Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГАНС ХОЛЛЯЙН (1934 -2014)



2015-11-27 1455 Обсуждений (0)
ГАНС ХОЛЛЯЙН (1934 -2014) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ганс Холляйн закончил Венскую Академию художеств в 1956 году, позднее продолжил учебу на архитектурных отделениях Иллинойского технологического института в Чикаго и Калифорнийского университета в Беркли, в мастерских у Мис ван дер Роэ, Френка Ллойда Райта и Ричарда Нейтры. В 60-м году получил ученую степень магистра. Первый проект, привлекший внимание общественности, был свечной магазин «Рэтти» построенный в Вене на Кольмаркте. В небольшом по площади пространстве были размещены выставочное и торговое помещения. В историческом окружении фасад магазина нужно было сделать таким, чтобы он был органично вписан в сложившуюся среду и в то же время привлекающим внимание. Г. Холляйн использовал в решении интерьера и фасада контраст материалов, цвета и формы. Полированная поверхность анодированного алюминия естественного цвета, его жесткий геометрический порядок линий в традиционном окружении неизменно привлекают внимание. Система материалов и форм, берущая начало снаружи, продолжается во внутреннем пространстве. Небольшое входное квадратное пространство развернуто углом навстречу входящим и кажется просторным и значительным и направляет в следующий зал. Эта одна из первых работ Г. Холляйна получила у австрийских специалистов всеобщее признание и явилась одним из самых важных достижений в архитектуре 1960-х годов. В 1966 году он получает ежегодную награду, присуждаемую «Рейнольдс Металз компании» за артистическое применение алюминия. Через несколько лет по его проекту в центре Вены, недалеко от Ринга, был построен второй небольшой магазин «КМ» – салон мод Кристины Метек (рис. 25) [4]. Две выполненные работы Г. Холляйна показывают два подхода к формированию пространства. Свечной магазин – это пространство, которое не может быть подвержено изменениям. В салоне мод «КМ» решена одна из проблем архитектуры торговых пространств: быстрые изменения в соответствии с потребностями и возможность для этого использования небольшого пространства. С 1967 по 1976 годы Г. Холляйн был профессором Дюссельдорфской государственной Академии художеств, затем начал преподавать в Высшем училище прикладного искусства в Вене как специалист по промышленному дизайну.

Проект театра университета в Сент-Луисе содержит элементы, напоминающие черты клуба им. Русакова в Москве, русского архитектора К. С. Мельникова. Характерное выявление объемов зрительных залов во внешнем облике здания служит доказательством профессионального интереса Холляйна к архитекторам России 20-х годов.

Построенная в 1969 году в Нью-Йорке галерея Ричарда Р. Фейгена, по существу, прямое продолжение темы венских магазинчиков. В проекте решительно использованы казавшиеся неблагоприятными условия. На небольшой узкой улице спроектирован белый, расчлененный только оконными проемами кулисообразный фасад со спаренными колоннами высотой на три этажа, облицованными зеркальным металлом. Последние, помимо конструктивных функций, имеют и другую – привлечь к себе внимание. Пешеходы могут увидеть находящуюся за ними улицу отраженную в этом металле, как в выпуклых зеркалах. Внутреннее помещение галереи имеет вид коридора, но архитектор, несмотря на это, пластично решил функциональное предназначение выставочного пространства. Центр фонда Сименса в Мюнхене (1971 – 1972) был размещен рядом с идущей по дуге стеной Нимфенбурга таким образом, чтобы не нарушать облик существующей застройки. Этого архитектор достиг не только тем, что здание плотно прилегает к стене, но и тем, что центр построен более низким, чем стены памятника архитектуры в стиле барокко, таким образом, современная постройка исключается из общего вида.

В 1971 году Г. Холляйн спроектировал новый магазин под названием «Секция Н» в Вене на первом этаже здания XVII века на углу Шулерштрассе и Кумфгассе. Новая часть фасада так хорошо сочетается со старой, что «грань» столетий можно обнаружить только с расстояния в несколько метров, так какдетали свидетельствуют о развитой индустриальной базе новой архитектуры. Решение окон, надпись «Секция Н» выполнены в сдержанных формах.

В начале своего пути в архитектуре Г. Холляйн обстоятельно изучал вопросы градостроительства. Возможно, благодаря именно этому, он так уверенно приступил к разработке проекта Олимпийской деревни. На конкурс, объявленный в 1971 году, Г. Холляйн представил проект, сочетающий мелкомасштабную и крупномасштабную застройки. Его основная концепция актуальна: жители города, двигаясь вдоль размещенной на проложенной по улицам цветной, красочной, освещаемой по вечерам линии, могу попасть на городской форум, пригодный для общественного использования. Он назвал ее «Медиалайн» и считал, что задачей архитектора является создание коммуникации как средство общения между людьми, человеком и обществом. Г. Холляйн принимает участие в различных выставках. В 1972 году в Венеции на Биеннале он проектирует павильон Австрии. В 1971 году он благоустраивает площадь перед ратушей Бремена. В 1973 году был спроектирован первый магазин Шуллина в Вене, площадь которого составляет всего 2,5 × 8,8 м. (рис. 25) [4]. Он занимает место в тесном ряду нескольких подобных магазинов в нижнем этаже большого старого дома. Поиски решения фасада велись Г. Холляйном в его мастерской на макетах натуральной величины. Были опробованы различные варианты, каждый из которых отрабатывался до деталей. Отчасти такой метод работы можно связать и с наклонностью архитектора к художественному ремеслу, с очевидно присущей ему потребностью руками делать форму в процессе проектирования. Магазин Шуллина на Грабенплац нередко называют «ювелирным изделием», его оценка выразилась в присуждении Г. Холляйну в 1964 г. премии города Вены за архитектуру. Основное значение в решении фасада магазина имеет объемная медная структура. Очертания глубокой металлической расщелины с вмонтированными в нее металлическими цилиндрами, прорывающей фронтальную плоскость бурого гранита облицовочных плит, передают вид геологического разреза – алмазный слой в грубой породе у самого края воды (витринного стекла). Этот декоративный элемент имеет простой функциональный смысл – это осветительное устройство, позволяющее за счет отражательной способности сложно моделированной поверхности медной капсулы создать впечатление потока света.

Как утверждает архитектор, при выборе материалов он руководствуется «не их денежной стоимостью, а их дизайнерской ценностью». Действительно, во втором магазине Шуллина (рис. 25) [4] наряду с ценными породами дерева (красное дерево, дуб), цветными металлами и дорогим отделочным камнем (белый и темный мрамор) использованы простой пластик, белая штукатурка, дешевый металлический сплав, обычно применяемый для ступеней междуэтажных лестниц, стандартные стеклянные колбы осветительных элементов заводского изготовления. Среди соседних магазинов с их пестрыми витринами, наполненными товаром, с их конкурирующими между собой вывесками, спроектированный Г. Холляйном магазин выделяется своим несколько необычным обликом. Два стеклянных проема по сторонам фланкированного дубовыми колоннами входа напоминают не столько торговые, сколько выставочные витрины, за которыми просматривается интерьер, похожий на антикварные кабинеты в музеях прошлого века. Металлу здесь уделено основное внимание. Снова архитектор решает в привлекающем его материале главным образом эстетические задачи. В известной степени они обусловлены обычным для Г. Холляйна стремлением создать особенную психологическую обстановку. На этот раз объект превращается в место для опробования декоративных возможностей материала, и Г. Холляйн задается вопросом о соотношении цветных металлов в такой последовательности: золото, бронза, латунь, медь – и пытается выразить их «иерархию» в деталях фасада и интерьера.

В 1978 году проектируется центр Австрийского туристского бюро в Вене (рис. 25). Это воспроизведение экзотического пейзажа с элементами-макетами символического содержания, например: пальмы, здания, обломка колонны. С помощью использования стекла, камня, металла, пластмассы и дерева Г. Холляйн впервые в своей архитектуре имитирует исторические образцы. Включение этих элементов способствует пространственной организации агентства. Так, используя разные по цвету мощения пола, разделяются и подчеркиваются направления движения посетителей к стойкам агентов от основного входа и выделяется входная площадь.

В 1980-е годы Г. Холляйн руководит Институтом дизайна Венской Академии прикладного искусства, является профессором архитектурного отделения Академии художеств в Дюссельдорфе, почетным членом Американского института архитекторов, лауреатом Прицкеровской премии. Почти каждая новая его работа получает ту или иную награду, становится объектом внимания прессы, экспонируется. Стало возможным говорить об особой авторской концепции Вены как мирового художественного центра, о «холляйновской Вене».

В разные годы Г. Холляйн сближался с такими теоретиками, как американский архитектор П. Эйзенман, с группой Аркигрэм, П. Портогези, но не обрел среди них своего места. К периоду самоопределения архитектора относятся его попытки сформулировать собственные мысли о психологии творчества, в которых ему не удалось затронуть волнующие вопросы архитектуры. Впоследствии Г. Холляйн отошел от теоретических занятий. Не нашел он себя и в футурологическом проектировании, несмотря на то, что некоторые его ранние «бумажные» проекты отвечали тенденции, начатой группой Аркигрэм и японскими метаболистами. Его фотомонтажи, показывающие фантастические виды городов будущего, находятся в музейных коллекциях: в постоянной экспозиции МОМА выставлен фотомонтаж «Город-авианосец» (1964), во франкфуртском Музее архитектуры – «Городские формации над Веной» (1960) и другие работы той же прогностическо-утопической серии, интерес к которой у архитектора пропадает сразу при переходе его к реальному проектированию.

Не становится он и художником-концептуалистом, несмотря на то, что его «ситуации» получают в начале 70-х годов признание в артистической среде. В 1970 г. в Грац-Эггенберге состоялось организованное им символическое «Захоронение автогонщика», по всей видимости, призванное пробудить мысли о губительной силе техники [1]. В реальном проектировании Г. Холляйн всегда, с первых своих шагов, неизменно проявлял склонность к созданию именно художественной формы - образа. На этом пути не было резких изменений, каких-то особых колебаний. Проект построенного в 1982 г. музея в Мёнхенгладбахе был выполнен 10-ю годами раньше, но сразу после открытия комплекса его признали крупным достижением архитектора (рис. 28). Центром служит мощеная камнем пешеходная площадь, занимающая часть поверхности кровли основного здания музея. Площадь соединяется мостом с одним из городских кварталов, расположенным на ее уровне, который закрыт для транспорта и считается территорией высшего разряда. Под мостом у подножия холма, в который вписан музей, проходит проезжая улица. Если мост непосредственно продолжает городскую пешеходную зону до главного уровня центра, то улица идет уровнем ниже и позволяет подъехать к музею на автомобиле. От нее наверх поднимается широкая веерообразная лестница, а с противоположной стороны, со стороны городского парка по склону холма серпантином вьется огражденная волнообразной кирпичной стеной эспланада, движение по которой сопровождается остановками на видовых площадках и в местах для отдыха.

Посещение комплекса превращено архитектором в путешествие с одного уровня на другой и по очень сложной, но ненавязчивой системе осей, позволяющей выбирать направления пути и воспринимать окружение в постоянной смене ракурсов. Здания, окружающие террасу площади, разнообразны по своим формам, ориентации, отличаются друг от друга использованием разных отделочных материалов, таких как мрамор, грубообработанный камень, сталь, кирпич, цинк, алюминий, прозрачное и зеркальное стекло. В пунктах соединения различных осей Г. Холляйн планирует значимые помещения. За пределами Австрии, в странах, где больше всего проектировал Г. Холляйн, архитектор получает признание как представитель венской школы и наследник богатой национальной культуры. Художественная подготовка Г. Холляйна позволяет ему быть сценографом, декоратором и дизайнером. Он ставит спектакли в австрийских театрах, проектирует интерьеры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, посуду, осветительную и другие виды технической аппаратуры, создает произведения крупной пластики, оформляет выставки к национальным торжествам, художественные экспозиции (рис. 26,27) [5].

Рис. 25. Г. Холляйн. Плакат, выполненный студентом И. Бирченко, 2-й курс, 2014 г.

 

Рис. 26. Г. Холляйн. Плакат, выполненный студентами К. Остапчук, А. Насибулиной

Рис. 27. Г. Холляйн. Плакат, выполненный студентами К. Остапчук, А. Насибулиной

Рис. 28. Г. Холляйн. Плакат, выполненный студентами К. Остапчук, А. Насибулиной



2015-11-27 1455 Обсуждений (0)
ГАНС ХОЛЛЯЙН (1934 -2014) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГАНС ХОЛЛЯЙН (1934 -2014)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)