Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономический аспект политических систем государств мира



2015-11-27 339 Обсуждений (0)
Экономический аспект политических систем государств мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Ответ

1. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Структура гражданского общества:

? негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

? совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;

? общественные объединения и организации;

? политические партии и движения;

? сфера воспитания и негосударственного образования;

? система негосударственных средств массовой информации;

? семья;

? церковь.

Дуализм гражданского и политического обществ : Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, то есть государственно организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

 

Экономический аспект политических систем государств мира.

 

Подчас в законодательстве, в том числе конституционном, термин «собственность» понимается по крайней мере в двух смыслах. Более общий, философский и точный смысл данного термина – это форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу.

 

Другое значение термина «собственность» – имущество. Например, часть первая ст. 18 Конституции Республики Болгарии 1991 года устанавливает имущество, собственником которого может быть исключительно государство.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Частная Собственность - собирательное понятие для обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным и непубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих интересов Отличие Частной Собственности от публичной состоит в направлении использования имущества, составляющего предмет права собственности. Публичная собственность имеет целью удовлетворение общественных интересов.

 

Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т.п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т.п.), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.).

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.

 

Формы собственности выражают конкретно-исторический тип присвоения. Существуют два подхода к классификации современных форм собственности. В США и экономическая теория, и хозяйственное право выделяют только частную и государственную собственность. Европейский (в том числе российский) подход различает частную, коллективную и государственную формы собственности.

Виды частной собственности: Существуют 2 вида частной собственности:

 

а) ТРУДОВАЯ ЧАСТНАЯ собственность, доступная каждому гражданину. Она основана на личном труде, получила широкое распространение, но нигде не была господствующей.

 

б) КОЛЛЕКТИВНАЯ ЧАСТНАЯ собственность, Здесь частнособственнический интерес может быть реализован через различные формы частной собственности: акционерную, кооперативную, товарищества, СП и др.,

 

Разновидностью частной собственности является ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ собственность.

Виды публичной собственности:

Практически во всех странах в составе объектов государственной

собственности выделяются виды имущества, ценностей, относимые к

исключительной государственной собственности, то есть не подлежащие

преобразованию в иные, негосударственные или смешанные формы

собственности.

Публичная собственность в РФ имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Муниципальная собственность относится к публичной, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.

К объектам исключительной государственной собственности относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений.

В Великобритании публичной собственности соответствует «имущество короны». К публичной собственности относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.

Корона обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах ( подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).

 

Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

-дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,

-реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;

-ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.

 

Перевод имущества из публичной собственности в частную именуется приватизацией, а из частной в публичную – национализацией, если собственником становится государство, или социализацией (!!) в остальных случаях.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранным физическим и юридическим лицам, вытекает из такого общепризнанного принципа международного права, как суверенитет государства. Основания и условия перевода собственности из частной в публичную определены в законодательстве конкретной страны. В России это Федеральный закон «Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)».

Основания и принципы осуществления национализации

1. Национализация имущества, имеющего балансовую стоимость, превышающую 10 миллионов установленных федеральным законом размеров минимальной оплаты труда, осуществляется посредством обращения указанного имущества в собственность Российской Федерации на основании федерального закона о национализации соответствующего имущества.

2. Национализация имущества, имеющего балансовую стоимость в соответствии с данными бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, не превышающую 10 миллионов установленных федеральным законом размеров минимальной оплаты труда, осуществляется посредством обращения указанного имущества в собственность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на основании соответственно постановления Правительства Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации о национализации соответствующего имущества.

3. Национализация имущества может быть осуществлена только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости национализируемого имущества и других убытков.

4. Защита прав собственника национализируемого имущества осуществляется судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

 

3. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные союзы - массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников

Функции общественных объединений:

1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения.,

2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования.

3) Функция социализации.

4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами.

Профессиональные союзы участвуют в организации всех сторон жизни представителей какой-то профессии, представляют их при заключении коллективных договоров долгосрочного характера, выступают гарантами сохранения правовой базы этих договоров. Есть несколько видов профсоюзов:

 

1) цеховые, т.е. профсоюзы, объединяющие рабочих и служащих по признаку их профессии;

 

2) производственные, объединяющие работников какой-то отрасли;

 

3) конфессиональные, объединяющие рабочих и служащих по признаку веры;

 

4) этнические, объединяющие людей по этническому признаку.

 

Кооператив — основанное на членстве объединение людей и организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.

 

Наряду с социально-экономическими организациями в обществе существуют союзы молодежи, ассоциации научных работников, союзы журналистов, общества ветеранов войны, экологические, женские, детские и другие организации.

 

Конституции и законы обычно предусматривают: 1) порядок создания и регистрации (если тако­вая предусмотрена) данного вида общественных объединений; 2) роль в политической системе общества; 3) принципы организации и деятельнос­ти; 4) порядок финансирования, а иногда (если объединение регистриру­ется) — представления финансовых отчетов; 5) порядок прекращения деятельности.

Ст.4 Конституции Франции гласит: «Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.»

В РФ правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Во Франции достаточно зарегистрировать заявление в префектуре и дождаться его публикации в "Официальной газете Французской республики". При этом платится небольшой налог - около 300 франков. Вся процедура занимает приблизительно 3 недели.

Условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования:

Различают две формы институционализации: конституционную и законодательную. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса профсоюзов:

1) понятия профсоюза, определения места и роли в государственном механизме;

2) условий и порядка создания и прекращения профсоюза;

3) требований к программным положениям;

4) требований к их организационному строению и порядку деятельности;

5) финансово-экономической базы;

Конституционная институционализация - признание объединений законом.

Когда профсоюзное движение приобрело особый размах в середине XX века, одним из его результатов было принятие в Австралии, Греции, Испании, Франции и некоторых других странах законов, существенно расширяющих права профсоюзов на предприятиях, в том числе увязывающих наем на работу с членством в профсоюзе (принцип «закрытого цеха»), право автоматического удержания предприятием профсоюзных взносов из заработной платы работающих и т.д.

К 80-м годам появились нормы, запрещающие антипрофсоюзную дискриминацию, а также закрепляющие негативное право на объединение – право не вступать в профсоюзы. На уровне текущего законодательства оно существует, например, во Франции, в Бельгии, а в Испании и, как мы только что видели, в Бразилии поднято на конституционный уровень. Европейская социальная хартия (конвенция Совета Европы) провозглашает не только позитивное право на вступление и присоединение к профсоюзу, но и негативное право отказа, неприсоединения к профсоюзу (запрет на «закрытые цеха» при поступлении на работу и в дальнейшем).

 

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Цель коллективного договора — наиболее полное регулирование социально-трудовых отношений на уровне организации, обеспечение сочетания нормативного и договорного упорядочения данных отношений с тем, чтобы правовые нормы, закрепленные в законодательстве, могли быть реализованы наиболее эффективно, с учетом интересов работников и развития производства.

Союзы и объединения предпринимателей — организации, объединяющие производителей для защиты и координации совместных усилий в сфере социально-экономических интересов. В США и Великобритании деятельность торгово-промышленных палат осуществляется на добровольных началах, а в Западной Европе во многих странах законодательно предписывается предпринимателями вступать в такие палаты, где они уплачивают ежегодные взносы (в т.ч. Франция ). Членство в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (объединении российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества) добровольно.

Экономические союзы и ассоциации представляют интересы входящих в них фирм или объединений в сфере экономической политики (в области страхования, внешней торговли и т.п.).

Союзы работодателей (иногда они носят название социально-политических союзов) представляют интересы предпринимателей в области социальной и тарифной политики.

(во Франции — Национальный совет франц. Предпринимателей, Российский союз промышленников и предпринимателей, в Великобритании головным объединением является Конфедерация британской промышленности - охватывает 10 центральных союзов предпринимателей и около 2000 местных союзов. К БКП относятся 300 тыс. компаний, на которых трудится почти 50% активного населения. Она официально представлена в парламенте, правительстве и оппозиции, имеет свои представительства почти в ста странах.)

Под лоббистскими организациями понимаются организации, создаваемые с целью оказания влияния на процесс принятия решений по проектам законов в интересах определенной социальной группы. Лоббистские организации обязаны зарегистрироваться в соответствующих представительных учреждениях. Правовое регулирование лоббизма предполагает законодательное установление определенного порядка лоббистской деятельности, включающего регламентацию таких ее аспектов, как политико-правовой статус лоббистов, формы и методы взаимодействия лоббистов с представителями органов государственной власти, правила регистрации и предоставления отчетов о лоббистской деятельности и пр.

Регулирование лоббизма в европейских странах менее развито, чем в США. Законодательство Франции такого явления вообще не признает. А вот в правовой системе Великобритании ему уделяется достаточно внимания. В последнее время в органах Европейского cодружества появилась тенденция к усилению институтов лоббизма. Эта страна отличается одним из самых оригинальных подходов к лоббизму. В Британии действует закон, в соответствии с которым член парламента может официально выступать представителем коммерческих интересов одной из сторон. Спектр интересов групп влияния в современной России широк. К ним можно отнести: принятие льготного налогообложения для специфических отраслей, внесение изменений в бюджет с целью привилегированного финансирования собственных программ (например, деятельность АПК или строительство сверхскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург), льготные условия акционирования и приватизации; введение протекционистского таможенного обложения, кооптацию в Правительство и парламент своих представителей, работа со СМИ и др. В российском законодательстве нет закона о лоббизме.

Большую и все возрастающую роль в политических системах зарубежных стран играют социально-культурные общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны: это – экологические и пацифистские организации и движения, культурные общества, движения и организации женщин, молодежные объединения, ассоциации по национальному признаку, благотворительные фонды и др.

Союзы потребителей - это объединения, защищающие интересы и права потребителя, к которым они относят право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право выбора, право на информированность, право на возмещение убытков, право быть выслушанным, право на потребительское просвещение и право на здоровую окружающую среду. Общества защиты потребительских прав разрабатывают тактику борьбы с ростом цен, нередко выступают от имени потребителей в суде и т. п. (Союз потребителей Российской Федерации, Федеральный союз потребителей (во Франции с 1951 г.), Ассоциация потребителей (Consumers' Association ) в Великобритании.)

4. Религиозные конфессии и организации являются значимым институтом политической системы общества.

Религиозные общины принадлежат к тем социальным ассоциациям, которые определяют контекст коммуникации в обществе и политике. Они - важные участники в этом публичном диалоге, в котором граждане получают мотивацию для ответственных действий.

Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Клерикальное государство - форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни. Примером К.г. является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) и над ними существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны.

Теократическое государство (от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Франция, Россия, Великобритания – светские государства.

В большинстве стран церковь конституционно отделена от государства, а религия объявляется частным делом человека.

Конкорда́т (договорная основа отношений государства и церкви)— по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо католическим государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом; договоры с другими странами называются конвенциями.

Существует также конституционная основа отношений государства и церкви.

Принцип отделения церкви от государства— одна из форм политического устройства государства, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; отвергает вмешательство государства в деятельность религиозных объединений и их управление, а также не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности. Франция является светской республикой, согласно ст.1 Конституции. В Конституции России также обозначен этот пункт. В Великобритании Королева является главной государственной церкви, поэтому по некоторым мнениям это государство не является светским.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

 

Зарубежная практика показывает, что одним из приоритетных направлений политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. Здесь следует различать статус государственной религии и традиционной религиозной организации. Признаками государственной религии являются:

· государственное финансирование всех ее расходов;

· государственные чиновники осуществляют управление делами церкви;

· только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, образовательных учреждениях;

· только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия; · руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр.

В юрисдикции парламента Великобритании представляется уместным сохранить конституционные вопросы, касающиеся церкви и государства. Франция - это страна с католической традицией, даже если соблюдение религиозных обрядов сегодня распространенно гораздо меньше

Конфессиональные политические партии - политические партии, объединяющие граждан по принципу общности вероисповедания. Существуют, как правило, в поликонфессиональных странах.

 

5. Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

Функции СМИ:

1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую

3. идеологическую

4. культурно-образовательную

5. рекламно-справочную

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире.

Гарантии деятельности СМИ:

В деталях конституционно-правовой статус СМИ регулируется текущим законодательством. В этой связи можно указать на такие законодательные акты Франции, как действующий доныне с поправками Закон о свободе печати 1881 года, Закон об ограничении концентрации и обеспечении финансовой гласности и плюрализма предприятий печати 1984 года, Закон о реформе правового положения прессы 1986 года, Закон о свободе коммуникации 1986 года. В Великобритании это Закон о защите данных 1984 года, Закон об уголовном судопроизводстве и общественном порядке 1994 года Закон об авторском праве, дизайне и патентах 1988 г Законы о государственной тайне, Свод правил по телепрограммам, составленный Комиссией независимого телевидения , Свод правил по спонсированию телепрограмм, составленный Комиссией независимого телевидения. В России - Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законодательно наказуемо во всех странах мира.

Формы государственного контроля над деятельностью СМИ:
Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Французский Закон о свободе коммуникации предусматривает, что государственное руководство радиовещанием и телевидением осуществляется Национальной комиссией по коммуникации и свободам, которая представляет собой независимый административный орган из 13 членов, назначенных декретом.

Косвенное государственное управление осуществляется обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие от него лицензию. Французский Закон о свободе коммуникации устанавливает, что государству принадлежит весь капитал национальных обществ программ телерадиовещания, осуществляющих функции публичной службы на территории страны.

Государственный контроль за деятельностью СМИ через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Во Франции государственные телерадиостанции могут зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени.

Меры по недопущению монополизма в сфере СМИ

Недопущение монополизма:

Монополизация рынка СМИ прямо посягает на конституционное право на информацию и конституционную свободу информации.

Во Франции Закон об ограничении концентрации и обеспечении финансовой гласности и плюрализма предприятий печати установил, что лицо может владеть несколькими ежедневными общенациональными информационно-политическими газетами или контролировать их, если общий объем их распространения не превышает 15 % тиража всех ежедневных общенациональных газет такого же рода.

В Великобритании парламентским Актом о монополиях и слияниях 1965 года, а затем Актом о добросовестной коммерции 1973 года устанавливалось, что слияние газет или газетных активов, если разовый тираж «объединенных» изданий составит более 500 тыс. экземпляров, не может быть произведено без письменной санкции министра торговли и промышленности.

Во многих странах существуют особые правовые нормы, регулирующие освещение опросов общественного мнения в СМИ, и в некоторых странах, например во Франции, публикация результатов опросов общественного мнения вообще запрещена.

Основная обязанность журналиста — обеспечение конституционного права граждан на получение информации. В статусе журналиста реализуются его социальные задачи как специалиста по сбору, анализу и обработке социально значимой информации. Особенность профессии журналиста заключается в творческом характере и элементах публичной службы.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Нарушения законодательства о СМИ и ответственность за них

Здесь прежде всего следует выделить ответственность за злоупотребления свободой печати.

Французский Закон о свободе печати карает злоупотребления, выразившиеся, в частности, в подстрекательстве к совершению преступных деяний (краж, убийств, грабежей, поджогов и пр.), даже если сами деяния не были совершены, штрафами и/или тюремным заключением

В России Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1, Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ говорит, что Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

 



2015-11-27 339 Обсуждений (0)
Экономический аспект политических систем государств мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономический аспект политических систем государств мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)