Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функция организации и поддержания межличностных отношений



2015-11-27 1268 Обсуждений (0)
Функция организации и поддержания межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы по теме занятия.

1. Удалось ли успешно выполнить заданий?

2. Что оказалось наиболее сложным, при выполнении заданий?

3. Какие пробелы в изучении теоретического материала были замечены, при выполнении самостоятельной работы?

4. Сознание как фундаментальная особенность человеческого способа жизни.

Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: как человек не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.

 

5. Подходы к определению сознания.

«Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния»

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс)

Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Сознание – это «со-знание», продукт общения знаний. Дюркгейм, Хальбвакс и др.

Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя.«Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик». Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния.

Ананьев БГ . Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо:

«Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания…Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания… сознание присутствует в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной…»

 

6. Варианты структуры сознания. Сложность решения данной проблемы.

отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;

различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека.

самооценки своих поступков и себя в целом. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;

обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;

наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания

7. Заслуга З.Фрейда в изучении структуры сознания.

Так, 3. Фрейд считал, что сфера бессознательного - это вытесненные, нереализованные стремления человека. Он ввел понятие "Я" и "Оно", для разрешения которых предложил учитывать законы их функционирования.

В основу системы, которая отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" обусловленного принципом удовольствия. Действия "Я" соответствуют реальности и подчиняются физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффективного характера.

Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится содействовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принцип реальности. Для психической деятельности характерны постоянные переходы сознательного в бессознательное и наоборот.

Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне. ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями. движения, ставшие автоматизированными. некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др.

 

Тест : 1-2; 2-4; 3-2; 4-2; 5-1

1. Сознание – парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.

«Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Мераб Константинович Мамардашвили

«Понимаете, проблема сознания действительно неотделима от проблемы свободы. Сознание, по определению, есть моральное явление. Не случайно во многих языках слова «сознание» и «совесть» происходят от одного корня. Ведь моральные феномены означают просто следующую вещь: способность человека руководствоваться причинно ничем не вызванной мотивацией. (…) А когда речь идет о феномене сознания, этическом, по своему содержанию, мы говорим не «почему», а «по совести». (…) Воплощение такого состояния в мысли и есть философия». (СР. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.

Как известно, еще 100200 лет назад сознание было предметом занятий исключительно гуманитарных дисциплин, и прежде всего философии. Сегодня ситуация иная. Многие естественные науки физиология, нейропсихология, психоэндокринология, кибернетика и даже физика также занимаются изучением сознания и находят в нем некоторые закономерности и регулярности. При этом ученые опираются, естественно, на определенные фундаментальные представления о природе сознания. В какой степени эти представления пересекаются с философским пониманием сознания? Не занимается ли естественнонаучный подход препарированием трупа сознания, ибо в силу своего объективно-предметного характера он изучает только мертвое? Традиционный, внутренний путь естественнонаучного изучения сознания идет от исследования мозга и его структур. Эти исследования все более утончаются, и сегодня существуют электронные

 

2. Структура самосознания человека.

3. Общественное и индивидуальное сознание.

Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся соци­альными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

 

Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Вместе с тем общественное со­знание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индиви­дуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

 

Общественное сознание имеет сложную струк­туру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание.

 

Обыденное включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, мо­ральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфе­ре быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др.

 

Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и свя­занным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоцио­нальной окрашенностью, стихийностью и практической направленно­стью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные позна­вательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явле­ний, систематизировать факты.

Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

4. Аналитический обзор статей за последний год.

 

 

Задание 10

Ситуационные задачи:

1. «…очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… переживание одиночества тяжко и невыносимо…». Какой возрастной период соответствует данному описанию особенностей общения?

Ответ: подростковый возраст.

2. Какие стороны понимания другого человека в наибольшей степени проявляются в следующих высказываниях?

1) Генерал считал, что противник прекрасно понимает тактичес­кую выгоду для него (генерала) организации переправы возле этой маленькой деревушки. Значит, именно здесь противник сконцентри­рует свою оборону. Поэтому счел правильным имитировать подготов­ку к форсированию реки здесь, а настоящую переправу осуществить в другом месте.

2) Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, неже­ли язык (таджикская мудрость).

3) Народная учительница К.И.Муравьева говорит: «Я ведь вместе с ребятами живу — то становлюсь маленькая и глупенькая, как пер­воклашка, то постепенно делаюсь сознательным подростком, строю планы, правда, не о своей, а об их жизни, но это все равно... Дети маленькие, и я маленькая. Дети большие, и я большая» (Н.Н. Поспе­лов).

4) Сергей был удивительно догадлив. Он тут же стал отвечать на вопрос, который я не успел задать.

Ответ: В высказываниях 1 и 4 проявляется рефлексия, в высказы­ваниях 2 и 3 — эмпатия.

Вопросы по теме занятия.

1. Значение общения для жизни и деятельности людей.

Ответ: общение в психологии определяют как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.

2. Основные функции общения.

Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Общаясь с взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира

Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность

Функция организации и поддержания межличностных отношений

Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений — от интимно-личностных до сугубо деловых — для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог).

3. Виды и стратегии общения.

 

Виды: По признаку: Непосредственное общение, общение «лицом к лицу»

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения

И

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.

Ролевое участники коммуникации выступают, как носители определенных ролей (учитель— ученик, покупатель— продавец). В ролевом общении человек в определенной степени лишается спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия диктуются исполняемой ролью

Стратегии : Императивное -взаимодействие с партнером по общению, имеющей своей целью достижение контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. ( например: в армии)

Манипулятивное –форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. (например : пропаганда, СМИ)

Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению.

4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие выводы можно сделать на основе этого факта?

Тест : 1-1; 2-1,3; 3-1; 4-3; 5-2



2015-11-27 1268 Обсуждений (0)
Функция организации и поддержания межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функция организации и поддержания межличностных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)