Развитие парадигмы управления в историческом контексте
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет»
Н. П. Салохин КОММУНИКАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ и САМООРГАНИЗАЦИИ (Очерк теории и социологии управления)
Омск Издательство ОмГТУ
УДК 342.25: [321.014 + 321.015] ББК 30.36
Главный научный редактор О.П. Кузнецова, доктор экон. наук, профессор Омского государственного технического университета Рецензенты: В.В. Николин, доктор филос. наук, профессор Омского государственного педагогического университета С.В. Костарев, доктор филос. наук, профессор Омской юридической академии
Салохин Н.П. Коммуникации управления и самоорганизации (Очерк теории и социологии управления) : учебное пособие / Рец.: В.В. Николин, д. ф. н., профессор ОмГПУ; С.В. Костарев, д. ф. н. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2015. – 366 с.
ISBN
Для студентов всех форм обучения, изучающих науки управления, преподавателей, научных и инженерно-технических работников, специализирующихся в разработке и исследовании проблем бытия единицы общества, продуктивного управления и создания парадигмы управления специального назначения, отражающей социальные, социально-экономические, национально-исторические, социально-политические, социокультурные и социально-организационные реалии трансформируемой России .
Тематический рубрикатор 02.41.51 Личность, массы и общество Ключевые слова управление государство общество коммуникация субъект управления субъект экономики самоупорядочение самоорганизация самоуправление локальное территориальное сообщество единица социального Печатается по решению кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» Факультета гуманитарного образования ОмГТУ от 2 марта 2015 года.
© Автор, 2015 © ОмГТУ, 2015 Оглавление Введение ……………………………………………………………………… 5 Раздел I Развитие парадигмы управления в историческом контексте Глава 1. Донаучная стадия развития парадигмы управления ..………..9 Глава 2. Становление социологии - прорыв в науках об управлении ……………...………….…….…………….…………………………….……….24 Глава 3. Классическая парадигма управления - результат синтеза практики и научных изысканий…………………………………………….45 Глава 4. Управление в системе монополистического капитализма…………………………………….................................................53 Глава 5. Постнеклассическая парадигма управления как выражение доминанты среднего класса в современном обществе……………………81 Глава 6. Продуктивная социальная регуляция – стержневая задача управления государством и обществом………………………...………….114
Раздел II Развитие парадигмы управления в онтологии государства России Глава 7. Становление системы управления государства России…………………………………………………………………………...158 Глава 8. Реформы системы управления Государя Александра II и складывание начал гражданской жизни в России……………………….168 Глава 9. Кризис бюрократического управления самодержавной России как причина Революции и Гражданской войны…………………………………………….……………………………..174 Глава 10. Управление Советов - триумф самоорганизации и самоуправления России………………………………………………….192 Глава 11. Линейные методы управления в тоталитарном обществе СССР……………………………………………………………………………208 Глава 12. Постиндустриальный проект России: потребности и просчёты ……………………………………………………………………………….......224 Раздел III Коммуникации в практике управления Глава 13. Развитая коммуникация как основание результативного управления …………………………………………………………………….253 Глава14. Вклад учёных России в развитие теории управленческой коммуникации …………………………………………………….…………..285 Глава 15. Управленческие коммуникации экономики и социальной сферы современной эпохи……………………………………….…………..303 Заключение ……………………………………………………………………329 Список рекомендуемой литературы……………….………………………….343 Введение С момента создания человеком государственной организации общества поиск инструментов и средств продуктивного управления и эффективного руководства стал краеугольным камнем теоретического обоснования и практического осуществления деятельности, как на уровне общественного целого, так и отдельных государственных институтов, отраслей экономики, производственных структур и локальных территориальных сообществ. Интерес к проблеме теории и практики управления столь же стар, сколь стары попытки научно объяснить место и роль человека в природе, сущность общества, смысл и содержание прогресса. Вхождение в эпоху постиндустриализма и, особенно, в её информационную стадию ещё более усилило значимость ответственного управления. Исследования в области теории и практики управления достигли в последнее время необычайной широты и размаха. На планете создана обширная сеть научно-исследовательских институтов, консультационных фирм и вузов управленческого профиля. Только в США количество высших бизнес-школ выросло за последние пятьдесят лет более чем в двенадцать раз. Всеми формами управленческого образования там охвачено свыше двенадцати миллионов человек. Ежегодно на планете по проблематике управления, планирования и прогнозирования защищается более 80 тысяч диссертаций. Это суммарно превышает число исследований по экономике, физике, биологии, лингвистике, философии, социологии, антропологии и истории вместе взятых. (Больше диссертаций защищается только по техническим и математическим наукам!) Россия здесь не исключение. Численность вузов, обучающих студентов премудростям управления, с 1988 г выросла в 38 раз! Сейчас обучение по направлениям государственного и муниципального управления, информационного менеджмента, маркетинга, менеджмента как такового, менеджмента организации, таможенного менеджмента и управления персоналом ведётся в 485 государственных и 477 частных вузах. Управление является фундаментальным основанием социальной системы, ибо только оно в состоянии обеспечить баланс интересов различных социальных групп, преемственность поколений и передачу социального опыта, сохранение, развитие и упорядочение социальной, экономической, политической и социокультурной структуры, взаимодействие с окружающей средой и обратную связь с управляемым сообществом, решение общесоциальных и частных задач и линейность прогресса. Практикауправления даёт основания отрицать всемогущество и универсальность менеджмента. Теория и социология управления -пограничные науки, которые возникли на стыке трёх самостоятельных наук: теории познания, социологии и управления. С социологией вы уже знакомы, стоит, однако, напомнить, что задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные процессы и коммуникации с целью выявления законов управляющих обществом и снабдить актуальной и достоверной информацией органы управления. Но общество это не только совокупность различных групп и индивидов: это прежде всего многочисленные коммуникации и связи, возникающие между ними по поводу участия в природно-преобразующей и социально-преобразующей практике. Социология изучает феномены общества в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. «В последние десятилетия в науке происходят принципиальные изменения, связанные…со становлением постнеклассического этапа её развития, - пишет философ В.Е. Лепский. Не принимая во внимание этих изменений, мы рискуем упустить из виду принципиальные изменения в науках управления. Смена общественных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а так же философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности. Три этапа развития науки можно охарактеризовать как связанные с доминантой одного из трёх типов научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая (соответствующая классической науке), неклассическая и постнеклассическая рациональности»[1]. В любой общественной сфере, где природно-преобразующую или социально-преобразующую деятельность осуществляет более двух человек, присутствует управление. Отсюда управление универсально! Теория и социология управления выделились в самостоятельную область научного знания в начале XX века. К этому же времени относятся первые работы исследователей, стремившихся научно обобщить накопленный опыт и сформировать теоретико-методологические основания управления. Основателем школы научного управления принято считать Фредерика Тейлора. Однако, английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало умение рачительно вести домашнее хозяйство, аккуратно обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели.Однако изменения социального статуса большинства населения и рода занятий, появление множества видов труда и соответствующих им профессий, породило потребность в деятельности особого вида, включающей в единый коммуникационно - производственный процесс различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент вынужденно трансформировалось, отразив в себе различные аспекты управленческой деятельности. В научной литературе об управлении в качестве базовых различают следующие понятия: управление как таковое, административная система и менеджмент. Эти понятия как взаимополагающие и находящиеся в постоянной взаимозависимости создают единую систему регламентации многочисленных коммуникаций и различных проявлений сферы бытия человека и общества. Административная система складывается в процессе управления для регламентации отношений между иерархиями власти и другими реальностями государственно организованной жизни. Менеджмент в наиболее общем виде являет совокупность конкретных методик, технологий и механизмов регламентации, складывающихся в системе рыночных отношений. Управление с общесоциологических позиций - это властная форма закрепления социальной регламентации людей, занимающих различные позиции в иерархии системы общественного разделения труда (определяемой важностью и сложностью выполняемых задач), которые принято называть должностным положением, и местом в системе распределения труда, которое определяется размером основного вознаграждения (оклада, заработной платы) и дополнительных выплат (премий, доли от прибыли, дохода). Это искусство направлять усилия людей к общесоциальной или корпоративной цели, чтобы в рамках трудовой кооперации они не почувствовали никакого принуждения. Управление представляется как функция - вид деятельности по руководству людьми: - в системе социальных коммуникаций (что проявляется на уровне социальной иерархии, в диапазоне контроля, в распределении властных полномочий, персональных рангов, статусов, ролей и т.п. персональных признаков); Управление может рассматриваться как процесс, включающий четыре основных действия или функции регламентации деятельности индивидов, сообществ и организаций: планирование, организация, мотивация, контроль. В более узком смысле управление рассматривают как определённую категорию людей или социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по регламентации деятельности индивидов, включённых в состав внутренней структуры общества, государства, региона, локального территориального сообщества или организаций, занятых различного рода деятельностью. И наконец: на обыденном уровне словом «управление» традиционно обозначается орган или аппарат управления. Несмотря на обилие определений и подходов, главное, на чём сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления – руководство людьми, регламентация и координация их деятельности для достижения общих целей. Довольно часто возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» и русское «управление» синонимами?Это одно и то же или нет? В решении этого вопроса авторы разделились на две дискутирующие группы: Противники отождествления менеджмента и управления, к которым относится и автор книги, уверены в следующем. Эти термины имеют сходство, но существенно отличаются по содержанию. Поскольку менеджмент как наука возник в США, то американцы говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» - администрирование. Русский термин «управление» по своему содержанию более богат, широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование». Во второй группе «менеджмент» и «управление» рассматриваются практически с одних и тех же позиций и настаивают на том. что эти термины можно использовать как тождественные. В нашей книге излагается позиция утверждающая сущностные различия понятий «менеджмент» и «управление». Общество России более двух десятков лет назад заявило о стремлении осуществить постиндустриальный проект и утвердить гражданскую социальность, правовое государство и конкурентную экономическую систему. Глобальные общественные трансформации переживает наш народ: переход от пост-тоталитаризма к гражданской демократии в экономической и социально-политической сфере, от директивной командно-распределительной экономики к цивилизованным конкурентным отношениям социально-ориентированного рынка, от идеологического диктата правящей партии к плюрализму многопартийности и культурной жизни, от жёстко детерминированной принудительной активности к отношениям самоупорядочения, самоорганизации и самоуправления должен утвердить новую жизнь. В переходных условиях система государственного и местного управления остро нуждается в эффективных изменениях, ибо трансформации, происходящие в ней с неизбежностью отражаются на качестве всех социальных процессов общества. В наиболее общем виде управление может быть представлено как систематическое воздействие властного субъекта на общность людей, организацию или отдельно взятого человека с целью обеспечения условий их нормальной жизни и деятельности, создания оснований развития и саморазвития, утверждения их целостности или достижения гармонического равновесия во взаимодействии с другими общностями и людьми, окружающей природной или социальной средой. Прогресс содержательно линеен. Процесс перехода на качественно более высокий уровень бытия невозможно остановить ни управленческим воздействием, ни нормотворчеством, ни какими иными вмешательством в естественный порядок человеческих коммуникаций. Прогресс возможно лишь затормозить применением мер, объективно не отвечающих чаяниям людей и потребностям развития общества. Управление призвано обеспечить баланс интересов членов общества, что находит выражение в постановке общественно значимых целей, повышающих коммуникативно-деятельностную мотивацию и развивающих ценностные ориентации акторов. Социальные трансформации последних двух десятилетий изменили не только формы организации жизни и деятельности людей. Произошло изменение сущности и содержания единицы общества, форм собственности, системы функционирования труда, распределения доходов от эксплуатации природной ренты, типов и форм организации политической власти, иерархии ценностей и стереотипов поведения, социальных отношений в целом. Всё это сопровождается фундаментальными изменениями принципов организации и содержания управления как на уровне государственного целого, так и на региональном и муниципальном уровнях и на уровне бытия локальных территориальных сообществ. Российские трансформации в рамках общегосударственного постиндустриального проекта нацелены, в том числе, и на создание системы управления, эффективно сочетающей национальную традицию и инновации современности, что позволит своевременно реагировать на вызовы времени и формировать качественный ответ на них. В нашей книге из всей совокупности теоретического и практического наследия человечества, обширнейшего собрания теорий, технологий и методов осуществления управленческой деятельности проанализированы именно те, которые имеют непосредственное отношение к одному из важнейших подразделений социологической науки – социологии управления. Мы изложили материал, обобщающий многолетний опыт преподавания автором курсов «Основы теории управления», «Теория управления», «Теория государственного управления», «Управление общественными отношениями» и «Социология управления» для студентов Омского государственного технического университета.
Раздел I Развитие парадигмы управления в историческом контексте Глава 1.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1117)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |