Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РИКАРДО БОФИЛЛ (1939 г.)



2015-11-27 2471 Обсуждений (0)
РИКАРДО БОФИЛЛ (1939 г.) 5.00 из 5.00 4 оценки




Рикардо Бофилл родился в Барселоне в семье архитектора Э Бофилла. Учился в местной Высшей технической школе (1955 – 1956) и Женевском университете.

В 1960 – 1963 годах Р. Бофилл стал основателем, а затем и руководителем «Архитектурной мастерской», получившей мировую известность под своим оригинальным названием Taller de Arquitectura. На протяжении почти тридцати лет своего существования мастерская претерпевала значительные изменения. В 1960 г. в Барселоне встретились и решили объединиться только что вернувшийся на родину из Швейцарии Р. Бофилл, тогда не закончивший архитектурное отделение Женевского университета, испанский поэт Х. А. Гойтисоло и итальянская актриса С. Вергано. Вскоре к ним присоединились М. Нуньес, страстно увлеченный театром, архитектор-самоучка Р. Кольадо и англичанин П. Ходжкинсон. Математик по образованию, сестра Рикардо Анна Бофилл также стала полноправным членом Тальер. Позже в работу группы включились писатель-эссеист С. Клотас и философ-эстетик К. Р. де Вентос. Постепенно приходили и другие как профессионалы, так и дилетанты.

С течением времени сложился большой интернациональный коллектив, в работе которого архитектурное проектирование сочетается с рядом других творческих и интеллектуальных занятий. Энергичные, предприимчивые и живо интересующиеся искусством авангарда члены Тальер развивали вначале кипучую разностороннюю деятельность, снимая игровые и документальные кинофильмы, устраивая хэппенинги, протестуя в духе контркультуры против буржуазной добропорядочности, обсуждая вопросы чувственного восприятия, широкие философские и эстетические проблемы. Очень скоро Тальер выдвинулась не только в качестве архитектурного объединения, но и как одна из авангардистских группировок бывшего в конце 60-х годов лозунгом для леворадикального протеста во Франции, в других странах Запада.

В качестве импресарио группы выдвинулся Р. Бофилл, который много путешествовал, пропагандировал и агитировал. Ему удалось завязать рабочие отношения с влиятельными слоями западного общества. С театром группа поддерживала контакты через М. Нуньеса. Работы художника Ф. Топольски принесли ей известность своим мастерством графического исполнения, а благодаря, П. Ходжкинсону, они снискали звание квалифицированных профессиональных решений. Р. Кольадо взял на себя функцию конструктора и следил за реализацией проектов мастерской. Социологи, экономисты и специалисты других профессий внесли свой вклад в создание высокого уровня проектирования. «Мастерская» в общении с философом К. Р. де Бентосом обрела теоретические обоснования своей проектной деятельности и решения собственных экономических вопросов.

Таким образом, проекты мастерской рождались в процессе коллективного взаимодействия людей разных творческих профессий, в том числе и писателей, выделяясь своим социальным утопизмом. Первые проекты мастерской – жилые комплексы в Испании сочетали сравнительно низкую стоимость жилья с экспрессивной пластической структурой и риминисценцией традиционной средиземноморской архитектуры.

Район Гауди (1964 – 1972) (рис. 29) [6] это первый реализованный масштабный проект социального жилья. Задача состояла в строительстве доступного жилья для иммигрантов 60-х годов ХХ века из южных областей Испании. Главная идея проекта, по представлениям Р. Бофилла, состояла в том, чтобы избежать модели спального района, создать атмосферу небольшого городка с многофункциональной структурой, включающей жилые, коммерческие и общественные зоны. Были спроектированы три независимые системы передвижения: основная сеть дорог по периметру для скоростного транспорта, вторая – для медленного транспорта с парковками и пешеходными зонами, третья – исключительно для пешеходов. Архитектор работал с социологами, изучая и анализируя законы формирования городской среды.

Смешение функций, характерное для традиционных городов, было заложено как принцип. В результате появилось новое направление современной архитектуры ХХ века – «локальный город», берущий свои истоки из региональной архитектуры. Жилые помещения соседствуют с коммерческими учреждениями и общественными зонами. На каждом этаже двенадцать разных квартир, расположенных вокруг патио. Вестибюль, как общественное пространство, обеспечивает доступ к вертикальным элементам (лестницам и лифтам) и проход от одного патио к другому на горизонтальном уровне. На четвертом этаже расположены общественная площадь и пешеходные улицы.

Другие здания испанского периода, принесшие Р. Бофиллу известность – жилой комплекс Ксанаду в Кальпе, гостиница «Эль Кастелло» в Ситжесе (1966 – 1968), гостиница «Ла Мурале Роха» в Кальпе (1969 – 1975) и «Замок Кафки» [6].

«Замок Кафки» (1968)находится в городе Аликанте на одной из вершин горы Ситжес (рис. 30) [4]. Уже в это время Тальер стала олитературивать архитектурный образ, в данном случае назвав комплекс по заглавию романа Кафки «Замок». В работе над этим проектом архитектор также вдохновлялся традиционной средиземноморской кубистической структурой поселений. Разновеликие кубы расположены по спирали вокруг вертикальных коммуникаций. Каждый куб – это небольшая по площади квартира, на разных уровнях которой находятся гостиная-столовая и спальня с ванной комнатой. В составе проекта 90 квартир, плавательный бассейн, сауна, бар и ресторан.

Комплекс «Ксанаду» (рис.31) [6] образован из нескольких модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из трех по разному расположенных кубов, объединенных вертикальной осью. Планировки жилых единиц различны, но всегда включают гостиную, кухню, спальню и ванную комнату. Четкая геометрия куба, положенная в основу плана здания, нарушена внешними срезанными углами, через остекление которых открываются разнообразные виды на окружающий ландшафт.

В 1965 г. в Барселоне было построено жилое здание на улице Баха (рис. 32). Семиэтажный жилой дом расположен в жилом районе Барселоны. Здание изогнуто обрамляет круглую площадь Св. Григория Чудотворца. Подъезды ведут в два разных корпуса, объединенных в один комплекс. Со стороны улицы Переса Кабреро корпус состоит из 21 квартиры с фиксированной арендной платой, а в корпусе со стороны ул. Баха 12 элитных квартир и один пентхаус, разработанный по индивидуальному проекту. Различие между корпусами отразилось на уровне отделки внутренних помещений и зон общего пользования. Часть кладки стены фасадов выполнена ажурной, пропуская воздух и свет в хозяйственные помещения квартир. Верхняя часть здания отодвинута вглубь, освобождая место для балконов; каминные трубы и ограждения напоминают о каталонском архитекторе Антонио Гауди. Внутренние лестничные пролеты находятся внутри каталонских кирпичных сводов. На нижнем этаже расположены магазины, вестибюли, ведущие в квартиры, и проход в подземный паркинг. Два подъезда соединяются застекленным вестибюлем, что упрощает переход из общего пространства в личное и с улицы – в квартиру. Пентхаус здания расположен с отступом от линии фасада, которая дала возможность создать систему озеленения балконов и террас с бассейном, образуя уединенный оазис посреди города.

Главный офис Архитектурной мастерской – цементный завод (1975) Сант Жуст Десвер, Испания (рис.33) [6]. В 1973 г. Р. Бофилл обнаружил заброшенный цементный завод рубежа ХIХ - ХХ веков с тридцатью силосными башнями, подземными галереями и огромными машинными отделениями. Полуразрушенность здания придавала ему брутально-романтичный и загадочный вид: лестница, ведущая в никуда, мощные железобетонные конструкции, не имеющие назначения, куски железа, висящие в воздухе. Процесс преобразования начался с разрушения: обнажились скрытые формы. Как только вырисовалась новая планировка, убрали цемент и озеленили территорию, завод обрел новую функцию – стал главным офисом Архитектурной мастерской. В силосных башнях разместились кабинеты, макетные мастерские, архив, библиотека, а огромный машинный зал превратился в так называемый Собор – помещение для встреч, выставок, лекций, концертов, культурных мероприятий, связанных с профессиональной жизнью архитектора. Сейчас на территории растут эвкалипты, пальмы, оливковые деревья и кипарисы.

«Уолден-7», 1974 г. Испания (рис. 34). Этот жилой комплекс построен в северном пригороде Барселоны как ворота в город по пути из Мадрида. Многоквартирный комплекс представляет собой четырнадцатиэтажную пространственную структуру, модули которой сгруппированы вокруг пяти внутренних дворов. По первоначальному замыслу Мастерской это должен был быть комплекс-коммунна по принципу общин американских хиппи. В память об американских утопистах и был назван проект. Радикальному замыслу Мастерской не суждено было осуществиться в первоначальном виде. И не только потому, как им казалось, что возникли непреодолимые экономические трудности и на пути стало испанское законодательство, а потому, что сам этот замысел уже запоздал со своим появлением. Переработанный с расчетом на обычных потребителей «Уолден-7» был закончен строительством в 1975 г. Р. Бофилл, компенсируя неудачу эксперимента, ввел в окраску стен комплекса преобладающий красный цвет, вызывая у его обитателей постоянное возбуждение, состояние неосознанной агрессии. В остальном Р. Бофилл трезво оценил новую ситуацию и заявил: «Мы отказались от позиции маргиналов. Мы не смогли бы больше создать «Уолден-7»… Наше поведение изменилось, соответственно должна измениться и наша архитектура» [6].

В 1978 г. открыл второе бюро в Париже. Главным соавтором ряда важнейших его работ был архитектор М. Нуньес-Яновски.

С семидесятых годов во Франции начинается новый период проектирования и строительства жилых комплексов: «Озерные аркады» в Сен-Кантен-ан – Ивелин (1972-1975) (рис. 35), «Абраксас» в Марн-ла-Валле (1978-1983) (рис. 36), «Лестницы барокко» (1979-1985) (рис. 37) – все в Париже или окрестностях, а также «Антигона» в Монпелье (1978-1989) (рис. 38). В этих комплексах продолжается развитие идеи совмещения в единый комплекс жилых, торговых, общественных и других пространств, но так как эти объекты проектировались во Франции, то в основу их планировки были положены забытые традиционные структуры, характерные для Франции: классические симметричные, элементы барочной архитектуры и использование ордерной системы, карнизов, рустовки и т. д. При этом все, что было построено, выполнено в современных материалах, разработаны типовые элементы, отлитые производственным образом.

Обо всем этом было рассказано в книге Р. Бофилла «Пространство для жизни». Выступая в 1984 году перед канадскими архитекторами, Р. Бофилл подчеркнул, что на первом этапе Мастерскую привлекали в основном региональные строительные формы, тогда как впоследствии ею всецело завладел интерес к высокой традиции. Так, для Испанского периода характерна одна система (гроздья жилых ячеек вокруг внутреннего пространства двора или площади, крыши, предназначенные для рекреации, закрытость и затененность помещений). Эти Идеи были показаны в проекте-концепции города в Испании (рис. 39). Для французского периода характерно использование – структурных традиции архитектуры, как искусства, обладающего универсальным языком форм. Это художественные явления разного порядка, и Тальер не допускает их смешения в пределах одного замысла. Французские комплексы Тальер получили названия «вертикальных городов-садов», «жилых стен» и «обитаемых монументов». Всюду собрание легко узнаваемых прототипов классических сооружений – амфитеатр, триумфальная арка, дворец, аркады, виадук, обелиск в центре площади и т. д. Новые проекты отличает окончательная завершенность. Они не могут наращиваться в пространстве. В планировке предпочтение отдается барочным ансамблям. В проектах Тальер можно найти следы самых разных влияний. Падение функционализма взывавшего к ясности, простоте, строгости, было подготовлено, полагает К. Р. де Вентос, большими переменами в буржуазной экономике, сдвигами в психологии производства и потребления. Возник вкус к усложненному, кричаще эффектному, бесцельному [6].

«Озерные аркады» (рис. 35) были частью французского правительственного плана строительства городов-спутников на парижских окраинах с целью разгрузить центр города и упорядочить рост пригородов. Проект «Озерные аркады» был задуман как современная интерпретация французского дворцового ансамбля. Искусственное озеро строгой геометрической формы, пересеченное виадуком – дань французской традиции замков-мостов.

«Абраксас» (рис. 36) - это комплекс, состоящий из «театра», «дворца» и арки. Впервые за послевоенный период был использован совершенно новый подход к проектированию и районированию города. Центральное пространство притягательное и побуждающее к действию, такое как театр под открытым небом, представлено в виде открытой зеленой площади, ограниченной объемами окружающих ее зданий. С помощью ордерной системы железобетонных конструкций в здании и фасадах создан сложный, многогранный и выразительный архитектурный язык.

В последующие периоды было спроектировано много объектов разного назначения. Среди них в Испании - жилой комплекс в Олимпийской деревне, Барселона, 1992 г. (рис. 40), имеющий некоторые общие черты с архитектурой Мастерской 70-х годов (большая плотность застройки, пластически развитый фасад). Объем зданий в плане шире на первом уровне и со стороны двора сужается уступами к верху, давая возможность лучшего попадания света в небольшие внутренние дворы. Затем были спроектированы Музыкальная школа Шепард (рис. 41) и Дворец конгрессов в Мадриде в 1993г. (рис. 42). Эти проекты уже больше следуют по структуре и пластике фасадов классическим традициям. Последние работы Мастерской показаны на плакате, в том числе и предназначенные для России (рис. 43). Эти работы выполнены по воздействием новых мировых тенденций в технологиях, а также особенностей проектной деятельности стран, с которыми взаимодействовала Мастерская.

 


 

а

б в

г

Рис. 29. Р. Бофилл. Район Гауди, Реус, Испания: а – общий вид комплекса; б – варианты планировки квартир; в – фрагменты здания; г – фрагменты здания

 

а

 

б в

Рис. 30. Р. Бофил. «Замок Кафки», Аликанте, Испания, 1968 г.: а – планы этажей; б, в – перспективы комплекса

а б

в г д е

 

Рис. 31. Р. Бофилл. Комплекс Ксанаду, Кальпе, Испания, 1968-1971 гг.: а – вид комплекса, повторяющий силуэт горы; б – разрез по комплексу; в, г, д – виды комплекса

 

а б

в

Рис. 32. Р. Бофилл. Жилой дом на улице Баха, Барселона,1965 г: а – план этажа; б – фрагменты; в – перспективы

а

б

Рис. 33. Р. Бофилл. Цементерия – главный офис мастерской Р. Бофила в Барселоне, 1970-78 гг.: а – преспектива - аксонометрия офиса; б – интерьеры различных пространств офиса

а

б в

г

Рис. 34. Р. Бофилл. Уолден-7, Барселона, 1970 –1975 гг.: а – общий вид комплекса; б – вид на комплекс сверху; в – перспектива внутреннего двора сверху; г – фрагменты комплекса

а

б

в

Рис. 35. Р. Бофилл. Озерные аркады, Сен-Кантен-ан-Ивелин, Франция, 1975 г: а – фасад со стороны воды; б – аксонометрии комплекса; в – фрагменты зданий комплекса

а

б

в

г д

Рис. 36. Р. Бофилл. Комплекс Лез-Эспас-д’Абраксас, Марн-ла- Валле, Франция, 1982 г.: а – вид со стороны театра; б – рисунки деталей; в – перспектива здания; г – фрагмент театра; д – фрагменты фасадов

а

б в

Рис. 37. Р. Бофилл. Комплекс «Лестницы барокко», Париж, Франция, 1985 г.: а – общий вид комплекса; б – рисунок плана комплекса; в – фрагменты со стороны внутреннего двора

Рис. 38. Р. Бофилл. Район «Антигона», Монтпелье, Франция, 1978-2000гг.

а

б

в г

д

Рис. 39. Р. Бофилл. Проект-концепция города в Испании: а – общий вид; б – фрагменты макета; в – структурные элементы; г – разрез; д – вариант макета

а

б в

 

Рис. 40. Р. Бофилл. Жилой комплекс в Олимпийской деревне, Барселона,1992 г.: а – общий вид; б – план на отметке 0,000; в – перспективы

 

Рис. 41. Р. Бофилл. Музыкальная школа Шепард

 

Рис. 42. Р. Бофилл. Дворец конгрессов в Мадриде, 1993, Maдрид, Испания

 

 

Рис. 43. Р. Бофилл. Терминал 2, аэропорт Барселоны 1988 – 1991 гг., Барселона, Испания

 

 

Рис. 44. Р. Бофилл. Плакат последних работ Р. Бофилла.

       


2015-11-27 2471 Обсуждений (0)
РИКАРДО БОФИЛЛ (1939 г.) 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: РИКАРДО БОФИЛЛ (1939 г.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)