Становление гражданского общества в Украине
Основу гражданского общества составляют три кита: частная собственность, развитые правовые отношения, самостоятельные и уверенные в своих силах люди. В России частная собственность на протяжении ХІХ в. фактически не утвердилась ни экономически, ни психологически. В конце ХІХ – начале ХХ вв. начался интенсивный процесс капитализации, сопровождавшийся созданием институтов гражданского общества (земства, разнообразные совещательные органы при правительстве), формировалась многопартийность. Однако из-за нагромождения противоречий между потребностями и попытками модернизации страны, с одной стороны, и традициями абсолютистского правления – с другой, этот процесс зачастую срывался. Создание нового – социалистического государства не способствовало формированию «буржуйских» структур гражданского общества, хотя Советы – как элементы системы местного самоуправления должны были стать формой воздействия граждан на принятие и осуществления политических решений. Переход к формированию гражданского общества и правового государства начался с делегитимации власти в СССР в 80-х. Этот процесс сопровождался значительными разрушениями в структуре ценностей советских граждан, которые нуждались в горбачевской «перестройке» не только в экономическом подъеме (горбачевский лозунг – «ускорение»), но и в политическом плюрализме («гласность»). Именно «гласность» стала решающим фактором для возобновления гражданской, вне государственной жизни, а также признания социального и политического плюрализма. Оно сопровождалось разрастанием неформальных гражданских объединений и политических организаций. С получением независимости Украина приобрела возможность оформить эти процессы в национальном законодательстве. Новые законы позволили развивать независимые формы общения и сотрудничества граждан, по инициативе граждан создавать гражданские организации и фонды, открывать образовательные учреждения, основывать частные средства массовой информации, т.е. формировать институты гражданского общества, возникающие и функционирующие независимо от государства. Значительная часть населения приобрела опыт участия в новых формах гражданской работы (благотворительность, неприбыльная экономическая и иная деятельность, активная защита своих прав) и в демократическом политическом процессе (выборы, референдумы, манифестации, пикетирование). [12, 13] Ежегодное увеличение количества некоммерческих (еще их называют также негосударственными или неправительственными) организаций и расширение сферы их деятельности, свидетельствуют о позитивной тенденции становления структур гражданского общества в Украине (на данный момент Министерство юстиции Украины зарегистрировало свыше 50 тысяч гражданских и благотворительных организаций, творческих союзов, третейских судов и других ассоциаций). Главными направлениями их деятельности выступают: артикуляция интересов разных слоев населения, репрезентация и защита этих интересов, привлечение граждан к формированию и осуществлению публичной политики, выявление и реализация гражданских инициатив, их лоббирование в органах власти. Если же подойти к анализу деятельности украинских гражданских организаций с точки зрения политической теории, то можно их классифицировать по нескольким направлениям: субъект и объект деятельности, цель организации, сфера деятельности, вид и направленность деятельности. Два последних критерия позволяют разделить НКО на: A. Организации, деятельность которых направлена на самих себя. i. защищающие свои интересы на правительственном уровне ii. Ассоциации, помогающие сами себе в реализации своих интересов iii. Аматорские (любительские) B. Организации, деятельность которых направлена на других. i. Благотворительные фонды ii. Благотворительные организации iii. Правозащитные группы iv. Гражданско-политические организации и движения. Самая разнообразная подгруппа – класса А1, куда входят объединения предпринимателей, клубы деловых людей, профессиональные рабочие союзы (традиционные и новые, независимые от государства и руководства предприятия), фермерские организации, объединения военных и работников милиции, профессиональные объединения интеллигенции и служащих, творческие союзы, а также большая часть женских, молодежных, студенческих объединений. [7] С другой стороны, становление рынка услуг, предоставляемых НКО, затрудняется низким спросом на их продукцию со стороны как власти, так и самих граждан. Исключением здесь могут быть сферы правовой и социальной защиты, образования и культуры, сфера экологии. Негативное влияние на становление этого рынка услуг оказывает также низкий уровень гражданской и правовой культуры наших соотечественников, неистребимая привычка ждать помощи со стороны власти, недостаточный объем информированности населения небольших городов. Что же касается политической власти и партий, то их заинтересованность продукцией НКО ограничивается небольшим набором: пиар-технологии в свою пользу, компромат на оппонентов, помощь в предвыборный период. Согласие НКО развивать свою деятельность именно в таком ключе, а также нередкие случаи сближения НКО с органами власти (в поисках рычагов влияния, источников финансирования, способов повышения своей репутации), закрепляют авторитарные методы взаимоотношений органов власти с гражданскими организациями, бесконтрольность первых и бесправность вторых. Застарелая болезнь органов государственной власти – это непонимание предназначения государства в обществе; закрытость, стремление избежать публичной подотчетности, отрицание роли институтов гражданского общества, отношение к ним как конкурентам или оппонентам, а не партнерам. Информированность граждан, особенно местными органами власти, в большинстве случаев происходит избирательно и дозировано – лишь бы не повредить репутации руководителям и органам власти в целом. Зачастую сам факт таких взаимодействий используется как пиар-акция для политических деятелей или регионального руководства. Однако есть и позитивные тенденции в становлении структурных компонентов гражданского общества. В регионах страны работают по разным направлениям достаточное количество опытных, известных не только в Украине, но и за рубежом, гражданских организаций. Например, такие структуры как Совет предпринимателей, Украинский независимый центр политических исследований, Украинский центр экономических и политических исследований имени А.Розумкова, Немецкий фонд международного правового сотрудничества, Международный фонд «Возрождение», Фонд Конрада Аденауэра и др. [14] Результаты их деятельности постепенно изменяют и механизмы принятия политических решений властью, и стереотипы поведения чиновников в отношении НКО, да и сознание самих граждан, привыкших ощущать себя бесправными и беззащитными.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |