Основные определения и термины. Системы, состоящие из двух или более веществ, отделенных друг от друга границей
Системы, состоящие из двух или более веществ, отделенных друг от друга границей раздела, называют дисперсными системами. В такой системе различают дисперсную среду − сплошную среду, в которой распределены частицы вещества, и дисперсную фазу – совокупность этих частиц. В основу классификации дисперсных систем положено агрегатное состояние фаз дисперсных систем, размеры и форма раздробленной фазы, интенсивность межфазного взаимодействия, молекулярность, структура. По степени дисперсности они подразделяются на четыре типа: – грубодисперсные – грубые взвеси, суспензии, эмульсии, порошки с размером частиц ≥10–5 м; – микрогетерогенные 10–5 – 10–7 м; – коллоидно-дисперсные золи с размером частиц 10–7–10–9 м; – молекулярные или ионные растворы с размером частиц менее 10–9 м. Дисперсные системы по межфазному взаимодействию среды и фаз делятся на лиофобные и лиофильные. В лиофобных системах дисперсная фаза слабо взаимодействует с дисперсной средой (суспензии, эмульсии), в лиофильных системах − интенсивно (растворы полимеров, поверхностно-активных веществ). Частицы дисперсной фазы, структурно связанные в дисперсной системе, образуют гели, а несвязанные − золи. Дисперсные системы получают двумя путями: 1) физической и химической конденсацией ионов или молекул в агрегаты; 2) диспергированием вещества до частиц коллоидных размеров. Физическая конденсация может осуществляться при охлаждении паров или путем понижения растворимости веществ при замене растворителя. Химическая конденсация происходит в результате химических реакций, сопровождающихся образованием труднорастворимых в дисперсионной среде соединений. Примерами могут служить следующие реакции: 2H2S + O2 ® 2S + 2H2O; 2FeCl3 + 3H2O ® Fe(OH)3 + 3HCl; AgNO3 + KJ ® AgJ + KNO3 . Из методов диспергирования особое значение имеет пептизация как физико-химический метод образования золей из “свежих” (рыхлых) осадков. Пептизаторы, растворами которых обрабатывают осадки, способствуют образованию двойного слоя ионов на поверхности частиц осадка, сообщая золю агрегативную устойчивость. Различают пептизацию адсорбционную, диссолюционную и пептизацию промыванием осадка. При адсорбционной пептизации к осадку добавляют ПАВ или готовый электролит-пептизатор, неиндифферентные ионы которого избирательно адсорбируются на поверхности частиц потенциалообразующего слоя. При диссолюционной пептизации пептизатор образуется в ходе химической реакции между молекулами поверхностных слоев частиц осадка и добавленным реагентом. Частицы дисперсной фазы в золях обладают сложной структурой, зависящей от условий их получения и природы стабилизатора. Такие частицы называются мицеллами. Например, частицы гидрозоля иодистого серебра, которые получают приливанием раствора нитрата серебра к раствору иодистого калия (избыток KJ– стабилизатор). Реакция протекает по уравнению m AgNO3 + (m+n) KJ → mAgJnJ– + mKNO3. Мицелла имеет следующую структуру:
{ m [AgJ] nJ– (n–x) K+ }–x x K+ 123 123 агрегат диффузионный слой ядро частица мицелла
Частица дисперсной фазы с окружающим ее диффузионным слоем называется мицеллой; m – число молекул AgJ в агрегате; Если получать золь иодистого серебра при некотором избытке нитрата серебра (AgNO3), то частицы золя иодистого серебра приобретают положительный заряд (в отличие от предыдущего случая): {m [AgJ] nAg +(n–x) NO3–}+x xNO3– Знак заряда коллоидных частиц золей можно определить методам капилляризации. Метод капилляризации применим для окрашенных золей. В основе этого метода лежит зависимость адсорбируемого золя от знака заряда поверхности адсорбента (фильтровальной бумаги). При смачивании фильтровальной бумаги водой, она поднимается по капиллярам бумаги. При этом стенки капилляров заряжаются отрицательно, а граничащая с ними вода – положительно. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Лабораторная работа. Получение золей
Цель работы: освоение методики получения золей различными методами, построение формул мицелл. Реактивы: растворы реагентов концентраций: KMnO4 – 0,05 моль/л, Na2S2O3 – 0,02 моль/л, K4[Fe(CN)6] – 0,04 моль/л, (NH4)2CO3 – 0,1 моль/л, AlCl3 – моль/л, CH3COONa – 0,2 моль/л, Na2HPO4 – 0,1 моль/л, FeCl3 – 0,2 моль/л. Оборудование: штатив с пробирками, колбы вместимостью 100 мл, набор пипеток, воронки пробирочные, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, электроплитки. Методика работы 1. Получение золя диоксида марганца. Соль марганца восстанавливают тиосульфатом натрия: 2KMnO4+6Na2S2O3+4H2O®2MnO2¯+3Na2S4O6+2KOH+6NaOH. В колбу вместимостью 50 мл помещают 1 мл раствора KMnO4 концентрации 0,05 моль/л и 19 мл воды. В разбавленный раствор добавляют по каплям (5-6 капель) при взбалтывании раствор Na2S2O3 концентрации 0,02 моль/л. Образуется золь темно- красного цвета. 2. Получение золя гексацианоферрата (II)-железа (III) калия (берлинской лазури) с отрицательно заряженными частицами: FeCl3 + K4[Fe(CN)6] ® KFe[Fe(CN)6] ¯ + 3KCl. К 20 мл воды добавляют 2-3 капли насыщенного на холоду раствора FeCl3, а затем при взбалтывании – 1 каплю раствора K4[Fe(CN)6] концентрации 0,04 моль/л. Образуется золь сине- зеленого цвета. 3. Получение золя гексацианоферрата (II)-железа (III) калия (берлинской лазури) с положительно заряженными частицами: К 20 мл воды добавляют 0,5 мл раствора K4[Fe(CN)6] концентрации 0,04 моль/л, а затем при взбалтывании – 2 капли раствора FeCl3 концентрации 1/5 насыщенного. Образуется золь синего цвета. 4. Получение золя гидроксида железа: К 20 мл кипящей воды прибавляют 1-2 капли насыщенного раствора FeCl3. Образуется золь вишнево-красного цвета. 5. Получение золя фосфата железа: FeCl3+Na2HPO4+CH3COONa®FePO4¯+3NaCl+CH3COOH. К 10 мл воды добавляют 20 капель насыщенного раствора FeCl3 и 10 капель раствора CH3COONa концентрации 6. Получение золя фосфата алюминия: AlCl3 + Na2HPO4 + CH3COONa ® AlPO4¯ + 3NaCl + CH3COOH. К 10 мл воды добавляют 20 капель раствора AlCl3 концентрации 0,2 моль/л и 10 капель раствора CH3COONa концентрации 0,02 моль/л. К полученному раствору добавляют по каплям при взбалтывании раствор Na2HPO4 концентрации 0,10 моль/л до тех пор, пока появляющиеся хлопья фосфата алюминия не станут растворяться с трудом. Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля
1. Какие системы называются дисперсными? Как подразделяются дисперсные системы в зависимости от размера частиц? 3. Какие дисперсные системы относятся к лиофильным и лиофобным? 4. Как можно отличить коллоидные растворы от истинных? 5. Какими путями можно получить дисперсные системы? 6. Какими способами можно провести диспергирование твердых и жидких веществ? 7. Перечислите конденсационные методы получения коллоидных растворов. 9. Что называется мицеллой и каково ее строение? 10. Какими методами можно определить знак заряда золя?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |