Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические указания студентам




 

Самостоятельная работа студента нужна для более глубокого усвоения изучаемого курса, для формирования навыков исследовательской работы и должна научить студента на практике применять полученные теоретические знания.

Задания для самостоятельной работы студента:

 

Тема 1. Изъяны рынка и роль государства в рыночной экономике.

В качестве самостоятельного задания студентам предлагается самостоятельно подготовить материал для выступления на семинарском занятии, а затем коллективно его обсудить по вопросу «Масштабы и роль государственного сектора в экономике стран мира». Это задание предусматривает не только выяснение необходимости сохранения государственного сектора в рыночной экономике, но и оценку его размера в разных странах. Обычно для сравнения в качестве примера берутся несколько стран с развитой рыночной экономикой, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Изучение данного материала позволяет студентам более четко представлять себе, какой путь уже прошла Россия к рынку, и какой путь ей еще предстоит пройти.

 

Тема 2. Общественные блага в рыночной экономике.

Самостоятельная работа студентов включает проработку учебного материала не только по лекционному материалу, но и по учебной литературе, указанной выше в Планах семинарских занятий.

 

Тема 3. Социально-экономическая сущность перераспределения в условиях рыночной экономики. Модели общественного благосостояния.

Кроме работы дома с учебной обязательной и дополнительной литературой, каждому студенту дается задание выполнить эссена тему «Современная модель общественного благосостояния России». Эссе оценивается до 10 баллов и учитывает освоение студентом как теории, так и практики проблем общественного благосостояния. Кроме эссе к самостоятельной работе также относится подготовка выступлений на семинарах по темам, связанным с проведением социальной политики в России, предусматривающих анализ реальных ситуаций в этой сфере.

 

Тема 4. Теория общественного выбора и несовершенство государственного сектора.

 

В самостоятельную работу входит работа с учебной литературой, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников, подготовка заключений по обзорам таких проблем, как «Государственный сектор экономики и его изъяны», «Лоббирование: положительные и отрицательные последствия», «Группы специальных интересов и их влияние на принимаемые парламентом решения». Самостоятельная работа над этими темами, изучение мирового опыта позволяет студентам не только глубже понять теоретические аспекты теории общественного выбора, но и осознать собственную роль в политическом процессе страны.

 

Тема 5. Налоговый механизм и доходы государственного сектора.

 

Студенты самостоятельно работают над учебной литературой. К первому семинару предлагается подготовить доклады по темам: «Влияние неденежных форм доходов на величину налоговых поступлений», «Экономический смысл и сравнительный анализ искажающих налогов». Преподаватель учитывает, что к моменту изучения этого раздела курса студентам уже прочитан курс «Налогообложение», а значит, представление о налоговой системе уже сформировано, поэтому на этом семинарском занятии проводится контрольная работа,к которой студенты должны повторить материал по всем предыдущим темам курса.

 

Тема 6. Государственные расходы. Социальная помощь и государственное страхование.

 

Студенты прорабатывают учебный материал, готовят доклады и обсуждения к ним. В качестве тем докладов предлагается обсудить «Становление новой системы социальной защиты населения в РФ», «Государственная политика борьбы с бедностью в России». Кроме того, в этой теме предусматривается сделать переводи обсудить работу профессора Гарвардской школы бизнеса Джеймса Остина “The Collaboration Challenge”, в которой четко и ясно обосновывается идея о том, что создание общественных благ не может обходиться без участия в этом процессе всех трех секторов экономики – государственного, частного и некоммерческого.

 

Тема 7. Финансирование и производство товаров и услуг в государственном секторе.

 

При подготовке к семинарскому занятию студенты изучают учебный материал по конспектам лекций и научной литературе, а также готовятся к участию в тематической дискуссиина тему «Пути повышения эффективности использования бюджетных средств в процессе создания общественных благ». Основные моменты дискуссии состоят в том, чтобы найти и проанализировать реальные ситуации, связанные с контрактацией и квази-рынками.

 

Тема 8. Бюджетный федерализм.

 

Студенты изучают учебный материал по конспектам лекций и научной литературе, готовят доклады на темы «Политика финансового выравнивания в РФ», «Проблема региональной несбалансированности бюджетной системы в РФ», «Бюджетный федерализм в условиях перехода к рынку». На семинарском занятии по этой теме предусматривается моделирование и анализконкретных проблемных ситуаций по бюджетным грантам.

 

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента на экзамене.

 

 

Вопросы к экзамену

1. Экономическая сущность и виды изъянов рынка.

2. Экономические функции государства.

3. Госсектор и его удельный вес в рыночной экономике разных стран.

4. Госсектор в переходной экономике.

5. Свойства общественных благ.

6. Равновесие в сфере производства общественных благ.

7. Модель общего равновесия частных и общественных благ.

8. Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного.

9. Теория клубов.

10. Общественные блага в переходной экономике.

11. Социально-экономическая сущность перераспределительной деятельности государства в рыночных условиях.

12. Соотношение равенства и эффективности в рыночной экономике.

13. Использование критерия компенсации для достижения равенства.

14. Общественное благосостояние. Функции благосостояния.

15. Нерыночное согласование предпочтений.

16. Субъекты в госсекторе экономики и их взаимоотношения.

17. Механизм голосования. Рациональный коллективный выбор.

18. Группы специальных интересов и погоня за рентой.

19. Провалы государства.

20. Источники доходов госсектора.

21. Виды налогов. Особенности налоговых систем разных стран.

22. Принципы налогообложения. Определение эффективности налоговой системы.

23. Сферы действия налогов.

24. Избыточное налоговое бремя.

25. Понятие и формы государственных расходов.

26. Перемещение выгод и сферы действия программ госрасходов.

27. Искажающие действия госрасходов.

28. Взаимозависимые предпочтения и госрасходы.

29. Понятие бюджетного федерализма.

30. Условия эффективности бюджетного федерализма. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.

31. Взаимосвязь численности населения и масштабов производства локальных общественных благ. Теорема о переполнении.

32. Особенности выполнения функций государственных финансов на региональном уровне.

33. Различия в структуре доходов и расходов территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».

34. Контрактация. Квази-рынки.

 

 

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

Билет 1

1. Экономическая сущность и виды изъянов рынка.

2. Контрактация. Квази-рынки.

 

Билет 2

1. Экономические функции государства.

2. Различия в структуре доходов и расходов территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».

 

Билет 3

1. Госсектор и его удельный вес в рыночной экономике разных стран.

2. Особенности выполнения функций государственных финансов на региональном уровне.

 

Билет 4

1. Госсектор в переходной экономике.

2. Взаимосвязь численности населения и масштабов производства локальных общественных благ. Теорема переполнения.

 

Билет 5

1. Свойства общественных благ.

2. Условия эффективности бюджетного федерализма. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.

 

Билет 6

1. Равновесие в сфере производства общественных благ.

2. Понятие бюджетного федерализма.

 

Билет 7

1. Модель общего равновесия частных и общественных благ.

2. Взаимозависимые предпочтения и госрасходы.

 

Билет 8

1. Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного.

2. Искажающие действия госрасходов.

 

Билет 9

1. Теория клубов.

2. Перемещение выгод и сферы действия программ госрасходов.

 

Билет 10

1.Общественные блага в переходной экономике.

2. Понятие и формы государственных расходов.

 

Билет 11

1. Социально-экономическая сущность перерасределительной деятельности государства в рыночных условиях.

2. Избыточное налоговое бремя.

 

Билет 12

1. Соотношение равенства и эффективности в рыночной экономике.

2. Сферы действия налогов.

 

 

Билет 13

1. Использование критерия компенсации для достижения равенства.

2. Принципы налогообложения. Определение эффективности налоговой системы.

 

Билет 14

1. Общественное благосостояние. Функции благосостояния.

2. Виды налогов. Особенности налоговых систем разных стран мира.

 

Билет 15

1. Нерыночное согласование предпочтений.

2. Источники доходов госсектора.

 

Билет 16

1. Субъекты в госсекторе экономики и их взаимоотношения.

2. Провалы государства.

 

Билет 17

1. Механизм голосования. Рациональный коллективный выбор.

2. Контрактация. Квази-рынки.

 

Билет 18

1. Группы специальных интересов и погоня за рентой. Теорема Эрроу.

2. Равновесие в сфере производства общественных благ.

 

Билет 19

1. Экономическая сущность и виды изъянов рынка.

2. Механизм голосования. Рациональный коллективный выбор.

 

Билет 20

1. Модель общего равновесия частных и общественных благ.

2. Источники доходов госсектора.

 

 

Билет 21

1. Субъекты в госсекторе экономики и их взаимоотношения.

2. Сферы действия налогов.

 

Билет 22

1. Провалы государства.

2. Различия в структуре доходов и расходов территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».

 

Билет 23

1. Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного.

2. Нерыночное согласование предпочтений.

 

Билет 24

1. Теория клубов.

2. Перемещение выгод и сферы действия программ госрасходов.

 

Билет 25

1. Использование критерия компенсации для достижения равенства.

2. Взаимозаменяемые предпочтения и госрасходы.

 

Билет 26

1. Госсектор и его удельный вес в рыночной экономике разных стран.

2. Понятие бюджетного федерализма.

 

Билет 27

1. Общественное благосостояние. Функции благосостояния.

2. Сферы действия налогов.

 

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)