Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос



2015-11-27 2229 Обсуждений (0)
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос 5.00 из 5.00 3 оценки




Фома Аквинский полагал, что насильственная ликвидация тирании всегда чревата:

а) либо ее ужесточением («может случиться, что те, кто действует против тирана, не смогут победить, и... уязвленный тиран будет бесчинствовать еще сильнее»);

б) либо срывом общества во внутренние раздоры, утратой обществом единства (если «против тирана восстанет тот, кто может победить, от одного этого в народе возникают тягчайшие распри: или когда множество поднимается на тирана, или когда после низвержения тирана оно разделяется на части, споря относительно порядка управления»);

в) либо случается, «что, когда с чьей-либо помощью множество изгоняет тирана, другой, получив власть, устанавливает тиранию, и, боясь претерпеть от другого то, что он сам сделал с предшественником, подавляет подданных еще более тяжким гнетом». «Когда-то в Сиракузах, в то время как все желали смерти Дионисия, некая старуха долго молилась о том, чтобы он был невредим и пережил бы ее. Узнав об этом, тиран спросил ее, почему она это делала. Тогда она сказала: "Когда я была девочкой и у нас был грозный тиран, я желала его смерти. Он был убит, и ему наследовал другой тиран, еще суровее; и когда его власть кончилась, я считала, что он был много суровее. Ты – третий, и теперь мы понимаем, что ты намного более суровый правитель. Так вот, если ты будешь уничтожен, еще худший займет твое место"».

Убийство тирана, подчеркивал Фома Аквинский, не соответствует апостольскому учению: апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.

Кроме того, полагал Фома Аквинский, для общества представляет опасность чья-либо самочинная решимость насильственно устранить тирана: такому риску подвергают себя обычно дурные люди, для которых «правление царя обычно бывает не менее тяжелым, чем правление тирана», и поэтому «для множества следствием этой попытки будет скорее потерять царя, чем средство спастись от тирана».

Однако, при определенных обстоятельствах и условиях Фома Аквинский допускал тираноубийство. Как он обосновывает право устранения тирана? Приведите примеры реализации этой идеи на практике.

Задание 4.

1) По мнению Н. Макиавелли, у народов есть три пути увеличения своего внешнего могущества: союз равносильных государств, главенство над союзниками и совершенное покорение других народов.

Какой из этих путей он считает лучшим, какой – худшим и почему? Объясните почему. Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры из истории.

2) Раскройте понятие иджтихада. Покажите его роль в формировании основных мазхабов. Проведите различия между религиозно-правовыми школами в суннизме. Покажите влияние иджтихада на эволюцию исламской политико-правовой мысли.

Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем

1. Основные положения государственно-правовой теории томизма, его роль в становлении официальной идеологии католической церкви.

2. Основные государственно-правовые проблемы в идеологии средневековых ересей, особенности еретической политической методологии.

3. Общее и особенное в политико-правовой идеологии Западной Европы, Византии и Арабского Востока.


Тема 3. Политические и правовые учения

Нового времени (XVII – XVIII вв.)

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. С помощью какого критерия, по мнению Дж. Локка, должен разрешаться конфликт между исполнительной властью и народом?

2. Какова, по Ш.Л. Монтескье, цель законов о воспитании в условиях монархии, республики и деспотии?

3. Как объясняется свобода, согласно политическим учениям Нового времени?

4. Кто из российских просветителей второй половины XVIII века критиковал самодержавие?

Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:

Просвещение

Буржуазия

Законность

Веротерпимость

Конституция

Задание 2.2. Решите тесты

1. Последоговорное право гражданина Б. Спиноза называл:

а) частным гражданским правом;

б) частным государственным правом;

в) публичным гражданским правом;

г) позитивным частным правом.

2. Как определял закон Ш.Л. Монтескье:

а) как внутреннее определение самой природы;

б) как внешнее предписание имеющего власть;

в) как правило и мерило действий;

г) как пространство «внешней свободы» человека.

3. Кто из мыслителей Нового времени определял естественное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»:

а) Т. Гоббс;

б) Дж. Локк;

в) И. Кант;

г) Ж.-Ж. Руссо.

4. Естественными, неотчуждаемыми правами человека Дж.Локк считал:

а) свободу, равенство, братство;

б) жизнь, свободу, стремление к счастью;

в) жизнь, свободу, собственность;

г) труд, счастье, справедливость.

5. Источником естественного права Г. Гроций считал:

а) ветхозаветные постановления;

б) новозаветные постановления;

в) разумную природу человека;

г) человеческую волю.

6. Установите соответствие между мыслителем и политико-правовой доктриной:

1. Джон Локк теория общественного договора
2. Жан-Жак Руссо школа естественного права
3. Томас Гоббс полицеизм
4. Яков Бильфельд раннебуржуазный либерализм
5. Гуго Гроций теоретик политического абсолютизма

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 3.

Ж.Ж. Руссо: истинным основателем гражданского общества был тот, кто «первый. напал на мысль, огородив участок земли, сказать: "Это – мое" и кто нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить». Введение собственности было одновременно введением в человеческое общество неизвестных ему дотоле насилий, взаимного истребления, антагонизма. «От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: "Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!"».

Но этого избавления не последовало. Между людьми возникло неравенство богатых и бедных. Чтобы защитить себя от нападок бедных, богатые изобрели способ обратить в свою пользу сами силы противников: они убедили бедных объединиться для водворения мира и защиты прав всех и каждого. «Таково было или должно было быть происхождение общества и законов, которые наложили новые оковы и дали новые силы богатым, которые безвозвратно уничтожили естественную свободу, упрочили навсегда закон собственности и неравенства, которые из ловкого присвоения сделали неприкосновенное право и для пользы немногих честолюбцев обрекли навеки человечество на труд, рабство и нищету».

Дж. Локк: собственность имеет нравственно-религиозное основание. Бог изначально дал мир в пользование всем людям сообща и наделил их рассудком, чтобы они «наилучшим образом и с наибольшим удобством могли пользоваться жизнью». Поэтому стихийные порождения природы принадлежат человечеству, и в естественном состоянии не существует частной собственности. Но одновременно «пользование» («использование») предполагает необходимость наличия «средства присвоения»: дабы плоды или оленина, которыми питается «дикий индеец», не знающий, что такое огораживание, и остающийся общинником, могли пойти на поддержание его жизни, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью его собственной личности, и чтобы никто другой не имел на них никакого права.

«Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав». Поэтому «труд его тела и работа его рук по самой природе вещей принадлежат ему»: эти труд и работа создают разницу между вещами, к которым он и приложены, и общим владением, они прибавляют «к ним нечто большее, чем то, что природа. сотворила; и, таким образом, они стали его частной собственностью». Иными словами, частная собственность – это то, что выделяется из собственности общей в результате приложения трудового усилия личности, ее способностей, навыков и энергии к вещам природы. «Трава, которую щипала моя лошадь, дерн, который срезал мой слуга, и руда, которую я добыл в любом месте, где я имею общее с другими право, становятся моей собственностью без предписания и согласия кого-либо. Труд, который был моим и который был затрачен на то, чтобы извлечь их из того состояния общего владения, в котором они находились, утвердил право собственности на них».

1) Сравните две точки зрения на право частной собственности. Определите сущность права частной собственности по мнению Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.

2) Чьи аргументы Вы считаете более убедительными?

3) Объясните, какова роль права частной собственности в системе прав человека и гражданина в современном мире.

Задание 4.

Ш.Л. Монтескье рассматривал существующие формы правления в контексте их способности гарантировать политическую свободу. Он различал два аспекта политической свободы – институциональный и личностный. В чем суть этих аспектов политической свободы и как они связаны друг с другом? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из политической практики Франции XVIII в., когда жил Ш.Л. Монтескье, и современной России.

Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем

1. Личность и право в Новое время.

2. Факторы, определившие содержание учения Дж. Локка о государстве и праве.

3. Руссоизм и его историческая судьба.


Тема 4. Политические и правовые учения в Европе в XIX веке

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Г. Гегель называл три гарантии от злоупотреблений чиновников. Какие именно?

2. Как трактует И. Кант закон нравственности?

3. Почему первоначально в политико-правовой мысли противопоставлялись идея социального государства и идея правового государства?

4. В чем имеется кардинальное отличие взглядов западников и славянофилов на политическую и общественную жизнь России?

Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:

Законность

Право

Парламент

Почвенничество

Позитивизм

Либерализм

Задание 2.2. Решите тесты

1. Г. Гегель считал, что суверенитет государства наилучшимобразом и наиболее последовательно может быть осуществлен:

а) конституционной монархией;

в) аристократической республикой;

б) демократической республикой;

г) господской монархией.

2. Мерилом должного поведения человека И. Бентам считал:

а) соблюдение естественного закона;

б) соблюдение позитивного закона;

в) стремление к свободе и справедливости;

г) практическую личную выгоду.

3. Б. Констан считал, что современное государство должнобыть по форме:

а) аристократической республикой;

в) парламентской республикой;

б) конституционной монархией;

г) абсолютной монархией.

4. Источником права Дж. Остин считал:

а) Бога;

б) природу;

в) разум;

г) суверенную власть.

5. В чем проявилась либеральность взглядов М. М. Сперанскогго

а) государство должно опираться на общую волю народа;

б) предложения ликвидации крепостного права;

в) принцип подотчетности министерств законодательной власти;

г) все вышеперечисленные.

6. Установите соответствие между политико-правовой теорией и ее автором:

1. юридический позитивизм Г. Спенсер
2. анархизм Ф. Лассаль
3. социал-демократический социализм Л. Гумплович
4. революционно-утопический коммунизм П. Прудон
5. социология права Дж. Остин
6. Теория насилия Г. Бабеф, О. Бланки

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 2.

«Буржуазия определяет нравственную цель государства так: она состоит исключительно в охранении личной свободы и собственности индивидуума. Это идея ночного сторожа, господа, идея ночного сторожа потому, что государство представляется здесь только в образе караульщика, все назначение которого – предупреждать разбои и грабежи». Государство будущего должно ставить перед собой еще и социальные задачи. «Я приписываю государству высокую, великую задачу, – развить зародыши человечности, что оно делало от начала истории и будет делать во веки веков, я требую, чтобы оно, как орган всех, устроило своей благодетельной рукой жизнь всех» (Ф. Лассаль).

1) В чем недостатки современного буржуазного государства, по мнению Ф. Лассаля? Какие пути и средства он предлагает для их преодоления

2) Каким образом предложения Ф. Лассаля были реализованы в социалистических и буржуазных государствах в XX в.? Приведите примеры социальной ориентированности государства в правовой доктрине современных государств.

Задание 4.

По мнению М.М. Сперанского, политические права должны принадлежать только собственникам, так как люди, не имеющие собственности, не могут грамотно составлять законы и участвовать в государственных делах. Объясните позицию М.М. Сперанского. Согласны ли Вы с этими идеями? Приведите примеры, как в современном мире реализуются эти идеи М.М. Сперанского.

Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем

1. Западная традиция права в XIX в.

2.Либерально-демократические политико-правовые учения XIX в.: Б. Констан, И. Бентам, А. де Токвиль, Дж. С. Милль.

3. Позитивизм в праве и политике, его основные методологические и аксиологические принципы.

4. Абсолютная монархия в политико-правовой мысли XIX в.: плюсы и минусы


Тема 5. Политические и правовые идеи XX века

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. В чем суть учения Л. Дюги о норме солидарности?

2. Какие социальные, экономические и политические факторы повлияли на эволюцию либерализма и консерватизма в XX в.?

В чем проявляется связь политико-правовой идеологии «новых левых» с марксизмом и фашизмом?

Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:

Фашизм

Социализм

Эгалитаризм

Феноменология права

Сталинизм

Консервативный либерализм

Задание 2.2. Решите тесты

1. В чем сущность кейнсианской теории:

а) государство должно быть ограничено системой права;

б) государство не должно вмешиваться в сферу экономических отношений;

в) чтобы предотвратить бесконтрольное развитие рынка, следует ограничить спекуляцию на фондовых и валютных рынках, установив высокий процент налога на подобные сделки, а полученные средства вкладывать в производство и социальный сектор экономики;

г) все вышеперечисленные.

2. Что в себя включает идея государства всеобщего благоденствия:

а) сочетание рыночной экономики с государственным регулированием;

б) тенденция к расширению политических свобод;

в) демократизация политической жизни;

г) все вышеперечисленные.

3. Какие принципы составляли основу политической концепции Сунь Ятсена:

а) свобода, равенство, справедливость;

б) жизнь, здоровье, безопасность;

в) национализм, демократия, народное благоденствие;

г) мир, труд, солидарность.

4. Направление правовой мысли, изучающее юриспруденцию понятий, мир абстрактных категорий, схем, границы которого указаны в официальных актах государства:

а) юридический позитивизм;

б) теория естественного права;

в) социологическая юриспруденция;

г) психологическая школа права.

5. В основе марксизма в понимании И. В. Сталина лежит идея

а) построение коммунизма;

б) диктатура пролетариата;

в) демократизация общества;

г) союз пролетариата с другими слоями общества.

6. Установите последовательность появления концепций права в Советском государстве:

а) концепция различения права и закона

б) право как форма общественного сознания

в) пролетарское право

г) советское социалистическое право

7. Установите соответствие между определением права и его автором:

1. совокупность правовых норм, это иерархия норм Р. Паунд
2. совокупность психических переживаний долга и обязанностей Ж. Маритен
3. «общественное явление», «всеобщий регулятор поведения людей» Л. Петражицкий
4. «высокоспециализированная форма социального контроля» Г. Кельзен

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 2.

Известный американский философ и футуролог Ф. Фукуяма утверждает, что «за последние годы во всем мире возник небывалый консенсус на тему о легитимности либеральной демократии как системы правления, и этот консенсус усиливался по мере того, как терпели поражение соперничающие идеологии: наследственная монархия, фашизм и последним – коммунизм. ... Либеральная демократия может представлять собой "конечный пункт идеологической эволюции человечества" и "окончательную форму правления в человеческом обществе", являясь тем самым "концом истории". Это значит, что в то время как более ранние формы правления характеризовались неисправимыми дефектами и иррациональностями, в конце концов приводившими их к крушению, либеральная демократия, лишена таких фундаментальных внутренних противоречий. Это утверждение не означает, что стабильные демократии, такие как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливостей или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя. ...С приближением конца тысячелетия на ринге остался единственный соперник, претендующий на потенциальную универсальность идеологии, – либеральная демократия, доктрина индивидуальной свободы и народоправства».

1) Согласны ли вы с такой точкой зрения? Аргументируйте позицию примерами из произведений современных российских ученых и политической практики.

2) В чем сила и привлекательность идеологии либерализма и в чем в то же время ее слабость, недостатки, на которые указывают ее оппоненты?

Задание 4.

Раскройте причины появления элитарных концепций государства в XX в. Объясните, почему представителей этих теорий обвиняли в приверженности к фашизму. Приведите примеры реализации элитарных теорий в организации государственного механизма и политической системы.

Задание 5. Напишите эссе на одну из предложенных тем

1. Неопозитивистская школа права в XX в., ее достижения и недостатки.

2. Теория «элитарной демократии»: идеи и реальность.

3. Неофрейдизм о природе человека и власти.

4. Государственно-правовые идеи в современной западной политологии и социологии.




2015-11-27 2229 Обсуждений (0)
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)