок,

- на основных уроках дети учат наизусть, пересказывают и инсценируют литературные произведения с элементами театрализации,

- обучение в соответствии с возрастными способностями первоклассников, с учетом индивидуального развития каждого ребенка.

В результате изучения программы русского языка в 1 классе учащиеся научатся:

- осознавать язык как основное средство человеческого общения,

- у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку,

- стремление к его грамотному использованию,

- русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе обучения первоклассники получат возможность:

- использовать язык с целью общения, получения необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- сформировать отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека,

- получить начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета,

- научиться составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты из 2-3 предложений,

- сформировать начальные коммуникативные учебные действия, необходимые для сотрудничества с учителем и одноклассниками,

- более точно выражать собственное мнение,

- задавать вопросы и отвечать на них.

Первоклассник:

- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное по образцу;

- в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, слово, простое предложение.

Содержание курса



2015-11-27 518 Обсуждений (0)
Основные содержательные линии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные содержательные линии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)